Непоследовательность непоследовательный. Поведение В поведении не

Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью которого он сообщает семье о своих трудностях. То, что ребенок не может выразить словами, он всегда сообщит своим телом или проблемами в поведении. А психологи — это своего рода переводчики. Вот какой словарь или разговорник составила психолог Евгения Забурдаева, чтобы родителям было легче понимать своих детей.

Сказать о том, что его беспокоит, ребенок не может по нескольким причинам. Если ребенок очень маленький, то просто потому, что пока еще не овладел достаточно речью. А если уже умеет говорить, то часто он просто не знает, как сказать о важном (боится, стыдится, в семье может существовать негласный запрет на обсуждение некоторых болезненных и трудных тем).

Тогда ребенок, младенец или уже подросток, говорит семье о том, что с ним происходит, с помощью тела или неадекватного поведения. Задача психолога — понять, что сообщает ребенок и помочь ему выразить свое беспокойство словами или другими символическими знаками (рисунком, игрой). После чего проблема часто исчезает.

Здесь я привожу краткий детско-взрослый разговорник. Конечно, не всегда связь такая однозначная, как в этих примерах. Кроме того, один симптом может скрывать за собой гораздо более широкую палитру смыслов, которые сообщает нам ребенок. Надеюсь, данный словарик поможет задуматься и быть более снисходительными к различным трудностям детей, а возможно, и обратиться к психологу для их разрешения.

Агрессивен. Мне очень страшно, и я не знаю, как с этим справиться.

Активен слишком. Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.

Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё, что я делаю.

Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.

Бьет родителей. Так я выражаю свою злость на них, потому что не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.

Видит страшные сны. Когда мне страшно, образы в моем сне говорят мне о том, чего я боюсь в реальной жизни.

Ворует. 1. Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. 2. Мне не хватает какой-то важной информации, касающейся истории семьи, моего рождения. 3. Я так выражаю свою злость.

Выдергивает волосы. Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс.

Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь, меня таким не примут.

Говорит плохо. Мне очень удобно, когда взрослые говорят и делают за меня многие вещи. А еще я так помогаю маме быть всегда нужной и, например, не впасть в депрессию.

Говорит плохие слова. Так я проверяю, что можно, а что нельзя в нашей семье.

Грызет ногти. Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.

Дружить не умеет. Я не знаю, как защитить себя в общении с другими и как при этом учитывать других. Мне страшно.

Ест много. Мне тревожно, и еда позволяет мне с этим справиться. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.

Ест плохо. 1. Я не готов принять, «переварить» что-то в нашей семье (трудности, с которыми столкнулась семья, изменения, новые семейные роли). 2. Таким образом я дистанцируюсь от семьи.

Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.

Забывает. См. Говорит плохо, беспомощен, ленится.

Завидует. Боюсь оказаться хуже, чем другие, и быть отвергнутым.

Задает много вопросов. 1. Сейчас такое время, когда я начал познавать мир. 2. Мне не хватает вашего внимания. 3. Я нуждаюсь в какой-то важной информации о себе и моей семье, которую от меня скрывают.

Заикается. 1. Однажды очень важные для меня отношения были прерваны, и я сильно испугался. 2. Я чувствую себя в чем-то виноватым. 3. Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться.

Играет мало. Боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть удобным ребенком.

Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я что-то могу, только здесь я успешен.

Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.

Кричит во сне. См. Видит страшные сны.

Ленится. 1. Мне не интересно делать то, что мне предлагают. 2. Я боюсь, что у меня не получится, и никто меня не поддержит. 3. Мне удобно, когда за меня всё делают другие.

Мочится в штаны, в постель. 1. В семье происходит что-то, что меня очень тревожит. 2. Я хочу вернуть мамину заботу.

Навязчиво двигается. См. Грызет ногти, выдергивает волосы.

Не хочет идти в школу. 1. Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок. 2. У меня трудности в общении, и я не знаю, как с этим справиться.

Никого не слушает. 1. Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил. 2. Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.

Отказывается идти в детский сад. Я очень боюсь оставлять маму одну. Я боюсь, что мама не справится одна. Я сам боюсь оставаться без нее.

Пахнет плохо. Мне страшно подпускать к себе близко других, я боюсь близких отношений.

Привязан к одной игрушке. Испытываю сильную тревогу. Игрушка мне заменяет маму.

Причиняет вред сам себе. 1. Мне невыносимо больно душевно, и легче переживать эту боль телом. 2. Я чувствую себя невыносимо виноватым и пытаюсь наказать себя сам.

Раздражается. Мне не разрешено злиться, и это способ, с помощью которого я могу показать свою злость другим.

Соблюдает порядок навязчиво. Если я не буду соблюдать жесткий порядок и последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю.

Скрипит зубами во сне. 1. Мне очень страшно. 2. Я злюсь и не могу выразить злость словами.

Спит плохо. Боюсь, что один не справлюсь с темнотой и неизвестностью, боюсь, что мама не придет. Считаю, что право спать с мамой принадлежит только мне.

Трогает свои половые органы часто. 1. Мне очень тревожно. 2. Я был свидетелем сексуальности взрослых и не знаю, как с этим справиться (увидел, как родители занимаются сексом , часто видел маму обнаженной).

Трогает свои фекалии. Мне очень интересно мое тело и то, что оно умеет.

Фантазирует слишком много. Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами.

Комментировать статью "Что означает поведение ребенка: 40 ситуаций. Словарь для родителей"

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Завершенная ситуация Напомним порядок безопасного поведения ребенка при попытке незнакомого человека заговорить с ним и приблизиться 1. Оцениваем ситуацию. 2. Держим дистанцию (2-3 метра)! 3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!» 4. Уходим в безопасное место. Рассказываем обо всём родителям. Уходим в безопасное место – это значит завершаем ситуацию. Что это...

Уместно ли делать замечания чужим детям? Как не задеть при этом родителей (если это мелкие дети друзей, например)? По поводу детей знакомых я сторонница примерно такого же отношения к ним, как я бы относилась к взрослым. То есть у меня нет права поучать, нет права делать замечания с позиции мамы этих детей. Но у меня есть право, даже если я увижу взрослого, который мне мешает, ведет себя неадекватно, шумно и т.д., у меня есть право высказаться, насколько это мне неудобно, насколько его...

Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка Рассмотрим подробнее пункт 3 следующего алгоритма: «Как должен вести себя ребенок, если к нему подходит незнакомый человек». Порядок безопасного поведения ребенка 1. Оцениваем ситуацию. 2. Держим дистанцию (2-3 метра)! 3. Пресекая разговор, говорим: «Извините!» 4. Уходим в безопасное место. Рассказываем обо всём родителям. (смотрите выпуск ЛБР № 024) Что означает...

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Вместо конституционной обязанности по защите семьи система государственной опеки разворачивается в сторону отобрания детей из трудно живущих семей в пользу богатых опекунов, считает эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Александр Коваленин Как члену Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС), мне приходится разбирать жалобы родителей на органы опеки в случаях помещения детей без...

Обидчики именно такого поведения от него ожидают. Если все, что описывает автор, соответствует действительности, то проишествие совершенно нешутейное. Потому что это означает "чтоб я больше о таких инцидентах не слышала!" - и подростки вполне начинают...

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать...

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОСТА, основана на здравом смысле и вырастает из глубочайшего чувства любви и сочувствия к нашим детям. Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения...

Ефим Михайлович Шабшай проводил множество исследований, посвященных вопросу о том, как эмоции мамы влияют на ребенка. Результаты исследований показали, что определенная закономерность присутствует. Ефим Михайлович Шабшай говорит о том, как важно маме определиться с тем, какая реакция происходит на определенное событие. Например, что вы чувствуете, когда ребенок случайно разбил вазу? Как вы отреагируете на то, если посуда всё еще не помыта? Исследования показали, что очень часто мамы просто...

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?» 2. Когда ребёнок вас не слушается, вспоминайте вопрос №1. 3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится. 4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас. 5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится. 6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт...

Резко испортилось поведение. Не знаю даже, в какой раздел писать. Пусть будет воспитание. Рассеянный, невнимательный, отвлекается. Ее требованиям он не соответствует ((. А просто спокойная домашняя обстановка с четким распорядком дня.. 19.03.2014 09:40:15, Lussi01.

В самых общих чертах, амбивалентное поведение в ситуации встречи ребенка со взрослым после долговременной разлуки разворачивается следующим образом. Ребенок, сохраняя на некоторое время ровное состояние, приветствует своего взрослого...

"Что делать, что делать? Сухари сушить!" - х/ф «Берегись автомобиля» Мой ребенок - вор. От осознания такой мысли многие взрослые люди впадают в крайности. Литрами пьют валерьянку, обсуждают проблему с друзьями, хватаются за ремень, бегут на консультацию к психологу. Страшно быть родителями вора. Однако вместо решения проблемы появляются новые сложности. Ребенок продолжает воровать, становится неуправляемым, скрытным. Почему старые "дедовские" методы, наравне с советами педагогов - психологов...

Что означает поведение ребенка: 40 ситуаций. Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью...

Алкоголизм био-мамы и поведение ребенка. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм Дети, растущие в благоприятной обстановке, имеют на 25% больше синапсов по сравнению с детьми из менее благополучных семей.

Насколько я знаю, в начальной школе оценка за поведение не выставляется. Не понимаю, что может означать "школа хорошая и удобна для нас" в вашем понимании. Какое-то противоречие. Хороша школа в которой хорошо ребенку.

в) нестабильная социально-экономическая обстановка Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в Закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению.

Изменения поведения ребенка при ММД сводятся к чрезмерной активности, т. е. к Социальные функции у больного находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Для больных детей необходимо создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

стал другим из-за любви, желания соответствовать идеалу жены. А теперь спустя пять лет Но поскольку знает, что ДЛЯ ВАС такое поведение неестественно, то Ваше отдаление Если 5 лет назад у Вас был полный тип-топ, то это совершенно не означает, что это будет...

Однако дело уже дошло до сотрудничества, что имеет несколько иное значение, чем ранее означенная модель поведения, а именно "взаимнонаправленные действия", что вполне соответствует и моему подходу.

В окружении каждого из вас, будь-то семья или рабочий коллектив, есть такие люди, которые не уважают, или просто – не считаются с их мнением и интересами, не обращают на них внимание. Вроде они очень хорошие, помогают, когда надо, не ссорятся ни с кем. А никого не интересует общение с ними, часто такие люди остаются одинокими или обижаются на весь мир.

А ведь они сами виноваты в такой ситуации! Некоторые ошибки в поведении и отношении к миру и приводят к тому, что окружающие начинают считать человека недостойным их уважения и внимания. Вот они – и избавьтесь поскорее, если у вас есть такие качества!

Ошибка №1. Ненужная жертвенность

Не стоит приносить себя и свои интересы в жертву даже самой благородной цели. Этого никто не оценит, а будут требовать еще и еще. Просто пользоваться такой ситуацией без малейшего зазрения совести – вы же сами на такое согласны!

Ошибка № 2. Отсутствие самоуважения

Если вы не уважаете себя – вас никто не будет уважать. Не позволяйте себя унижать, оскорблять, грубиянить и хамить! Если вы это стараетесь не замечать или просто закрываете глаза на это, находите оправдание такому поведению других – такие ситуации никогда не прекратятся. Учитесь хама ставить на место – и увидите, что отношение поменяется.

Ошибка № 3. Зависимость от оценки окружающих

Если вы постоянно оглядываетесь на мнение других, у вас нет уверенности в собственных силах и возможностях, то люди быстро научатся использовать это в своих целях – требовать что-то за похвалу или одобрение. Но, если вы даже ошибки будете совершать в полной уверенности в своей правоте – уважение обеспечено. И не надо бояться критики. А вот на чужое осуждение можно просто начхать – всем все равно хорошим не будешь!

Ошибка №4. Поиск проблемы только в себе

Если вы считаете, что во всем виноваты только вы и еще раз вы – то глубоко ошибаетесь! Даже если вы сознательно возьмете на себя чужую ответственность – благодарности не дождетесь! А дождетесь, что следующий раз на вас все повесят по определению. Будьте справедливы не только к окружающим, но и к себе – это основа уважения.

Ошибка № 5. Самовосхваление

Даже если вы сто раз заслужили похвалу, постоянно напоминать в своих достоинствах и достижениях – прямой путь вызвать отторжение окружающих. Самохвальство и гордыня – два самых страшных греха. Если вы того стоите, люди и сами не слепые, им не надо постоянно напоминать об этом.

Ошибка № 6. Боязнь отказа

Научитесь говорить «нет»! Если вы не хотите выполнять просьбу, вам некомфортно – никто не в силах заставить вас помогать или что-то за кого-то делать. «На безотказных воду возят» - не зря в народе так говорят.

Ошибка № 7. Отказ от собственных интересов

Если вы все время подстраиваетесь под чужие интересы – можете и не ждать, что кто-то решит сделать это в благодарность. Вами будут крутить как хотят! Все за себя вы должны решать сами. А если произошло столкновение интересов – надо искать компромисс, а не сразу идти на уступки.

Ошибка № 8. Боязнь одиночества

Если вы боитесь остаться в одиночестве и поэтому приносите себя в жертву – вы точно останетесь одни, даже если рядом кто-то будет. Просто вас будут использовать люди с не очень хорошими чертами – эгоисты, тираны, нарциссы, энергетические вампиры, просто непорядочные особы. Чувство собственного достоинства – вот то, что поможет найти достойного спутника, иметь уважения у детей и окружающих. Лучше такой, чем никакой - ошибка!

Ошибка 9. Отсутствие допустимых границ

Вы сами должны определять границы допустимого поведения в вами. И если вы даже мысленно оправдываете человека, который проявил неуважение к вам, то – вас никогда и не будут уважать. Не позволяйте людям переступать те границы, которые нужны вам, а не другим.

Ошибка № 10. Уважение нужно заслужить

Ничего не надо «заслуживать» специально! А тем более, покупать уважение какими-то безвозмездными делами, услугами. Первый раз вам может и скажут спасибо, второй раз – будут ждать как само собой разумеющееся, а на третий раз даже осудят, если что-то будет не так. Уважение формируется всей жизнью и поведением, а не отдельными акциями.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы замечали, что хороших людей часто не уважают? Они и выручают, и помогают, и терпят, и не держат зла, но почему-то часто остаются обиженными и одинокими.

Психологи считают , что причина тому - ошибки в поведении. сайт проиллюстрировал их для вас.

Ненужная жертвенность

Вы ущемляете свои потребности в угоду миру. А мир просто не замечает этого.
И когда вас обижают, вам неловко за обидчика. С таким подходом вас будут обижать снова и снова.

  • Не бойтесь сообщать миру о ваших неудобствах. Возможно, ему ничего не стоит пойти вам навстречу. А вашу ненужную жертву все равно никто не оценит.

Отсутствие самоуважения

Вы не чувствуете, когда на вас начинают наезжать. Или закрываете глаза на эти маленькие неудобства. Но грубиян точно не станет вас за это любить и уважать. Так ради чего терпеть?

  • Если кто-то ведет себя так, будто ему на вас плевать, это значит, что ему на вас плевать. И не ищите оправданий грубияну. Уважайте себя.

Зависимость от оценки окружающих

Люди, которым патологически нужна оценка и одобрение, подсознательно испытывают и транслируют чувство, что с ними что-то не так. А люди, с которыми что-то не так, обычно никому не нравятся.

  • Перестаньте ждать похвалы. Не обязательно слышать, что вы хороший человек, чтобы быть им. И не бойтесь критики. Люди будут осуждать, неважно, делаете вы что-то или нет. Поэтому на первом месте должно быть ваше мнение о себе.

Поиск проблемы только в себе

Вы автоматически считаете, что прав любой, только не вы. Вы взваливаете на себя ответственность за происходящее вокруг. Спасибо вам за это не скажут. А вот подыграть и добавить проблем могут запросто.

  • Поиск виноватых вообще дело неблагодарное. А постоянное самоистязание не прибавит вам ни любви, ни жалости окружающих. Лучше направить силы на поиск решения проблемы.

Самохвальство

Перечислять свои достоинства, вымаливая уважение, как подаяние, - это основная ошибка зависимых отношений . Убеждая окружающих, что вы хороший человек, вы вызываете только отторжение. Даже если вы и правда очень хороший человек.

  • Есть способ показать, что вы чего-то стоите, - это чего-то стоить. Для этого важно твердо верить в это самому . Когда вы знаете себе цену, не нужно ничего и никому доказывать.

Боязнь отказать

Вы не хотите никого обидеть даже ценой своих неудобств. Вы делаете вид, что все хорошо, чтобы оградить окружающих от переживаний за то, что вам некомфортно. И, как следствие, вам очень часто некомфортно.

  • Не бойтесь говорить «нет». Ведь даже самые приятные люди будут использовать вас, если вы им позволите это. Помогайте, только когда вы хотите и можете помочь.

Глухота к собственным интересам

Вы привыкли подстраиваться под потребности других и не можете почувствовать собственные желания. Вы не решаете за себя, вы принимаете желания других за свои. Со стороны это похоже на неумение принять решение, на беспомощность, но не на доброту.

  • Научитесь прислушиваться к своим желаниям и не бойтесь кого-нибудь обидеть. Скорее всего, ваши страхи надуманны, и всегда можно найти разумный компромисс.

Отсутствие допустимых границ

Вы прощаете, потому что вам проще простить, чем постоять за себя. Когда к вам проявляют неуважение, вы мысленно оправдываете обидчика.


Внимание! Это старая версия статьи. Более новая с разбором, что делать в каждом конкретном случае странности – .

Странное поведение встречается довольно часто. Но гораздо “страньше” другое. “Странный человек”, – иной раз подумаем мы, проходя мимо и едва замечая нечто особенное, из ряда вон выходящее. А другой раз странное поведение мужчины или девушки напрягает. Как быть со странностями других людей? Что с ними делать, как обходиться с чужими, мягко говоря, “особенностями”?

“Дорогие мама и папа! Пишет вам дядя Федор из Шао-Линя. Я познал тайны безоценочных суждений, поэтому дела у меня никак “. (с) анекдот

Увы, вся наша жизнь наполнена оценками и весьма оценочными суждениями. Мы не только вынуждены примериваться к другим и их ожиданиям. Мы не только восклицаем раньше, чем проверим – все ли в порядке? Жив? Цел? Орел? Очень часто и других мы меряем по себе.

“А о чем бы я думал, если б хмурился вот так?”

“Что это он делает? Наверное, вот это!”

Автоматически, бессознательно все то, что не вписывается в наши концепции, попадает в разряд странностей. И точно так же, как мы “объясняем” странное поведение кошки, собаки – то есть существ бессловесных, каждый из нас “объясняет” для себя любые странности в окружающих. Этот механизм прекрасно защищает от нападения злоумышленника, от маньяка или просто нежелательного общения. То есть, стремление выявлять и пытаться объяснять странное поведение мужчины, женщины, незнакомца или коллеги – это нормально и естественно.

Другое дело, что к сожалению, в разряд “странностей” (а значит, и ярлыков “держаться подальше”) попадают порой и откровенно безобидные вещи.

Один из гештальттерапевтов описывал такой случай: шла групповая работа. Вся группа напряженно следила за мужчиной, который попадал в разряд “странных”: он совал палец в нос, а затем окунал палец в стакан с водой. Со стороны выглядело (и большинство группы затем призналось в схожем видении), будто он, мягко говоря, купает своих козявок или топит их в стакане.

Когда наконец “странного мужчину” спросили о странностях в его поведении, выяснилось следующее. Стояла жара, и он таким образом избавлялся от дискомфортного ощущения сухости в носу. И думать не думал, как это выглядит со стороны.

Группа с облегчением рассмеялась.

Часть первая. Странное поведение людей становится причиной дискомфорта

Странное поведение собаки или других крупных животных нуждается в объяснении. Если оно объяснено правильно – человек способен избежать многих проблем. Его не укусит бешеное животное, он, например, не станет кормить с рук разъяренное животное. И это нормально.

Пока странности в поведении не объяснены, их причины не выяснены – странности порождают дискомфорт у окружающих. Мало ли чего ожидать!

Часть вторая. Странности в поведении: что с ними делать?

По сути, многие и не пытаются выяснять, что стоит за странностями в поведении. Вопрос “как быть” и “что делать” часто решается в одностороннем порядке – разорвать отношения! Убежать! Например, странное поведение девушки можно объяснить для себя тем, что она – б…, или что она – меркантильная, или – “не от мира сего”. Сам объяснил – сам ушел – сам молодец!

А на самом деле, как и во всех примитивных ситуациях, выбор здесь один из трех – напасть, убежать или притвориться мертвым.

Напасть ” – значит, легализовать ту природную силу, которая вынудила нас обратить внимание на странность. Это – источник энергии. И его можно использовать для контакта с человеком. Мол, что это с тобой, друг сердешный? Может, помощь нужна?
“Нападением” можно считать и просьбу как-то по-другому решать свои проблемы. Например, подтягивать колготки не в офисе, а выйти для этого в туалет. Не разговаривать на рабочем месте, а выйти в коридор.

Правда, результат “нападения” – так себе. Может, выйдет, может, нет.

И если в результате “не вышел”, “не изменился” кто-то почувствует себя ущемленным – не факт, что в следующий раз тоже будет “нападение”.

Убежать ” – значит, отказаться от части своих привилегий, своих ресурсов, жизненного пространства ради того чтобы посторонний со своей странностью не мешал. Логично “убегать” от дурно пахнущего бомжа в общественном транспорте. Но, пожалуй, нелогично “убегать”, если странное поведение ребенка мешает спать или работать. Или странное поведение мужа продолжается не первый день. Молчит, пыхтит, ничего не говорит. “Убегать” в какой-то момент становится менее выгодной стратегией.

Притвориться мертвым ” – пожалуй, самое худшее, что можно сделать. Это признание, что другой с его странностями в поведении – сильнее, страшнее, опаснее. Это значит, отказаться уже не от жизненного пространства, а от части себя. Несмотря на моральные запреты, странное поведение встречается и у родителей, и у начальников, и в силовых органах. В этом случае, чтобы спасти заработок, деловую репутацию, жизнь, приходится “прикинуться шлангом”. “А нам все равно!”

Надолго сил организма – душевных и физических – на такую ситуацию не хватает. И даже если очень хочется продолжать отношения, получать от них необходимое, живительное тепло, если парень или девушка – единственный “свет в окошке” в этой жизни, странное поведение парня или девушки выдерживать долгое время без ущерба для себя не получится.

Часть третья. Как странность в поведении вплетается в вашу жизнь

Если вам от кого-то что-то позарез нужно – тепло, принятие, одобрение, поддержка – и вы строго-настрого убеждены, что пока есть только этот источник сил, вы будете терпеть любые странности в поведении данного субъекта. Строго говоря, так мы все делали в детстве. Что бы ни вытворяли папа или мама, насколько бы несправедливы они ни бывали – а куда денешься! Физически и морально дети зависят от своих родителей. Даже если те пьют, бьют или “всего лишь” обесценивают достижения деток.

Но как только вы переступили порог совершеннолетия – только вам решать, впускать ли странности в поведении других людей в свою жизнь. Открывать ли назойливой соседке, или вызывать ли участкового к шумным алкашам во дворе. Только вам решать, как именно, каким образом вы будете решать каждую ситуацию “со странностями”.

И поверьте: как только вы позволите себе:

а) не всегда соответствовать ожиданиям других,

б) адекватно решать каждую ситуацию, где странности и особенности других влезают в вашу жизнь,

вы станете намного спокойнее и терпимее к странностям других людей. Фактически, они перестанут быть таковыми, и станут просто частью фона.

  • Пока вы “заводитесь” – вас будут “заводить”.
  • Пока реагируете – странности будут встречать вас везде. То на работе, то дома, то в дороге, то в магазине.

И наоборот: как только вы разрешите себе отстаивать свои границы – “этих странных людей” вокруг станет на порядок меньше.

Откуда берётся своенравие в поведении маленького ребёнка? Многие считают своенравие в поведении проявлением наследственным, генетическим. Дедушка-прадедушка был такой: авторитетный, сильный по темпераменту, с непростым характером. Родители думают, ребёнок в него. Раз так, надо смириться. Не совсем так, однако.

В США в серии исследований 2010 года выясняли:

  1. как работает ДНК,
  2. насколько наследственный материал, имеющийся в ДНК, может быть активен или пассивен.

Итог. Много в нас разного. Но как заложенная в ДНК информация проявится, зависит от среды. Так что, по мнению ряда психологов, вполне реально изменить ситуацию со своенравием, и иметь ласкового, заботливого ребёнка, следующего за вами. Надо только понять, что в среде привело к активации черт своенравия, и это всё убрать.

Другая точка зрения – это не генетика, а воспитание. Своенравие в поведении воспитывается под влиянием среды, наших взаимодействий с малышом.

Причины появления своенравия в характере

Психолог, кандидат наук Е. Сорокина, занимающаяся проблемой своенравия в поведении, видит следующие причины.

Причина своенравия 1: потеря ребенком чувства безопасности

Ребёнок – существо уязвимое, с рождения зависит от взаимоотношений со взрослыми. Природа заложила в развитие человеческого детёныша продолжительное детство потому, что человек созревает очень долго по сравнению с другими существами. Нервная система ребёнка долго формируется под влиянием обучения. Чтобы эффективно обучаться, нужно довериться. Доверие формируется, когда у ребёнка существует чувство безопасности.

Что нужно для чувства безопасности?

Здоровые границы . Для формирования чувства безопасности очень важно, чтобы были здоровые границы. Современные родители частенько исповедуют принципы свободного воспитания. Идея прекрасная, но часто мы забываем, что правила и границы ребёнку обязательно нужны. Свободное воспитание маленьких детей – это как езда на перекрёстке, где нет знаков, светофора. Какое чувство безопасности может быть? Здоровые границы создают для малыша такую структуру, где он может безопасно ориентироваться.

Спокойная атмосфера. Иногда мы раздражаемся, срываемся. Бывает со всеми, но надо помнить: ребёнок в такой ситуации теряется.

  1. С одной стороны ситуация угрожающая, и ребёнок в силу своей привязанности должен бежать к родителю за защитой и безопасностью.
  2. Но ведь пугает сам родитель, и у малыша активизируется другой инстинкт – отстраниться.

Два противоположных импульса на уровне нервной системы столкнулись. Произошла сшибка двух инстинктов. Ребёнок не понимает, что делать, особенно, если это маленький ребёнок. Он попадает в состояние ступора, из которого кроме как сопротивляться выхода не видит. Взрослый получил короткое замыкание – истерику и самое упрямое упрямство, как результат своей раздражительности.

Причина своенравия 2: затянувшаяся симбиотическая связь

Симбиоз матери и ребёнка – способность матери на интуитивном уровне понимать потребности малыша и практически мгновенно на них реагировать.

Симбиотическая фаза взаимодействия матери и ребёнка в норме длится до 5 месяцев. Дальше до 3 лет идёт поэтапный, фаза за фазой, выход из симбиоза. Постепенно ребёнок наращивает автономию, и к 3 годам процесс автономии должен завершиться.

Что происходит, если ребёнок не стал автономной личностью ?

  1. У малыша проявляется задержка в младенческой иллюзии всемогущества .

Явление, имеющее прямое отношение к своенравию в поведении. В младенчестве мама чувствует ребёнка через симбиоз, очень точно и быстро реагирует. Это замечательно в определенный период развития, потому что закладывает базовое доверие к миру, ощущение благополучия.

Но далее ребёнок растет, желаний становится все больше. И уже не все желания проистекают из его потребностей. Пример своенравия: хочу луну с неба, хочу 148 мультфильм. Ещё круче: хочу покататься на соседской собаке. К ней, правда, никто не подходит – боятся. Но я хочу сейчас на ней кататься, и точка.

Постепенно идет нарастание интеллектуального развития, понимание: вообще-то я маленький, а мир большой. «Я не всё могу» – это первая точка к выходу из иллюзии всемогущества. Но мама не вышла из симбиоза, не видит, что малыш подрос, продолжает относиться к нему, как к младенцу, тормозя его личностное развитие.

Со временем ребёнок замечает: ой, а ведь у меня есть такая умелая, могущественная часть, такая классная третья рука, как моя мама. Она почти всё может за меня сделать. Остается только научиться правильно ею управлять, чтобы желаемое получить.

Собственно говоря, отсюда и растут «корни» манипуляции. Что начинает делать ребёнок? Начинает прикладывать максимум своих сил к наращиванию управления мамой.

Начинается: мама, иди сюда, делай так, как я сказал. А дальше формирующееся своенравие побуждает:

  1. наращивай громкость, когда не мгновенно отреагировали,
  2. наращивай «вычисление» ситуаций, когда у мамы маленький ресурс, ей тяжело отказать, ей проще согласиться на твои требования.

Самое главное, что ребёнок со своенравием начинает не туда тратить природный запас энергии, необходимый ему на развитие. Вместо развития он учится манипулировать и управлять.

В принципе отказ от всемогущества – процесс достаточно болезненный, конфликтный. Но он необходим, чтобы инициировать самостоятельную мотивацию к обучению, к исследованию, к развитию. Без нормальной мотивации не будет нормальной возможности учиться.

Только когда малыш, преодолевая своенравие, начинает осознавать свое несовершенство, ему хочется совершенствовать знания, умения и навыки. Вот в этом направлении начинает двигаться.

Маме надо приобрести умение малышу отказывать . Отказывать безумно-безумно сложно, больно, страшно, жалко. Но это шанс не воспитать своенравие в характере ребёнка.

  1. Ребёнок не воспринимает мать как опору

Чтобы двигаться, учиться, справляться, в том числе, с разочарованием, ребёнку нужна опора. Пока мать находится в симбиозе, она на 100% заражается эмоциональным состоянием ребёнка.

Реагируя на бесконечные «хочухи» и «расстройства» своенравного манипулятора по поводу того, что луна не хочет двигаться в нужном ему направлении, она очень сильно перегружается и тоже теряет опору. Как она будет обеспечивать опору малышу? Мама в симбиозе – это питательная среда для воспитания своенравия.

  1. Отсутствие сформированных отношений Я и Ты мешает ребенку

Симбиоз выдвигает еще одну коварную проблему. Симбиоз – это Мы. И пока у мамы младенец, он на ручках – это нормально.

Но как только ребёнок учится ходить (а значит играть, конструировать...), он нуждается дальше в «водительстве», в том, чтобы следовать за мамой и учиться: что хорошо, что плохо; где можно, где нельзя; как можно, как нельзя. Для этого «Мы» должны разделиться на эмоционально независимые личности: «Я» и «Ты». Тогда «Я» становится способным к обучению.

Эта позиция формируется, только когда происходит выход из симбиоза. Постепенно, чтобы выйти естественным путем. Потому что бывает такая родительская ошибка, видя зависимость ребёнка, они говорят: ну всё, с завтрашнего дня ты будешь самостоятельный. Невозможно закончить симбиоз таким образом. Волевым решением он не решается.

Но детки со своенравием в поведении не прошли этот этап разделения. Они даже физически не могут следовать за мамой, убегают, их надо всё время ловить.

Обучение – это психологическое следование за взрослым. Ребёнку со своенравием в характере надо научиться следующему:

  1. не бороться с правилами, а воспринимать их;
  2. воспринимать ту социальную культуру, в которой он живёт, для того, чтобы адаптироваться и быть успешными в этом мире,
  3. потому что без адаптации успеха никакого не будет.

Причина своенравия 3: эмоциональная перегрузка родителей чувством вины, тревоги, страха

Часто в мамской роли эти чувства нам мешают: что-то делаю не так, делаю недостаточно, что обо мне подумают, мой ребёнок ведёт себя не так. Страх, что с ребёнком может что-то случится: я не догляжу, откажу, а он с расстройства там…что-нибудь с ним произойдет. И так до космической бесконечности.

Раздражение – частый спутник нервной перегрузки родителей. Особенно, если ребёнок с сильным типом нервной системы. У него своенравие в характере проявляется о-хо-хо!

Откуда берется эмоциональная перегрузка?

mob_info