Можно ли женщинам на святой афон. Почему женщинам нельзя на Афон и в некоторые мужские монастыри

Ковчег с частью Креста Господня
Пояс Пресвятой Богородицы Десница Иоанна Крестителя


В солнечной и гостеприимной Греции есть много замечательных мест. Но, пожалуй, самое удивительное и таинственное - Святая гора Афон - часть полуострова Халкидики, которую занимает монашеское государство. Это именно государство - со своим правительством, законами и границами. Границу государства Афон, состоящего из двадцати мужских монастырей, не разрешается пересекать женщинам. Такая «дискриминация» вызывает много нареканий, споров и обид, но существует она уже много веков и свято соблюдается монахами.

Тем более странным кажется этот запрет, что Афон называют Уделом или Садом Пресвятой Богородицы - Девы, избранной Богом стать Матерью Спасителя мира. Богородица и апостол Иоанн Богослов стали первыми, кто проповедал здесь язычникам веру в Господа Иисуса Христа. На Афоне хранится большое число чудотворных икон Божией Матери, реликвии, связанные с Ее земной жизнью, в том числе Пояс, сплетенный Ею из верблюжьей шерсти. Монахи афонских монастырей ежедневно совершают сугубое моление Пресвятой Богородице. Почему же в Сад Пресвятой Девы не пускают женщин?..

Когда и почему появился этот обычай? В самом первом типиконе, своде законов Афона, нет упоминания о запрете женщинам посещать полуостров. Однако «аватона» (греч. αβατον - место, куда нет прохода) с глубокой древности придерживались многие мужские монастыри.

Православная энциклопедия объясняет: «Аватон - греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря во избежание соблазна. В монастырях Святой горы этот запрет действует без исключений (распространяясь также и на животных женского пола), а его нарушение карается тюремным заключением от двух месяцев до года».

Запрет для женского пола посещать Святую гору Афон законодательно принят в IX веке по указу византийского императора Михаила Палеолога. Но еще с V века женщины перестали совершать паломничество на Афон по причине, которую Предание описывает так. Византийская царевна Плакидия, дочь императора Феодосия, приехала на Афон и направилась к одному из храмов. Но перед входом услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевший ей немедленно покинуть монашеский полуостров: «Отныне ни одна женщина не должна вступать на эту землю».

Спустя десять веков после царевны Плакидии еще одна женщина, привезшая богатые дары для монастырей, сербская царевна Маро, была остановлена ангелом с повелением вернуться на корабль.

Иными словами, женщины на Афон не допускаются не человеческим повелением, а велением свыше.

Однако в последние годы у «обделенного» пола появилась уникальная возможность не только увидеть запретный полуостров, но и прикоснуться к его святыням. Ее предоставляет паломнический круиз «К святыням Афона», который совершается по благословению старцев Святой горы.

Взглянуть и прикоснуться

В неповторимом храме природы, где небо соединяется с землей и куда направится паломнический корабль, хранятся великие святыни. Участники круиза смогут на расстоянии всего 500 метров от берега полюбоваться неземной красотой древних обителей и услышать рассказ об их истории. Пока корабль будет неспешно идти вдоль побережья, опытный православный гид проведет обзорную экскурсию, во время которой даже самый просвещенный человек сможет открыть для себя что-то новое.

Паломничество - это не только приятная морская прогулка и получение новых знаний. Во время круиза на корабле создается особая атмосфера. Здесь царят благоговение, общая молитва, духовный подъем. Исчезает земная суета, бытие человека обретает иное измерение - духовное. Когда монахи одного из афонских монастырей появляются на лодке далеко в море, у присутствующих захватывает дух. Душа радостно трепещет, ожидая встречи со святыней.

На борт корабля по очереди приезжают монахи двух из четырех афонских обителей: Ватопеда, Ксенофонта, Дионисиата и скита святой Анны. Каждый афонский монастырь - это сокровищница святынь и кладезь священных преданий.

Монастырь Ватопед, по преданию, был основан византийским императором Феодосием в благодарность за чудесное спасение его малолетнего сына. Во время шторма мальчика смыло за борт кораб­ля, но вынесло на берег, где слуги нашли его лежащим около колючего кустарника. С этим связывают и смысл названия монастыря: «вато» - куст, «педион» - ребенок.

В Ватопеде пребывают семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а главное - он является хранителем Пояса Божией Матери. Этот Пояс Она изготовила Своими руками и носила в земной жизни, и сейчас, в наши дни, Богородица являет от него множество чудес. Пояс Пречистой Девы и икону «Всецарица», прославившуюся чудесами исцеления, особенно от раковых заболеваний, привозят на борт корабля монахи обители.

Монастырь Ксенофонт очень древний, он был основан в конце X века. В нем хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века - великомученика Георгия Победоносца и великомученика Димитрия Солунского, а также множество святынь, некоторые из которых монахи привозят на борт корабля: частицу Животворящего Креста Господня, десницу великомученика Георгия Победоносца, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой Марии Магдалины.

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке и посвящен святому Пророку и Предтече Иоанну Крестителю. Монахи обители привезут на корабль мощи Предтечи Господня Иоанна, а именно его десницу, ту самую правую руку, которую он возлагал во время Крещения на главу Господа Иисуса Христа. Вторая великая святыня Дионисиата, приносимая на корабль, - мощи святой Параскевы, покровительницы семьи.

Скит святой Анны - самый древний и большой скит Афона. Скитом обычно называют небольшой монашеский поселок, где живут отшельники. Но есть и общежительные скиты, где монахи живут не каждый сам по себе, а общиной. Общежительным является и скит святой Анны. Посвящен он святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, бабушке по плоти Господа Иисуса Христа. Святые Иоаким и Анна родили Дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака и потому особенно помогают бездетным супругам стать родителями, а также исцеляют больных детей. Монахи скита привозят на корабль нетленные чудотворные мощи - стопу святой Анны.

Нужно только верить

Круиз «К святыням Афона» начинается ранним утром – корабль отправляется с пристани поселка Ормос Панагиас полуострова Халкидики и возвращается туда же после четырех часов дня.

«Я вернулась совершенно другим человеком, - признается одна из участниц круиза, - у меня было тяжелое подавленное состояние, а сейчас просто летаю на крыльях».

По глазам, по выражению лиц тех, кто сходит с корабля, видно, что с ними что-то произошло. Какой-то внутренний свет снизошел на каждого. Люди стали иными.

После круиза «К святыням Афона» происходили и явные чудеса: исцеление от бесплодия, разрешение тяжелой жизненной ситуации, создание семьи. Конечно, чудо по молитвам - это не волшебство. Чудо происходит тогда, когда человек с болью сердца, горячей верой и глубоким смирением просит Бога, Богородицу и святых о своих нуждах. И помощь приходит.

Вот, например, рассказ Анны, гида греческого православного паломнического центра «Солунь», который по благословению старцев Святой горы Афон является организатором круиза «К святыням Афона».

«Мне выпало счастье сопровождать этот паломнический круиз, который проходит каждую неделю, по понедельникам. Почти всегда на борт корабля монахи обители Ватопед привозят Пояс Пресвятой Богородицы. Почти, но не всегда. Иногда погодные условия - сильный восточный ветер и волна - препятствуют им совершить долгий путь от Ватопеда.

Однажды ко мне подошла немолодая женщина с ребенком на руках и взволнованно спросила, привезут ли сегодня Пояс. Погода была хорошая, и я ответила, что, скорее всего, привезут. Потом я увидела эту женщину у Пояса Пресвятой Богородицы: все так же с ребенком на руках она стояла у святыни и не могла отойти - слезы текли по ее щекам, но в выражении лица не было страдания или горя.

На обратном пути я снова увидела эту женщину, которая играла со своим веселым мальчиком, и подошла к ней. Мы познакомились. Женщину звали Елена, она приехала из России. Всю жизнь у них с мужем не было детей, пока они не сподобились приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы, который тогда привезли в Москву. После этого, почти в пятьдесят лет, как сказала Елена, у них родился сын Ванечка. Сейчас вместе с Ваней она приехала поблагодарить Пресвятую Богородицу и вновь приложиться к Ее всечестному Поясу. Действительно, великие чудеса происходят и в наши дни, - нужно только верить».

Сейчас в Евросоюзе много спорят о том, не ущемляет ли права женщин запрет посещать Афон. Но, оказывается, совсем не обязательно разрушать многовековые традиции, чтобы прикоснуться к тайне Афона. Достаточно просто отправиться в морской паломнический круиз к его берегам.

Анастасия Горюнова-Борисова

Фото предоставлены греческим православным паломническим центром «Солунь»

Как известно, Афон - земной Удел Богородицы, куда доступ женщинам запрещен Уставом Святой Горы. Сегодня за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - до 12 месяцев лишения свободы.

До V века женщины могли посещать Святую Гору. Существует предание, согласно которому, в 422 году царевна Плакидия - дочь Феодосия Великого, посетила Святую Гору, чтобы поклониться святыням, но когда она подошла к храму, то услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевшей ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы» - сказала Пречистая. С этого времени женщинам на Афон путь закрыт. Монахи строго чтут эту традицию и на Афоне даже нет животных женского пола.

Но известно также о том, что во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949) женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Сегодня мы напомним о восьми женщинах, которые навсегда остались в истории Святой Горы Афон.

1. Пресвятая Богородица - игуменья Святой Горы Афон

Согласно одному из преданий, корабль, на котором плыла Богородица на Кипр, попал в бурю, и его прибило к берегу Афона, на котором жили язычники. Пресвятая Дева вышла на берег и рассказал язычникам об Иисусе Христе, передавая евангельское учение. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».

2. Святая праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы

В честь Неё в в XIV веке основан крупнейший на Святой Горе Афон скит, который подчиняется Великой Лавре. Главной святыней скита является стопа самой праведной Анны, а также редкая чудотворная икона, на которой изображена святая Анна, держащая на руках маленькую дочь – деву Марию. Святая Анна имеет особую благодать перед Богом предстательствовать за бесплодных супругов и страждущих младенцев.

3. Императрица Феодора

Парные изображение икон Иисуса Христа и Богородицы, которые называют «Игрушки императрицы Феодоры» хранятся в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. По преданию, их происхождение приписывается византийской императрице Феодоре, которая восстановила иконопочитание. В Ватопедском монастыре образы в 1744 году видел путешественник В. Г. Григорович-Барский. В своих записках он писал следующее: «Некии древни икони малы… зело достохвалнаго и удивительного художества: Христос на особной дщицы, и Богородица с Младенцем на другой, зело ветхии и удивителнаго живописания, висящии над игуменскою кафедрою, именуемы гречески «неня тис василессис Феодорас», си есть куклы царыци Феодоры».

4. Царица Елена, жена Стефана ІV Душана

Была единственной женщиной, чья нога за последнюю тысячу лет ступала на землю Святой Горы Афон. В 1347 г. в Сербии свирепствовала чума, и царь Душан с царицей Еленой спаслись от нее на Афоне, который тогда был частью их владений.

5. Княгиня Анна Харальдовна

Первая русская паломница по святым местам, стала инициатором переименования обители россов на Афоне в Пантелеимонов монастырь. Благодаря ее щедрым вкладам русские монахи смогли переехать из тесной обители у края скалы в просторный и безопасный монастырь Фессалоникийца и, возможно, через нее получили некоторые святые реликвии, оказавшиеся в руках крестоносцев.

6. Мария, вдова турецкого султана Мурата II-го

После падения Константинополя, дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария передала в обитель святого Павла часть золота, ладана и смирны, принесённые волхвами в дар Младенцу Иисусу Христу. По преданию, сербская царевна сама хотела внести эти сокровища в обитель, но не смогла пройти и нескольких шагов, как была остановлена Ангелом Божиим, который сообщил ей о том, что она должна немедленно вернуться на корабль. На месте передачи сокровищ ныне находятся крест и часовня. Дары волхвов и поныне хранятся в монастыре святого Павла, золото - 28 пластин-подвесок. Шесть десятков скатанных шариков – ладан и смирна, которые по-прежнему благоухают.

7. Императрица Елизавета І Петровна

Разрешение на основание украинского козацкого скита на Святой Горе Афон, который назывался «Черный выр», дала императрица Елизавета І Петровна. Предполагают, что об этом ее попросил граф Алексей Разумовский.

8. Акилина Смирнова (монахиня Рафаила)

Будучи купеческой вдовой, она приняла тайный монашеский постриг с именем Рафаила. Не имея возможности навсегда поселиться в монастыре, она все свое внимание направляла на то, чтобы делать целый ряд благотворений для разных монастырей. Но преимущественно она жертвовала средства на устройство и украшение храмов афонского монастыря великомученика Пантелеимона. Кроме того, в сентябре 1879 года Акилина Смирнова подарила свою усадьбу в Москве для размещения там московского подворья Афонского Пантелеимонового монастыря.

Раздел сайта: - Паломничество по святым местам.
Греческая общественность возмущена недавним решением голландского суда и резолюцией Европарламента.

Напомним, в январе суд признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает право монахов Афонского монастыря не допускать женщин на Святую гору. Сразу же последовала официальная реакция: представитель правительства Христос Протопапас напомнил дотошным и сующим всюду свой нос европейским поборникам «прав человека», что право афонской монашеской республики запрещать женщинам посещать Святую Гору утверждено в договоре о присоединении Греции к ЕС и дискутировать здесь попросту не о чем.

«Тем не менее, как говорят китайцы, дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Сейчас о правах женщин дискутируют во многих организациях ЕС; по юридической схеме, принятой в Евросоюзе, дело, рассмотренное голландским судом, вполне может дойти до европейского суда в Страсбурге.

Между тем, и в самой Греции встречаются полярные мнения. Есть и активные сторонники отмены упомянутого запрета. В частности, член европейского парламента от Греции Анна Караман у, которая убеждена, что «это решение было принято тысячу лет назад в эпоху черного средневековья в Европе», «отражает социальные реалии того времени» и «сегодня вместе с признанием равенства полов и прав женщин не может более быть действительным».

Особую позицию заняла первая греческая журналистка, которая занималась вопросами запрета посещения женщинами Афона, - Фотини Пипили:
«…Считаю, что причины ситуации, сложившейся на сегодняшний день, - в политике самой монашеской республики, в том, что Афон открыл свои двери всякого рода известным принцам, королям, актерам, кутюрье, парикмахерам и туристам со всего мира. Насколько мне известно, мистицизм и строгость Святой Горы были потеряны с того момента, как монахи начали ездить на джипах, пользоваться услугами и современными технологиями. Дорогу проторили сами монахи космополитической политикой последних десятилетий. Поэтому я считаю неприемлемым сохранение этой дискриминации, ведь монастыри финансируются в значительной мере из источников европейских граждан, мужчин и женщин. Я не могу принять того, что мне запрещают доступ к сокровищам Православия, малой частью которого я себя считаю».

О сохранении традиции в противовес всепроникающему модернизму напоминает, однако, известная певица София Воссу:
«…Несмотря, однако, на мое желание (отправиться с паломничеством на Афон - С.С.), мне кажется, что все надо оставить так, как это было определено традицией. Ведь не так уж плохо иметь какую-то традицию. Мне кажется, что все модернисты грозят дать нам некое общество, лишенное уважения и собственного «я»… Если, в конце концов, будет отменен запрет на посещение Афона, то это все равно, что отмена рождественской елки или самого Рождества. Я бы была первой, кто поехала на Афон, - если бы моя церковь согласилась. А пока я продолжаю хранить традиции моей церкви, поскольку я - православная христианка… Я уважаю церковь и ее законы».

Есть и более жесткие высказывания. Лианы Канелли - известной журналистки и телеведущей, сторонницы запрета на посещение женщинами Афона:
«Сегодня урбанизация и модернизм несут разрушение через развлечение. Часть Освенцима была превращена в дискотеку, таким образом, место величайшей трагедии стало местом отдыха. Есть компании, которые зарабатывают деньги на подводных туристических прогулках в места, где были проведены атомные подводные испытания… В этом мире вы считаете отмену традиционного запрета доступа женщин на Афон - прогрессом? В то время как доступ женщинам еще запрещен в Афинский клуб! В 1821 году Святая Гора приняла у себя женщин и детей, чтобы их спасти. В целом меня не очень интересует, имею ли я право пить кофе с кардиналами в Ватикане, или стоит ли создавать смешанные монастыри. Вера есть дело - сугубо личное. Но вот если кто-то захочет нарушить неприкосновенность Святой Горы, я приложу все усилия, или организую блокаду, чтобы им помешать…»

Министр культуры Греции Евангелос Венизелос на днях заявил, что греческое правительство не будет выполнять резолюцию Европарламента, призывающую снять запрет на посещение женщинами Афона (резолюция обязательного характера не носит). Министр, со своей стороны, подчеркнул, что Афон есть уникальная монашеская республика на севере Греции. Эта республика обладает особым правовым статусом. Тысячелетняя традиция, по которой вход женщинам на полуостров закрыт, - подтверждена конституционными актами Евросоюза и греческой конституцией.

Кроме того, добавил Венизелос, Афон - не единственное место в Европе, где сохраняются определенные запреты для женщин по религиозным соображениям. Министр прозрачно намекнул парламентариям на «двойные стандарты», заметив, что, по меньшей мере «странно - Европарламент занимается запретом женщинам посещать Афон и не обращает внимания, например, на тот факт, что в Ватикане в правительственных органах участвуют только мужчины, а глава государства избирается органом исключительно мужским по составу…»

Напомним, запрет посещать Афон женщинам существует более тысячи лет - еще с 9 века, когда византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Монашеское государство Афон, расположенное на севере Греции, выступило с протестом против нарушения его границ женщинами. Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес парламентской партии Леворадикальный союз (СИРИЗА). Депутат от этой партии Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду была среди женщин, которые в январе демонстративно вошли на территорию Афона.

В послании с Афона говорится о "демонстративном и провокационном" нарушении аватона – векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.

Напомним, что 8 января 2008 года греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили "символическое попрание" запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.

Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон", установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы", единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.

Греческий уголовный кодекс прямо запрещает женщинам вход на Афон, нарушительницам грозит тюремное заключение. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон в порядке обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство заявило, что по-прежнему будет уважать древнюю традицию.

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? "Нескучный сад" предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Почему женщин не пускают на Афон
Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах
Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.
Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником
Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. ...Поэтому священнический архетип (первообраз) - мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев , «Церковь в мире людей»).
Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия Алексей Осипов . — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.
Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.
Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе.

«Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает иеромонах Иов (Гумеров) , преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?
Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы
Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?
По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены
Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?
Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!
Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!
А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.
Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова, главный редактор «НС»

Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Как известно, монашеская республика Афон является местом, куда уже сотни лет женщинам запрещен въезд. Но всем православным христианам, независимо от пола, хочется почувствовать ту необычайную атмосферу святости, которой преисполнена Святая Гора. Мы расскажем о том, как женщины все же могут, не нарушая уставов Афона, прикоснуться к православному наследию Святой Горы.

Самый верный и простой способ для женщин увидеть Афон, это стать пассажирами катера, который отправляется с Уранополиса и огибает Святую Гору вдоль берега на расстоянии 500 метров (ближе не разрешено). Корабль отправляется утром. Во время этого путешествия женщины имеют уникальную возможность увидеть Афон, очертания монастырей и обратиться с молитвами к Господу.

Но круиз вокруг Афона - это не морская прогулка. А прежде всего, паломничество. Так, во время круиза корабль на несколько часов останавливается в прибрежной акватории Свято-Пантелеимоновского монастыря. По благословению настоятелей монастырей Святой Горы, к паломникам на корабль поднимаются иноки, которые приносят с собой чудотворные святыни, хранящиеся на Афоне. Важно отметить, что такое событие происходит не всегда.

Например, насельники монастыря Ватопед приносят на борт честной Пояс Пресвятой Богородицы – единственную сохранившуюся реликвию земной жизни Божией Матери. По молитвам к Богородице у этой святыни, многие женщины получают исцеление от бесплодия. Также монахи Ватопеда приносят чудотворную икону «Всецарица», которая помогает больным раковыми заболеваниями.

А насельники обители Ксенофонт приносят на круизный корабль частицу Животворящего Креста Господня, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона, десницу великомученика Георгия Победоносца и мощи святой Марии Магдалины.

Монахи Дионисиата дают возможность женщинам прямо на борту корабля поклониться мощам Иоанна Крестителя. В обители хранится правая десница пророка, которую он возлагал при крещении на голову Иисуса Христа.

Насельники афонского скита святой Анны привозят на корабль ее нетленные мощи. По преданию, праведная Анна долгие годы не могла иметь детей, но Господь благословил святую за ее веру, и она родила на свет Пресвятую Богородицу. Именно поэтому святой Анне молятся об исцелении бездетные супруги.

Во время пребывание святынь на корабле монахи Святой Горы совершают перед ними молебны, во время которых паломники имеют возможность помолиться Господу за своих родных и близких людей. Также пассажиры корабля могут купить у монахов освященное масло, иконы и небольшие пояски, которые освящаются от Пояса Пресвятой Богородицы. Кроме того, инокам обителей можно подать записки о поминовении на Святой Горе.

Кроме морского круиза вокруг Афона у женщин есть возможность побывать на сухопутной границе с монашеской республикой и помолиться прямо в метре у подножия Святой Горы.

mob_info