Минарет калян и мечеть калян в комплексе пои калян в бухаре. Минарет калян и мечеть калян в комплексе пои калян в бухаре История и архитектура мечети

Наиболее значительные памятники зодчества эпохи правления династии Шейбанидов и становления государственности узбеков (XVI-XVII вв.) сохранились в Бухаре, ставшей с середины XVI в. столицей государства. Город был окружен новой стеной, построены торговые ряды, купола на перекрестках, медресе и мечети. В архитектуре XVI в. продолжали развиваться традиции предшествовавшего времени, но бухарские зодчие внесли оригинальные черты в традиционные по своему облику монументальные здания. Для Бухары этого времени характерны ансамбли из двух противолежащих, разделенных улицей или площадью монументальных построек. Особенно многочисленны кош-медресе - сдвоенные медресе, обращенные пештаками одно к другому. По этому принципу создан и центральный ансамбль Бухары - Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб (1530-1536 гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г.

На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт - Пои Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары Чингиз-ханом (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Минарет Калян

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.

Мечеть Калян

Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания - это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г. Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно-купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны.

Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой - портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Главный вход - Восточный - украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Медресе Мир-и Араб

Строительство медресе Мир-и Араб (1535-1536) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512-1533, хан Мавераннахра 1533-1539), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе суфистского миросозерцания и само имя «Убайдулла» было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом.

Медресе Мири-Араб построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников. Вырученные деньги он передал Мир-и Арабу на постройку медресе.

К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением под боком у шейха в одном из помещений его медресе. В трех углах здания медресе расположены учебные классы, в четвертом – некрополь. В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касым - мударрис (старший преподаватель), умерший в 1047 году хиджры.

В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Ааяло-шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно президента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.

Медресе Мир-и Араб, тоже четырехайванное, имеет ставшее типичным для Бухары членение фасада глубокими стрельчатыми нишами, расположенными симметрично по обе стороны от портала. Архитектура медресе исполнена большого мастерства. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе Мир-и Араб, так же как и во многих других бухарских постройках XVI в. (медресе Кукельташ, загородный ансамбль Чар-Бакр и др.), очень оригинальны нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность.

Четырехайванный двор полуквадратной формы обведен двумя этажами худжр(келий). Аркады раскрываются четырьмя пештаками. Когда-то пештаки были очень высокими; они как бы ввысь уносили площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной разделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-араба с медреме Улугбека, которые отделены между собой временем немного больше одним столетием.

Главный фасад в центре подчеркнут порталом-пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Портал-пештак Медресе Мири-Араб, располагается строго на одной оси с порталом мечети Калян, однако приподнят из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс. План и система расположения помещений в медресе те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дасханы находится усыпальница (гур-хана).

Вместе с минаретом и мечетью Калян медресе составляет цельный архитектурный ансамбль, наиболее величественный и художественный уголок всего города («Бухарский форум»)

Использованы планы и разрезы http://www.bernhardpeter.de/

Самым популярным местом посещения в Бухаре, пожалуй, является ансамбль Пой-Калян , состоящий из минарета Калян и находящихся у его подножия мечети Калян и медресе Мири-Араб.

Название "Пой-Калян" так и переводится как "подножие минарета" .

(Великий) - главный символ священной Бухары. С его вершины созывали мусульман города к молитве. Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством ислама.

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м.

Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако. С этим чудо-творением связано множество легенд.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек. Из ротонды минарета открывается великолепный вид на Бухару, на остатки её крепостных стен.

В современном виде мечеть Калян была построена в начале XVI в. при первых Шейбанидах. С тех пор уже пять столетий, исключая десятилетия советского времени, она действует как главная соборная мечеть Бухары.

Мечеть заменила собой старую караханидскую соборную мечеть XII в., сооруженную одновременно с минаретом Калян. Масштаб этой шейбанидской мечети сопоставим с темуридскими соборными мечетями в Самарканде и Герате. Она уступает мечети Биби-ханым в Самарканде по объему строений, но, имея габариты 130 x 80 м, превосходит ее по площади.

Главный вход - Восточный, украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети.

Мечеть Калян имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Проходной айван на входе оформлен внешним порталом, обращенным на площадь Пои-Калян, и внутренним порталом, обращенным во двор.

По периметру двора расположены крытые сводчатые галерии с 288 куполами. Основаниями им служат 208 столбов.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Здание занимает площадь 1 га. Мечеть может вместить в себя около 10.000 молящихся.

Напротив мечети Калян расположено действующее медресе Мири-Араб - одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно также построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоеванных племянником Шейбани-хана Убайдаллах-ханом (ум. 1539).

Хан передал их своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири-Арабу ("Князю арабов"), родом из Йемена, являвшемуся учеником Ходжи Ахрара.

Планировка медресе Мири-Араба традиционна. Четырех айванный двор полу квадратной формы обведен двумя этажами худжр. Главный фасад в центре подчеркнут порталом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста.

В центре гурханы (усыпальница) высится деревянное надгробие хана Уйбадуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба.В декоре медресе встречается наборная резная мозаика, многоцветная стилизованная орнаментация. Это сооружение входит в ансамбль мечети минарета Калян. В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.

В трех углах здания медресе расположены учебные классы. В четвертом - некрополь, где похорены Убайдаллах-хан и его наставник Мири-Араб. Погребение хана с деревянным надгробием находится в ногах у погребения шейха Мири-Араба с надрогробием йеменского стиля.

В средней части главного фасада находится портал с полувосьмигранным сводом. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. В внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс.

Наиболее значительные памятники зодчества эпохи правления династии Шейбанидов и становления государственности узбеков (XVI-XVII вв.) сохранились в Бухаре, ставшей с середины XVI в. столицей государства. Город был окружен новой стеной, построены торговые ряды, купола на перекрестках, медресе и мечети. В архитектуре XVI в. продолжали развиваться традиции предшествовавшего времени, но бухарские зодчие внесли оригинальные черты в традиционные по своему облику монументальные здания. Для Бухары этого времени характерны ансамбли из двух противолежащих, разделенных улицей или площадью монументальных построек. Особенно многочисленны кош-медресе - сдвоенные медресе, обращенные пештаками одно к другому. По этому принципу создан и центральный ансамбль Бухары - Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб (1530-1536 гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г.

На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт - Пои Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары Чингиз-ханом (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Минарет Калян

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.

Мечеть Калян

Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания - это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г. Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно-купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны.

Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой - портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Главный вход - Восточный - украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Медресе Мир-и Араб

Строительство медресе Мир-и Араб (1535-1536) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512-1533, хан Мавераннахра 1533-1539), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе суфистского миросозерцания и само имя «Убайдулла» было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом.

Медресе Мири-Араб построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников. Вырученные деньги он передал Мир-и Арабу на постройку медресе.

К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением под боком у шейха в одном из помещений его медресе. В трех углах здания медресе расположены учебные классы, в четвертом – некрополь. В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье — гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касым — мударрис (старший преподаватель), умерший в 1047 году хиджры.

В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Ааяло-шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно президента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.

Медресе Мир-и Араб, тоже четырехайванное, имеет ставшее типичным для Бухары членение фасада глубокими стрельчатыми нишами, расположенными симметрично по обе стороны от портала. Архитектура медресе исполнена большого мастерства. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе Мир-и Араб, так же как и во многих других бухарских постройках XVI в. (медресе Кукельташ, загородный ансамбль Чар-Бакр и др.), очень оригинальны нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность.

Четырехайванный двор полуквадратной формы обведен двумя этажами худжр(келий). Аркады раскрываются четырьмя пештаками. Когда-то пештаки были очень высокими; они как бы ввысь уносили площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной разделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-араба с медреме Улугбека, которые отделены между собой временем немного больше одним столетием.

Главный фасад в центре подчеркнут порталом-пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Портал-пештак Медресе Мири-Араб, располагается строго на одной оси с порталом мечети Калян, однако приподнят из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс. План и система расположения помещений в медресе те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дасханы находится усыпальница (гур-хана).

Продолжаем разговор о Солнечном Узбекистане, где мне довелось побывать в 2007 году. Сегодня на очереди Бухара – город, который в средние века был крупнейшим центром науки, культуры и торговли. В нем жили и работали Авиценна и Омар Хайам, строились величественные минареты, его почти полностью разрушил товарищ Фрунзе, а также здесь находилась основная база среднеазиатского еврейства.

Из всего, что я видел в Узбекистане, Бухара мне понравилось больше всего – у этого города есть свой особенный дух, который довольно сложно засунуть в фотографии и словесные формулировки. Но я все же попробую.

Знаменитый Бухарский Базар

И, наконец, еще один знаменитый памятник – Чор Минор («четыре минарета», или «четыре сестры»). Это здание – единственное, что осталось от построенного в 19 веке комплекса (угадайте чего?....) мечети и медресе. К слову о мультикультурности Бухары, девелопером в данном случае был Халиф Нияз-кул, по национальности туркмен.

Рекомендую первый раз отправиться на поиски Чор Минора ночью. Располагается он в гуще жилых кварталов, и при полном отсутствии отвещения на улицах найти его очень сложно. Но зато когда продеретесь через узкие трущобные переулки, то вряд ли забудете открывающееся зрелище.

В 2007 году я путешествовал еще без мыслей о том, что я когда-то буду рассказывать о том, что видел, и показывать картинки из поездок, поэтому очень многие вещи банально остались вне моего объектива. Но поверьте на слово – Бухара, действительно, обладает особым духом, который чувствуется в архитектуре, людях и воздухе. Там просто приятно ходить по улицам, разговаривать с ремесленниками, перебирать товары на барахолке и банально есть плов. Так что если будет возможность там побывать – ни в коем случае не упустите.

Ну а в следующей серии нас ждет Самарканд, с его грандиозными памятниками эпохи Тамерлана, Улугбека и прочих величайших сынов человечества.

mob_info