Николай васильевич фомичев

Реферат на тему:

Никон (Фомичёв)



План:

    Введение
  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и юность
    • 1.2 Инженер
    • 1.3 Священник
    • 1.4 Архиерей
  • 2 Награды
  • 3 Библиография

Введение

Архиепи́скоп Ни́кон (в миру - Николай Васильевич Фомичёв , 9 мая 1910, Санкт-Петербург - 13 апреля 1995, там же) - епископ Русской православной церкви; с 16 июля 1982 года по 28 марта 1984 года - архиепископ Пермский и Соликамский.


1. Биография

1.1. Детство и юность

Родился 9 мая 1910 года в семье служащего. В семилетнем возрасте он начал прислуживать при богослужениях в храме. Многие школьники посещали такие воскресные школы, ходили на Литургию и вечерние службы. Как вспоминает Владыка: «…в Великий пост, всей школой, строем ходили в церковь на исповедь и причастие».

Посещал братство при Александро-Невской Лавре, которым руководил архимандрит Варлаам (Сацердотский). Члены этой общины активно участвовали в жизни Церкви, пели на клиросе, организовывали чтение лекций и прочее. Участие в деятельности братства сыграло большую роль в формировании мировоззрения Николая Васильевича, а самое главное - в укреплении его веры.

В 1928 году окончил 102-ю трудовую школу, по окончании которой в течение трёх лет работал на производстве.


1.2. Инженер

В 1931 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1936 году с отличием, получив звание инженера-энергетика.

После окончания института работал на инженерно-технических должностях на Октябрьской железной дороге и в системе «Ленсельэнерго», занимая должности от рядового инженера до главного инженера треста.

Все эти годы посещал храм, стараясь по возможности быть на всех воскресных и праздничных службах, хотя ходить в церковь в 30-е годы, как известно, было очень опасно. Многих прихожан органы НКВД брали прямо в храме. Вот как описывал сам Владыка типичную для того времени ситуацию: «…молится человек, а к нему подходят, говорят: „Пройдёмте…“ В некоторых местах милиционеры стояли у входа в храм. Мы шли в церковь и не знали, придём домой или нет…».

Во время блокады Ленинграда находился в городе, работал в Военно-Восстановительной службе Октябрьской железной дороги. Награждён двумя медалями - «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Работая и учась, он одновременно был иподиаконом у ленинградских архиереев в течение 17 лет.


1.3. Священник

17 июня 1945 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) рукоположен во диакона, а 12 мая 1946 года - во священника. Священствовал в храмах г. Ленинграда.

В 1946 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил экстерном в 1950 году со степенью кандидата богословия и назначен настоятелем Князь-Владимирского храма посёлка Лисий Нос. С 1952 года - настоятель Крестовоздвиженского собора и благочинный г. Петрозаводска Олонецкой епархии.

В 1953 году переехал служить на Украину и был назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Житомире и секретарём епископа.

С 1956 года - настоятель кафедрального собора г. Великие Луки, секретарь епископа и благочинный. В 1958 году назначен настоятелем храмов в г. Новая Ладога Ленинградской епархии, а с конца 1960 года - в храмах Ленинграда на Большой Охте. С 1 февраля 1962 года был настоятелем Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры.


1.4. Архиерей

11 августа 1962 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре пострижен в монашество, 14 августа того же года возведён в сан архимандрита. 26 августа 1962 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 16 ноября 1962 года - епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии.

С 3 августа 1963 года - епископ Рижский и Латвийский. Вступил в конфликт с властями в связи с тем, что не дал своего согласия на закрытие Троице-Сергиева женского монастыря в Риге.

27 января 1966 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским - в епархии тогда было всего 16 приходов. Позднее вспоминал: «Открывать было почти нечего. Я просил, правда, одну церковь, но мне не только не дали её открыть, но наоборот, пытались закрыть два храма, а „взамен“ дать лишнего священника к собору. Собор был маленький. Я приехал в Архангельск в феврале, и, когда вошёл в храм, ужаснулся: всё обросло инеем, льдом. Оказалось, каменные плиты пола лежат прямо на земле. Ремонт делать не разрешали. Лишь после долгих переговоров с местными властями нам разрешили положить в соборе маты (циновки, половики), а в алтаре настелить деревянный пол. Это был, заметьте, кафедральный собор!».

С 11 июня 1977 года - епископ Калужский и Боровский. 2 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа. В этот период давление на церковь не прекращалось: старостой кафедрального собора были запрещены крестины, а на Пасху 1981 года Крестный ход проходил в сопровождении множества милицейских собак.

16 июля 1982 года назначен архиепископом Пермским и Соликамским. 28 марта 1984 года из-за постоянных конфликтов с местным уполномоченным совета по делам РПЦ был уволен на покой.

С 1984 года жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). С назначением на Ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера) получил возможность совершать богослужения в храмах города и области, принимать участие в епископских хиротониях, рукополагать священнослужителей. Проповеди его отличались простотой и доступностью.


2. Награды

  • Орден Преподобного Сергия Радонежского I степени (25 августа 1982)

3. Библиография

  • Биография
  • Господь хранил верного раба Своего… Часть 1.
  • Господь хранил верного раба Своего… Часть 2.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 06:44:19
Похожие рефераты: Фомичёв , Александр Фомичёв , Фомичёв Михаил Георгиевич , Фомичёв Александр Юрьевич , Фомичев Демьян Галактионович , Фомичёв Илья Владимирович , Никон Том , Никон .

Категории: Персоналии по алфавиту , Умершие в Санкт-Петербурге , Родившиеся в Санкт-Петербурге ,

Никон (в миру - Николай Васильевич Фомичев; 9 мая 1910, Санкт-Петербург - 13 апреля 1995, Санкт-Петербург) - епископ Рижский и Латвийский (1963-1966). С 1977 - архиепископ.

Николай Васильевич Фомичев родился в Санкт-Петербурге в семье служащего. В семилетнем возрасте стал прислуживать при храме. Потом участвовал в деятельности братства при Александро-Невской лавре, что сформировало мировоззрение молодого человека.

С конца 20-х годов трудился на производстве. В 1936 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и работал инженером. Несмотря на то, что занимал достаточно высокие должности (главный инженер треста), тайно продолжал посещать храм и служил в качестве иподиакона у ленинградских архиереев. 12 мая 1946 года посвящен в священники. В 1946 году поступил в Ленинградскую Духовную академию, которую окончил экстерном в 1950 году. После этого служил в ряде церквей России и в Украине.

11 августа 1962 года принял монашеский постриг с наречением имени Никон, 14 августа возведен в сан архимандрита, а 26 августа этого же года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 16 ноября 1962 года - епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии.

В начале сентября 1963 года назначен на Рижскую кафедру. В период управления епархией зарекомендовал себя как энергичный архипастырь. Регулярно объезжал приходы, большое внимание уделял бедным сельским храмам и их материальной поддержке, лично стремился решать духовные и финансовые вопросы. Поднимал роль благочинных, изыскал средства на ежемесячные доплаты священникам выполнявшим эти обязанности. Требовал увеличения числа служб в храмах. Все эти меры способствовали постепенному росту благосостояния приходов и ограждали их от перспективы быть закрытыми.

Пытался упрочить контакты с другими конфессиями. Особенно близкие взаимоотношения сложились с лютеранами и католиками. Главы церквей регулярно встречались для выработки общих действий в религиозных вопросах, что было немаловажно в условиях гонений на религию первой половины 60-х годов.

Местные власти, как известно, с начала 60-х годов буквально «закатав рукава» принялись за выполнение постановлений Советского правительства по борьбе с церковью. Такой пыл крайне сложно было сдерживать! Использовались буквально любые поводы для закрытия храмов. Например в 1964 году, в связи с эпидемией ящура среди скота, руководство края приняло решение о запрещении церковных служб в Лудзенском районе и о закрытии церквей. Но благодаря своевременно поданной владыкой в центральные республиканские органы власти жалобе, запрет на служения был снят, а храмы открыты. Епископ Никон (Фомичев) настоятельно рекомендовал местному духовенству о всех нарушениях и произволе чиновников сразу же сообщать руководству епархии, чтобы немедленно принимать меры.

Тяжелую борьбу владыке пришлось вести, дабы уберечь Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Риге. В 1964 году власти не желали продлевать договор по аренде помещений и земли, где находился монастырь (Рига, ул. Кр. Барона 126; собственность считалась государственной). Настаивали на переезде сестер в Спасо-Преображенскую пустынь, под Елгаву. Однако умелая тактика по затягиванию решения вопроса сорвала эти намерения. 14 октября 1964 года произошла смена главы СССР, политика государства по отношению к церкви смягчилась, а вопрос о ликвидации монастыря потерял злободневность.

Несмотря на все предпринимаемые усилия и в годы архипастырского служения епископа Никона (Фомичева) в Латвии некоторые храмы были закрыты и разрушены. Так, закрытыми оказались Казанская церковь на Иоанновском кладбище в Риге, Успенская в Даугавпилсе, Вознесения Господня в Цесисском районе и еще несколько других.

Слишком большая активность епископа сильно раздражала власти Латвийской ССР. Это послужило причиной, чтобы те настояли на его переводе в другую епархию. В итоге 27 января 1966 года он был назначен епископом Архангельским и Холмогорским. С 1977 по 1982 год епископ Калужский и Боровский. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 1982 по 1984 год архиепископ Пермский и Соликамский. 28 марта 1984 года, из-за постоянных конфликтов с местным уполномоченным по делам религии, уволен на покой. Жил в Ленинграде. С назначением на Ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера) в 1986 году получил возможность совершать богослужения в храмах города и области, принимал участие в епископских хиротониях, рукополагал священников.

Источники информации:

1) Латвийская православная церковь 1988-2008 гг. Рига: Издание Синода Латвийской православной церкви, 2009. С. 27-32;

2) Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь во время правления игуменьи Тавифы (Дмитрук). Рига: Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, 2013. С. 110-116;

3) Суворова И. Отношения между Православной церковью и государством в 50-60-е годы XX столетия. В кн.: Православие в Латвии. Сб. ст. Гаврилин А.В. (ред.). Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1993. С. 83-89;

4) Использованы также некоторые дополнительные данные из интернет-ресурсов.

Текст подготовил Сергей Цоя

А. Ю. Карушев
помощник настоятеля
Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря
по финансовым вопросам,

г. Архангельск

Материалы к биографии
высокопреосвященного архиепископа Никона (Фомичева).
(епископ Архангельский и Мурманский с 1966 по 1977 годы)

9 мая 2006 года исполнилось 97 лет со дня рождения архиепископа Никона (в миру Николая Васильевича Фомичева). В 1966 году епископ Никон был назначен архиереем на Архангельскую кафедру. Больше десяти лет возглавлял он Архангельскую и Мурманскую епархию, оставив о себе память среди прихожан Архангельской епархии как о замечательном архипастыре и пламенном защитнике веры православной.
В этой небольшой статье хотелось бы рассказать об этом удивительном че-ловеке.
Архиепископ Никон родился 9 мая 1910 года в городе Санкт – Петербурге в семье благочестивых родителей. Благодать Божия уже с юных лет коснулась серд-ца будущего архипастыря. В семилетнем возрасте он впервые был приведен в алтарь - надел стихарь и начал прислуживать при богослужениях. Это событие произошло в одном из сел Ярославской губернии, где жила тогда семья маленького Коли.(1)
Вскоре после революции, в 1918 году, семья Фомичевых снова переехала в Петербург, и Коля был отдан в учиться в школу.
Советская власть уже своими первыми декретами отделила церковь от государства и сразу запретила преподавать в школах Закон Божий. Однако в храмах по воскресениям священникам пока разрешали знакомиться с основами православного вероучения. Многие школьники посещали такие воскресные школы, ходили на литургию и вечерние службы. Как вспоминает Владыка: «…в Великий пост, всей школой, строем ходили в церковь на исповедь и причастие».(2)
В 1926 году Николай Фомичев окончил в Ленинграде 102-ю трудовую школу. По окончании средней школы Николай Васильевич три года работал на производстве. Хотя гонение на церковь в то время было очень сильное, в Ленинграде в 1925-1928 годах еще действовали высшие Богословские курсы, при городских хра-мах существовали различные православные братства. Посещал такое братство при Александро–Невской Лавре и молодой Николай. В это время братством руководил архимандрит Варлаам (Сацердотский). Члены этой общины активно участвовали в жизни Церкви, пели на клиросе, организовывали чтение лекций и прочее. Участие в деятельности братства сыграло большую роль в формировании мировоззрения Николая Васильевича, а самое главное - в укреплении его веры. В 1932 году все монахи и монахини, входившие в состав общины, были в одну ночь арестованы. Многие были репрессированы и расстреляны. Одним из тех, кто избежал этой страшной участи, оказался будущий служитель Божий – Николай Фомичев. Господь хранил верного раба Своего!
В 1931 году Николай поступил в Ленинградский институт инженерного транспорта, в 1936 году с отличием окончил его и получил диплом инженера-энергетика. Все эти годы Николай посещал храм, стараясь по возможности быть на всех воскресных и праздничных службах. А ведь ходить в церковь в 30-е годы, как известно, было очень опасно. Многих прихожан органы НКВД брали прямо в храме. Вот как описывает сам Владыка типичную для того времени ситуацию: «…молится человек, а к нему подходят, говорят: «Пройдемте…». В некоторых местах милиционеры стояли у входа в храм. Мы шли в церковь и не знали, придем домой или нет…».(3) Он иподиаконствовал у ленинградских архиереев в течении 17 лет.
С 1936 по 1945 год Николай Васильевич работал на Октябрьской железной дороге и в системе Ленсельэнерго в должности инженера.
Во время блокады Ленинграда Николай Васильевич находился в осажденном городе, работал в Военно-восстановительной Октябрьской железной дороге. За самоотверженный труд и проявленное им мужество при обороне осажденного фашистами города, награжден двумя медалями - «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».(4)
Сразу по окончании Великой Отечественной войны 17 июня 1945 года Николай Васильевич был посвящен митрополитом Ленинградским Григорием в сан диакона, а почти через год - 12 мая 1946 года – во иереи. После рукоположения некоторое время о. Николай совершал служение в храмах Ленинграда.(5)
С первых лет пастырского служения будущему Владыке, где бы он ни служил, пришлось всю свою дальнейшую жизнь защищать Православную Церковь от нападок со стороны властей. Приведем один из таких эпизодов, о котором рассказывал когда-то сам Владыка: «В 1946 году, митрополит Григорий послал меня служить в г. Сланцы. Вскоре после моего приезда во время службы прихожане говорят:
- Батюшка, пришли из НКВД, ждут Вас у дверей, чтобы арестовать.
Скрываться я, конечно, не стал. Взяли меня, отвели в сельсовет.
- На каком основании Вы служите?
- На том основании, что меня прислал митрополит по согласованию с уполномоченным.
- У нас церковь закрыта.
- Если вы запрещаете, я готов подчиниться, только дайте мне документ, что храм закрыт, а служение запрещено!
- Нет, - говорят они, - никакого документа не будет.
- Ну, тогда и я не уеду.
В конце долгих препирательств, служить мне разрешили».(6)
Служа на приходах, он поступил экстерном в 1946 году в Ленинградскую Духовную академию, которую и окончил в первом выпуске в 1950 году со степенью кандидата богословия. В период учебы по благословению Святейшего Патриарха Алексея в 1946 году принимает участие в поездке в страны Ближнего Востока.
По окончании Духовной академии отец Николай служил в разных епархиях и на разных приходах - был настоятелем Князь - Владимирского храма пос. Лисий Нос Ленинградской области, настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петроза-водске и благочинным Олонецкой епархии, служил в г Житомире, занимая должность настоятеля Спасо-Преображенского кафедрального собора и секретаря епископа Житомирской епархии, затем служил в г. Великие Луки настоятелем кафедрального собора, а с начала 1958 года вновь вернулся в Ленинградскую епархию, где служил настоятелем храмов в г. Новая Ладога, поселке Вырица, в храмах самого Ленинграда., а с 1 февраля 1962 года стал настоятелем Свято- Троицкого собора Александро – Невской Лавры.(7)
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода 10 июля 1962 года протоиерей Николай Фомичев призван к высокому епископскому служению.
О. Николай принял монашеский постриг в Свято – Троицкой Сергиевой Лавре 11 августа с наречением ему имени Никона в честь преподобного Никона Ра-донежского, а затем 14 августа был возведен в сан архимандрита.
В субботу, 25 августа 1962 года, после Всенощного богослужения в Успенском соборе Троице – Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Никона (Фомичева) во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Чин наречения совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), архиепископ Можайский Леонид (впоследствии митрополит, + 1990) и епископ Таллинский и Эстонский Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси).(8)
Через два дня после хиротонии, Преосвященный Никон назначается управляющим Рижской епархии с титулом епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, а с 1963 года его назначают епископом Рижским и Латвийским.
В начале шестидесятых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, - так называемые «хрущевские гонения». В полной мере коснулось эта «волна» и Рижской епархии. В послевоенное время Рижская епархия была очень бедной, многие приходы получали дотацию от Московской Патриархии, а с начала шестидесятых советская власть усилила давление на Русскую Церковь, пытаясь различными налогами, запретами на служения окончательно задушить Православие. В это время к Владыке нередко приходили люди, отдавали ключи от храмов, прося их закрыть, так как из-за малочисленности прихожан не было средств содержать их и платить церковные налоги. Храмы были большие, а налог взимался с кубатуры. Священники в епархии обслуживали по 4-5 приходов и с каждого получали по 5 рублей в месяц. Расход свечей в некоторых храмах не превышал двух килограммов в год. Начались репрессии со стороны власти и по отношении к самому Владыке Никону за то, что не дал своего согласия на закрытие Троице -Сергиева женского монастыря в Риге.(9)
В 1966 году Владыку Никона перевели в Архангельск, более десяти лет он возглавлял Архангельскую и Мурманскую епархию. На момент приезда Владыки в Архангельске храмов почти не осталось. В городе действовали три храма, из них два кладбищенских, да и сам собор также располагался в бывшей кладбищенской церкви. В самой епархии – такой огромной по территории – было всего 16 приходов. В то время среди всех епархий по существующей статистике крещений, отпеваний и венчаний, по количеству совершаемых треб Архангельская епархия стояла на одном из самых последних мест. Так, согласно данным 1961 года, церковные погребения составляли 7% от числа всех похорон (в сравнении с Кировской – 79%), церковных венчаний –0, 2% от всего количества вступающих в брак пар (в сравнении с Горьков-ской – 11%), при этом надо учесть, что в состав Архангельской епархии, кроме нашей области, входили Мурманская область и Коми АССР.(10)
О пребывании в Архангельске Владыка оставил небольшое, но интересное воспоминание, которое мы приводим полностью: «Открывать было почти нечего. Я просил, правда, одну церковь, но мне не только не дали ее открыть, но, наоборот, пытались закрыть два храма, а «взамен» дать лишнего священника к собору.
Собор был маленький. Я приехал в Архангельск в феврале, и когда вошел в храм, ужаснулся: все обросло инеем, льдом. Оказалось, каменные плиты пола лежат прямо на земле. Ремонт делать не разрешали. Лишь после долгих переговоров с местными властями нам разрешили положить в соборе маты (циновки, половики), а в алтаре настелить деревянный пол. Это был, заметьте, кафедральный собор!
Архангельский уполномоченный Совета по делам религий обязал настоятелей представлять ему в конце каждого года список богослужений на весь последующий год. Кроме этих служб, считал уполномоченный, никаких богослужений совершать мы не имели право. Когда приехал, я сразу поломал этот порядок.
- Храмы даны нам в аренду, - сказал я, - и мы имеем право, служить в них каждый день. Учтите, что у нас есть церкви на кладбищах: как я могу приказать человеку умирать накануне того дня, когда у нас намечена служба? Человек умер, например, вчера, и сегодня нам надо служить заупокойную литию, а у нас ее нет в плане… Что ж, придется претензии родственников умершего адресовать вам».(11)
В 1977 году Владыку Никона переводят в Калужскую и Боровскую епархию и в этом же году возводят в сан архиепископа. Хотя прошло немало лет со времен Н.С. Хрущева, но гонения на Русскую Церковь все продолжались. Об одном случае, произошедшем в этой епархии, Владыка вспоминал: « В Калуге дело дошло до того, что как-то на Пасху приехала милиция, окружила весь храм и, что самое возмутительное, пришли комсомольцы с собаками – стоят около ворот, и у каждого овчарка. Когда я пошел на крестный ход, выхожу из собора, смотрю: люди столпились у ворот, даже во двор никого не пускают… Говорю:
- Пропустите всех!
Пропустили, а потом опять закрыли вход. Тогда я в полном облачении подошел к милиционерам. Овчарки лают, рвутся с поводков.
- Что Вы делаете? – говорю милиционерам. – Уберите собак!
- Это не наши собаки, - отвечают мне.
- А чьи же?
В ответ – молчание. На следующий день вызывает меня уполномоченный.
Николай Васильевич, - спрашивает, - почему Вы так поступаете?
- А Вы как поступаете? Мы что, военнопленные, чтобы окружать нас конвоем с собаками? Мы такие же советские люди, нам разрешено молиться в храме, и мы не хотим совершать богослужение под аккомпанемент собачьего лая…..
С тех пор с собаками не приходили. Но беззакония все равно продолжались».(12)
С 1982 года архиепископа Никона переводят на Пермскую кафедру. И это было его последнее служение в качестве правящего архиерея. В 1984 году из-за постоянных конфликтов с местными уполномоченными Совета по делам РПЦ Влады-ка Никон был уволен на покой и до самой своей смерти находился в родном городе Ленинграде. Пока хватало сил, преподавал в Ленинградской Духовной академии.
В последние годы совершал богослужения в храмах Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге и св. великомученика Пантелеимона в Сестрорецке..
За неустанные труды на церковной ниве Владыка был награжден многими наградами Русской Православной Церкви и братских Поместных церквей.(13)
Владыку Никона незадолго до его смерти посетила одна прихожанка Архангельской епархии и несколько раз с ним встречалась. Она вспоминала, как увидела Владыку в первый раз: «Келейница Неонилла Ивановна пригласила в комнату, предупредив, что Владыка плохо себя чувствует. Я с трепетом переступила порог. На диване лежал седобородый величественный старец - чувствовалось, что он все еще был исполнен духовной силы, несмотря на телесные немощи.
- Владыка. благословите!
- Бог благословит! – услышала я внушительный бас Высокопреосвященного. Завязался разговор. Владыка с живым интересом расспрашивал о нашей церковной жизни и пригласил на богослужение в храм Владимирской иконы Божией Матери. И вот я в церкви. Владыка священнодействовал благоговейно, истово, благолепно. Произнес прекрасную проповедь, которая свидетельствовала, о том, что он нисколько не утратил силы ума, дара красноречия, свежести восприятия и крепости духовной.
Было еще несколько встреч. Во время этих кратких встреч Владыка Никон тепло вспоминал Архангельск, его прихожан, рассказал несколько эпизодов из сво-ей жизни во время пребывания в Архангельске. Так, ему запомнился один такой случай: машины своей у епархии не было, а местный уполномоченный заставлял Владыку брать такси после службы в храмах и ехать к себе, чтобы его не слышали и не видели в городе. И вот как-то раз после службы в Соломбальском храме Владыке запретили ехать на такси, мол, добирайтесь как хотите, но такси брать нельзя.. Владыка не долго думая отправился городским транспортом, вызывая изумление горожан. Получилась целая демонстрация. Многие тогда узнали, что в городе живет епископ. На следующий день, видимо, уполномоченному был дан разгон от руководства, он позвонил Владыке и попросил всегда брать после службы такси.
И вот я навестила дорогого Владыку в последний раз перед отъездом.
- Я приеду в марте или апреле, или …, - уверяла я его.
- Нет. Приедете на мой день Ангела, –твердо произнес мой собеседник.
И вот скорбь, но и чудо! Я действительно приехала на день Ангела Высокопреосвященного – 22 мая, память свт. Николая, приехала на сороковой день по смерти нашего Владыки».
Скончался Преосвященный Никон 13 апреля 1995 года на 85 году жизни
Отпевали Владыку Никона в любимом его Владимирском храме епископы Истринский Арсений и Тихвинский Симон с клириками. Похоронили его на Никольском кладбище Александро – Невской Лавры..

Библиография

Сочинения: Речь при наречении во епископы // Журнал Московской Патриархии. 1962 . № 10.С. 3; Пред Смоленской иконой Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1977 № 10. С. 27-29; Из моих воспоминаний // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 6 С. 29-31.
Литература: Журнал Московской Патриархии. 1962. № 8 С. 13, № 10. С. 3, 7, 8, № 11. С.11, № 12. С. 12, 1963. № 1. С. 5, 23, № 6. С. 10, № 9. С. 3, № 10. С. 6, 1966. № 3. С. 4, 1967. № 7.С. 25, 1969. № 1.С. 5, 1970. № 10. С. 34, 1977. № 8 С. 3, № 11. С.2, 1981. № 1 С. 5, 1982. № 8.С.7, 1983.№ 5.С.9, 1984.№ 5. С.6; Вестник РХД. 1979 . № 130. С. 300; Struve N. Die Christen in der UdSSR/ Mainz, 1965 . S. 178; Митр. Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Т.5. Эрланген, 1987.С. 269-270; Мещерский Н.А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. Рукопись С. 58, Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и советское государство в 1943–1964 гг. СПб., 1995. С. 149, 159, 203; Архим. Сергий (Сосновский), свящ. Владимир Чуков. Высокопреосвященный архиепископ Никон (Фомичев). (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 6-8. С. 56-57; Данилушкин М.Б. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1. СПб., 1997. С. 919. 930; Свящ. Андрей Голиков, С. Фомин. Кровью убеленные. М., 1999. С. 60, 63; Шкаровский М.В. Александро-Невское братство 1918-1032 года. СПб 2003. С. 6, 234-237; Протодиакон Александр Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. С. 299-300 А. Карушев Господь хранил верного раба своего! // Архангельский епархиальный вестник. 2004. № 7.с. 13, № 8. С. 13.

Примечания

(1) Фомичев Никон, архиепископ. Из моих воспоминаний // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 6 С. 29.
(2) Там же С. 29
(3) Там же С. 29-30
(4) Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002С. 299
(5) Там же С. 299
(6) Фомичев Никон, архиепископ. Из моих воспоминаний // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 6 С. 30
(7) Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. С. 299
(8) Фомичев Никон, архиепископ. Из моих воспоминаний // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 6 С. 30
(9) Шкаровский М.В. Александро-Невское братство 1918-1032 года. СПб 2003. С.236
(10) Цыпын Владислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1977 . Изд. Спа-со-Преображенского Влаамского монастыря. М., 1997 Т.9. С. 405
(11) Фомичев Никон, архиепископ. Из моих воспоминаний // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 6 С. 31
(12) Там же С. 31
(13) Киреев Александр, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002.С. 300

.
Родился 9 мая 1910 года в Петербурге в семье служащего.
Уже в семилетнем возрасте он начал прислуживать при богослужениях в храме.
В 1928 году окончил 102-ю трудовую школу, по окончании которой в течение трех лет работал на производстве.
В 1931 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1936 году с отличием, получив звание инженера-энергетика.
После окончания института работал на инженерно-технических должностях на Октябрьской железной дороге и в системе Ленсельэнерго, занимая должности от рядового инженера до главного инженера треста.
Во время блокады Ленинграда находился в городе, работал в Военно-Восстановительной службе Октябрьской железной дороги. Награжден двумя медалями – «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Работая и учась, он одновременно иподиаконствовал у ленинградских архиереев в течение 17 лет.
17 июня 1945 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием рукоположен во диакона, а 12 мая 1946 года - во священника. Священствовал в храмах города Санкт-Петербурга.
В 1946 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил экстерном в 1950 году со степенью кандидата богословия и назначен настоятелем Князь-Владимирского храма посёлка Лисий Нос.
С 1952 года - настоятель Крестовоздвиженского собора и благочинный города Петрозаводска Олонецкой епархии.
В 1953 году переехал служить на Украину и был назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в городе Житомире и секретарем епископа.
С 1956 года - настоятель кафедрального собора городе Великие Луки, секретарь епископа и благочинный.
В 1958 году назначен настоятелем храмов в городе Новая Ладога Ленинградской епархии, а с конца 1960 года - в храмах Петербурга на Большой Охте.
С 1 февраля 1962 года был настоятелем Свято-Троицкого собора бывшей Александро-Невской Лавры.
11 августа 1962 года в Свято-Троицкой Лавре пострижен в монашество с именем Никона в честь преподобного Никона Радонежского.
14 августа того же года возведен в сан архимандрита.
26 августа 1962 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, архиепископ Можайский Леонид, епископ Дмитровский Киприан и епископ Таллинский и Эстонский Алексий.
С 16 ноября 1962 года - епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии.
С 3 августа 1963 года - епископ Рижский и Латвийский.
27 января 1966 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским.
С 11 июня 1977 года - епископ Калужский и Боровский.
2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.
16 июля 1982 года назначен архиепископом Пермским и Соликамским.
25 августа того же года награжден орденом Преп. Сергия Радонежского I степени.
28 марта 1984 года уволен на покой.
С 1984 года жизнь святителя протекала в родном городе. С назначением на Ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера) Владыка получил возможность совершать богослужения в храмах С.-Петербурга и области, принимать участие в епископских хиротониях, рукополагать священнослужителей, что являлось для него великим духовным утешением.
На протяжении последних лет Владыка совершал богослужения в храмах в честь Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге и во имя святого великомученника Пантелеймона в Сестрорецке. Любовь верующих побуждала физически немощного старца-святителя к частому совершению богослужений и проповеданию слова Божия. Проповеди его отличались простотой и доступностью, доходили до сердца каждого человека.
Кончина владыки последовала после непродолжительной болезни 13 апреля 1995 года . За несколько часов до переселения в жизнь вечную Владыка причастился Святых Христовых Тайн.
Отдать дань памяти почившему святителю прибыли епископ Тихвинский Симон, викарий Санкт-Петербургской епархии и многие клирики митрополии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на погребение прибыл епископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, в хиротонии которого в свое время принимал участие Владыка Никон.
16 апреля 1995 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге, при огромном стечении народа отпевание совершили епископ Истринский Арсений и епископ Тихвинский Симон в сослужении клириков митрополии и духовных чад в священном сане. Перед прощанием Владыка Арсений огласил слова соболезнования Святейшего Патриарха Алексия. Отдавая почившему иерарху дань уважения, Его Святейшество отметил твердое стояние Владыки в вере и блюдение интересов Церкви, что в трудные для Русской Православной Церкви годы было делать непросто.
По окончании отпевания гроб с телом Владыки был обнесен вокруг храма и доставлен в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где собором духовенства была отслужена лития. Под перезвон лаврских колоколов тело Владыки Никона было захоронено на братском кладбище Александро-Невской Лавры .

Биография публикуется по:

  • соответствующей странице сайта для мобильных устройств ) (mp4, 1.5 Мб) или скачать непосредственно на устройство набрав в браузере ссылку http://сайт/nikolskoe-bratskiy-z.mp4 .
  • Предшественник: Николай (Кутепов) Преемник: Илиан (Востряков) 27 января - 11 июня Предшественник: Поликарп (Приймак) Преемник: Исидор (Кириченко)
    Епископ Рижский и Латвийский
    3 августа - 27 января Предшественник: Филарет (Денисенко) Преемник: Алексий (Коноплёв)
    Епископ Лужский ,
    викарий Ленинградской епархии
    16 ноября - 3 августа Предшественник: Филарет (Денисенко)
    Епископ Выборгский ,
    викарий Ленинградской епархии
    26 августа - 16 ноября Предшественник: Александр (Карпин) Преемник: Кирилл (Гундяев) Имя при рождении: Николай Васильевич Фомичёв Рождение: 9 мая (1910-05-09 )
    Санкт-Петербург , Российская империя Смерть: 13 апреля (1995-04-13 ) (84 года)
    Санкт-Петербург , Российская Федерация Похоронен: братское кладбище Александро-Невской Лавры Принятие священного сана: 12 мая 1946 года Принятие монашества: 11 августа 1962 года Епископская хиротония: 26 августа 1962 года Награды:

    Архиепи́скоп Ни́кон (в миру - Николай Васильевич Фомичёв , 9 мая , Санкт-Петербург - 13 апреля , там же) - епископ Русской православной церкви ; с 16 июля 1982 года по 28 марта 1984 года - архиепископ Пермский и Соликамский .

    Биография

    Детство и юность

    Родился 9 мая 1910 года в семье служащего. В семилетнем возрасте он начал прислуживать при богослужениях в храме. Многие школьники посещали такие воскресные школы, ходили на Литургию и вечерние службы. Как вспоминает Владыка: «…в Великий пост, всей школой, строем ходили в церковь на исповедь и причастие».

    Посещал братство при Александро-Невской Лавре , которым руководил архимандрит Варлаам (Сацердотский). Члены этой общины активно участвовали в жизни Церкви, пели на клиросе, организовывали чтение лекций и прочее. Участие в деятельности братства сыграло большую роль в формировании мировоззрения Николая Васильевича, а самое главное - в укреплении его веры.

    В 1928 году окончил 102-ю трудовую школу, по окончании которой в течение трёх лет работал на производстве.

    Инженер

    В 1931 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1936 году с отличием, получив звание инженера-энергетика.

    После окончания института работал на инженерно-технических должностях на Октябрьской железной дороге и в системе «Ленсельэнерго», занимая должности от рядового инженера до главного инженера треста.

    Все эти годы посещал храм, стараясь по возможности быть на всех воскресных и праздничных службах, хотя ходить в церковь в 30-е годы, как известно, было очень опасно. Многих прихожан органы НКВД брали прямо в храме. Вот как описывал сам Владыка типичную для того времени ситуацию: «…молится человек, а к нему подходят, говорят: „Пройдёмте…“ В некоторых местах милиционеры стояли у входа в храм. Мы шли в церковь и не знали, придём домой или нет…».

    Во время блокады Ленинграда находился в городе, работал в Военно-Восстановительной службе Октябрьской железной дороги. Награждён двумя медалями - «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Работая и учась, он одновременно был иподиаконом у ленинградских архиереев в течение 17 лет.

    Священник

    17 июня 1945 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) рукоположен во диакона, а 12 мая 1946 года - во священника. Священствовал в храмах г. Ленинграда.

    В 1946 году поступил в Ленинградскую духовную академию , которую окончил экстерном в 1950 году со степенью кандидата богословия и назначен настоятелем Князь-Владимирского храма посёлка Лисий Нос. С 1952 года - настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска и благочинный Олонецкой епархии.

    В 1953 году по приглашению епископа Житомирского и Овручского Владимира , в 1930-х - 1940-х годах в сане архимандриа служившего в Ленинграде, переехал служить на Украину и был назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Житомире и секретарём епископа.

    С 1956 года - настоятель кафедрального собора г. Великие Луки , секретарь епископа и благочинный. В 1958 году назначен настоятелем храмов в г. Новая Ладога Ленинградской епархии, а с конца 1960 года - в храмах Ленинграда на Большой Охте. С 1 февраля 1962 года был настоятелем Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры.

    Архиерей

    11 августа 1962 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре пострижен в монашество, 14 августа того же года возведён в сан архимандрита. 26 августа 1962 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 16 ноября 1962 года - епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии.

    С 3 августа 1963 года - епископ Рижский и Латвийский . Вступил в конфликт с властями в связи с тем, что не дал своего согласия на закрытие Троице-Сергиева женского монастыря в Риге.

    27 января 1966 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским - в епархии тогда было всего 16 приходов. Позднее вспоминал: «Открывать было почти нечего. Я просил, правда, одну церковь, но мне не только не дали её открыть, но наоборот, пытались закрыть два храма, а „взамен“ дать лишнего священника к собору. Собор был маленький. Я приехал в Архангельск в феврале, и, когда вошёл в храм, ужаснулся: всё обросло инеем, льдом. Оказалось, каменные плиты пола лежат прямо на земле. Ремонт делать не разрешали. Лишь после долгих переговоров с местными властями нам разрешили положить в соборе маты (циновки, половики), а в алтаре настелить деревянный пол. Это был, заметьте, кафедральный собор!».

    С 11 июня 1977 года - епископ Калужский и Боровский . 2 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа. В этот период давление на церковь не прекращалось: старостой кафедрального собора были запрещены крестины, а на Пасху 1981 года Крестный ход проходил в сопровождении множества милицейских собак.

    16 июля 1982 года назначен архиепископом Пермским и Соликамским . 28 марта 1984 года из-за постоянных конфликтов с местным уполномоченным совета по делам РПЦ был уволен на покой.

    С 1984 года жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). С назначением на Ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера) получил возможность совершать богослужения в храмах города и области, принимать участие в епископских хиротониях, рукополагать священнослужителей. Проповеди его отличались простотой и доступностью.

    Награды

    • Орден Преподобного Сергия Радонежского I степени (25 августа )

    Библиография

    Напишите отзыв о статье "Никон (Фомичёв)"

    Отрывок, характеризующий Никон (Фомичёв)

    – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
    – Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
    – А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
    – Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
    – И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
    – Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
    – Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
    – Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
    Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
    – Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
    – Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
    – Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
    – Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
    Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
    Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
    – С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
    – Ах как я рада, няня.
    – Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
    В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
    – Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
    – Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

    Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
    Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
    Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
    – Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
    – Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
    – Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
    Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
    – Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
    – Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
    Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
    – Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

    mob_info