Летоисчисление и периодизация. История японии с древнейших времен и до наших дней Периодизация японии таблица

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай . Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов - погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300-310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей, Ямато . (Ямато - означает путь гор).

На рубеже III-IV вв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. В VII в. из Китая пришел термин тэнно (кит. тянь хуань) - небесный правитель . Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время - чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма (синто - путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств - предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиня Аматэрасу . Утверждение синтоизма как государственной религии произошло в VII в. при императоре Тэмму , создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столица Фудзивара Ке , резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица - Хэйдзё Кё (столица цитадели мира). Этим открывается эпоха Нара (710-794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора - микадо образовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. В VIII в. появился лунный календарь , месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» - «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г. Нагаока , а в 794 г. - в Хэйан Кё (Киото), что означает «Мир и спокойствие ».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйан считается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).


На исходе XII в., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословие самураев , а государство стало возглавляться сёгуном , военным правительством, просуществовавшим вплоть до XIX в. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото - селение Камакура. В культуре периода Камакура (1192-1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната - Муромати (1333-1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага. XIV век оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575-1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуется Эдо (по названию новой столицы, ныне - Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи (1867-68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи - эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет?И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем.Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.


Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду .

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

Яёй

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.


В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:

  • крапивы для изготовления ткани – рами,
  • злаковых культур,
  • пряностей,
  • каннабиса,
  • мандаринов.


Возделывание риса в Японии. Гравюра

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона.С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.


Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов висполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с . Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асукасвязывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.


Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) - японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.

В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.


Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.


Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

  • живописи ямато-э ,
  • национальной азбуки кана ,
  • литературных произведений на её основе,
  • дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
  • придворной культуры кокуфу .


Период Хэйан. Гравюра

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию.Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали . Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).


Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие ,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств и и др.

Стремление к объединению

В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия.Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.


Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

  • самураев,
  • купцов,
  • ремесленников,
  • крестьян,
  • париев – «нечистых».

В качестве религии на первый план выходит . В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.


Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.

Часто можно встретить высказывания, что Япония необычная и не похожая на другие страны, но что её сделало такой? Развитие Японии определяется следующими основными факторами:

  1. островным положением страны, в результате чего Япония не подвергалась, вплоть до XIX века, иностранной агрессии и могла развивать свою уникальную культуру, одновременно обогащая её китайскими и корейскими культурными достижениями.
  2. длительностью правления сёгуната Токугавы и самоизоляцией от всего мира на протяжении долгого времени.
  3. кардинальными реформами в эпоху Мэйдзи.
  4. кардинальными реформами, которые были предприняты после Второй мировой войны и оккупационным режимом союзных войск, длившимся семь лет.

Быть сильной нацией — значит знать свою историю, свои истоки, славные деяния своих предков и гордиться этими деяниями. В Японии свято чтут традиции и гордятся тем, что они родились и живут на этой благословенной земле. Само название Нихон, так называют свою страну японцы, означает Страна восходящего солнца. История японского государства изложена в официальных древних источниках Нихон сёки. История зарождения государства основана на мифах.

Основополагающим является миф о том, что Япония создана богами, которые заселили её и дали своё потомство. И все японцы — это потомки богини Солнца Аматэрасу, а первый император Джимму (Дзимму), с которого начинается официальная череда японских императоров, является её прямым потомком и прямо с небес спустился на священном олене в Нару, первую столицу государства Ямато. И как символ солнца государственным флагом Японии является красный солнечный круг на белом фоне, который по японски звучит как нищёуки (солнечный флаг).

Как момент истории, корнями уходящий в древние времена, на земле Ямато раскинулись японские захоронения императоров — кофун. Происхождение этих курганов датируются III веком до н.э. — VI веком н.э. Форма захоронений необычна - это земляные насыпи, сделанные в форме скважины для ключа, заросшие травой и окруженные рвом с водой, в котором живут рыбки, лягушки и растет камыш. Захоронения могут занимать значительную часть площади, самое крупное превышает 400 квадратных метров. Кофун считается религиозной святыней и посещение курганов не только не приветствуется, но и запрещается. Поэтому эти реликвии мало изучены и к кофун относятся не как к историческим памятникам, а как к частным захоронениям. Самое большое количество и самые величественные курганы расположены в префектуре Нара.

Г оворят, что Управление императорского хозяйства Японии неспроста не пускают в кофун археологов. Археологи получили разрешение лишь на ограниченный доступ к двум могилам, раскопки полностью запрещены. Считают, что раскопки курганов и установление исторических фактов развеют миф о небесном происхождение японских императоров и установят истинных потомков. Но почему бы не допустить, что за запретом «разорения» курганов стоит не страх разоблачения, а уважение, в том числе и религиозное к праху предков и самим захоронениям. Учитывая, как свято японцы чтут все, что связано с богами и синтоистскими и буддийскими святынями это вполне объяснимо.

А если без мифов, то доподлинного происхождения японского государства и народа, населяющую Японию неизвестно. Есть несколько предположений, первое из них то, что японцы всегда жили на японских островах. По другой — они переселились из Азии, покорили и ассимилировали туземцев. Так же есть предположение, что японская раса появилась в результате смешения азиатских кочевников (маньчжуро-тунгусских племен) с местными племенами кумасо и эбису, а также корейцами, народами Индокитая и Меланезии. И на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и вызывает много споров. Написано много работ и проведено множество исследований как западными (до середины 20 века, в основном западными), так и японскими учеными.

Свою историю японцы хронологически упорядочивают по китайскому образцу, по нэнго, то есть по годам правления императоров. В период правления каждого из императоров издаётся девиз, по которому живет страна. Так современная Япония живет в период правления Хэйсэй с девизом — установление мира.

У каждого нэнго свое собственное название, поэтому смена императора обычно означала и смену нэнго и соответственно название. Лишь в некоторых случаях смена времени была связано с каким-либо стихийным бедствием или изменением в политике. Императоры в Японии сменялись часто, следовательно менялся нэнго и название, ориентироваться в них было достаточно сложно поэтому все нэнго были объединены в большие временные отрезки, называемые эрой (эпохой) каждая эпоха тоже имеет свое название и вся японская история укладывается в 13 таких эпох.

  • Первая эпоха -период палеолита, с временным промежутком 40 - 13 тысяч лет до нашей эры.
  • Эра Дзёмон приходится на период с 13 тысяч лет до н.э до 3 века до н.э. Эпоха Дзёмон звучит как эпоха веревочного орнамента и название своё получила от следов украшений на глиняных изделиях того времени.
  • Эпоха Яёй — III век до н.э. — III век нашей эры. Эпоха названа по населенному пункту, расположенному вблизи сегодняшнего Токио. В результате раскопок в Яёй были обнаружены керамические изделия отличные от эпохи Дзёмон, что свидетельствовало о приходе на острова Японии новой культуры, возможно континентальной.
  • Эпоха Ямато приходится на III век н.э. — 710 г. — эпоха названа по государственному образованию.
  • Эпоха Нара — 710-794гг. —
  • Эпоха Хэйан — 794-1185гг. Эпоха начинается с переноса столицы в Киото (ранее Хэйан-кё) и девизом эпохи был — мир, спокойствие.
  • Эпоха Камакура длилась с 1185г. по 1333г. и получила название в честь города, ставшего центром первого сёгуната в Японии.
  • Эпоха Мурамати приходится на период с 1333г. по 1600г. В 1336 году ставка сёгуна была перенесена в Киото на улицу Муромати, отсюда и получила эпоха своё название.
  • Эпоха Эдо началась в 1600г. и закончилась в 1868г. Эдо раннее название города Токио, в этом городе основался сёгунат Токугавы.
  • Эпоха Мэйдзи, период с 1868г. по 1912г., значение — просвещённое правление.
  • Эпоха Тайсё длилась с 1912г. по 1926г., девиз — великая справедливость.
  • Эпоха Сёва, с 1926г. по 1989г. — просвещённый мир.
  • Эпоха Хэйсэй длится с 1989г. по настоящее время, сегодняшняя Япония живет с девизом — установление мира.

Период Ивадзюку (около 40 тысяч лет до н.э. — 13 тысяч лет до н.э.):
Начало заселения островов. Палеолит.

Период Дзёмон (около 13 тысяч лет до н.э. — 300 г. до н. э.):
Ранние японцы. Охота, рыболовство, собирательство.

Период Яёи (300 г. до н. э. — 250 г. н. э.):
Введение сельского хозяйства (рисовые культуры) вызвало развитие социальной иерархии, и сотни маленьких племен начали объединяться в более крупные.

Период Ямато (300 — 710):
300 — Возникло единое государство Япония.
538-552 — Приход в Японию буддизма.
604 — Провозглашение « Уложения семнадцати статей» принца Сётоку-тайси .
645 — Реформы Тайка . « Восходит звезда» клана Фудзивара .

Период Нара (710 — 784):
710 — Город Нара — первая постоянная столица Японии.
784 — Столица перемещена в город Нагаока .

Период Хэйан (794 — 1185):
794 — Столица перемещена в Хэйан (ныне — Киото).
1016 — Фудзивара Митинага становится регентом.
1159 — Клан Тайра под руководством Тайры Киёмори набирает силу после войны Хэйдзи .
1175 — Появление буддийской школы Дзёдо — « Чистой земли».
1180-1185 — Во время войны Гэмпэй клан Минамото подводит черту под правлением клана Тайра .

Период Камакура (1185 — 1333):
1191 — Появление буддийской школы Дзэн .
1192 — Минамото Ёритомо становится сёгуном и утверждает сёгунат (военное правительство) Камакура .
1221 — Смута Дзёкю положила конец противостоянию императора Готоба и сёгуната Минамото . Ходзё Масако , вдова Минамото Ёритомо , становится регентшей — начало правления регентов клана Ходзё .
1232 — Принятие Дзёэй Сикимоку — « Свода законов».
1274, 1281 — Монголы дважды пытались завоевать Японию, но оба раза им помешали погодные условия.
1333 — Конец сёгуната Камакура .

Период Муромати (1338 — 1537):
1334 — Реставрация Кэмму — император восстановил свое влияние на Японию.
1336 — Асикага Такаудзи захватил Киото.
1337 — Император бежал и основал « Южный двор» в Ёсино .
1338 — Такаудзи основал сёгунат Муромати и утвердил второго императора в Киото ( « Северный двор»).
1392 — Объединение Северного и Южного дворов.
1467-1477 — Война Онин .
1542 — Португальские миссионеры принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство.
1568 — Ода Нобунага вошел в Киото.
1573 — Конец сёгуната Муромати .

Период Адзути Момояма (1573 — 1603):
1575 — Клан Такэда одержал победу в битве при Нагасино .
1582 — Нобунага убит, сёгуном становится Тоётоми Хидэёси .
1588 — Хидэёси конфискует всё оружие у крестьян и монахов. Эта акция получила название « Охота за мечами».
1590 — Поражение клана Ходзё в битве при Одавара . Окончательное объединение Японии.
1592-98 — Неудачная интервенция в Корею.
1598 — Смерть Хидэёси .
1600 — Токугава Иэясу побеждает своих конкурентов в битве при Сэкигахара .

Период Эдо (1603 — 1867):
1603 — Иэясу становится сёгуном и основывает сёгунат Токугава . Столица сёгуната переносится в Эдо (ныне — Токио).
1614 — Иэясу усиливает преследование христианства.
1615 — Клан Тоётоми уничтожен после того, как Иэясу захватил их замок в Осаке.
1639 — Почти полная изоляция Японии от остального мира.
1688-1703 — Эра Гэнроку : рост популярности рисования тушью.
1792 — Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией.
1854 — Командор Мэтью Перри требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли.

Период Мэйдзи (1868 — 1912):
1868 — Начало Реставрации Мэйдзи — возвращение власти императору. Европеизация Японии.
1872 — Первая железная дорога между Токио и Иокогамой.
1889 — Провозглашена Конституция Мэйдзи .
1894-95 — Война с Китаем.
1904-05 — Война с Россией.
1910 — Присоединение Кореи.
1912 — Смерть императора Мэйдзи .

Период Тайсё (1912 — 1926):
1914-18 — Япония присоединяется к союзникам во время Первой мировой.
1923 — Землетрясение в районе Канто разрушило Токио и Иокогаму.

Период Сёва (1926 — 1989):
1931 — Инцидент в Манчжурии .
1937 — Начало Второй японо-китайской войны.
1941 — Начало Тихоокеанской войны.
1945 — Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки .
1946 — Провозглашение новой Конституции.
1952 — Конец оккупации Японии союзниками.
1956 — Япония — член ООН.
1972 — Нормализация отношений с Китаем.
1973 — Топливный кризис.

Период Хэйсэй (с 1989 г. до настоящего времени):
1993 — Либерально-демократическая партия Японии на выборах потеряла большинство мест в парламенте.
1995 — Землетрясение в Хансине повредило город Кобе . Члены секты « АУМ Синрикё» использовали отравляющий газ зарин в токийском метро.

mob_info