Марк шагал ох боже год написания. Марк Шагал – достояние мирового творчества из Беларуси. Галерея картин Марка Шагала

Шагал - один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал - это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.

Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.

Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург - тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.

В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в , вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца. По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.

В 1920 году он переезжает в начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в , а затем во , где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.

С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.

Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.

Марк Захарович Шагал (1887-1985) - живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня Автопортрет с семью пальцами

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко .

Библиография и фильмография художника

  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. - М.: 1995.
  • Мак-Нил, Давид . По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал - художник театра: Витебск-Москва: 1918-1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Музей Марка Шагала в Ницце - Le Musee National Message Biblique Marc Chagall («Библейское послание Марка Шагала»)
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х - 1990-х годов.
  • Шагал, Белла . Горящие огни. М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. - Витебск: Музей Марка Шагала, 1999. - 27 с.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 260-268. - ISBN 5-7859-0074-2.
  • Шишанов В.А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Круглов Владимир , Петрова Евгения . Марк Шагал. - СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. - С. 168. - ISBN 5-93332-175-3.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110-111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎). Родился 7 июля 1887 года в Витебске, Витебская губерния (ныне Витебская область, Беларусь) - умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция. Российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр.

Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.

Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824 - ?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно.

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844 - ?), бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд.

С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище.

В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).

В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.

Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой.

Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд , которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.

25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.


В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».

В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж.

В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице. Спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард , дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской , владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма.

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).

В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.


«МОЙ грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя, сколько хотел».
Так с теплотой и трепетом всемирно известный художник Марк Шагал, 130-летие со дня рождения которого отмечалось вчера, описывал свой любимый и родной город Витебск. Впрочем, эти слова он без сомнений мог отнести и к Лиозно… К этому небольшому городскому поселку живописец имеет прямое отношение - там жила многочисленная родня. Некоторые исследователи его творчества спорят друг с другом, утверждая, что якобы на даче в деревне Заольша Лиозненского района он написал свою самую известную картину «Над городом». Спорят, к слову, не только из-за этого факта. Противоречиво само восприятие полотен мастера постмодернизма. Непривычное, непонятное, странное, легендарное, уникальное - такие разношерстные эпитеты летят в адрес творчества художника. Что ж, все они имеют право на существование.

В ЛИОЗНО в средней школе №1 работает музей народной славы. Руководит им Нина Тихомирова. Почти два десятилетия Нина Константиновна посвятила сбору биографических сведений о Шагале. Заинтересовалась художником неспроста. Во время приезда в Лиозно искусствоведов из Москвы в 1972 году Нина Константиновна услышала удивительную версию, будто знаменитый на весь мир художник родом из этих мест:

Марк Шагал бесспорно родился в Лиозно. А когда ему исполнился годик, родители переехали в Витебск. Этот факт подтвердил и поэт Андрей Вознесенский, когда выступал на конференции в Ленинской библиотеке в Москве в 1992 году. Я тогда задала ему единственный вопрос: так где же родился живописец? Тот убедительно ответил - в Лиозно. С тех пор буквально по крупицам собирала сведения в архивах, у местных долгожителей, среди которых и двоюродный племянник Шагала Самуил Эфрос.

Что ж, это одна из версий. По другой, более убедительной (Шагал сам подтверждал факт в своей автобиографии), родина его в Витебске. Но никто не оспаривает его любовь и к маленькому провинциальному поселку в сорока километрах от облцентра. По воспоминаниям старожилов, Шагал наведывался в Лиозно несколько раз. Приезжал и с первой женой Беллой. В поселке в начале XX века его родственники жили едва ли не через дом. Двоюродный племянник Самуил рассказывал Нине Тихомировой, что тот всегда был приветливым, общительным человеком. С виду очень импозантный, одевался с иголочки, белая рубашка и черный пиджак - неотъемлемый элемент гардероба. Вспоминал он, как Шагал ходил по местечку с мольбертом, что-то рисовал, а люди, привыкшие тяжелым физическим трудом зарабатывать каждую копейку, смотрели на него с удивлением и спрашивали: интересно, как этот человек собирается дальше жить? На что он будет содержать семью, неужели на эти картины?

Однако большую часть времени художник проводил на даче в деревне Заольша, где у него был дом. Сама природа располагала к творчеству. Вот что читаем о его первом знакомстве с деревней, которое случилось вскоре после свадьбы в 1915 году: «Наконец мы одни, в деревне. Сосновый бор, тишина, над деревьями - месяц. Похрюкивает в хлеву свинья, бродит лошадь. Сиреневое небо. У нас был не только медовый, но и молочный месяц. Неподалеку паслось армейское стадо, и по утрам мы покупали у солдат молоко ведрами. Жена, вскормленная на пирогах, заставляла все выпивать меня одного. Так что к осени на мне с трудом сходились одежды. В полдень наша комната была похожа на великолепнейшее панно - хоть сейчас выставляй в парижских салонах».

Нина Константиновна утверждает, что именно на даче он работал над полотнами «Дом в местечке Лиозно», «Аптека в Лиозно», «Смоленская газета», «Сельская улица». Даже картина «Над городом», якобы, родилась в Заольше.



«Дом в местечке Лиозно»


Вокруг нее как раз и ходят споры. Всеми известный факт: на ней панорамный вид Витебска. Однако двоюродный племянник Шагала говорил, что это не что иное, как Лиозно. Распознал горпоселок по церкви, которая видна на картине. Такая же была и в Лиозно до 1962 года. Однако факт проверить не представляется возможным, ведь населенный пункт после войны видоизменился.

Только по архивным документам Нине Константиновне удалось узнать, где располагался двухэтажный деревянный дом-усадьба семьи Шагала (деда и отца будущего художника) - между нынешними улицами Ленина и Гагарина за районным Домом культуры, магазин «Гастроном», владельцем которого был Елисей Шагал, - между современными кинотеатром «Свiтанак» и райисполкомом. Здесь же находились ряды, на которых бойко вели торговлю многочисленные родственники Марка Захаровича. Еще одна точка шагаловского маршрута - место, где размещалась парикмахерская, изображенная на знаменитой картине «Домик в местечке Лиозно», как раз на территории сада райисполкома, ближе к дороге. Сейчас, правда, лишь мемориальная доска, установленная на районном Доме культуры, да бюст близ военно-патриотического музея напоминают о том, что горпоселок связан с именем Шагала.

ЧТО говорили родные об увлечении живописью юного Марка? Не одобряли. Как-то раз дед наткнулся на его рисунок обнаженной женщины, и отвернулся, как будто это его не касалось. «Тогда я понял, что дедушка, так же, как моя морщинистая бабуля, и вообще все домашние, просто-напросто не принимал всерьез мое художество (какое же художество, если даже не похоже!) и куда выше ценил хорошее мясо», - пишет художник в автобиографии.

Творчество Шагала противоречиво и для современников. Однако неоспорим тот факт, что в работах есть свой, индивидуальный почерк. Заместитель директора Арт-центра в Витебске (здесь собрана богатая коллекция графики художника) Ирина Логунова особенности шагаловских полотен видит в мастерском владении цветом:

Он один из лучших колористов. Есть расхожее выражение: самые лучшие краски, которые он использовал, - это краски любви. Да, он любил своих героев, места, которые изображал. В этом весь Шагал. Не так просто воспринимать его живопись, потому что не находим в ней привычный образ человека и природы. Ближе нам реализм в чистом его виде - Исаак Левитан с его пейзажами, Иван Шишкин. А здесь вроде бы знакомые сюжеты, но положены они на нереальную, выдуманную канву. Поэтому, может, не каждому понятны его стиль, его видение мира.

Мастерское владение цветом художника подтверждает Геннадий Исаков, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Однако академического начала, по словам Геннадия Петровича, Шагалу все же недоставало. Не мудрено, ведь учился он урывками - по нескольку месяцев. Может, не хватало усидчивости. И это в его картинах читается. Но не только поэтому художник многим непонятен. Да, несмотря на всяческие попытки загнать его в рамки одного художественного стиля - импрессионизма, постмодернизма, у него был свой стиль:



«Над городом».


- С одной стороны - реализм, (мы ведь узнаем людей, животных), но какой-то странный с точки зрения организации композиции. Летающие люди, извозчики, которые прогибаются, скрипачи сидят на крыше, муж, который будто вот-вот переломает супругу… Все это сложно понять. Но можно пытаться. Да, в мире много художников, и каждый выбирает сам, какое искусство ему ближе. Не нужно, как в том произведении, лукавить и не признавать, что король-то голый, и слепо, пользуясь данью моде, рукоплескать Шагалу. Но вот какая вещь - искусство и создано, чтобы приподнимать человека. Поэтому можно, по крайней мере, пытаться возвыситься.

В чем значимость Шагала? В его неуемной жажде искусства. Он стал единственным в мире художником, и это должно льстить землякам, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле. Это ли не мировое признание? Но не только в этом его заслуга. В 1919 году в Витебске Шагал открывает художественную школу, куда впоследствии приезжают даже московские живописцы. Затем и художественный музей. Его базу, кстати, использовал даже Малевич в работе со студентами. Отвечал Шагал и за художественное оформление города: по его эскизам делали декорации ко многим праздникам. Это три направления, отмечает Геннадий Петрович, стали самыми яркими в жизни Шагала витебского периода.

ВИТЕБСК и Лиозно видели в Берлине, Париже, Москве. На картинах Шагала. Не в этом ли значимость художника? Для себя определила шагаловскую уникальность - он сумел преподнести и показать красоту родного края иностранцам. Простой художник из небольшого по мировым меркам Витебска.

Или все-таки Лиозно?..

В ТЕМУ

В Национальном художественном музее открылась выставка «Марк Шагал: цвет любви», которая продлится до 12 сентября. Представленные на ней литографии были исполнены в 1950-1960 годы как иллюстрации к различным изданиям, но изданиям, посвященным самому Шагалу. Отсюда весь богатейший ряд сюжетных тем, который отличает творчество Шагала: пейзажи Витебска, Парижа, Сен-Поль-де-Ванса, влюбленные пары и мать и дитя, фантастические существа и символические животные, музыканты и, конечно, образ самого мастера. На выставке представлены одиннадцать цветных и одна черно-белая («Деревня») литографии из числа тех, что вошли в монографию «Шагал» известного французского художественного критика и историка искусства Жака Лассеня, с которым художника связывала многолетняя дружба.

СПРАВКА «СГ»

Празднования юбилея художника начались уже с января. Сначала открылась выставка, посвященная немецкому художнику Герману Штруку, у которого в 1922 году Шагал обучался искусству гравюры. Затем прошла презентация IV Шагаловского сборника. Накануне майских праздников в Арт-центре заработала выставка «130 лет - 130 шедевров. Ретроспектива творчества Марка Шагала из собрания музея». На днях преобразилась и витебская улица Покровская, на которой расположен Дом-музей Шагала. На заборах и фасадах появились поэтические и прозаические цитаты художника, которые, с одной стороны, служат арт-объектом, а с другой - заставляют взглянуть на Витебск по-новому в попытке понять истоки невероятной любви и тоски художника по малой родине.


День рождения.

Детство

6 июля 1887 года (24 июня по старому стилю) в Витебске, в простой еврейской семье родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию, несмотря на то, что в царской России детям евреев запрещалось обучаться в светских школах. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.

Вот чуть-чуть о Юделе Моисеевиче Пэне . Российский и белорусский живописец, педагог, видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века. Это его автопортрет.

В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После 1905 года в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин », «Последняя суббота ». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928).

Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года . Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством. Похоронен на Старо-Семеновском кладбище в Витебске.

Это портрет Марка Шагала, под которым стоит подпись " Ю. М. Пэн" 1914 г.

Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.

Санкт-Петербург

В 1907 году, с 27 рублями в кармане, Мойша Сегал отправился в российскую столицу. Поскольку российская дискриминационная политика в отношении евреев в Санкт-Петербурге была гораздо жестче, молодой человек часто был вынужден прибегать к помощи со стороны влиятельных евреев. Кроме того, он был очень ограничен в средствах и жил бедно, порой на грани нищеты. Но все эти тяготы, конечно, имели мало значения для молодого художника, попавшего в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций.

Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни - выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом и многими другими течениями. Все это оказывает огромное впечатление на становление молодого художника.

Но, познавая и впитывая все новое, Мойша держится в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать свой собственный неповторимый стиль.

В его ранних работах уже очевиден поиск собственного изобразительного языка. Уже начинает появляться сказочность и метафоричность образов в жизненно-бытовых сюжетах: "Рождение", "Смерть", "Святое семейство".



Рождение (1910 г) Смерть (1908 г.)

Святое семейство (1909 г.)

За несколько лет жизни в Санкт-Петербурге он учился в частной школе Зайденберга, работал в редакции еврейского журнала "Восход", два года учился у Льва Бакста в школе Званцевой. По воспоминаниям Шагала, именно Бакст дал ему "прочувствовать дыхание Европы" и побудил ехать на учебу в Париж. Также Мойша посещал класс художника-новатора Мстислава Добужинского. Весной 1910 года состоялась первая выставка в редакции авангардистского журнала Апполон.

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866 - 1924 г) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор , мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов С.П. Дягилева.

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств , подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке в 1889 году принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение « Мир Искусства ». В 1898 г. совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Две наиболее известные картины Бакста.

Ужин Портрет Зинаиды Гиппиус

Летом 1909 года в Витебске Марк Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.
"... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". Марк Шагал, "Моя жизнь" .
Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.

Париж

В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы 1905 года и меценат, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он - Марк Шагал, на французский манер.
Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами, а днем пропадает на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров: Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других. Прекрасно чувствуя цвет, он быстро осваивает и использует приемы фовизма. "Теперь ваши краски поют" , - говорит его петербургский наставник Бакст.

В 1911-м Шагал переезжает в "Улей", здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным сквотом-артцентром и приютом для множества бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился со многими представителями парижской богемы - поэтами, художниками; здесь он осваивает приемы новых веяний - кубизма, футуризма, орфизма, как всегда, перекраивая их на свой лад; здесь делает первые действительные успехи: "Скрипач", "Посвяжение моей невесте", "Голгофа", "Вид Парижа из окна".

Скрипач. 1911 - 1914 гг.

"Посвящение моей невесте (Моей суженой)" 1911 г.


"Голгофа" 1912 г.


"Вид Парижа из окна" 1913 г.

Несмотря на полное, с головой погружение в парижскую художественную среду, он не забыл и родного Витебска. "Понюшка табаку", "Продавец скота", "Я и деревня" пронизаны ностальгией и любовью.

"Понюшка табаку" 1912 г.

"Продавец скота" 1912 г.

"Я и деревня" 1911 г.

Весной 1914-го года Шагал везет свои работы, несколько десятков холстов и около ста пятидесяти акварелей на выставки в Берлин. Несколько личных и совместных с другими художниками выставок проходят с большим успехом у публики. Затем он уезжает на побывку в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок.

Россия

Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти бурные годы очень многогранно: навещая родной Витебск, он погружается в ностальгию и с новой энергией и новым опытом берется за бытовые повседневные мотивы ("Окно в деревне").

Окно в деревне. 1915 г.

Но идет война, он видит раненых, видит людские горести и лишения и тоже изливает свои чувства на холст "Война" 1915 г.

Еще он видит как в военные годы обострились гонения на евреев и рождаются ряд очень религиозных работ.

"Красный еврей" 1915 г.


"Праздник Кущей (Суккот)" 1916 г.

Лирические холсты, созданные в эти годы, переполнены любовью к Белле. Также в это время Шагал начинает писать автобиографическую книгу "Моя жизнь".


"День рождения" 1915 г.

"Розовые любовники" 1916 г.

"Прогулка" 1917 год - 1918 год

"Белла в белом воротничке" 1917 год


9 августа 1918 года В Петрограде, на заседании, посвященном учреждению Министерства Искусств, Марку Шагалу предлагают пост заведующего изобразительным искусством, но он отказывается. Однако, при содействии Луначарского, соглашается на другое предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции, как оказалось, отличный организатор, Шагал с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве". В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

В 1920-м Марк с Беллой и дочерью Идой, которая родилась у них в 1916 году, переезжает в Москву, где принимает активное участие в театральной жизни столицы - готовит эскизы декораций для спектаклей. Убежденный противник супрематического искусства, Шагал, в то же время, находясь в центре новых культурных веяний, значительно пересматривает собственную манеру письма, во многом сближаясь с новым, "революционным" стилем. Однако, партийная критика, которой также способствуют откровенность и бескомпромиссность художника, возрастает, хотя и не принимает пока открытых форм, все-таки Шагал - художник с мировым именем и с этим приходится считаться.

1 января 1921 года проходит премьера спектакля "Миниатюры" по мотивам пьес недавно скончавшегося известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Шагалу по этому случаю поручают оформление небольшого зала, в котором планируется представить постановку. Он выполняет роспись стен, потолка, занавеса девятью монументальными картинами, являющимися, по замыслу художника, призывом к культурному возрождению еврейского театра. "...Наконец-то я смогу развернуться и выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра ". Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны "подлинно революционных" художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Непонимание и неприятие режимом вынуждают художника покинуть страну.

Франция

После отъезда Шагал, Белла и Ида в течение года живут в Берлине, ставшем пристанищем для эмигрантов из России и других стран. Сначала художник пытается получить деньги, причитающиеся ему за выставку 1914 года, но безуспешно - инфляция сделала свое дело. Все, что ему удается вернуть - это три картины и десяток акварелей.
Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предлагает художнику издать книгу "Моя жизнь" с авторскими иллюстрациями. Шагал принимает предложение и с головой погружается в освоение искусства гравюры. А в конце лета этого же года приходит письмо от его старого парижского друга: "Возвращайся, ты известен. Воллар ждет тебя."
Вернувшись в Париж, Шагал обнаруживает еще одну потерю: большинство картин, благодаря которым он теперь известен, оставленные в "Улье" восемь лет назад, утеряны. Он собирается с силами и тщательно, восстанавливая по памяти, рисункам и репродукциям, пишет заново часть работ первого парижского периода: "День рождения", "Я и деревня", "Над Витебском" и другие.

Амбруаз Воллар, страстный книголюб, коллекционер, издатель, после войны задумывает выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками и предлагает Шагалу сотрудничество. Шагал выбирает "Мертвые души" Гоголя и прекрасно справляется с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражает острую гоголевскую сатиру.

В Париже Шагал вновь сходится со старыми друзьями и заводит новых. Будучи очень общительным и веселым человеком, он легко находит общий язык со всеми, однако это не мешает ему по обыкновению оставаться в стороне от разнообразных течений и объединений. На предложение сюрреалистов присоединиться к ним, он отвечает отказом: "намеренно фантастическая живопись мне чужда". Уставы, манифесты и лозунги он обходит стороной, предпочитая чистую свободу творчества.
Известность принесла ему и свободу материальную - теперь он путешествует с семьей по Франции и странам Европы, обретая чувство умиротворенности и покоя после всего пережитого. Новые картины радостны, светлы и легки: "Деревенская жизнь", "Двойной портрет", "Ида у окна".

"Деревенская жизнь" 1925 год

Двойной портрет с бокалом вина

Надо сказать, что в этот период он создает не так много картин, поскольку большую часть времени и сил отдает иллюстрированию "Мертвых душ", "Басен" Лафонтена и Библии.

В 1931 году художник с семьей посещает Палестину, открывая для себя землю предков и ощутив вблизи центр своей веры. Эти несколько месяцев, проведенных на Святой Земле, по словам художника, произвели на него самое сильное впечатление за всю жизнь. Вернувшись в Париж, он приступает к новому проекту, иллюстрированию Библии, в котором, уже состоявшийся как художник и как человек, он обдумывает и осознает на офортах библейские символы и сюжеты.

За окном - конец 30-х. Из Германии уже отчетливо доносятся речи Гитлера и грохот нацистских сапог. Принимаются новые антисемитские законы, в Мюнхене проходит выставка "Дегенеративное искусство", на которой представлены и работы Шагала. Европа снова погружается во мрак войны. Благодаря помощи Чрезвычайного Комитета по спасению и американского консула в Марселе, Шагал с семьей и картинами отплывает на пароходе в США.

США

В Америке, принявшей множество эмигрантов из Европы, резко возрастает интерес к европейской культуре. В Нью-Йорке, ставшим своеобразным портом для беженцев, организуются выставки, объединенные общей темой "искусство в изгнании". Пьер Матисс, сын знаменитого художника, предоставляет Шагалу свою галерею для работы и выставок. Шагал работает в это время в основном над незавершенными картинами, привезенными из Старого Света.
Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор "Русского балета", приглашает Шагала к участию в оформлении балета "Алеко". Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказывают оформление спектакля "Жар-птица" Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому и предпочтение было отдано Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, изготовлением которых занималась Ида, были приняты.

В августе 1944 года семья Шагалов с радостью узнает об освобождении Парижа. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через несколько дней, 2 сентября Белла умирает от сепсиса в местной больнице. "Все покрылось тьмой". Художник совершенно оглушен настигшим горем и только спустя девять месяцев он берет в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: "Свадебные огни" и "Рядом с ней".

"Свадебные огни"1945 год

Он переезжает в маленький домик в городке Хай-Фоллз, где через некоторое время приступает к работе над иллюстрациями для "Тысячи и одной ночи". В результате получаются тринадцать чудесных сверкающих гравюр, своим красочным богатством прекрасно гармонирующих с арабскими сказками.

Франция

В 1945 году Ида, пригласила в помощь переводчицу с французского и дочь бывшего британского консула Вирджинию Макнилл-Хаггард. Вирждиния была почти вдвое младше художника, но внешне она чем-то напоминала Беллу. Шагал же не выносил одиночества. И между ними вспыхнул роман. В 1946 году у них родился сын Дэвид (Давид) Макнилл. Вирджиния прожила с Шагалом около 7 лет, переехала с ним в Париж, однако потом покинула художника вместе с сыном. Благодаря успеху в Соединенных Штатах, в том числе и финансовому, в 1948 году Шагалу наконец-то удается окончательно переехать в такую уже родную и дорогую сердцу Францию. К сожалению, друг и постоянный заказчик художника Воллар умирает в начале войны. Однако парижский издатель Терьяд выкупает наследие Воллара и издает наконец-то многолетние труды Шагала в сфере оформления книг. Благодаря этому в 1948 году выходят "Мертвые души" Гоголя, в 1952 - "Басни" Лафонтена, а в 1956 Библия на французском языке. Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни. Помимо 105 офортов (1935-1939 и 1952-1956 годов) к изданию французской Библии он создаст еще множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Все это составит "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце Шагалом будет открыт своеобразный музей, а правительство Франции признает этот "храм" официальным национальным музеем.

В 1952 году художник знакомится с Валентиной Бродской, которая становится просто "Вавой" и официальной женой художника. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествует, в том числе по Средиземноморью - Греции и Италии. Он восхищается средиземноморской культурой: фресками, работами иконописцев, все это вдохновляет художника на создание цветных литографий к произведению древнегреческого писателя Лонга "Дафинс и Хлоя" (1960-1962 года), а также на увлечение монументальными техниками фресок и витражей. С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным "Андреем Рублевым" своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой "Четыре времени года" (1972).

"Роспись плафона для Парижской оперы"1963 год - 1964 год

В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - в Сен-Поль-де-Вансе. В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора!

До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

Галерея картин Марка Шагала


Прогулка

Les Amoureux En Gris huile sur toile

Над городом


Я и деревня

Летящая повозка


Солдат

Солдаты

Продавец скота


Le Saint Cocher de fiacre

La Naissance

Dédié à ma fiancée

De la Lune, Le Village Russe

la marchande de pain


Le Songe

Le Peintre et les Fiancés

Небо Парижа

La Reine du Cirque

Царь Давид

Вечер у окна

La Madonne du village

Bonjour Paris

Aleko, Un champ de blé par un après-midi d"été


Le Village en Feu

Les Mariés de la tour Eiffel

L"Acrobate

Village russe


Les Amoureux

L"Ecuyère de Cirque

Juif à la Torah Gouache

la Maison bleue


Bella au col blanc

Autoportrait à la Palette

Mania en mangeant Kasher

Le Poète allongé

Le Juif en Rouge

День рождения


Le Violonniste

mob_info