Михаил попов - чуб. Михаил (Чуб), архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил чуб

2 марта (18 февраля по старому стилю) мы отмечаем 105 лет со дня рождения одного из выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, архиерея Русской Православной Церкви, а также преподавателя патрологии в нашей Академии — архиепископа Михаила (Чуба).

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб; 1912 – 1985) родился в семье диакона, служившего в храме в честь «Всех скорбящих Радость», что в Царском селе. До поступления в Ленинградскую Духовную Академию с 1930 года получал образование в Гидрометеорологическом институте, а в 1940 году окончил заочный институт иностранных языков, в совершенстве владея французским, немецким и английским языками. В годы ВОВ Михаил Андреевич Чуб являлся преподавателем иностранного языка при танковом училище города Рыбинск. Был удостоен правительственных наград, а именно: «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945гг.». В Ленинградской Духовной Академии будущий архипастырь обучался с 1947 по 1950 гг., получив степень кандидата богословия за труд «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творение и богословие». В годы обучения в ЛДА на формирование будущего архиерея Русской Православной Церкви немалое влияние оказал Сагарда Александр Иванович, являвшийся известным патрологом и профессором Духовной школы на Неве. Окончив обучение в ЛДА, Михаил Андреевич Чуб назначается преподавателем обще – церковной истории в Ленинградской Духовной Семинарии. В 1950 рукоположен в сан диакона, а затем пресвитера. В 1953 году читает лекции по Истории Древней Церкви в Духовной Академии. В этом же году 4 декабря принимает монашеский сан, а 18 декабря становится епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управления патриаршими приходами в Финляндии. С 11 ноября 1954 г. – епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии, с 2 февраля 1955 г. – Вяземский, с 5 апреля 1955 г. – Смоленский и Дорогобужский, с 15 августа 1957 г. – Берлинский и Германский, с 5 марта 1959 г. – Ижевский и Удмуртский, с 8 августа 1961 г. – Тамбовский и Мичуринский, с 16 ноября 1962 г. – Ставропольский и Бакинский. 25 февраля 1965 г. присвоен титул архиепископа. С 27 февраля 1968 г. – архиепископ Воронежский и Липецкий, с 11 октября 1972 г. – Вологодский и Великоустюжский, с 3 сентября 1974 г. – Тамбовский и Мичуринский. В период с 1957 – 1959 гг. Преосвященный Михаил являлся заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). 9 марта 1974 года архиепископ Михаил получил степень магистра богословия за свой научно-исследовательский труд «Святой священномученик Мефодий и его богословие». В период последнего десятилетия своей жизни Преосвященный Михаил вновь положил множество трудов для управления Тамбовской и Мичуринской епархией, начиная с 3 сентября 1974 года и до дня своей кончины. 25 апреля 1985 года архиепископ Михаил (Чуб) отошел ко Господу.Вступив в великопостный период, хотим предоставить вниманию читателей проповедь Преосвященного Михаила (Чуба), сказанною им перед Святой Плащаницей в период последних дней Великого поста, воспоминающих страдания, смерть и воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа.

Приложение:
Cписок научных трудов архиепископа Михаила по годам:

  1. Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  1. Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  2. Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  3. Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  1. Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  2. Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  1. Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  2. Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  3. Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  4. Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  5. Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  6. Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  1. Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  2. Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  3. Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  4. Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  5. Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  6. Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  7. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  1. Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  2. К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  3. История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  1. Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  2. Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  3. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  4. Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  1. Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  2. Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  4. Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  5. Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  6. Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  1. Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  1. Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  1. Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  2. Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  1. Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  1. Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  2. Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  1. Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  3. О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  4. Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  1. Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  1. Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  2. Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  2. Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  3. Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  2. Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  3. Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  1. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  2. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  3. Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  4. Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.

Материал подготовил студент 3 курса бакалавриата чтец Константин Бабак

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб; 18 февраля (2 марта) 1912, Царское Село - 25 апреля 1985, Тамбов) - епископ Русской Православной церкви. Возглавлял Тамбовскую кафдру: 9 марта 1961 – 1962 гг.; 10 сентября 1974 – 25 апреля 1985 гг.

Родился 18 февраля 1912 г. в семье диакона Андрея Трофимовича Чуб (умер 12 октября 1960 г.), клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Царском Селе (впоследствии Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области).

Получив образование в первой трудовой школе Детского Села Михаил Андреевич обучался с 1930 г. в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 г. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич был преподавателем иностранных языков в танковом училище, находившемся в г. Рыбинск. Он удостоен правительственных наград, в частности медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1947 г. Михаил Андреевич поступил в Ленинградскую Духовную Академию. За годы обучения в Академии он духовно сблизился с профессором, известным патрологом Александром Ивановичем Сагардой (ум. 1950 г.), который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского, ум. Ок. 311 г.). исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни Владыки Михаила.

Окончив Ленинградскую Духовную Академию в 1950 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие», Михаил Чуб был оставлен при Академии преподавателем общей церковной истории. 11 июня 1950 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова, ум. 1955 г.), Михаил Андреевич был рукоположен епископом Лужским Симеоном (Бычковым, ум. 1952 г.) во диакона (целибатом), а на следующий день – во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

16 октября 1953 г. определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского по управлению патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 г. пострижен в монашество По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря в академическом храме состоялось его наречение во епископа Лужского. 13 декабря 1953 г. была совершена епископская хиротония архимандрита Михаила. Исполняя епископское послушание по управлению Финляндскими приходами он много сделал для иноков Валаамской обители.

С ноября 1954 г. епископ Михаил управлял Старорусским викариатством Лениградской митрополии. Все это время он продолжал преподавать в Академии и Семинарии. Приняв в начале 1955 г. с титулом «епископ Вяземский» управление Смоленской епархией, он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности завершить курс лекций в Академии. Ходатайство было удовлетворено.

В апреле 1955 г. епископ Михаил утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 г. по март 1959 г. управлял Берлинской и одновременно Смоленской епархиями. С марта 1959 г. – епископ Ижевский и Удмуртский. С марта 1961 г. по ноябрь 1962 г. управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 г. возведен в сан архиепископа. В 1966 г. временно управлял Краснодарской епархией. В феврале 1968 г. назначен архиепископом Воронежским и Липецким, в октябре 1972 г. – Вологодским и Великоустюгским. С сентября 1974 г. до кончины архиепископ Михаил управлял Тамбовской епархией.

Одновременно с архипастырскими трудами архиепископ Михаил проводил обширную научно-богословскую деятельность. Его работы, опубликованные в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии» и др., свидетельствуют о глубине его богословских исследований и широте интересов. Едва ли не первым из современных русских богословов он отозвался на археологическое открытие, связанное с историей Кумранской общины. Историко-агиографические очерки архиепископа Михаила, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свт. Тихону Задонскому, прп. Герману Аляскинскому, еп. Игнатию (Брянчанинову), афонскому старцу Силуану) получили высокую оценку читателей. Следя за развитием инославной богословской мысли, архиепископ Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.

Архиепископ Михаил принимал участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. С середины 50-х гг. он участвовал во многих собеседованиях с представителями многих христианских конфессий. В августе 1957 г. он был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений и несколько лет трудился на этом поприще. Он участвовал в первой официальной встрече представителей Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды, в августе 1958 г. Впоследствии архиепископ Михаил был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959 г.) он являлся бессменным членом его редакционной коллегии.

9 марта 1974 г. в Актовом зале ЛДА состоялась защита диссертации «Святой священномученик Мефодий и его богословие», представленной архиепископом Михаилом на соискание степени магистра богословия. Члены Совета Академии единодушно высказались за присуждение архиепископу Михаилу ученой степени магистра богословия. Исследование владыки вызвало большой интерес в богословских кругах как в нашей стране, так и за рубежом. Последней зарубежной публикацией архиепископа Михаила явилось реферативное изложение материалов для доклада о святом Мефодии Олимпийском на 7-й международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Оксфорде в 1975 г.

Служа в Тамбове кропотливо составлял список архиереев тамбовских, составлял список святых, которые должны были войти в собор Тамбовских святых. Широко и торжественно было отмечено 300 летие епархии (1982 г.) и 150 летие со дня кончины прп. Серафима Саровского (1983 г.) В последний год своей жизни архиепископ Михаил часто болел, но в летние месяцы каждый воскресный день выезжал в города и села своей епархии. В последний год жизни владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985-го года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Москву и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата .

Источники: Диакон Даниленко Б. Некролог архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуб). М., 1985. ЖМП. №11. С. 48-50
Киреев А., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2005 гг. М., 2005. с. 337-338
Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998. с. 65-67.

25 апреля 1985 года , в четверг Фоминой седмицы, на 74-м году жизни почил о Господе один из старейших по хиротонии иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб ). 3S лет служил он Церкви как добрый пастырь и выдающийся богослов.
Жизнь почившего святителя была нелегкой, как и жизнь многих его ровесников, разделивших испытания, выпавшие на долю нашего Отечества. Но среди всех житейских скорбей милость Божия всегда подкрепляла и наделяла щедрыми дарами Владыку Михаила.
Михаил Андреевич Чуб родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба (†22 октября 1960), клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Царском Селе (впоследствии Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области). Отец будущего иерарха, происходивший из бедной крестьянской семьи, с 1901 по 1903 год служил псаломщиком Крестовой церкви митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского; †1912). Впоследствии Андрей Трофимович был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, а затем, до 1934 года, был его настоятелем.
Детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с Константино-Еленинским храмом. Он с первых лет жизни полюбил храм, в котором около 20-ти лет служил его отец.
В начале XX века весь христианский мир отмечал 1600-летие Миланского эдикта - документа, знаменовавшего начало новой эпохи в жизни Церкви Христовой. По случаю этой даты в Царском Селе была построена госпитальная церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Храм был устроен в полуподвальном помещении, и интерьер его, в соответствии с замыслом создателей, напоминал первохристианскую катакомбную церковь. Этот храм, по воспоминаниям Владыки Михаила, сблизил его с той далекой эпохой, когда Церковь, уже прославленная подвигами апостолов, проповедников Евангелия и мучеников, постоянно расширяла свои пределы и возрастала, умножая число своих членов. Юношеские впечатления во многом определили серьезные богословские интересы архиепископа Михаила. Уже в те годы он полюбил святоотеческую письменность. Рано проявившаяся любовь к молитве (с детства знал он наизусть акафист Божией Матери) и уединению сделала святоотеческие творения постоянными спутниками его жизни.
Получив среднее образование в первой трудовой школе Детского Села, Михаил Андреевич обучался с 1930 года в Заочном гидрометеорологическом институте, а затем - в Заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.
Способности к языкам, рано проявившиеся у Владыки, были присущи и его родителям. Позднее он отмечал, что своим исследованием о священномученике Мефодии он во многом обязан родителям, и особенно матери, знавшей несколько европейских языков. Архиепископ Михаил в совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич был преподавателем иностранных языков в танковом училище, находившемся в г. Рыбинске (ныне г. Андропов). Он удостоен правительственных наград, в частности медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1947 году Михаил Андреевич поступил в Ленинградскую Духовную Академию. За годы обучения в Академии он духовно сблизился с профессором, известным патрологом Александром Ивановичем Сагардой († 1950), который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпского (Патарского; † ок. 311). Исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни Владыки Михаила.
Окончив Ленинградскую Духовную Академию в 1950 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Святой Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие», Михаил Андреевич был оставлен при Академии преподавателем общей церковной истории. Впоследствии ему пришлось преподавать различные дисциплины, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви. 11 июня 1950 года, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григории (Чукова; † 1955), Михаил Андреевич был рукоположен епископом Лужским Симеоном (Бычковым; † 1952) во диакона, а на следующий день - во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Григорий совершил в храме ЛДА иноческий постриг отца Михаила. При пострижении ему вновь дано было имя Михаил - теперь уже в честь Архистратига Божия Михаила. По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря в академическом храме состоялось его наречение во епископа Лужского.
13 декабря 1953 года , в день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием, архиепископом Херсонским и Одесским Никоном (Петиным; † 1956), епископом Таллинским и Эстонским Романом (Тангом; † 1963) и епископом Костромским и Галичским Иоанном (Разумовым; ныне митрополит Псковский и Порховский) была совершена епископская хиротония архимандрита Михаила. Он первым из выпускников возрожденных Ленинградских Духовных школ был призван к архиерейскому служению.
Исполняя епископское послушание по управлению Патриаршими приходами в Финляндии, епископ Михаил много сделал для престарелых иноков Валаамской обители. Как великую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.
С ноября 1954 года Преосвященный Михаил управлял Старорусским викариатством Ленинградской митрополии. Все это время он продолжал преподавать в Академии и Семинарии. Приняв в начале 1955 года с титулом «епископ Вяземский» управление Смоленской епархией, епископ Михаил смиренно ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности завершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, оставлять академическую кафедру, хотя и ради кафедры святительской. Ходатайство было удовлетворено.
В апреле 1955 года епископ Михаил утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 по март 1959 года епископ Михаил управлял Берлинской и одновременно Смоленской епархиями. С марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский. С марта 1961 по ноябрь 1962 года управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 года возведен в сан архиепископа. В 1966 году архиепископ Михаил временно управлял Краснодарской епархией. В феврале 1968 года назначен архиепископом Воронежским и Липецким, в октябре 1972 года - Вологодским и Великоустюжским. С сентября 1974 года до кончины архиепископ Михаил управлял Тамбовской епархией.
Одновременно с архипастырскими трудами Высокопреосвященный Михаил проводил обширную научно-богословскую деятельность. Его работы, опубликованные в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии»,. «Stimme der Orthodoxie» («Голосе Православия»), «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», свидетельствуют о глубине его богословских исследований и широте интересов. Едва ли не первым из современных русских богословов он отозвался на археологические открытия, связанные с историей Кумранской общины. Историко-агиографические очерки архиепископа Михаила, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (святителю Тихону Задонскому, преподобному Герману Аляскинскому, епископу Игнатию (Брянчанинову),. афонскому старцу Силуану), получили высокую оценку читателей. Следя за развитием, инославной богословской мысли, архиепископ Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.
Архиепископ Михаил принимал участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. С середины 50-х годов он участвовал во многих собеседованиях с представителями различных христианских конфессий. В августе 1957 года он был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений и несколько лет трудился на этом посту. Среди многочисленных послушаний необходимо отметить участие епископа Михаила в первой официальной встрече представителей Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды, в августе 1958 года. Впоследствии Преосвященный Михаил был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) он являлся бессменным членом его редакционной коллегии.
9 марта 1974 года в Актовом зале Ленинградской Духовной Академии состоялась защита диссертации «Святой священномученик Мефодий и его богословие» (см. об этом ЖМП, 1974, № 7, с. 7-10), представленной архиепископом Михаилом на соискание степени магистра богословия. В своем труде Высокопреосвященный Михаил дал всесторонний богословский и исторический анализ деятельности и письменного наследия святителя Мефодия. Члены Совета Академии единодушно высказались за присуждение архиепископу Михаилу ученой степени магистра богословия. Исследование архиепископа Михаила вызвало большой интерес в богословских кругах как в нашей стране, так и за рубежом. Оно было опубликовано в «Богословских трудах» (сборники 10, 11, 13, 14).
Последней зарубежной публикацией архиепископа Михаила явилось реферативное изложение материалов для доклада о святом Мефодии Олимпском на 7-й международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Оксфорде в 1975 году, (Sonderdruck aus Studia Patristic a. Vol. XV. Papers presented to the Seventh International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1975. Akademie-Verlag. Berlin, 1984, S. 69-70).
Богословское ведение и высокая христианская культура архиепископа Михаила наиболее полно раскрывались в его проповедническом служении. Проповеди его были духовно глубоки и назидательны, вместе с тем понятны и близки сердцам всех слушавших.
В связи с празднованием 300-летия основания Тамбовской епархии и 150-летия со дня преставления преподобного Серафима Саровского Высокопреосвященный архиепископ Михаил в 1982 и 1983 годах обращался с посланиями к клирикам и мирянам Тамбовской епархии.
За заслуги перед Святой Церковью архиепископ Михаил удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени, ордена - награда Александрийской Православной Церкви - святого апостола и евангелиста Марка II степени, а также других церковных наград.
В последний год своей жизни Владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы каждый воскресный день выезжал в города и села своей епархии.
Для прихожан Покровского кафедрального собора в г. Тамбове служения архиепископа Михаила в предпасхальные и пасхальные дни 1985 года явились еще одним свидетельством любви к ним архипастыря, который служил, превозмогая недуги.
Последний раз перед своей кончиной Владыка Михаил служил в Никольском храме в г. Моршанске. Этот храм он особенно любил.
Кончина Высокопреосвященного Михаила наступила около полудня в четверг Фоминой седмицы. Немощи тела, причиняя страдания Высокопреосвященному Михаилу, не могли изменить его отношения к жизни, его занятиям и оставались незаметными для окружающих. Как и всегда, в эти последние дни, отведенные ему Господом на земном поприще, Владыка Михаил являл любовь и заботу к людям, посещавшим его, не оставлял духовных занятий, постоянно питая свой ум и сердце творениями отцов Церкви: на письменном столе, рядом с одром почившего святителя, были найдены выписки из «Добротолюбия», сделанные, очевидно, незадолго до кончины.
Тело усопшего архипастыря было подготовлено к погребению по монашескому чину, облачено в полные святительские одежды, а по положении во гроб накрыто мантией. Гроб телом покойного был поставлен в Покровско кафедральном соборе. Клирики епархии совершили литийное моление о новопреставленом святителе, читали Евангелие.
В пятницу 26 апреля в Тамбов, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, для совершения отпевания почившего иерарха прибыл епископ (ныне архиепископ) Воронежсю и Липецкий Мефодий. В соборе, поклонившись останкам усопшего и обратившись к клиру с пасхальным приветствием «Христос воскресе», епископ Мефодий совершил заупоконую литию.
В субботу 27 апреля епископ Мефодий в сослужении соборных клириков и прибывших для прощания с новопреставленным Владыкой Михаилом священнослужителей Тамбовской и Воронежской епархий совершил Божественую литургию. По отпусте литургии было совершено священническим чином отпевание почившего иерарха, которое совершил епископ Мефодий в сослужении почти всех клириков Тамбовской епархии, собравшихся проводить в путь всея земли любимого Владыку. По шестой песни канона слово, проникнутое сыновней любовью к почившему и скорбью о утрате, произнес секретарь Тамбовского епархиального управления протоиерей Вячеслав Столярчук.
Множество богомольцев, прибывших со все концов епархии, заполнили Покровский кафедральный собор.
По окончании отпевания гроб с телом почившего Владыки был перевезен на Петропавловское городское кладбище, где в храме во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была совершена лития.
Погребен Владыка Михаил близ алтарной апсиды храма, около могилы одного из свои предшественников по Тамбовской кафедре - архиепископа

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника.

В 1950 году окончил Ленинградскую Духовную академию. В 1950 году был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника.

4 декабря 1953 года пострижен в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского.

6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

С 1965 года - архиепископ. 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким. С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский.

В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника. По окончании школы в 1930 году он учился в гидрометеорологическом институте и заочном институте иностранных языков. Служебная деятельность М.А. Чуба началась с 1932 года. В основном это было преподавание иностранных языков в различных учебных заведениях.

В 1947 году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии. По окончании академии со степенью кандидата богословия (в 1950 году) он был назначен преподавателем общей церковной истории в Ленинградской духовной семинарии, а с 1953 года ему было поручено также чтение лекций по истории древней церкви.

В 1950 году по указу митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова; †1955) Михаил был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника с припиской его к академической церкви. Рукополагал его епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии Симеон (Бычков; †1952).

По определению Святейшего Патриарха и Священного Синода от 16 ноября 1953 года доцент Ленинградской духовной академии священник Михаил Чуб был назначен к посвящению во епископа Лужского, викария митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению патриаршими приходами и монастырями в Финляндии.

4 декабря 1953 года митрополит Григорий совершил его постриг в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского, а 18 декабря 1953 года архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа. Хиротонию совер­шали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин; †1956), епископы Таллинский и Эстонский Роман (Танг; †1963) и Костромской и Галичский Иоанн (Разумов; †1990).

Определением Священного Синода от 11 ноября 1954 года епископ Лужский Михаил был освобожден от окормления приходов в Финляндии, с переименованием его во епископа Старорусского, в помощь митрополиту Григорию по управлению Новгородской епархией.

Определением Священного Синода от 31 января и 1 февраля 1955 года епископ Старорусский Михаил освобождается от обязанностей викария Ленинградской епархии и от преподавания в Ленинградской духовной академии. Ему поручается временное управление Смоленской епархией с титулом епископа Вяземского.

Определением Священного Синода от 15 августа 1957 года было решено преобразовать Германское благочиние Западноевропейского Экзархата в епархию, выделив ее из состава Экзархата. Епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб).

Определением Священного Синода от 5 и 6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

Указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского; †1970) от 12 февраля 1965 года епископ Ставропольский и Бакинский Михаил возведен в сан архиепископа. В 1966 году ему поручалось временное управление Краснодарской епархией.

Определением Священного Синода от 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким.
С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский. В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Л. 8, 9.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 год. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 419–423.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 797–799.

Александр Киреев, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002, С. 312.
Журнал Московской Патриархии, 1953, № 12, С. 3.
Там же, 1954, № 1, С. 26-29.
Там же, 1954, № 12, С. 6.
Там же, 1955, № 3, С. 8.
Там же, 1957, № 9, С. 5.
Там же, 1959, № 4, С. 6.
Там же, 1961, № 4, С. 6.
Там же, № 9, С. 4.
Там же, 1962, № 12, С. 12.
Там же, 1965, № 4, С. 3.
Там же, 1968, № 3, С. 3.

В/у
Антоний (Романовский)

Преемник: Иона (Зырянов)
Епископ Тамбовский и Мичуринский
8 августа - 16 сентября Предшественник: Иоасаф (Журманов) Преемник: Иннокентий (Зельницкий) 15 августа - 5 марта Предшественник: Борис (Вик) Преемник: Иоанн (Разумов) 5 апреля - 1 августа Предшественник: Сергий (Смирнов) Преемник: Иннокентий (Сокаль) 1 февраля - 5 апреля Предшественник: Модест (Никитин) Преемник: Игнатий (Пунин)
Епископ Старорусский ,
викарий Ленинградской епархии
11 ноября - 1 февраля Предшественник: Иннокентий (Тихонов) Преемник: Сергий (Голубцов)
Епископа Лужский ,
викарий Ленинградской епархии
13 декабря - 11 ноября Предшественник: Симеон (Бычков) Преемник: Роман (Танг) Имя при рождении: Михаил Андреевич Чуб Рождение: 18 февраля (2 марта) (1912-03-02 )
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния , Российская империя Смерть: 25 апреля (1985-04-25 ) (73 года)
Тамбов , РСФСР , СССР Принятие монашества: 4 декабря Епископская хиротония: 13 декабря Награды:

Архиепи́скоп Михаи́л (в миру Михаи́л Андре́евич Чуб ; 18 февраля (2 марта) , Царское Село - 25 апреля , Тамбов) - епископ Русской православной церкви ; с сентября 1974 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

Биография

Родился в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , в Царском Селе (впоследствии был рукоположён во иерея к выделенному в отдельный приход нижнему Константино-Еленинскому храму , в котором прослужил около 20 лет).

С детства посещал храм, в котором служил его отец. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Окончил первую трудовую школу Детского (бывшего Царского) Села. С учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном , который окончил в 1940 году . В совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске .

Будучи епископом Лужским, много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря . За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ препоподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

По воспоминаниям протоиерея Георгия Иванова: «Этот владыка был добрый человек, молитвенник. Богослов - да. А руководитель он был совершенно беспомощный. Он был запуган этой советской системой. Папа - священник у него был умучен в лагерях. Владыка Михаил в 1953 году рукоположен в епископы, и всё жил под прицелом КГБ. Всякие статьи клеветнические тогда печатали. В Вологодской епархии числилось 17 церквей. Из 17-ти служили только в 12. Пять церквей на замках было! Нет священников. А он здесь за все время рукоположил только одного диакона Василия Глазова. И Вологодскую епархию после всех смятений, после всех запустений поговаривали сделать приписной к Ярославской или Архангельской. Так вот, ленинградский владыка Никодим (Ротов) сказал тогда: нельзя допустить, чтобы такая древняя кафедра утратила самостоятельность!»

Со времени основания сборника «Богословские труды » (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского). Его работы публиковались как в России, так и за границей в «Журнале Московской Патриархии » (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата». Писал историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому , преп. Герману Аляскинскому , свят. Игнатию (Брянчанинову) , афонскому старцу Силуану . Талантливый проповедник.

Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (1963-1968). Руководил работами по I разделу «Вера и догмат».

В последний год жизни часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Погребён на Петропавловском кладбище Тамбова.

Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Данилов монастырь в Москве и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата .

Труды

  • // ЖМП. 1954, № 6.
  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2, № 3.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ // ЖМП. 1958. № 6. С. 73-79
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5, № 6.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10.
  • Христологические проблемы в западном богословии // «Богословские труды», сб. 4.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие (Магистерская диссертация) // «Богословские труды», сб. 10, 11.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях. «Богословские труды» // сб. 10.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // «Богословские труды», сб. 14.

Награды

Напишите отзыв о статье "Михаил (Чуб)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
  • на сайте Воронежской епархии

Галерея

Отрывок, характеризующий Михаил (Чуб)

– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

mob_info