Многообразие и значение земноводных таблица. Разнообразие земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека. Отряд Бесхвостые амфибии

Многообразие земноводных, их значение в природе и для человека, особенности этих животных - обо всем этом вы узнаете, прочитав статью. Земноводных иначе называют амфибиями. Они произошли от рыбообразных предков в верхнем девоне, около 350 млн лет назад. В то время обширные болота, поросшие папоротниками по берегам, были пустынны и представляли собой идеальные местообитания для их освоения первыми наземными животными, еще не умевшими сохранять влагу в организме.

Первые амфибии

Отнюдь не сразу появилось все современное многообразие земноводных. Фото древних животных, к сожалению, нет. Наверняка они выглядели весьма впечатляюще. Палеонтологический материал показывает, что первые амфибии напоминали с продолговатой головой и хорошо развитым хвостом. Эти животные, достигавшие более 1 м в длину, передвигались медленно и неуклюже, с трудом переползая от одного водоема к другому. В карбоне обнаруживается уже довольно большое многообразие земноводных. Но все они вели малоподвижный образ жизни, почти не испытывая никакой конкуренции со стороны других животных, поскольку пищи было предостаточно.

Трудности приспособления

Нынешнее многообразие и значение земноводных сложились в ходе длительной эволюции. Переход от водного к наземному существованию создавал множество проблем для этих животных. Амфибиям понадобились миллионы лет на выработку необходимых адаптаций. В сущности, все многообразие земноводных характеризуется тем, что эти животные так и не сумели полностью приспособиться к более суровым условиям наземного обитания и по-прежнему нуждаются в водной среде для размножения. Для лучшего передвижения у амфибий развились облегченный скелет и мощная мускулатура, чтобы преодолевать силу тяжести. Конечности первых земноводных были короткими, массивными и широко расставленными, хотя уже и пятипалыми. Для дыхания амфибии использовали парные воздушные мешки, или легкие.

Современные амфибии

Из многих некогда существовавших групп земноводных сохранилось только три отряда: Anura (лягушки и жабы), Urodela (тритоны и саламандры) и Apoda (червяги - вытянутые слепые роющие формы). Лягушек и жаб свыше 2500 видов. Многообразие земноводных, относящихся к Anura, приспособилось к жизни не только вблизи водоемов, но и в тропических лесах, степях и даже пустынях.

Характеристика лягушек и жаб

Общая черта всех лягушек и жаб - развитие с полным превращением (метаморфозом). У всех них есть голосовой аппарат, но полного развития он достигает лишь у самцов, которые издают крики, привлекая самок в брачный период или при испуге. Характерные квакающие звуки получаются благодаря колебаниям голосовых связок - парных складок слизистой гортани. Воздух проходит мимо них в легкие при вдохе и обратно из легких в голосовые мешки, расположенные под ротовой полостью. Почти все лягушки и жабы умеренной зоны весной отправляются к воде. Нужное направление они выбирают, руководствуясь особыми восприимчивыми клетками - осморецепторами, расположенными в ротовой полости. По непонятным причинам привлекательными для амфибий оказываются лишь немногие водоемы, и в них в период размножения собирается великое множество лягушек и жаб. Самцы обычно приходят первыми и призывают самок брачными криками.

Кожа земноводных

На личиночных тритоны и саламандры дышат в воде наружными жабрами, исчезающими в ходе метаморфоза. Взрослые лягушки могут дышать тремя способами. При высоком уровне активности они осуществляют этот процесс легкими и ротовой полостью, а во время спячки - поверхностью кожи. На воздухе влажность кожи поддерживается благодаря выделениям слизевых желез. В коже расположены и ядовитые железы, особенно хорошо развитые у тропических лягушек из родов Dendrobates и Phyllobates. Их сильнодействующим ядом южноамериканские индейцы смазывали стрелы, с которыми охотились на птиц и обезьян.

Многие ядовитые земноводные ярко окрашены, что служит предупреждением для хищников. Широко распространена у амфибий и маскировочная окраска. Находящиеся в коже пигментные клетки (3 типа), сгущая или рассредоточивая пигмент, вызывают изменение окраски.

Тритоны и саламандры

Тритоны и саламандры (одна из них представлена на фото выше) меньше отклонились от исходного типа строения амфибий. По форме тела хвостатые амфибии напоминают ящериц. Они имеют четко обозначенную голову. Взрослые животные и личинки очень похожи друг на друга, и полного метаморфоза, характерного для лягушек и жаб, у хвостатых амфибий не бывает. Известно 8 семейств хвостатых примерно с 225 видами. Подобно лягушкам и жабам, они обычно размножаются в воде. Оплодотворение у этих животных внутреннее. Самец выделяет сперматофор, который самка захватывает клоакой. Большинство хвостатых откладывают яйца.

Брачное поведение тритонов и саламандр

В период размножения самцы тритонов приобретают яркую окраску, которая играет важную роль в их энергичном брачном ухаживании. Для некоторых саламандр характерна неотения - когда созревшие особи сохраняют типичные черты личиночной организации: наружные жабры, прозрачную слабопигментированную кожу и т. д. В результате педогенеза животное становится половозрелым на личиночной стадии. Примером такого рода может служить представленный на фото выше аксолотль (личинка Ambystoma mexicanum).

Червяги

Червяги - самая небольшая и наименее изученная группа земноводных. Многие из них ведут роющий образ жизни. Конечности у этих животных отсутствуют. Интересным примитивным признаком червяг является сохранение чешуй в коже. Глаза сильно редуцированы, и их функцию отчасти заменяют специальные осязательные щупальца, с помощью которых животные корректируют передвижение под землей. Лучше других известен цейлонский рыбозмей (Ichthyophis glutinosus), впервые описанный в конце 19 столетия. Фото его представлено выше.

Южноамериканская червяга - типичный представитель Она слепа, живет под землей и, вероятно, питается червями. Этот вид распространен только в субтропических и тропических районах. Южноамериканская червяга насиживает свою кладку. Животное достигает 50 см в длину.

Итак, мы вкратце охарактеризовали многообразие земноводных. Роль амфибий в природе и жизни человека - еще одна интересная тема. Предлагаем вам прочитать о том, почему эти животные так важны.

Значение земноводных

В той или иной степени для человека полезно все многообразие земноводных. Их значение очень велико главным образом потому, что они питаются многими видами вредных беспозвоночных (насекомых и их личинок, включая комаров; моллюсков и др.). Эти и другие беспозвоночные повреждают лесные и сельскохозяйственные культуры. Кроме того, они могут быть переносчиками заболеваний домашних животных или человека.

Продолжая описывать многообразие и значение земноводных, отметим, что пищевые объекты у наземных амфибий обычно более разнообразны, чем у тех, которые образ жизни. За сутки в среднем травяная лягушка съедает 6 беспозвоночных, вредных для человека. Если численность этих земноводных составит 100 особей на 1 га, они могут уничтожить более 100 тысяч вредителей в период летней активности. Часто земноводные поедают беспозвоночных, имеющих неприятный вкус или запах. Амфибии охотятся ночью и в сумерках. Их полезная деятельность, однако, в целом невелика, поскольку лишь в немногочисленных местах они достигают достаточной численности. Головастики, икра и взрослые особи представителей земноводных, ведущих в основном водный образ жизни, являются пищей для многих промысловых рыб, цаплей, уток, а также других птиц. Амфибии, кроме того, составляют значительную часть рациона ряда пушных зверей (хорь, норка и др.) в летний период. А выдры и зимой питаются лягушками.

В отдельных регионах (Америка, Юго-Восточная Азия, Италия, Франция) некоторых амфибий (лягушек, саламандр) люди используют в пищу. В Соединенных Штатах, например, имеются фермы, на которых разводят лягушку-быка (фото представлено выше). Лишь задние конечности поступают в продажу, а тушки идут на корм скоту. В свое время в Украине также осуществлялся промысел зеленых лягушек. Их разводили на экспорт в плавнях и лиманах Дуная. Однако численность их быстро сократилась, и добычу их прекратили.

В умеренных широтах число амфибий невелико, поэтому необходимо защищать их. Многообразие земноводных и их охрана - залог экологического равновесия.

Урок «Многообразие и значение земноводных»

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Задачи:

Образовательные :

    познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

    Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

    организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

    продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”

    На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

    продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха

Тип урока : комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.

Оборудование:

    презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-))

Суждения (вопросы)

Знак

Лягушки не могут жить без воды

Лягушки никогда не пьют воду

Лягушки и жабы дышат только легкими

Питаются лягушки только водорослями

Весной лягушки возвращаются в пруд,

где они родились

Из оплодотворённой икринки сразу

развивается лягушонок

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред

Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

Земноводные произошли от рыбообразных предков

Головастик- это личинка земноводных

Жабы- это вредители садов и огородов

Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу

От прикосновения к жабе появляются бородавки

Все земноводные – хищники

    Изучение нового материала.

Проблема У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Многоообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем задачи нашего урока.

    Многообразие земноводных

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

1стадия. Вызов.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

7. Что такое неотения?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

2 стадия.Осмысление.

    Учащиеся работают в парах. Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами (Приложение 1) – 10 мин.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

План характеристики отряда.

    Образ жизни.

    Строение.

    Распространение

    Представители, их характеристика.

    В процессе работы составляют таблицу

«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

    «Презентация” каждой группы у доски .

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

    Просмотр фрагментов видеоурока по каждому отряду.

Какие новые факты вы узнали из фрагмента?

    Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства .

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

    Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

    Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

    Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

    Служат объектом для науки

Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод : амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

    Охрана земноводных

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

7. Земноводные Курской области, Красной книги России.

Р ассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги. Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная. В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая. Жаба серая, или обыкновенная. Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

    Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Задание 2. П одумай и ответь. «Как и Почему» (при наличии времени)

Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?

Действительно ли опасен яд жабы для человека?

Почему жаба вымётывает большое количество икринок?

Почему лягушка получила такое название?

Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках жабу?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

V. Рефлексия.

Закончите предложения:

    Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

    “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

    Для меня этот учебный материал важен потому что...

    Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

VI . Домашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.

Приложение 1

Отряд Бесхвостые

    Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.

    Кожа гладкая или бугорчатая.

    На передних конечностях по 4, на задних по 5 пальцев , которые соединены у большинства видов перепонкой .

    В отличие от тритонов и саламандр, многие бесхвостые амфибии способны к голосовым реакциям ("песням"), особенно в брачный период. В отличие от хвостатых амфибий, у части видов бесхвостых амфибий отмечен так называемый "брачный пост ", т.е. в период размножения животные не питаются.

Бесхвостые амфибии имеют наиболее широкое распространение по сравнению с двумя другими отрядами современных амфибий. Они заселяют практически все районы земного шара, кроме полярных; отсутствуют на многих океанических островах. В горах встречаются на высоте более 5000 м над уровнем моря (в Гималаях и Андах), на территории бывшего СССР на высоте около 4000 м. Недавно новый вид зеленых жаб был обнаружен на высоте 5238 м у подножья ледника в горной системе Каракорум (Пакистан). Вероятно, это самая высокая находка амфибий в мире.

    В настоящее время в мире известно более 4000 видов , объединенных в 334 рода и 25 семейств .

    Серая жаба – крупное, до 20 см в длину. Зеленая жаба поменьше – до 14 см. Обе жабы большую часть времени проводят на суше. Их можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной они ненадолго переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Жабы сумеречные и ночные животные. В это время они кормятся, а днем зарываются в рыхлую почву или прячутся под камнями и в других укрытиях. В этих же местах жабы зимуют, впадая в спячку. Серая частенько забирается в погреба и подвалы

Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озерная, травяная и остромордая. Прудовая и озерная - лягушки зеленые. Свою жизнь они проводят в воде или возле нее. Зеленая окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 см., озерная – до 15.

    Травяная и остромордая – лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу. Размножаются в воде, а травяная там еще и зимует. Остромордые лягушки зимуют в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, трещинах, в кучах опавшей листвы. Травяные лягушки бывают до 10 см, а остромордые помельче, но они похожи. Чтобы отличить их, надо помнить: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой заостренная мордочка и во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

Как отличить лягушку от жабы.

    Кожа . У лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты. А у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник ее хватает, многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.

    Ноги. Лягушки гораздо проворнее жаб. Они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. У жаб ноги короткие, поэтому они медлительные.

    Зубы . Зубов у жаб нет, а у лягушки они имеются, правда только на верхней челюсти и очень мелкие

    Язык . Язык у жаб короче

    Икра . Кладки лягушачьей икры имеют вид комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров

Древесные лягушки – квакши живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах. На концах пальцев у квакши есть присоски, они и помогают квакше удерживаться, молниеносно и точно прыгать по ветвям и листьям. Эти присоски принесли квакше дурную славу. Некоторые люди считают, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже и пьет человеческую кровь. Но на человека они никогда не прыгают, а питаются насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Весной они откладывают икру в водоемах и снова уходят на деревья. Из икры через 10-12 дней выходят головастики, они быстро растут и к концу лета, превратившись в маленьких лягушат, выходят на сушу. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняют цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.

Отряд Хвостатые

  • Имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост.
  • Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. На передних конечностях по 4 пальца, а на задних - по 5 пальцев, реже по 4.
  • Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом.
  • Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
  • Для многих видов характерны так называемые брачные танцы , т.е. особый ритуал ухаживания за самкой.

    В поведении большое значение имеет обоняние (хеморецепторное распознавание).

    Оплодотворение наружное или внутреннее. Самки откладывают от десятка до трех и более сотен яиц (икринок) ; у некоторых видов наблюдается живорождение . Личинки во многом внешне похожи на взрослых, но снабжены жабрами , по 3 с каждой стороны:

  • Во многих семействах отряда Хвостатых встречается явление так называемой неотении, т.е. размножения на личиночной стадии; взрослая стадия может даже вообще отсутствовать! Аксолотль – личинка тигровой амбистомы, способная к размножению
  • Распространены преимущественно в северном полушарии. В Австралии отсутствуют, в Африке встречается всего 4 вида (и около 800 видов земноводных других отрядов), лишь несколько видов населяют север Южной Америки. Более обычны в горных районах, где мало бесхвостых земноводных.

    Отряд Хвостатые – наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. К хвостатым амфибиям относятся тритоны, саламандры, американские амбистомы

    В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14-18 см и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. В обычное время гребень у самцов малозаметен.

    Сверху и с боков гребенчатые тритоны окрашены в тёмно-коричневый цвет и покрыты тёмными пятнами, отчего кажутся практически чёрными. В нижней части бока тритона покрыты мелкими белыми точками, более заметными у самцов в период размножения. Самки окрашены скромно, их расцветка светлее, гребень отсутствует. На спинке у самки заметна жёлтая продольная линия. Брюшко гребенчатого тритона жёлтое или оранжевое, покрыто крупными чёрными пятнами, узор индивидуален для каждого тритона. Вдоль хвоста проходит серебристо-серая полоса. Кожа грубая, шероховатая, на брюшке гладкая. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки - скрип, писк и глухой свист.

    В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли Величина их – 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучил, оказалось, что это личинки амбистомы, земноводного из отряда Хвостатые. Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинок они живут до тех пор, пока в озере много воды: если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Взрослые амбистомы живут не в воде, а на суше, в сырых, тенистых местах. Аксолотли в природе встречаются только в Америке. У нас они содержатся в аквариумах, в живых уголках.

Эти животные на личиночной стадии способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.

Приложение 2.

Задание 1 группе

    Отряда Хвостатые в связи со средой обитания.

    Кто такие аксолотли?

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Хвостатые

Задание 2 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Безногие в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Безногие

Задание 3 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Бесхвостые в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Как отличить жабу от лягушки?

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Ряд Хвостатые (пятнистая саламандра, гигантская саламандра, тритон, протей). Тело удлиненное, хорошо развит хвостовой отдел, который состоит из множества позвонков. Конечности короткие. Ребра более-менее развиты, но в дыхательных движениях участия не принимают. Глаза маленькие. Живут на суше, но размножаются в водной среде. Однако гигантская саламандра и во взрослом состоянии живет в воде. В воде живет и протей. Оплодотворение преимущественно внутреннее. Иногда бывают и живородящие. Для некоторых видов характерна неотения – размножение на стадии личинки.

Пятнистая саламандра, живущая в Карпатах, имеет яркую предупреждающую (черная с желтыми пятнами) окраску. Ее кожные железы вырабатывают яд. Некоторые хвостатые (протей) приспособились к жизни в водоемах пещер (есть хвостовой плавник, глаз нет, есть наружные жабры, конечности недоразвиты). В период жизни в воде на спине тритона вырастает гребень, который увеличивает поверхность кожного дыхания.

Выполняют определенную роль в эволюционном развитии животного мира – самые примитивные наземные животные. Некоторые виды используют в качестве лабораторных животных, некоторых употребляют в пищу (гигантскую саламандру). В Красную книгу Украины занесены пятнистая саламандра, тритон карпатский.

Ряд Безногие (кольчатая червяга, цейлонский рыбозмей и др.). Животные распространены только в тропиках. Червеобразное, у многих видов с перетяжками тело приспособлено к роющему способу жизни. Конечности отсутствуют. Глаза рудиментированы. Барабанная перепонка редуцирована. Хорошо развит орган обоняния. Кольчатая червяга приспособилась к роющему способу жизни в земле. Тело длиной до 1 м покрыто слизью. Окрас яркий, может быть всех цветов радуги. Питаются почвенными беспозвоночными. Оплодотворение внутреннее. Яйца развиваются без воды – самка обвивает их своим телом и охраняет до выхода личинок, которые переселяются в воду для завершения метаморфоза. Отдельные виды живородящие. Цейлонский рыбозмей откладывает большие кожистые яйца в норы. Также наблюдается забота о потомстве.

Ряд Бесхвостые (жабы – прудовая, остромордая: ропухи – серая, зеленая; квакша, чесноковая). Хвостовой отдел укорочен, представлен хвостовой косточкой, ребер нет. Встречаются возле воды. Имеют длинные задние конечности. Передвигаются прыжками. Между пальцами есть плавательные перепонки. Питаются мелкими животными, которые движутся. Хватают их липким языком.

Жерлянки имеют предостерегающую окраску: брюшко покрыто желтогорячими пятнами. Кожная слизь ядовита. В случае опасности животное переворачивается на спину, демонстрирую яркую окраску брюшка. Среди листьев дуба, бузины и других растений живет маленькая квакша. За счет зеленой окраски она незаметна в листве. Каждый пальчик квакши имеет на конце расширение – клейкую подушечку, с помощью которой она крепко держится на гладком листе дуба. Она способна изменять окраску в зависимости от среды. На земле или голом сучке дерева ее кожа приобретает буровато-сизый оттенок.

Ропухи (серая, зеленая) уничтожают большое количество вредителей огородных культур. Охотятся ночью, дополняя работу дневных птиц. Головастики прудовой жабы уничтожают личинок кровососущих комаров. Ряд видов бесхвостых амфибий употребляют в пищу. Жабы используются как лабораторные животные. Как жертвам науки им сооружены памятники в Париже и Токио. В Красную книгу Украины занесена ропуха тростниковая (западные области Украины).

Охрана земноводных. Земноводные играют важную роль в жизни человека. Ими питается много животных, да и сами земноводные уничтожают многих беспозвоночных, контролируя их численность в окружающей среде. В состав питания земноводных входят в большом количестве насекомые, причиняющие вред сельскохозяйственным растениям. Некоторые виды земноводных (гигантская саламандра, тигровая жаба, жаба-голиаф, остромордая жаба) человек употребляет в пищу. Существуют лягушачьи фермы. Они являются продуктом международной торговли. Другие виды земноводных – источник получения яда (бутофоксин, саламандротоксин), которые используют для приготовления лекарств. Земноводные – объект лабораторных исследований ученых, студентов-биологов и медиков. За счет этих исследований сделано много открытий в познании жизнедеятельности организмов.

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности. Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше.

Внешнее строение

Тело ящерицы делится на голову, шею, туловище и хвост. У нее хорошо выражен шейный отдел, что обеспечивает большую подвижность головы в условиях наземного существования. На ее пятипалых конечностей нет плавательных перепонок. Тонкие пальцы вооружены острыми когтями. Ноги ящерицы короткие и слабые, ее тело касается земли. Она как бы ползет, но двигается довольно быстро. Тело покрыто чешуей – роговыми пластинками, расположенными правильными рядами. Размер пластинок неодинаковый в разных частях тела. Кожа сухая из-за отсутствия кожных слизистых желез.

Внутреннее строение

Скелет ящерицы состоит из трех отделов: скелета головы, осевого скелета и скелета конечностей. Скелет головы представлен черепной коробкой, где находится головной мозг, и висцеральный отделом. Осевой скелет имеет 4 отдела: шейный, пояснично-грудной, крестцовый и хвостовой. Соединение черепа с осевым скелетом подвижнее, чем у земноводных. Тело позвонка преимущественно имеет переднюю выпуклую, а заднюю вогнутую поверхность, у некоторых есть процельные позвонки, как у земноводных. У пресмыкающихся образуется грудная клетка (ребра, грудина и нагрудник). В скелете передних конечностей удлинены плечо и предплечье (локтевая и лучевая кости) и кость кисти короче, чем у земноводных. Скелет задних конечностей состоит из костей бедра, голени (большая и малая) и стопы. У рептилий более прочное прикрепление тазового пояса к осевому скелету, чем у земноводных.

Мышечная система более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты межреберные мышцы, обеспечивающие движение грудной клетки, мышц шеи и конечностей, а также жевательные мышцы, которые приводят в движение челюсти.

Пищеварительная система. Питаются преимущественно животными организмами, но есть и растениеядные виды. Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Имеют зубы, которые прирастают к краям костей (у крокодилов сидят в альвеолах). Они служат для захвата и удерживания добычи. Есть слюнные железы, которые продуцируют ферменты. На дне ротовой полости находится подвижный язык, раздвоенный на конце. Это орган осязания. Он может высовываться далеко изо рта. Еда проглатывается и попадает в пищевод, который переходит в желудок, хорошо отделенный от кишечника. У желудке пища начинает перевариваться под действием пищеварительных соков желудочных желез. Далее пища попадает в двенадцатиперстную кишку, в которой переваривание пищи завершается под действием пищеварительных соков из желез самого кишечника, желчи печени и ферментов поджелудочной железы. В тонком отделе кишечника пища всасывается и кровью разносится по телу. На границе между тонким и толстым кишечником есть зачаточная слепая кишка. Непереваренные остатки пищи переходят в толстый кишечник, где формируются каловые массы, которые через клоаку выводятся наружу.

Выделительная система представлена почками, которые в отличие от почек амфибий располагаются глубоко в тазу, почти рядом с клоакой (тазовые почки). Моча через коротенькие мочеточники попадает в клоаку и накапливается в мочевом пузыре, из которого через клоаку вместе с каловыми массами выводится наружу.

Дыхательная система начинается наружными ноздрями, затем воздух через гортань попадает в трахеи. Дыхательные пути дифференцированы и хорошо развиты. Длинная трахейная трубка ведет в два коротких бронха и легкие, которые представляют собой удлиненные мешки, внутренняя поверхность которых увеличена в сравнении с легкими земноводных за счет сложной сетки перегородок, которые делят полость легких на многочисленные мелкие ячейки. Усовершенствованное строение легких обеспечивает усовершенствованный газообмен. Следует заметить, что воздух не захватывается ртом, как у земноводных. Вдох и выдох осуществляется через дыхательные пути за счет расширения и сужения грудной клетки с помощью межреберной и брюшной мускулатуры.

Кровеносная система . В тонкой околосердечной сумке располагается трехкамерное сердце (массивный конусовидный желудочек и два тонкостенных предсердия). В желудочке есть неполная перегородка, две дуги аорты (правая и левая). К голове и передним конечностям поступает артериальная кровь. К органам туловищного и хвостового отделов – смешанная. Поэтому пресмыкающиеся, как и земноводные, холоднокровные животные.

У крокодилов сердце четырехкамерное. Полная перегородка делит его на изолированную правую и левую половины. Поэтому артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются. Правая дуга аорты выносит из левого желудочка артериальную кровь, а левая дуга – из правого желудочка венозную. Потом эти дуги сливаются и образуют спинную аорту, по которой течет смешанная кровь. Поэтому эти животные, как и все пресмыкающиеся, также холоднокровные (пойкилотермные).

Нервная система. В отличие от земноводных у пресмыкающихся полушария переднего мозга и мозжечок развиты больше.

Органы чувств имеют особенности в связи с приспособлением к наземному способу жизни. Два века и мигательная перепонка защищают глаза от загрязнения и высыхания. Аккомодация глаза достигается с помощью изменений расстояния между хрусталиком и сетчаткой, а также изменением формы хрусталика. Орган слуха представлен средним и внутренним ухом. Среднее ухо, которое имеет слуховую косточку (стремя), образует барабанную полость, которая связана с ротовой полостью евстахиевой трубой, а снаружи покрыта барабанной перепонкой. Есть органы обоняния, вкуса, осязания и кожно-мышечного чувства. Поведение пресмыкающихся определяется сложными инстинктами, связанными с питанием, защитой от врагов и выработанными условными рефлексами.

Половая система. Раздельнополые. Половая система самки представлена парными яичниками, которые продуцируют яйцеклетки. Они попадают в полость тела, а затем в яйцеводы – извилистые трубочки, один конец которых начинается воронкой, которая находится на уровне легких, а другой открывается в клоаку. По бокам позвоночника самца находятся два овальных тела – семенники. Вместе с семенниками содержатся извилистые придатки, от которых отходят семяпроводы, которые открываются двумя длинными мешочками в клоаку. Это копулятивный орган (у ящериц и змей он парный).

Яйца большие, покрыты прочной оболочкой, которая защищает их от повреждений и высыхания. У ящериц и змей она волокнистая, у черепах и крокодилов – известковая. Яйцо содержит большой запас питательных веществ в желтке, а у черепах и крокодилов хорошо развита и белковая оболочка. Таким образом, у пресмыкающихся появляются хорошо развитые яйцевые оболочки. Оплодотворение внутреннее.

Развитие зародыша происходит в яйце. В связи с приспособлением к развитию в воздушной среде образуются зародышевые оболочки, которые обеспечивают жизнедеятельность зародыша. Зародышевые оболочки представлены замкнутым мешком, внутри которого располагается зародыш (амнион); аллантоисом, который выполняет функцию дыхания и является зародышевым мочевым пузырем; серозной оболочкой (хорионом). Для многих рептилий характерно живорождение 9яйца с зародышами иногда до вылупливания остаются в организме матери).

Сезонные явления в жизни пресмыкающихся. Для них характерны определенные периоды, связанные с сезонами: период размножения, летней активности и зимнее оцепенение. Животные холоднокровные. Осенью, когда воздух охлаждается, животное становится вялым, мало двигается, не питается, жизненные процессы (кровообращение, дыхание, подвижность) замедляются и оно впадает в спячку. Активны только в теплую пору года.

Оценочный лист ученика ____________________________

Правила работы в группе: 1. выберите капитана 2. Распределите роли: спикер, художники, писарь, систематик 3. Соблюдайте тишину и порядок, равноправие всех участников группы.

Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»

1 ответ = 1 балл

Задание в группе «Строение Земноводных» (макс. 5 баллов)

Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов)

Кроссворд (5 баллов) и итоговое задание (

1 место - 5 б.;

2-е – 4 б.;

3-е – 3 б.)

Общий балл и оценка

29-35 – «5»

22-28 – «4»

15-21 – «3»

Менее 15 – «2»

Баллы

Дата:

Класс: 7

Тема урока : Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные.

Цель : повторить и закрепить познакомиться уметь различать и определяться представителей различных отрядов и знать

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок – сказка.

Методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, индивидуальная работа, игра.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных” (прил. 1), интерактивная доска, карточки «Отряды Земноводных» (прил. 2), оценочные листы (прил. 3), таблицы «Многообразие земноводных и их особенности» (прил. 4)

План урока:

    Орг. момент (3 мин.)

    Опрос д/з (12 мин.)

    Изучение нового материала (11 мин.)

    Физминутка (3 мин.)

    Закрепление изученной темы (10 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

    Выставление оценок (1 мин.)

    Объяснение д. / з. (1 мин.)

Ход урока:

    Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте ребята и уважаемые гости урока.

Сообщение плана урока:

На прошлом уроке мы с вами начали изучать класс Земноводные. Сегодня конечно же продолжим, но для начала давайте разберемся, что мы будем делать? У вас у всех есть оценочные листы, в которых есть памятка о правилах работы в группе и таблица с этапами урока. Итак, ознакомьтесь с ними и послушайте меня.

В животном царстве, позвоночном государстве, жил-поживал класс Земноводных (Слайды 1–2) . Класс этот – богатый, знатный. Многие его представители славятся на весь мир. Но вот однажды побывала в гостях у класса злая колдунья. Завистливая она была, не понравилось ей, что все тут такие известные, первые позвоночные обитатели суши на планете Земля, да и к тому же могут жить и в воде. И решила колдунья навредить классу Земноводных. Украла она ключевое слово, с которым ассоциируется весь класс Земноводных, а остальных представителей заколдовала. Ребята! Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса и найти то самое слово.

А для этого нам нужно решить множество заданий, которые у вас написаны в этапах урока, под каждым заданием будут даны буквы из которых после всех заданий, вы составите слово и получите соответствующий балл, просьба не выкрикивать а поднять карточку, чтобы я смог определить места.

Формулирование целей урока вместе с ребятами:

    Ребята давайте подумаем, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (многообразие земноводных)

    Кроме этого давайте посмотрим, что еще мы будем делать на сегодняшнем уроке? (выполнять задания по домашней работе)

    Исходя из этого, давайте поставим цели нашего урока?

    Опрос домашнего задания (12 мин.)
    2. 1. Индивидуальный блиц-опрос «Общая характеристика Амфибий»:
    1 ответ = 1 балл, при неправильном ответе вопрос переходит след группе.

Группа С:

    Назовите один из признаков Земноводных отличающий их от рыб?

    В чем отличие дыхательной системы рыб и земноводных? (нет легких и есть легкие, жаберное и кожное дыхание в воде)

    Почему мозжечок лучше развит у рыб чем у земноводных?

Группа В:

    Назовите одно отличие и одно сходство кровеносной системы рыб и земноводных? (замкнутая и два круга – сходства; 2-х и 3-х камерное)

    Проведя аналогию с рыбами. На какой стадии развития у земноводных имеется боковая линия? (головастика)

    Почему средний мозг у земноводных развит лучше у земноводных чем у рыб?

Группа А:

    Последний отдел пищеварительной системы Земноводных? (клоака)

    Просмотрите отрывок из мультфильма «Лягушка-путешественница» и ответьте на вопрос: Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки) ФАКТ : Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

    Орган выделения у земноводных? Его отличие от органа выделения рыб и ланцетника? (почки как и у рыб, а у ланцетника это - протонефридии)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Строение Земноводных»

Группа С:

Соотнесите признаки ланцетников, рыб и земноводных:

30 видов

Около 20 тыс. видов

Около 3 тыс. видов

Имеют спинно-брюшное (дорсовентральное) строение

Обитают исключительно в воде

Обитают и на земле и на суше

Имеют влажную кожу

Имеют костную чешую

Имеют плакоидную чешую

Имеют 1 шейный позвонок

А. Ланцетник

Б. Рыбы

В. Земноводные

Группа В:

Найдите и покажите 3 отличия в скелете рыб и земноводных.

Группа А:

Прочитайте и объясните стих, учтите анатомическое строение пищеварительной системы лягушки.

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?

(Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Изучение нового материала (16 мин.)

    1. Задание в группе «Систематика Земноводных» (макс. 10 баллов)

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста,

2. имеют две пары сильных конечностей

3.

Задание: Каждой группе раздается ватман на котором они пишут признаки изучаемого отряда (Группа А – Бесхвостые земноводные , Группа В – Хвостатые земноводные, Группа С – Безногие земноводные) и дополняют таблицы.

Отряд Безногие, или цецилии

Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца (сегментированное тело), что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.

У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.

Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м (Гигантская червяга ) . 160 видов разделены примерно на 6 семейств.

Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.

Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами. К этим же видам относится и известный эндемик гор Джунгарского Алатау в пределах юго-восточного Казахстана и северо-западного Китая семиреченский лягушкозуб, или джунгарский тритон занесенный в Красную книгу Казахстана.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Отряд бесхвостые наиболее высокоразвитый из современных земноводных. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.

Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.

Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Дополните таблицу «Многообразие Земноводных»

Не имеют конечностей

Тело сегментированное на кольца

Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

достигают в длину 1 м.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

Бесхвостые

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

Таблица «Многообразие Земноводных и их особенности»

Отряды

Признаки

Представители

Безногие

    Не имеют конечностей

    Тело сегментированное на кольца

    Развито обоняние, а вот недоразвитые глаза

    достигают в длину 1 м.

Гигантская червяга, толстотелая червяга, Кенийская червяга и др.

Хвостатые

    Имеют хвост

    Имеют короткие и слабые конечности

    плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом

    Длина тела от 15 см до 1,5 м

огненная саламандра, тритон, японская исполинская саламандра, семиреченский лягушкозуб и др.,

Бесхвостые

1. Не имеют хвоста, он исчезает после метаморфоза

2. имеют две пары сильных конечностей

3. Плавают при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу

4. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см

Лягушка, жаба, пипа, лягушка –голиаф и др.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    1. Задание в группе «Соотнесите виды и отряды» (макс. 10 баллов).

Из прил. Картинки ребята находят виды подходящие изучаемого отряда и прикрепляют его к ватману а затем проверяют по ключам, т.е. совпадающим цифрам.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

    Физминутка (3 мин.)

Вы наверное устали, давайте немного разомнемся. Выходим все к доске, каждый из Вас может взять 1 карточку любого вида Земноводных, посмотрите на них запомните. Я говорю – хаос, то все земноводные беспорядочно ходят, а дальше слушайте внимательно: соберитесь по троя – хаос – соберитесь по принципу наличия и отсутствия конечностей – хаос – по отрядам – хаос – по развитию в воде и на суше – хаос – по принципу самые милые и очень милые.

    Закрепление изученной темы (5 мин.)

    1. Кроссворд (5 баллов)

Кроссворд “А знаете ли вы?” Слайд № 5

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба или Пипа; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

БУКВЫ К УКРАДЕННОМУ СЛОВУ:

3. 4. Итоговое задание (1 место - 5 б.; 2-е – 4 б.; 3-е – 3 б.)

Ответ: ЛЯГУШКА

Как вы думаете, почему колдунья украла именно это слово? (С-В-А)

    Подведение итогов урока (2 мин.)

Вам удалось разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей класса Земноводные и найти украденное слово. МОЛОДЦЫ!

А теперь давайте вспомним поставленные нами цели в начале урока и решим, достигнуты ли они?

    Повторить и закрепить общие характеристики класса Земноводные и их строение;

    Познакомиться с многообразием класса земноводные;

    Уметь различать и определять представителей различных отрядов

    Знать их отличительные особенности.

    Рефлексия (2 мин.)

Выберите стикер со смайликом соотвествующим вашему настроению, а на другой стороне напишите почему, что вам понравилось или что не понравилось.

    Выставление оценок (1 мин.)

Вы уже посчитали свои баллы в оценочных листах и оценили сами себя, поднимите руки те у кого 5, у кого 4, у кого 3 и у кого 2.

    Объяснение д./з. (1 мин.)

Разнообразие амфибий

Первые земноводные возникают от древних китичноперих рыб, в девоне палеозойской эры (около 300 млн лет назад). Древние палеозойские земноводные назывались стегоцефалы, или панцироголови амфибии. В юрском и меловом периодах мезозоя появляются типичные амфибии. Пышный расцвет амфибий - в карбоне с его теплым и влажным климатом.

Хвостатые - ряд земноводных с удлиненным телом, в которых хорошо выражен хвостовой отдел и, преимущественно, одинаковые конечности. Насчитывает около 350 видов, в которых оплодотворение внутреннее. Распространены в основном в северном полушарии. В отдельных представителей ряда наблюдается неотения. К ряду принадлежат саламандры (пля-

Миста, огромная, безлегеневи ) , тритоны (обыкновенный, гребенчатый, карпатский, альпийский ) , протеи, сирены, амбистомы и др.

Бесхвостые - ряд земноводных с коротким телом, в которых хвостовой отдел не выражен, задние конечности развиты гораздо лучше передние, часто имеют плавательные перепонки между пальцами. Насчитывает около 3500 видов, у которых оплодотворение внешнее. Хвост у личинок (головастиков), у взрослых редуцирован. Хвостовые позвонки оставшиеся слились в палочковидную кость (уростиль). Бесхвостые земноводные имеют ряд анатомических особенностей: ограниченное количество позвонков (обычно 9), удлиненные клубу кости и прочее. Есть барабанная полость и барабанная перепонка. Распространены бесхвостые земноводные во всех ландшафтно-географических зонах, кроме полярных областей (травяная лягушка заходит и за Полярный круг) и безводных пустынь. Больше бесхвостых земноводных в тропической Америке. К ряду относятся лягушки (остромордая, озерная, травяная, Голиаф ) , жабы (зеленая, конечно, камышовая ) , квакши, жерлянки (жовточеревна, червоночеревна ) и др.

Безногие - ряд земноводных с червеобразным удлиненным с кольцеобразными перехватами телом, которое лишено конечностей и хвоста. Насчитывает около 170 видов, в которых оплодотворение внутреннее. Распространены в основном в Южной Америке, тропической Африке и Южной Азии. Большинство ведет подземный образ жизни, роя ходы во влажной почве и растительном подстилке. Яйца развиваются вне воды, лишь последняя стадия личинки связана с водной средой. К ряду принадлежат червьяга кольчатая, рибозмий цейлонский и др.

Значение земноводных в природе и жизни человека

Значение амфибий разнообразное и важное. Оно заключается в том, что земноводные поедают многих вредных беспозвоночных (моллюсков, насекомых и их личинок), мышей и крыс - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Польза земноводных большая еще и потому, что сухопутные представители проявляют активность в ночное время, когда другие потребители вредителей не охотятся. Сами же земноводные являются пищей для многих птиц и млекопитающих. В некоторых странах население использует в пищу мясо лягушек и саламандр (например, гигантская саламандра, остромордая лягушка). Лягушки и тритоны являются объектами медико-биологических исследований. Лягушки широко используются во всех лабораториях мира. Благодарны исследователи поставили им памятники в Париже и Токио. Земноводные являются источником получения ядов (буфотоксин от жаб, саламандротоксин от саламандр), которые используют для получения лекарств. Земноводные наносят и некоторый вред: переносят опасные заболевания (туляремия), поедают мальков рыб. Земноводные играют заметную роль в природе и жизни человека, поэтому заслуживают охраны. К Красно? книгу Украины занесено 5 видов земноводных: тритон карпатский, тритон горный, саламандра пятнистая, камышовая жаба, лягушка прыткая.

mob_info