Личная жизнь. Советский ас иван кожедуб, две стороны одной медали Иван кожедуб биография

Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года. В селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней - еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились - во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях - девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

Иван Никитович Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262. В общей сложности за время войны он совершил 330 боевых вылета. В этих вылетах было уничтожено 64 вражеских самолёта. Он является трижды Героем Советского Союза.

У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб.

Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи

После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали. С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет.

Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь.

Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга

Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу.

В 1947 году родилась дочь Наталья, а в 1953 году — сын Никита (капитан 3 ранга ВМФ СССР).

Самолёты, на которых летал Иван Кожедуб


Ла-5.
Свой первый боевой вылет Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его первый боевой истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5. Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом - «От колхозника Конева Василия Викторовича». Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la.


Ла-7. В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. Он стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.

Биография одного из значимых летчиков времен Великой Отечественной войны Ивана Никитовича Кожедуба. История о том, как сельский мальчишка стал маршалом авиации СССР. Эту должность он получил позже, в 1985 году. Однако прошел всю войну и ни разу не был сбит огнем неприятеля, что в летном искусстве имеет значимость. Заслуженно награжден тремя звездами Героя Советского Союза, встав в один ряд с асами того времени. Отец двоих детей, преданный и любящий супруг.

Детство и юность

Иван Кожедуб у своего самолета

Кожедуб Иван Никитович родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии (сейчас: Шосткинский район Сумской области Украины). Он был последним, пятым по счету, ребенком в семье. Его отец, Никита Илларионович, был церковным старостой, человеком грамотным и начитанным. Мать Ивана, Стефанида Ивановна Веремес, была уроженкой села Крупец. Она вела хозяйство, смотрела за детьми и приучала их к труду. В семье также жили братья Вани Яша, Александр, Григорий и сестра Матрена.

Село Ображеевка расположено на севере Украины. В школах было принято вести занятия на украинском языке, но, несмотря на это, люди умели говорить на русском и украинском языках. Именно отец привил Ване любовь к литературе: книгам Гоголя, Толстого, Чехова. Как впоследствии вспоминала жена Кожедуба Вероника Николаевна, Иван Никитович разговаривал на «плохом» русском, поэтому часто давала ему читать книги Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Маяковского, Шолохова и т.д. Комедию Гоголя «Ревизор» они читали с мужем по ролям. Это помогло Кожедубу стать хорошим оратором.

Родители Кожедуба жили бедно, мать сильно хворала - постоянная нужда подорвала здоровье: она умерла в 1936 году. Отец брался за любую работу, чтобы прокормить семью: работал на полях, нанимался рабочим к помещикам. Отец воспитывал детей строго: с малых лет Иван помогал родителям по дому, сажал фруктовые деревья, смотрел за скотом, приносил воду из колодца, ходил в лес за дровами. Позже, будучи в зрелом возрасте Кожедуб вспоминал, как отец отправил его в сад сторожить фруктовые деревья. В то время воровства было мало и надобности в охране не было. Таким способом отец приучал преодолевать трудности, осознавал, что без него семье будет трудно.

Иван Кожедуб был самым младшим в семье, поэтому мать больше остальных детей любила его, заступалась за него перед отцом. Он также любил свою мать и уважал отца, однако проявлять открыто свои чувства боялся – не хотел, чтобы другие ребята считали его «маменькиным сынком».

В школе Иван учился с увлечением и очень любил своего первого преподавателя – Нину Васильевну. Однако денег катастрофически не хватало, и отец забрал сына из школы и устроил его работать в соседнее село к дяде подпаском. Через две недели Иван оставил стадо (которое охранял), прибежал к отцу домой и умолял, чтобы тот разрешил ему учиться дальше. Отец хорошенько выпорол сына (за самоволие), но в школу вернуться разрешил.

В детстве Иван увлекался рисованием. Будучи студентом техникума, занимался оформлением плакатов, стенгазет, лозунгов. Как он пишет о себе: «Рисование выработало у меня глазомер, зрительную память, наблюдательность. И эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком».


Иван Никитович Кожедуб - пилот самолета

В 1934 году Иван Кожедуб окончил семилетнюю школу и в 14 лет поступает в школу рабочей молодежи (до этого была попытка поступить в духовой оркестр, который располагался в воинской части в Шостке, однако Иван был слишком мал по возрасту). Он всегда любил заниматься спортом, а в 13-летнем возрасте научился выжимать одной рукой двухпудовую гирю.

Его одновременно увлекают техника, педагогика и рисование (отец мечтал, чтобы сын стал художником и с удовольствием показывал картины Ивана односельчанам). После установления советской власти, мальчик не знал, кем хочет стать. Ему удавалась педагогика, часто по просьбе своей первой учительницы он занимался с отстающими, помогая преодолеть пробелы в знаниях. Хотя на тот момент сердце занимала авиация, он мечтал о карьере военного. Однако, первоначально, судьба сложилась иначе. Первым местом работы молодого Кожедуба была должность библиотекаря с окладом в 100 рублей. На этой работе молодой Иван получил представление о мире книг. И, как водится, первую получку принес домой, купив конфет и хлеба. На этой должности он проработал недолго, в стране шла индустриализация, стране не хватало рабочих рук, поэтому юноша, после совещания с отцом, решает получить рабочую специальность и идти работать на завод. В то время в СССР начинать работать разрешалось с 17 лет, помощником мастера, учеником. Иван не подходил по возрасту. На это указал мастер цеха на заводе по производству стройматериалов, мол, мал еще.

В 1936 году – Иван выдержал вступительные экзамены и поступил в химико-технологический техникум (г. Шостка). Будучи студентом, он много читает технической литературы и продолжает усиленно заниматься спортом. С возрастом Кожедуб пришел к выводу, что летчик должен быть физически сильным и выносливым, чтобы овладеть техникой пилотирования – поэтому занятия спортом так пригодились на службе. На 3-м курсе записывается в аэроклуб – для него явилась возможность в дальнейшем стать летчиком и носить военную форму.

После окончания учебы в аэроклубе, где научился управлять По-2 и выполнил несколько прыжков с парашютом, Кожедуб поступает в авиационное училище Чугуевскую военную авиашколу летчиков, окончив обучение в 1941 году. Здесь он впервые осознает, какая ответственность лежит на нем – советском воине, давшем присягу защищать свою Родину. Здесь Кожедуб научился летать на УТ-2, УТИ-4 и самолете-истребителе И-16.

Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба


Иван Кожедуб в звании Генерала авиации

Великая Отечественная война началась в тот момент, когда Иван служил в авиационном училище: он был инструктором (с 1941 года) и обучал новых курсантов управлению самолетом. Лучших учеников забирали в действующую армию.

В 1941 году авиационное училище переправляют в глубокий тыл (в Казахстан под Чимкент) для дальнейшего обучения новых пилотов. По словам Кожедуба, невозможно передать то волнение, с каким курсанты училища все это время ждали новостей, читали газеты и слушали военные сводки по радио. Они радовались и гордились подвигами своих однокурсников, которые уже были на фронте и отличились при выполнении боевых заданий. И каждый из оставшихся в училище мечтал наконец-то отправиться на фронт бить врага.

Начиная с 1941 года, Кожедуб много раз подавал рапорт, чтобы отправиться на фронт, и каждый раз получал отказ. Это объясняли тем, что он нужен в училище для обучения пилотов. Несмотря на отказы, он продолжал много работать над собой, разбирал тактики ведения воздушных боев (с этой целью собирал вырезки из газет и других источников), передавал опыт ученикам.

В 1942 году пришел приказ об отправке старшего сержанта Кожедуба на фронт в составе 240-го истребительного авиаполка. На аэродроме проходит последняя учебная подготовка перед отправкой в действующую армию. Здесь он учится управлять самолетом Ла-5.

Весной 1943 года Иван Никитович служит на Воронежском фронте. Первый боевой вылет Кожедуб совершает 26 марта 1943 года. Его постигла неудача: самолет получил тяжелые повреждения - был обстрелян немцами и зенитками советских солдат. Он чудом посадил машину на свой аэродром и остался цел.

После этого случая следовала серия боевых вылетов по сопровождению истребителей и бомбардировщиков на линию фронта, которые проходили успешно. Благодаря постоянной работе над ошибками, Иван быстро научился делать противозенитный маневр, летал в разведку, возил донесения, был связным между соединениями.

В конце июня 1943 года Иван Никитович получает звание младшего лейтенанта. Он становится старшим летчиком, немного позже – командиром звена. В августе 1943 года лейтенант Кожедуб становится командиром эскадрильи, 6 августа 1943 года - награждается своей первой наградой – орденом Красного Знамени.

В это время в Германии началась тотальная мобилизация, появились новые виды оружия – танк «Тигр» и «Фердинанд». К Курской дуге стали подтягиваться советские войска в преддверии сильных сражений. Все были в боевой готовности.

6 июля 1943 года Иван участвует в сражении на Курской дуге и сбивает свой первый бомбардировщик противника «Юнкерс-87». 7 июля Иван сбивает еще один самолет «Ю-87», 9 июля – два «Мессершмитта-109».

В одном из боев Кожедубу пришлось одному сражаться против восемнадцати бомбардировщиков противника. Летчики, прикрывавшие его, проявили горячность и ушли далеко за линию фронта, оставив командира одного на поле сражения. В этом бою Иван применил все свои умения маневрировать, быстро атаковать, анализировать ситуацию и действовать соответственно происходящему. Он чудом вернулся на аэродром – бензина оставалось только на то, чтобы посадить самолет. Кожедуб не ушел с поля боя, защищая тех, кто сражался внизу – пехотинцев, танкистов, артиллеристов.

В битве за Днепр Иван за десять дней сбил 11 вражеских самолетов. Каждый из этих и последующих боев был сложный, жаркий, требующий быстроты реакции и сосредоточенного внимания. По словам Кожедуба, важным в небе для любого летчика является спаянность работы, а именно отличного взаимодействия ведущего и ведомого. Один атакует – другой прикрывает. Совместная работа пары – залог того, что летчики вернутся на аэродром живыми.


Подготовка Ивана Кожедуба к вылету

В своей книге Кожедуб пишет о том, что тяжелее всего в период войны узнавать о гибели товарищей, которые совсем недавно были рядом. В такие минуты возникает чувство горечи, которое сменяется яростью и воодушевлением, желанием убить за каждого погибшего товарища по два вражеских противника.

12 октября 1943 года Иван участвует в жарком бою, задачей которого являлось прикрытие переправы через Днепр. В сражении с бомбардировщиком (который удалось сбить) самолет Кожедуба загорелся. Действовать пришлось быстро: в ту минуту он находился над территорией врага. Лётчик решает выбрать объект для тарана, чтобы его смерть не стала напрасной. И вот в последнюю минуту, когда он направил самолет на группу немцев, пламя с самолета было сбито, и опасность временно миновала. Иван выруливает свой самолет и поднимается вверх. Ему удается долететь до аэродрома и посадить машину.

Эскадрилья Ивана Никитовича участвовала в освобождении Украины, в сражениях на Днепре, в Молдавии, задачей Кожедуба являлась защита с воздуха переправы через Южный Буг.

4 февраля 1944 года – Иван Кожедуб получает звание Героя Советского Союза. С августа 1944 года он становится заместителем командира 176-го истребительного авиационного полка (1-ый Белорусский фронт), учится летать на Ла-7.

Воздушные бои 1944 года были еще более ожесточенными. Шло постепенное освобождение советских земель от фашистов. В мае 1944 года Ивану Никитовичу преподнес подарок пчеловод Василий Викторович Конев, построив на личные сбережения новенький самолет Ла-5ФН.

С января 1945 года Иван Кожедуб в составе полка принимает активное участие в Висло-Одерской операции. В истории сохранилось сражение, в котором Кожедуб руководил воздушным боем в соотношении 6 советских летчиков против 30 фашистских самолетов, в другом бою - 2 советских самолета против 40 бомбардировщиков. И группа Кожедуба побеждала в таких боях (приводила врага в смятение), обращая в бегство немецких летчиков.

В середине апреля 1945 года Красная Армия вступила на территорию Германии. Гитлеровские войска из последних сил, с удвоенной ожесточенностью, давали отпор советским войскам, однако преимущество оставалось на стороне Красной Армии.

За всю Великую Отечественную войну Иван Кожедуб сделал 326 боевых вылетов, принял участие в 126 воздушных боях, самостоятельно сбил 62 самолета противника. Иван Никитович ни разу не был сбит и является лучшим асом авиации во Второй Мировой войне.

К сожалению, на войне не раз возникают случаи недопонимания между союзными войсками. Так получилось и весной 1945 года, когда Кожедуб сбил 2 американских Р-51. По словам советского летчика, когда он совершал полет над Берлином, он заметил американские истребители и вступил в бой с парой немецких самолетов, угрожавших союзникам. Однако, по ошибке, американцы стали атаковать самолет Ивана Никитовича. Возмутившись, Кожедуб атаковал в ответ: первый самолет был сбит, второй взорвался в воздухе. Эта история свидетельствует о том, что Иван Никитович никому не давал спуску, и, рискуя жизнью, возможно и карьерой, постоял за себя.

На протяжении всей войны Иван Кожедуб никогда не забывал о своем отце, который остался в захваченной деревне Ображеевке, и писал ему письма. Никита Илларионович умер 17 мая 1945 года, так и не встретившись со своим сыном после окончания войны.

Военная служба


Иван Кожедуб проводит инструктаж на летном поле

Военная карьера Ивана Никитовича продолжилась и после Второй Мировой войны: он решает получить высшее образование. В 1949 году он закончил обучение в Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского, где обучался на командном факультете, получил «отлично» за дипломную работу. Именно здесь Кожедуб освоил управление реактивным самолетом Як-17.

Обучение в Академии ВВС давалась трудно: многочисленные друзья и знакомые часто приглашали в гости или заходили к нему сами, тем самым, отвлекая от занятий. Кожедуб был добрым и отзывчивым человеком, поэтому отказать им не мог.

После учебы в Академии майор Кожедуб получает должность заместителя командира 31-й истребительной авиационной дивизии (под городом Баку). Иван Никитович не успевает выехать из Москвы, как получает новую должность - помощник командира 324-й истребительной авиационной Свирской краснознаменной дивизии.

20 октября 1950 года подполковник Кожедуб И.Н. получил звание «Военный летчик 1-го класса», чем остался очень доволен.17 ноября 1950 года Иван Кожедуб получает должность - командир 324-й истребительной авиадивизии.

25 июня 1950 года в Северной Корее начинаются военные действия. Это официальная дата: противостояние США и СССР можно было наблюдать сразу после окончания ВМВ.

Причиной военных действий стало разделение Кореи на Южную - во главе с Ли Сын Маном и Северную - во главе с Ким Ир Сеном территории, что породило гражданскую войну.

16 сентября 1950 года – США начали военно-воздушную операцию и вторглись в Северную Корею. Корейская народная армия понесла большие потери. Поэтому за помощью власти обратились к Сталину.

Сторону Северной Кореи принял Мао Цзэдун: он отправил к границам Китая армию численностью около 1 миллиона человек. Однако без поддержки с воздуха победа была невозможна.

Кожедуба демобилизовали в Китай для обучения китайских летчиков воздушной тактике (Ивану Никитовичу командование запретило участвовать в боевых вылетах). Учеба проходила тяжело: сказывался уровень образования китайских солдат и их скудное питание (они были физически намного слабее советских военных). Сталин высказывал по этому поводу свое недовольство, обвиняя командиров в том, что они учат новобранцев, спустя рукава.

Благодаря волевым и коммуникативным качествам Кожедуба, ему удалось наладить работу в дивизии. Сражения были ожесточенными, многие люди дивизии пали в бою, однако Кожедуб завоевал превосходство в небе. Статистика показывает, что советские летчики за все время военных действий в Корее совершили 64 300 боевых вылетов, провели 1872 воздушных боя, сбили 1106 самолетов противника.

2 июня 1951 года – Иван Никитович Кожедуб получает в награду – медаль «За Корею» и пятый орден Красного Знамени за успешное командование. Война в Корее сильно подорвала здоровье Кожедуба. В общей сложности он пробыл в Северной Корее и Китае 305 дней (2. 04. 1951 г. – 30. 01. 1952 г.).

Послевоенные годы


Иван Кожедуб в музее боевой авиации

В 1955 году Кожедуб поступил в Военную академию Генштаба им. К.Е. Ворошилова. Обучение длилось два года. На первом курсе студентов учили командовать дивизией, на втором – армией.

1964-1971 гг. – Кожедуб является 1-м заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

1971 г. – Иван Никитович служит в центральном аппарате ВВС.

С 1978 – Иван Никитович состоит в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

7 мая в 1985 году – Ивану Никитовичу Кожедубу к 40-летию Победы присвоено звание маршала авиации.

Без упоминания общественной деятельности биография Кожедуба была бы не полной. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом.

Иван Никитович является примером мужественности и самоотверженности для последующих поколений. Его отвага, патриотизм, постоянное желание изучать новое, ораторское мастерство, - вселяли во многих солдат глубокое уважение и стремление к моральному росту.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа в 1991 году. В его честь названы улицы в Москве и в других городах России и Украины. Также установлен бюст в Центральном музее ВОВ в Москве, второй – в селе Ображеевке.

Награды


Награды Ивана Никитовича Кожедуба

Звания:

02. 1942 г. – старший сержант
05. 1943 г. – младший лейтенант
08. 1943 г. – лейтенант
11. 1943 г. – старший лейтенант
04. 1944 г. – капитан
11. 1944 г. – майор
01. 1949 г. – подполковник
01. 1951 г. – полковник
08. 1953 г. – генерал-майор авиации
04. 1962 г. – генерал-лейтенант авиации
04. 1970 г. – генерал-полковник авиации
05. 1985 г. – маршал авиации

Награды:

02. 1944 г. – звание Героя Советского Союза (за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника).
08. 1944 г. – вторая медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника).
08. 1945 г. – третья медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленные на войне).
Кавалер 7 орденов Красного Знамени (июль 1943 г., сентябрь 1943 г., март 1945 г., июнь 1945 г., июнь 1951 г., февраль 1968 г., июнь 1970 г.).

Кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени.

Среди иностранных наград:

Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).

Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР).

Кавалер ордена Возрождения Польши.

Кавалер ордена Свободы и Независимости (КНДР).

Личная жизнь


Иван Кожедуб с иностранной делегацией

2 января 1946 года Иван Кожедуб расписался с Колдашевой Вероникой Николаевной – красивой и энергичной женщиной. Через год у молодой четы родилась дочь Наташа. 24 ноября 1952 года – родился сын Никита.

Они жили скромно, имели дачу в Монино (выдавали авиационным генералам и маршалам - членам Военного совета ВВС).

Дочь Наталья Ивановна, училась на филфаке МГУ, потом на экономическом факультете МГИМО. В 1966 году она вышла замуж, в 1970 году – родился старший внук Ивана Никитовича Василий Витальевич.

Младший сын Никита окончил Суворовское училище, в 1970 году – поступил в Высшее военно-морское командное училище им. Фрунзе. В 1975 году он женился на Ольге Федоровне, в 1982 году – у них родилась дочь Аня.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа в 1991 году на даче в Монино (Москва) от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Восьмого июня далекого и тревожного одна тысяча девятьсот двадцатого года хату в Ображеевке - селе в Глуховском районе Черниговской губернии - огласил крик новорожденного ребенка. Мальчика назвали Пройдут десятилетия, и в государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик не найдется человека, не знающего, где и когда родился летчик Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография участника Второй мировой и Великой Отечественной войн содержит факты, поражающие воображение всех, кто интересуется тактикой ведения воздушных сражений самого кровопролитного противостояния стран, которые только случались в XX веке.

В небе, как дома

На фронте Иван Кожедуб оказался не с первых дней Великой Отечественной, а в марте 1943 года. Однако летчик успел проявить такую смелость, храбрость, непревзойденное мастерство ведения боя, что стал Трижды Уже в мирное время страна оценила заслуги летчика присвоением звания «Маршал авиации» (1985 г).

Кожедуб И.Н. боролся с врагом в составе союзных войск. Наиболее результативный пилот ВОВ устремлялся на выполнение боевых задач 366 раз, преодолел 120 воздушных боев, ликвидировал 62 фашистских самолета.

Ас поражал цели виртуозно, используя малейшие промахи врага. Попадал точно в цель из любого положения самолета. Машина Кожедуба при этом была неуязвимой: даже получив серьезные повреждения, она всегда оставалась «на крыле». Боевые друзья говорили про него: «в небе, как дома».

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

Фронтовое небо

Завершить обучение в техникум Кожедубу не довелось - в начале 1940 г. будущий химик-технолог стал красноармейцем (военнослужащим рабоче-крестьянской Красной армии). Судьба направила его по другому пути: к осени сорокового года Иван Никитович получил «корочки» (диплом) Чугуевского военного авиационного училища лётчиков (с марта 1941-го-школа лётчиков). Как лучший курсант был оставлен в учебном заведении летчиком-инструктором, обучать новичков.

Но на передовой тоже нуждались в таких ответственных бойцах, как Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография гласит, что в 1943 г. он был направлен 302-ю истребительную авиационную дивизию, на Воронежский фронт. Так начался его путь как военного кумира многих поколений жителей СССР и Российской Федерации.

В первом бою его самолет Ла-5 получил повреждения - от немецкого "Мессера", а заодно - от советских зенитчиков, ведущих бой. Однако Кожедуб смог посадить поврежденный самолет. Казалось, его летная карьера закончена, едва начавшись. Но командир полка поддержал новичка, дал ему возможность проявить себя в последующих схватках с противником.

Июль, 1943 год

Первым фашистским самолётом, сбитым Кожедубом, стал Ю-87 («Юнкерс»). Схватка произошла шестого июля 1943 года в ходе жесточайших боев на Курской Дуге. Уже 7 июля на счету Ивана значился еще один «Юнкерс», а спустя два дня - 2 истребителя Bf-109 (Messerschmitt Bf.109, или Ме-109).

Военные историки выделяют и подробно описывают четыре основных героических поступка, которые совершил Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его в этих событях такова. Первый героический поступок датирован тридцатым сентября 1943 г. Этим осенним днем, разворачивая самолет в ходе сопровождения переправы советских войск через Днепр, Иван остался совершенно незащищенным (без прикрытия своих), но не испугался.

Заметив «юнкерсы», спикировал на многоцелевые самолеты люфтваффе, ворвался в звено врага. Потрясенные смелостью советского аса, фашисты прекратили бомбардировку, перешли к обороне. На это и рассчитывал Иван Кожедуб, подвиг которого вошел в историю. Воспользовавшись тем, что один из Ju-87 оторвался от группы, уничтожил его, полностью деморализовав противника.

Октябрь, 1943 год

Третьего октября 1943 г. девять одномоторных истребителей Ла-5 (в том числе самолет Кожедуба) прикрывали пространство проведения военной операции на берегу Днепра. Пилоты увидели в облаках колонну «лаптёжников» (такое прозвище дали русские «Юнкерсам-87»).

Каждые 9 вражеских бомбардировщиков прикрывали шестерки из истребителей «Ме-109». Казалось, что они заполонили все небо. Несмотря на то что силы были неравны, Иван Никитович смело возглавил атаку пяти Ла-5. Противник не ожидал, что мизерное количество смогут серьезно противостоять их крутой армаде, но просчитались.

Через несколько минут после начала атаки на землю рухнули сразу два «юнкерса». Другие самолеты первой девятки тут же дали «задний ход». Через короткое время ретировалась и 2-я девятка Ju-87. Советские летчики брали верх не численностью, а умением, непревзойденной храбростью, самоотверженностью.

Крайнюю «удирающую» машину догнал и превратил в ничто именно Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его зафиксировала, что он поставил «жирную точку» в том бою с фашистскими пикирующими бомбардировщиками.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых "Ла-7" предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял "немца" снизу, прямо «в брюхо».

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники - американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял - в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел - и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Послесловие

Так сколько самолетов сбил Кожедуб? Вместе с «Мустангами» союзников - 64. Кожедуб И.Н. был награжден высокими наградами родного государства: в том числе орденами Ленина (4), Красного знамени (7), Красной Звезды (2), Александра Невского, Отечественной войны I степени и др., а также иностранными орденами. Умер И.Н. Кожедуб восьмого августа 1991 года. Место захоронения - Москва, Новодевичье кладбище.

mob_info