Лак для декупажа: виды и способы нанесения. Декупаж: какой финишный лак выбрать? Каким лаком лучше покрывать декупаж

В декупаже выбор лака имеет большое значение. Он используется не только в качестве финишного покрытия, но и применяется на протяжении всего процесса декупажа.

Довольно часто лак для декупажа играет роль клея: с его помощью вырезанные мотивы крепятся к поверхности. Декупажным лаком из баллончика нередко сбрызгивают тонкие салфетки. Они легко рвутся, а лак помогает им избежать деформации в момент наклеивания на предмет, который украшают в технике декупаж. Фрагменты, распечатанные на принтере также покрывают лаком, чтобы в процессе работы не растекалась краска. Можно покрыть лаком и уже наклеенные картинки: тогда в процессе работы над фоном случайное попадание краски на рисунок не испортит его.

Какие бывают лаки

Лаки делятся на группы по принципу состава. В декупажной работе используются специальные лаки, изготовленные на основе воды или синтетических смол. Профессионалы рекомендуют акриловые и полиуретановые лаки.

Акриловые лаки на водной основе

Акриловые лаки - это экологически чистый вид лаков. Они не горючие, т. к. в основе лака - вода, поэтому его можно использовать для внутренних отделочных работ. У этого лака довольно высокие показатели эластичности и прочности, он «умеет» и цвет древесины.

Но у акрилового лака есть и некоторые недостатки. А именно - он зависим от микроклимата того помещения, в котором ведётся работа. Влажность в помещении должна быть по крайне мере не менее 50%, тогда кристаллизация пройдет нормально. В зимний период это обеспечить проблематично.

Полиуретановые лаки

Полиуретановые лаки помогают образовать нерастворимое покрытие, они отличаются и хорошей адгезией к дереву, пластмассе, металлу, коже, тканям, штукатурке. Лаки устойчивы к морской и пресной воде. Они способны несколько лет сохранять свой блеск. Но главный плюс полиуретановых лаков - образование плёнки, обладающей высокой износостойкостью и механической прочностью.

Полиуритановые лаки на водной основе относятся к наиболее современным лакокрасочным средствам. Обладают преимуществами акриловых лаков (без запаха, экологически чистые) и достоинствами полиуретановых органорастворимых лаков (прочностью, стойкостью к механическому влиянию). И хоть в чистом виде плёнки таких водорастворимых полиуретановых лаков уступают плёнкам органорастворимых, специальные добавки упрочняющих характеристик повышают срок и качество эксплуатации данного вида лака.

Масляные лаки

Некоторые мастера используют масляные лаки для декупажа. В роли основных компонентов этих лаков выступаю смолы и растительные масла, а также органические растворители. Когда лак высыхает, образуется такая прозрачная твёрдая плёнка от светло-жёлтого до тёмно-коричневого цвета. Цвет зависит от компонентов лака. Высыхает масляный лак за несколько часов, но может сохнуть и целые сутки (это зависит от атмосферных условий).

Этот вид лаков производится непосредственно на основе органических растворителей и алкидных смол. Лаки применяются и для внутренней, и для наружной отделки, есть и универсальные алкидные лаки. Они отличаются высокой влагоустойчивостью, прочностью.

Один недостаток - длительный период высыхания - около 72 часов. Чтобы сократить этот срок, некоторые производители специально добавляют в лак отвердитель, который сокращает весь период кристаллизации до суток. Алкидные лаки наносятся на поверхность валиком или кистью.

Нитролаки

Нитролаки широко применяются для внутренних отделочных работ. Достоинства этого вида лаков: быстрое время высыхания, высокая прочность, довольно демократичная цена. Но стоит помнить, что для здоровья человека нитролаки вредны. Работать с нитролаками нужно исключительно в респираторе.

Как выбрать лак в зависимости от декорируемой поверхности

1) Если вы решили декорировать в технике декупаж (да ещё ту, что будет использоваться, а не стоять «для красоты»), приобретите для финишного покрытия безвредный декупажный лак.

2) Изделия, которым предстоит постоянно соприкасаться с водой или просто использоваться в сырых помещениях, покрывать нужно водостойкими лаками.

3) Хороший лак сохнет быстро без трещин и подтёков, равномерно ложится на саму основу, не имеет сильного, резкого запаха, не желтеет со временем.

4) Выбирая лак, учитывать стоит и то, какой предмет вы будете им покрывать. К примеру, финишный глянцевый лак на изделии в стиле шебби-шик только испортит всё впечатление, так как он будет противоречить самой концепции стиля. Выбирайте матовый акриловый лак.

5) Можно специально задумать определённый эффект с помощью пантирующих и специальных радужных лаков (с тройным или алмазным блеском). Можно взять матовый или глянцевый оттенок. Эффект в зависимости от вида лака будет очевиден. Поэтому в графе «материалы для декупажа» обязательно пометьте, какой именно вид лака вы будете использовать.

6) Особый прозрачный лак (на водной основе) позволит достичь объёмного эффекта. Такой лак наносится из тюбика на изнаночную сторону фрагментов, вырезанных из салфетки (на те элементы, которые и должны быть объёмными). После высыхания они приобретают ту самую, необходимую выпуклую структуру.

Помимо салфеток, для работы в технике декупаж необходимо приобрести еще несколько основных составляющих. Одним из таких вспомогательных материалов является финишный лак. Декупажные лаки представлены на прилавках магазинов рукоделия просто в поражающем разнообразии. Иногда выбрать наилучший для себя вариант бывает достаточно сложно. Конечно, вы можете обратиться к продавцу-консультанту, и он расскажет о свойствах каждого товара, но чтобы не терять в магазине время, предлагаем вам узнать все о лаках для декупажа сейчас.

Лаки представляют собой поли состав, состоящий из смол и масел или спиртов. При нанесении таких растворов на поверхность смола и масла высыхают, а спирт превращается в пар и улетучивается. Высохший на поверхности изделия лак образует тонкую глянцевую или матовую пленку, которая является водонепроницаемой защитой. Характеристика данной пленки напрямую зависит от свойств нанесенного вами состава.

Помимо защитных финишных растворов существуют лаки выполняющие другие функции, например, кракелюрный лак растрескивается при высыхании и придает изделию эффект старины.

Такое вещество является неотъемлемой частью декупажа, который еще называют салфеточной техникой.

Для чего использовать финишный лак для декупажа

Изделие, украшенное мотивами, вырезанными из салфетки, рисовой бумаги, распечатки или ткани сверху покрывают лаком. Количество слоев этого вещества может достигать 50.

Если салфетки, наклеенные на основу, не имеют складок и зацепок, то поделки может хватить всего три слоя лака. С первого раза редко кому удается оформить изделие, без видимых недостатков, поэтому новички используют большее количество слоев.

Все слои кроме последнего для лучшего сцепления друг с другом обрабатываются мелкозернистой наждачной бумагой. Вскрытие поделки лаком необходимо, прежде всего, чтобы придать работе законченный вид, а также с помощью этого этапа можно скрыть все неровности и недостатки, образовавшиеся в процессе декупажа. Кроме того, лак обладает влагоотталкивающими и солнцезащитными свойствами, что существенно увеличивает срок службы предмета покрытого им.

Каким должен быть лак декупажа салфетками

Финишный лак для декупажа можно купить в специализированном или строительном магазине. Чтобы не ошибиться с выбором вещества, которое можно использовать для покрытия оформленного изделия, необходимо точно знать какими свойствами должен обладать качественный лак.

Каким лаком можно покрывать готовое изделие:

  1. Хороший лак легко и ровно наносится на поверхность с помощью жесткой кисти.
  2. Качественные финишные декупажные составы быстро сохнут на поверхности. Долгосохнущие лаки не подходят для работы в салфеточной технике, так как на основу наносится не один, а несколько слоев.
  3. Полностью соответствует качествам, описанным на упаковке. Прозрачный, глянцевый или матовый лак – остаются такими после высыхания.
  4. Если средство качественное, то лакированная поверхность после высыхания не будет липнуть. Липнущие изделия неприятны на ощупь и к ним быстро прилипает мусор и пыль.
  5. Лаковое покрытие для декупажа не должно приобретать желтоватый оттенок после высыхания.
  6. Скатываться лакированная поверхность недолжна, чтобы этого не случилось лучше не использовать средства на разных основах.

От выбора лака во многом зависит окончательный внешний вид вашего изделия. Покупая лак, помните, что составами для дерева нельзя покрывать стекло и пластик и наоборот.

Какой используют лак для декупажа: виды

Лаки могут быть на водной, масляной или спиртовой основе. Все они имеют свои плюсы и минусы. Специальная декупажная лакировка носит больше декоративный, нежели защитный характер, а вот строительные составы защитят ваши изделия от любых неблагоприятных проявлений окружающей среды.

Виды декупажных лаков:

  1. Акриловые и акрилатные лаки чаще всего используют в декупаже, при застывании они образуют прозрачную водостойкую пленку. Обычно они имеют водную основу, поэтому если состав густеет, его просто разводят небольшим количеством воды. Такое средство идеально подходит для вживления распечатки мордой в лак.
  2. Полиуретановые лаки имею водную и масляную основу. Водные лаки более экологичны, поэтому используются чаще. Средства на неводной основе более прочные и водонепроницаемые, их часто используют для отделки саун. Полиуретановое покрытие сохнет достаточно быстро и приобретает все свои свойства в течение пары дней.
  3. Декоративные лаки такие, как фацетный, велюровый и битумный лак, обычно не несут в себе особых защитных свойств, но придают изделиям более интересный внешний вид. Например, кракелюрный лак растрескивается при высыхании и создает эффект старины. Его легко можно заменить клеем ПВА. Поэтому декоративные составы покупать не обязательно.
  4. Нитролак правильно наносить в маске и в, защищающих кожу рук, перчатках, так как такие растворы очень ядовиты и обладают резким химическим запахом. Плюсом этих покрытий является их высокая прочность.
  5. Цапон обладает высокой устойчивостью к перепадам температур и относительно небольшой ценой. Его применение оправдано для изделий, которые будут подвергаться частому воздействию высоких температур. Снять с кистей и других поверхностей высохший цапон можно только с помощью растворителя.
  6. Стекловидный лак обладает высокой пластичностью и износостойкостью, поэтому им можно покрыть кожаные изделия, которые часто гнуться, например, кошельки. Этот раствор стоит достаточно дорого и может испортиться при неправильном хранении.
  7. Шеллачный состав не образует лаковую пленку. Он подчеркивает глубину цвета изделий окрашенных в металлические оттенки. Также его используют для закрепления потали и битума и придания легкого блеска древесине.
  8. Mod podge или аэрозольный лак очень удобен в использовании, хот и стоит достаточно дорого. Балон-спрей делает использование лака более удобным без использования кисти.

Это основные виды лаков, используемые для декупажа, есть еще разнообразные порцелан-лаки, они застывают при воздействии высокой температуры. Выбирать лак нужно в соответствие с дизайном изделия и условиями, в котором оно будет использоваться.

Какой лак можно использовать для декупажа: строительные составы

Специальные лаки для декупажа продаются в небольших бутылках и стоят достаточно дорого, поэтому многие мастерицы идут за покупкой финишных средств в строительные магазины. Строительные лаки можно использовать вместо декупажных, лучше приобретать такие растворы в банках с большим объемом, тогда их стоимость получается достаточно низкой. Также, для уменьшения стоимости, стоит выбирать составы, производителем которых является Украина, например «Кива» или «Таир».

Строительные лаки, подходящие для декупажа, делятся на два вида:

  1. Яхтный лак обладает желтоватым оттенком. Он бывает матовым и глянцевым. Такие составы используют для защиты мебели от воздействий окружающего мира. Если покрыть изделие таким составом, то оно приобретет янтарный оттенок, благодаря чему усилится эффект старины. Алкидные лаки обладают резким химическим запахом, из-за чего при работе с ними следует использовать защитные маски. Выбрать хороший яхтный лак несложно, в строительном магазине вам обязательно поможет продавец-консультант.
  2. Паркетный лак обладает высокой износостойкостью и прозрачностью. Отзывы об использование такого состава всегда положительные. Он не оставляет желтых полос, поэтому подходит даже для покрытия холодильника.

Выбору строительных лаков способствует их низкая цена и высокие защитные показатели. Сделать лаковое покрытие на любом изделии своими руками с помощью таких составов достаточно просто.

Клей-лак для декупажа

Существует специальный клей-лак для декупажа, его главная особенность заключается в том, что он выполняет сразу две функции: скрепляет основу с картинкой и защищает готовое изделие.

Вместо специального клей-лака, для вживления распечаток можно использовать обычный акриловый лак.

Также продается специальный клей-лак для вживления распечаток в деревянные поверхности. Он наносится толстым слоем на картинку, после чего бумага удаляется с помощью скатывания, а изображение остается запечатанным в лаковый слой.

Лак для декупажа: дереву подходит любой

Дерево – материал достаточно неприхотливый, поэтому для таких изделий подойдет практически любой вид лака. Вы можете использовать составы оставшиеся после ремонта или купить специальный акриловый лак – эффект будет одинаково хорошим.

Деревянная поверхность будет отлично смотреться под слоем любого лакирующего средства, а вот для стекла или пластика нужен специальный лак.

Единственным условием при покрытии дерева лаком является тщательная шлифовка поверхности, в противном случае защитный слой может начать скатываться через некоторое время.

Битумный лак для декупажа

Битумный лак используется для искусственного состаривания поделок. Его можно втирать в образовавшиеся после нанесения кракелюрного средства, трещины или наносить на всю поверхность изделия. Излишки битума удаляются с помощью ватного диска смоченного в растворителе. Стоят такие лаки недешево, но обладают красивым декоративным эффектом.

Битумный лак с успехом можно заменить воском на основе того же битума.

Несмотря на то, что такой состав обладает некоторыми защитными свойствами, поверх него нужно наносить несколько слоев более прочного лака.

Какой лак лучше для декупажа и как его наносить

Какой из выше перечисленных лаков лучше, сказать сложно, это зависит от личных предпочтений и потребностей. Однако существует несколько советов по использованию.

Мастер класс по нанесению лака:

  • Изделие с наклеенным декором покрываем тонким слоем лака с помощью кисти с искусственным волосом;
  • Аккуратно шлифуем первый слой лака и наносим второй;
  • Наносим слой за слоем, шлифуя перед каждым следующим слоем предыдущий;
  • Последний слой шлифовать не нужно.

Сколько слоев надо нанести зависит от того, насколько качественно и аккуратно был выполнен декупаж изделия.

Какой нужен лак для декупажа (видео)

Какой бы лак вы не выбрали, помните, что от его качества зависит внешний вид и срок службы изделия.

В последнее время популярность отнюдь не новой техники декорирования декупаж стремительно растет. Интернет пестрит декупажными работами, одна краше другой. И количество поклонниц этого замечательного хобби увеличивается с каждым днем.

Безусловно, растущий интерес к декупажу не может не радовать коммерсантов, которые пользуясь спросом, наводняют рынок всевозможными материалами и инструментами для декупажа. Иногда очень полезными и качественными, а иногда совершенно лишними.

Как не растеряться от изобилия декупажных материалов в магазине товаров для творчества? Можно ли заменить дорогие специальные средства для декупажа на подручные и значительно более дешевые?

Пожалуй, главный вопрос, который волнует каждую начинающую декупажницу,

Не буду Вас обманывать, рассказывая о том, что вместо специального клея для декупажа я пользуюсь разведенным ПВА. Да, для своих декупажных работ я чаще всего использую специальный клей-лак известной фирмы-производителя «Хоббилайн».

Специальный декупажный клей имеет идеальную консистенцию, быстро сохнет, надежно фиксирует приклеиваемый декупажный мотив. Кроме того, после высыхания специальный клей для декупажа становится совершенно прозрачным, не искажая цвета приклеенного мотива. Поскольку я очень люблю украшать декупажем все, что попадается под руку, то покупаю баночку большого объема: это выгоднее экономически, да и клея хватает надолго.

Клей для декупажа бывает матовым или глянцевым. Лично я при покупке не слишком много внимания уделяю именно этому качеству, поскольку всегда покрываю готовую декупажную работу акриловым лаком, матовым или глянцевым. Но для первых экспериментов по декупажу вполне достаточно приобрести клей-лак для декупажа с матовым или глянцевым эффектом по желанию.

Еще один вид специального клея для декупажа, о котором я хочу упомянуть – это клей для декупажа на текстиле. Я часто использую именно этот вид клея для декупажа на ткани .

Отличием этого декупажного клея является то, что он создает на текстильной поверхности прочную эластичную влагостойкую пленку, которая предохраняет наклеенный мотив от различных деформаций. Текстильное изделие, украшенное декупажем с использованием специального клея для декупажа на ткани, можно стирать руками или же в стиральной машине-автомате в режиме деликатной стирки, совершенно не опасаясь испортить декупажную работу.

Но клей ПВА для декупажа я все-таки тоже применяю. Разведенным водой 1:1 или вовсе неразведенным клеем ПВА можно приклеить декупажный мотив к ткани, если в дальнейшем предполагается только сухая чистка изделия, или на любую другую поверхность.

Клей ПВА может выступать как недорогое подручное средство для создания кракелюров (декоративной сети трещин, используемых для искусственного старения поверхности с декупажем).

Для фото материалов для декупажа в своих мастер-классах я использую маленький тюбик канцелярского клея ПВА, который всегда заимствую для съемок с рабочего стола сына. Так вот, открою Вам свой маленький секрет: в действительности я никогда не использую в своих работах канцелярский клей ПВА.

Уж не знаю, из чего делают канцелярский клей ПВА, но только этот клей из маленьких тюбиков практически всегда отказывается что-либо склеивать, а настоящим ПВА он даже не пахнет! Для создания всех своих поделок я использую только качественный клей ПВА, купленный в строительном магазине. Вот такая большая литровая бадья – отличное качество + супер-экономия.

Ну вот, вроде бы с клеем для декупажа немного разобрались, пора узнать

Если Вы хотите надежно защитить свою декупажную работу, чтобы изделие, украшенное декупажем, долго служило верой и правдой, лак просто необходим!

К тому же, как правило, каждая декупажная работа имеет множество слоев: грунтовка, акриловая краска, наклеенный мотив, прорисовка, кракелюры. Да мало ли какие декоративные приемы Вам придумается использовать в своей работе! Так вот, каждый слой декупажной работы можно и даже нужно фиксировать лаком.

Например, если Вы удачно создали фон для декупажа, покройте его лаком, тогда в случае неудачи с наклеиванием мотива Вам не придется заново перекрашивать изделие. Если Вы покроете лаком наклеенный мотив, можете без опасения экспериментировать с прорисовкой и переделывать ее столько раз, сколько это потребуется.

Для декупажных работ можно применять как акриловый лак на водной основе, так и алкидный лак.

Безусловным «плюсом» алкидного лака является его влагостойкость. К «минусам» можно отнести резкий неприятный запах, длительное время сушки, необходимость очищать кисти специальным растворителем. К тому же, большинство, если не сказать все алкидные лаки обладают патинирующим эффектом и придают окрашенной ими поверхности желтоватый оттенок. А это не всегда удачно сочетается с тематикой и цветовой гаммой декупажной работы.

Однако алкидный лак как нельзя лучше подходит для искусственного старения поверхности. Благородный янтарный оттенок превосходно сочетается с винтажными картинками для декупажа. К тому же, алкидный лак может послужить экономичной заменой специального патинирующего лака для создания двухшаговых кракелюров.

Намного удобнее фиксировать декупажную работу акриловым лаком на водной основе. Лично я чаще всего использую именно его.

Акриловый лак легко наносится, довольно быстро сохнет, не имеет резкого специфического запаха, что позволяет использовать его при создании поделок вместе с детьми.

Акриловый лак я также покупаю в отделе стройматериалов. Причем, всегда стараюсь выбрать самый дорогой и качественный: надежность и долговечность лакового покрытия для меня превыше всего.

Строительный акриловый лак может быть матовым, полуматовым, полуглянцевым, глянцевым и даже суперглянцевым. Так что всегда есть, из чего выбрать!

И этой огромной литровой банки Вы не увидите на снимках из моих мастер-классов. Обычно на фото фигурирует небольшая 100-миллилитровая баночка лака фирмы «Сонет». Но ее исконное содержимое уже давным-давно использовано, и в красивую маленькую баночку налит очень качественный, но все же строительный, акриловый лак. Я не большой профессионал в области декупажа, поэтому разницы между художественным и строительным акриловыми лаками не ощущаю.

Специальные лаки и средства для создания кракелюров – это отдельная большая тема, и требует отдельного длинного рассказа. Поэтому о них мы поговорим в следующий раз.

Думаю, на сегодня достаточно полезной информации для размышлений. В ближайшее время постараюсь рассказать еще и о том, какие салфетки я использую для декупажа. Так что подписывайтесь на новостную рассылку, чтобы не пропустить выход новой статьи.

Творите вместе с HobbyMama!

Различные виды рукоделия в наши дни стремительно набирают популярность. И если раньше поголовному большинству было знакомо лишь оригами, то теперь, гордо задрав носы, по планете шествуют всевозможные техники - и квиллинг, и скрапбукинг, и декупаж. Именно о последнем и пойдет ниже речь. Вернее, не столько о нем самом, сколько о необходимых для него материалах, в частности лаках. Какой лак для декупажа выбрать и какие они вообще бывают - подскажем далее.

Что такое декупаж

Наверняка иностранное слово «декупаж» у многих вызывает закономерный вопрос: что это за зверь такой? Поэтому, прежде чем говорить о лаках для этого вида искусства, стоит хотя бы вкратце рассказать о нем самом.

Декупажем называют такой вид декорирования поверхности, когда на нужное место/вещь приклеивается изображение и сверху закрепляется специальным лаком. Таким образом можно своими руками творить невероятную красоту - причем в единичном, штучном экземпляре. А научиться украшать изделия с помощью декупажа под силу любому - и мужчине, и женщине, и ребенку, и старику: было бы желание, а сложного в данной технике нет совершенно ничего.

Не нужно думать, что поверхность для декорирования должна быть какая-то особенная. Вовсе нет! Декупаж прекрасно подходит, а главное, шикарно смотрится на чем угодно - будь то дерево, стекло, пластмасса, металл, ткань, кожа или картон. Выбор огромен, ограничений нет никаких! Тарелки и шкатулки, зеркала и комоды, блокноты и альбомы, обложки и фляжки, чайники и бутылки, доски и подносы, фоторамки и вазы - список вещей, подходящих для декупажа, можно продолжать до бесконечности. Начав с чего-то одного, впоследствии очень трудно остановиться - настолько интересным и захватывающим оказывается такое занятие.

История возникновения техники

Несмотря на то что декупаж весьма популярен в современности, начало свое он берет еще со времен «царя Гороха», то есть с очень давних пор. А если конкретно - то с двенадцатого века. Рождением своим данная техника обязана смекалистым и рукодельным китайцам, фантазия которых воистину не знает границ. Китайские крестьяне в те стародавние времена начали украшать свои жилища с помощью разного рода аппликаций. В их стране подобный вид декоративно-прикладного искусства достаточно быстро вошел в моду и вскоре просочился за территорию Китая. Гуляя по миру, техника аппликаций добралась до Европы, где в семнадцатом веке достигла, пожалуй, наивысшей точки своей популярности.

Семнадцатое столетие было временем моды на Восток, соответственно, украшения и узоры в японском и китайском стиле ценились весьма высоко. С помощью китайских аппликаций европейские мастера украшали мебель, стоимость которой взлетала практически до небес. Такой предмет интерьера считался роскошью, и позволить его себе приобрести мог далеко не каждый. А хотелось-то иметь в своем доме подобную вещицу, конечно, всем! Вот тогда чью-то светлую голову и осенила простая мысль, как и красоту соблюсти, и деньги сэкономить: восточные узоры или фрагменты картин аккуратно вырезались со своих «насиженных» мест и наклеивались на мебель. Сверху наносился толстый слой лака, чтобы даже самый придирчивый глаз не отличил фальсификацию. Техника аппликаций, как ее называли в Китае, была переименована в лаковую технику и стала очень популярной.

Постепенно украшать вырезанными рисунками и картинками начали не только мебель, но и стены - стартовало это дело в Лондоне, где получило название print rooms («принт-рум»). Настоящего расцвета принт-рум достиг к восемнадцатому веку, когда у отдельных личностей имелись в домах даже целые комнаты, от и до украшенные именно подобным образом. Именно в это время впервые стали выпускать специальную бумагу с картинками для вырезания. На картинках этих красовались, как правило, всевозможные ангелы и купидоны.

Только в двадцатом столетии эта техника получила свое нынешнее название. Как можно догадаться по произношению, обязана она им французскому языку, в котором есть глагол découpage, что в переводе на русский значит «вырезать». Кроме того, именно минувший век подарил технике новые возможности творчества - с помощью салфеток, которые стали использовать в декорировании вместо прежней бумаги.

Материалы для декупажа

Первое, что требуется для декупажа, - сам предмет, который, собственно, и будет декорироваться. Непременно пригодятся и картинки или салфетки, с чьей помощью нужная вещь обретет вторую жизнь. Нужно заранее позаботиться о клее - это может быть либо обыкновенный строительный клей, либо специализированный для декупажа. Нужны и кисточки, и губки. И, разумеется, лаки. А вот о том, для чего они нужны и какие вообще для декупажа бывают, речь пойдет далее.

Зачем нужен лак

Необходимость кистей и клея понятна, но для чего в декорировании поверхности требуется лак? Он выполняет несколько функций. Самая главная - защитная, для обеспечения которой требуются так называемые финишные лаки. Они наносятся на уже полностью завершенное изделие для предохранения его от различного внешнего воздействия.

Применяют также клей-лак для декупажа, чтобы скрепить каждый законченный слой работы - при условии, что этих слоев несколько и предполагается использование тонких декоративных эффектов. Лак нужен и для защиты мотива перед прокрашиванием фона, и для его маскировки, и для создания каких-либо декоративных элементов (как правило, объемных), и в качестве грунтовки… В общем, функций у лака для декупажа масса - следовательно, без него ну никак не обойтись!

Какие бывают лаки

Какой лак используют для декупажа? Ведь их наверняка очень много. Действительно, таких составов много и все они разные. Самое главное, что необходимо запомнить начинающему мастеру по декупажу, так это то, что все лаки в великом своем многообразии, по сути, подразделяются на две категории - это декоративные, то есть те, которые применяются для декора в процессе создания изделия, и так называемые финишные, которые используются на финише (оттого и наименование такое): их целью является защита готовой вещи от воздействия внешних факторов.

Теперь коротко перечислим лаки, используемые в декупаже, а далее остановимся на каждой разновидности чуть более подробно. Итак, в перечень входят акриловые и акрилатные, алкидные, битумный, кракелюрный, полиуретановый, фацетный, стекловидный, шеллачный, нитролак, цапон, масляный, даммарный, нитроалкидный и порцелановый лаки.

Декоративные лаки

К категории декоративных из всех вышеперечисленных относятся битумный, масляные, фацетный и кракелюрный лаки для декупажа. Кроме того, частично декоративным можно считать любой акриловый и алкидный состав (далее к этому вопросу обратимся вновь).

Битумный лак

При работе с подобным лаком важно помнить, что он быстро высыхает, поэтому действовать надо без промедлений. Битумный лак применяют для создания эффекта старины, антикварности: благодаря темной пленке, которая образуется при его высыхании, создается впечатление, что перед вами ретропредмет. Минус подобного состава в его резком специфическом запахе и нестойкости - впрочем, последнее свойственно всем декоративным средствам, именно потому они и нуждаются в покрытии финишным средством.

Кракелюрный лак

Так же как и битумный, этот лак для декупажа нужен для создания эффекта старины. Кроме того, с его помощью создают специальные трещины на поверхности (кстати, битумный состав прекрасно их заделывает).

Кракелюрный лак встречается двух видов - одно- и двухкомпонентный. Первый всегда на водной основе, без запаха, разрешен к использованию даже аллергикам. Второй нужен на последнем этапе декорирования, чтобы создать эффект трещин на самом верхнем слое, уже поверх декупажа.

Фацетный лак

Разновидность кракелюрного. У таких лаков для декупажа основа водная, они являются саморастрескивающимися - высохнув (на это необходимо около суток), дают трещины на поверхности изделия. Наносить его лучше всего не кисточкой, а губкой, поскольку в изначальном виде средство представляет собой пасту.

Масляные лаки

Еще один вид декоративных лаков - масляные. Они состоят из растительных масел, органических растворителей и смол. В зависимости от того, сколько в этих средствах содержится масел, они бывают средние, жирные и тощие. Наибольшую защиту изделию дают жирные лаки, но все равно не стоит полагаться на них и использовать в качестве финишных.

Сохнут масляные лаки довольно долго - от нескольких часов до нескольких суток. Придают изделию яркий блеск.

Финишные лаки

Финишный лак для декупажа, как уже говорилось, необходим для завершающего штриха, для закрепления всей работы. Эти составы отличаются своей повышенной стойкостью. Как правило, они бесцветны, но обладают довольно специфическим запахом. Финишных лаков очень много. Попробуем обозначить хотя бы некоторые из них.

Акриловые

Особенность акрилового лака для декупажа заключается в том, что использован он может быть не только в качестве финишного, но и как декоративный - в виде грунтовки. Эти средства особенно популярны именно за счет того, что подходят практически для любой цели в данной технике. Они достаточно быстро сохнут, нетоксичны, не горючи, не пахнут, со временем не желтеют, воду не пропускают. Акриловый лак для декупажа чаще всего производится на водной основе, но встречаются составы и на основе синтетических смол. Они очень прочны и эластичны. Если такой лак загустел, его легко можно развести водой, ею же очень просто вымыть инструменты после работы - средство легко смоется с них.

Кроме акриловых, есть еще и акрилатные лаки. Разница между ними несущественна - она состоит лишь в том, что в последних присутствуют дополнительные добавки, благодаря которым лаки становятся еще более эластичными.

Конечно, акриловые и акрилатные составы неидеальны, у них тоже есть свой недостаток - зависимость от влажности. Для того чтобы изделие хорошо просохло и лак лег качественно, влажность воздуха в помещении, где идет или шла работа, должна поддерживаться не ниже уровня пятидесяти процентов.

Алкидные лаки

Пожалуй, вторые по популярности лаки для декупажа. Они очень плотные, устойчивые и по этой причине очень востребованы для покрытия таких изделий, которые постоянно будут подвергаться внешним воздействиям - например, брелоков. Основа данных лаков - алкидная смола и органичные растворители. Они не реагируют ни на жару, ни на холод, является универсальным - их тоже можно использовать для декора, равнодушны к солнечным лучам. Работая с алкидным лаком, важно не вдыхать его испарения, поскольку они токсичны, и не допускать попадания на покрытие влаги. Сушить феном тоже не стоит - он пойдет трещинами или может даже дать желтизну.

Минусами подобных средств являются: во-первых, длительность высыхания - минимум два часа, максимум - несколько суток, а во-вторых, трудоемкость отмывания инструментов после использования. Вода здесь не помощник, поэтому, выбрав для работы алкидный лак, необходимо заранее позаботиться и о специальных растворителях для инструментов.

Даммарный лак

В отличие от вышеуказанных составов, этот в декупаже не очень распространен. Рекомендовано использовать его только в том случае, если предварительно шла работа с масляными красками - например, чтобы покрыть картины.

Основа этого лака - даммарова смола, со временем он становится желтого цвета, с самого начала придает изделию блеск янтарного оттенка.

Нитролаки

Как и даммарный, нитролак используется в декупаже редко. У него, пожалуй, больше минусов, чем плюсов: токсичность, слабая устойчивость к свету и времени (быстро изнашивается, отслаивается), сильный неприятный запах. Его выбирают для использования те, у кого «горят» сроки - достоинство нитролака в том, что сохнет он максимум за полчаса. Кроме того, он достаточно дешевый, что тоже прельщает многих. Однако выбрав нитролак для работы, нужно позаботиться о хорошо проветриваемом помещении, иначе велик шанс отравиться его парами.

Полиуретановые лаки

Какой лак для декупажа самый дорогой? Пожалуй, полиуретановый - его высокая стоимость часто отпугивает потенциальных покупателей. А зря - это единственный минус данного лака при большом количестве плюсов.

Полиуретановый лак водостоек, прочен, экологичен, достаточно быстро сохнет, подходит для любой поверхности. Встречается как на водной основе, так и не на водной (лучше приобретать первые). Устойчив ко всевозможным воздействиям как химического, так и механического характера, не изнашивается, не желтеет со временем. Некоторые называют его лучшим лаком для декупажа. Он бывает одно- и двухкомпонентным, а также самогрунтующимся.

Стекловидный

Стекловидный лак для декупажа используется для создания блестящего глянцевого покрытия. Он производится на водной основе, эластичен, устойчив ко внешним воздействиям, быстро сохнет. Особенность его в том, что он является саморастекаемым - то есть «расползается» по всей поверхности при нанесении, ложась при этом одинаково ровным слоем. Прозрачен, как стекло - отсюда и название.

К минусам данного средства можно отнести его довольно высокую стоимость, маленький объем, а также то, что он не любит холода и на морозе может изменить свои свойства.

Цапон

Отличительная черта и основное достоинство этого вида лака - термостойкость. Он легко наносится, стоит недорого, прочен, универсален, можно разбавить ацетоном. Его основа - растворенная нитроцеллюлоза и искусственные смолы. Цапон безвреден для человека, с ним безопасно работать. Из недостатков стоит назвать запах.

Шеллак

Шеллак используется не только как ногтевое покрытие, но и в качестве лака для декупажа. Он состоит из натуральной смолы от насекомых. Бывает янтарного и прозрачного цвета, при высыхании дает глянцевую поверхность.

Быстросохнущий лак с небольшим запахом, который, впрочем, легко выветривается. К минусам относится высокая цена.

Выбор лака

Какой лак для декупажа выбрать? В этом вопросе полагаться необходимо на следующие моменты. Во-первых, учесть, где будет проходить работа - на улице или в помещении (от этого зависит, с запахом лак приобретать или нет), во-вторых, определиться, что необходимо получить в результате - глянец или нет, в-третьих, помнить, для каких целей будет использоваться готовое изделие - то есть насколько сильно оно будет подвергаться каким-либо воздействиям со стороны и, соответственно, насколько прочным должен быть лак для декупажа. Кроме того, важен и сам предмет - из чего он сделан (стекло, дерево и так далее). Ну и, наконец, немаловажным фактором является цена. Совокупность всех вышеперечисленных критериев и поможет определиться, какой лак для декупажа нужен именно вам в каждом конкретном случае.

Мы всегда боимся начинать какое-то новое дело. Страшно: вдруг что-то пойдет не так. Однако глаза боятся, а руки делают - стоит лишь попробовать, и такое поистине захватывающее занятие, как декупаж, уже не сможет оставить никого равнодушным.

Техника декупажа (от фр. слова decoupage обозначает «вырезать») — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название — салфеточная техника.

Украсить можно горшки для цветов, посуду, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель и т. д. Даже одежда и обувь могут быть украшены. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон — любые поверхности поддаются переменам. Однако надо учитывать, что поверхности должны быть однотонными и не слишком темными, чтобы просвечивающий рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Инструменты и материалы: трехслойные салфетки для декупажа (классический вариант, можно использовать и другие рисунки), плоская полужесткую кисть шириной 1—2 см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток. Затем аппликацию можно дополнительно обрабатывать красками с различными эффектами, после чего поверхность покрывают защитным лаком, но если не предполагается создание специальных эффектов, то можно воспользоваться клеящими свойствами самого лака или особой бесцветной краски. Рукодельницы же клеят: на неразбавленный ПВА, на разбавленный ПВА, на яичный белок, на клеящий карандаш и т.п. Это определяется опытом и склонностью к эксперименту.

Между специальным клеем и обычным нет разницы, если только узор не приклеивается на стекло или ткань.

Существует специальный состав для приклеивания салфеток путем проглаживания. Необходимо нанести состав на декорируемую поверхность (плоскую, поскольку предполагается приглаживать к ней салфетку утюгом; идеально использовать на бумаге, дереве и подобных поверхностях), оставить на некоторое время, чтобы состав чуть-чуть подсох, затем приложить салфетку и лист бумаги, через который прогладить еще влажную поверхность не слишком горячим утюгом так, чтобы не оставалось никаких складочек и аппликация хорошо закрепилась.

Также можно купить бесцветную акриловую краску Patio Paint на водной основе. Она может заменить клей для салфеток, и тогда работа не будет бояться влаги, солнечного света и прочих капризов природы, даже если ее не покрывать лаком.

Можно сначала нанести клей на подготовленную поверхность, сверху осторожно накладывать салфетку, аккуратно ее разглаживая кисточкой или пальчиками. Можно, наоборот, на сухую поверхность наложить салфетку, и уже на нее мазать осторожно клей. Следует учитывать, что слой с рисунком очень тонкий, он быстро намокает от клея и может порваться.

Если клеить на яичный белок, то изображения не расплываются, он подходит для больших поверхностей," получается мало складок и гораздо дешевле, чем по сравнению со специальным клеем. Можно клеить лаком для ногтей или на лак, которым покрывается поверхность. Покрывать изделие можно прозрачным, матовым или блестящим лаком кисточкой из банки или из баллончика. Если узор клеится на пластмассовую поверхность, то сначала лучше покрыть слоем ПВА и дать высохнуть полностью и только потом клеить на белок или клей.

Можно использовать для декупажа специальные лаки: глянцевый, матовый, лак с тройным блеском, с алмазным блеском, на основе акрила, в зависимости от эффекта, которого хочется добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.

Если покрыть вещь несколькими слоями лака с алмазным блеском, создается впечатление, что она сделана из фарфора.

Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п. (если требуется).

Не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность предмета, выбранного для декупажа, лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

Грунтовку лучше делать светлую, потому что при накладывании на темный фон рисунок получится бледным или темный фон проступит через тонкий слой салфетки, и работа будет выглядеть некрасиво. Кроме того, если салфетка клеится на поверхность не белого цвета, то фон салфетки (ее цвет) теряется, не будет таким отчетливым и ярким.

Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется в процессе работы. Вырезают его аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезают только крупные элементы, а мелкие подрисовывают тонкой кисточкой. При желании узор с салфетки можно наклеивать и целиком, но следует учитывать, что большой узор трудно аккуратно разгладить, и могут остаться морщинки или он может порваться. Складок обычно удается избежать, если работать плоской синтетической кистью и быстро.

Мотив из салфетки прикладывают на оформляемую поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.

Далее выкладывают отдельные элементы композиции на поднос, прикидывая положение разных персонажей и предметов. Если в процессе промазывания какой-то элемент пострадал или оторвался, то, воспользовавшись макетным или цанговым ножом, можно аккуратно отделить пострадавший элемент и вырезать его заново из другой салфетки.

После этого при необходимости дорисовывают красками мелкие элементы.

Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть его несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.

Если у трехслойной салфетки отделить от цветного слоя лишь один белый слой, а наклеивать на поверхность сразу два оставшихся слоя (с рисунком и монотонный), то слишком толсто не будет, а рисунок будет ярче. Так можно клеить узор на прозрачные банки.

После нанесения лака рисунок становится ярче. Сколько слоев лака наносить, лучше решать в процессе. Зависит от того, как ляжет первый слой. На некоторых поверхностях лак впитывается, и нужно несколько слоев. На других хватает и одного слоя.

После нанесения лака салфетка может местами вздуться, появятся морщинки, которых не было. После высыхания лака их можно разгладить пальцами, будет незаметно. Главное дождаться высыхания.

Кисти после акрилового лака (на водной основе) рекомендуется мыть скипидаром, но он отлично смывается простой водой.

Если узор клеится разбавленным ПВА, лучше наливать его побольше. Пусть мотив (или целая салфетка) практически плавают, тогда мокрыми пальцами очень легко разглаживаются все складки. И всегда под рукой пусть будут простые салфетки, которыми можно промокнуть излишний клей. Однако при этом салфетка размокает, и требуется очень много сноровки, чтобы аккуратно расправить салфетку и она не порвалась.

Еще вариант: ровную поверхность покрыть слоем клея; когда клей высохнет, приложить сверху салфетку и через бумагу для выпечки прогладить утюгом. И сверху покрыть еще слоем клея.

Если делается декупаж на деревянную поверхность, которая ничем не покрыта, просто чистое дерево, ПВА можно заменить акриловым или специальным лаком для дерева. Если лак густой, его разводят водой (эти лаки в большинстве водорастворимы, а после высыхания становятся водостойкими). Потом декупаж покрывают лаком — матовым или глянцевым, но лучше делать это на следующий день после высыхания картинки, чтобы при лакировании картинка не пошла складками.

Можно клеить вообще без кисточки — пальцами. Тогда после работы и тщательного смывания клея руки мажут жирным детским кремом для профилактики сухости кожи.

При работе пальцами намазывают поверхность разбавленным ПВА. Если фрагмент небольшой, то кладут его сразу весь. А потом пальцем наносят ПВА сверху на салфетку, капельками. Для этого нужно развести клей до такой консистенции, чтобы он был не густой, но и не срывалась с пальца капля. И разравнивают подушечками пальцев. Разглаживают, как бы выгоняя клей к краям.

Если салфетка клеится целиком, то прикладывают один край, потом постепенно кладут салфетку одной рукой, а второй щедро капают сверху ПВА. Вытягивают ее, укладывают и ровняют пальцами. Потом обычными салфетками убирают излишки клея.

Если при наклеивании больших фрагментов все-таки образовались складочки, их можно зашкурить маленькой шкуркой после полного высыхания, аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Потом наносят несколько слоев лака, и каждому слою давать высохнуть.

Чтобы большие фрагменты или целые салфетки приклеивались легче, нужно сначала слегка побрызгать на вырезанный фрагмент или салфетку немного воды и немного подсушить, а потом приклеивать. Можно для этого использовать распылитель для воды.

Вариант: нанести на поверхность тонким слоем клей, причем не на всю поверхность вообще, а на ту часть, куда приклеивается фрагмент в данный момент, аккуратно (не прижимая) наложить салфетку сверху и осторожно от центра ее прижимать, разглаживать к краям. Когда салфеточка наложена и ровно держится, быстро, но аккуратно, чтоб не порвать, наносить на нее клей. В данном случае лучше, чтобы клей был густой, тогда салфетка не сильно намокнет и, следовательно, меньше растянется. Наносить верхний слой лучше так: если мотив квадратный или прямоугольный — провести кистью полосу по центру, а затем от нее к краям, сначала в одну сторону, потом в другую. Если вырезан фрагмент — начинать с большей его части. Здесь важно клеить быстро, иначе морщинок не избежать.

Также можно, вырезав мотив и отделив лишние слои, нужный слой опрыскать лаком для волос, а потом прогладить утюгом. Тогда мотив не будет расползаться и тянутся.

Не обязательно пользоваться при декупаже салфетками. Можно распечатать на цветном принтере любую понравившуюся картинку, фотографию, мотив на обычной белой или цветной бумаге для копировально- множительной техники, потом вырезать клеить. Отличие в том, что салфетки выглядят так, как будто это рисунок на предмете, а картинки обычной бумаги выглядят как аппликация.

Можно использовать рисунки на кальке, на тонкой упаковочной бумаге или на цветочном фетре. Также можно из тонкой ткани вырезать разные мотивы и наклеивать на предметы, открытки. Декупаж из довольно плотного рисунка, типа открытки, можно сделать, предварительно обработав с обратной стороны (т.е. там, где рисунка нет) шкуркой нулевкой. Открытка становиться тоненькой, как салфеточка, и с ней можно работать. Или можно обратную сторону открытки намочить в блюдце с водой, а потом несколько слоев бумаги обдирается. Остается только верхний слой с рисунком, и он клеится. Рисовая бумага прекрасно, без складок ложится даже на изогнутую поверхность тарелки.

Чтобы самому создать салфетку с понравившимся рисунком, надо белую салфетку приклеить по краям скотчем к листу бумаги А4 и напечатать на цветном струйном или лазерном принтере. Салфетка должна быть хорошо натянута на бумаге, чтобы при печати не получились складки. Если распечатанный рисунок прогладить горячим утюгом или сбрызнуть лаком для волос, то при наклеивании рисунок не «поплывет».

Для работы на стеклянных поверхностях надо брать многослойные и яркие салфетки с отчетливым рисунком. Нежные тона и полутона на стекле будут теряться.

Можно сначала положить картинку на стекло и обвести маркером контур. Потом его и закрасить, вместе с этой обводкой.

Можно сначала стекло на месте декупажа закрасить белой красной (под основу), а можно наклеивать салфетку с прослойкой.

При работе с прозрачными тарелками лучше всего подходит разведенный клей ПВА. Специальный для декупажа по стеклу и фарфору и специальный для разных поверхностей, высыхая, дают блики с лицевой стороны. А на ПВА все разглаживается и он не дает блестящих фрагментов, видных с лицевой стороны. Однако у специальных клеев есть свои достоинства: клей для декупажа по стеклу и фарфору запекается в духовке, и рисунок становится практически вечным. Его хорошо наносить на белую поверхность (фаянс), тогда никаких бликов не будет. Клей для разных поверхностей более прочно приклеивает. Это клей-лак. Если салфетку, приклеенную на ПВА, легко сковырнуть случайно пальцем, то этот клей после высыхания дает прочную поверхность.

При декупаже на ткани технология та же самая, только ткань должна очень хорошо пропитаться клеем, чтобы впоследствии изображение и ткань стали одним целым. При работе под ткань подкладываюг клеенку. После полного высыхания ткань проглаживают утюгом около 3-х минут, без отпаривания (!), с изнанки и лица через тонкую тряпочку. После этого изделие выдержит ручную стирку при 40 градусах, отжимать аккуратно, расправить и высушить. Лучше всего декупаж делать на хлопке и льне.

Если планируется текстиль с нанесенным рисунком стирать и гладить, то лучше использовать специальный текстильный клей для декупажа, а если нет, то подойдет ПВА. Работать надо быстро и аккуратно хорошей плоской кистью. После полного высыхания надо пройтись по приклеенной картинке акриловым лаком, можно даже в один слой. Это защитит картинку от влаги, но такое изображение лучше не стирать, а протирать влажной тряпочкой при загрязнении.

Ткань перед работой лучше постирать и отгладить. Хлопчатобумажная ткань имеет обыкновение «садиться» при наклеивании салфетки даже после стирки, поэтому лучше выкроить с запасом. Чем больше салфетка, тем сложнее ее наклеить, так как салфетка при контакте с клеем начинает деформироваться (может растягиваться или сжиматься). В идеале перед наклейкой целой салфетки лучше сначала пропитать клеем ткань, потом наложить салфетку и аккуратно ее пригладить плоской широкой синтетической полумягкой кистью и пройтись еще клеем. После полного высыхания клея (этот процесс занимает сутки) ткань с приклеенным мотивом гладят сначала с изнанки в температурном режиме, который подходит для выбранной ткани, без отпаривания, несколько минут, тем самым закрепляя клей, что позволит в дальнейшем стирать эту ткань вручную при 40 градусах с мягким средством.

Пластмассу можно грунтовать клеем ПВА. А потом красить и делать декупаж, как обычно.

Особенности работы с пластмассой . Пластик под покраску лучше грунтовать. Можно ПВА, можно специальным праймером. Использование материалов зависит от применения вещи. На декоративный поднос можно наносить акриловую краску и лак без всякого опасения. Если же он предполагается как поднос для еды, то в верхнем покрытии акрила быть не должно. Если акриловую краску, нанесенную на пластик, не покрыть лаком, то она сходит той же пленкой при цеплянии любым острым предметом, от удара и пр. То есть покрывать лаком надо в любом случае. Акриловая краска скрывается под словами водоэмульсионной и аквакраски.

Декупаж на свечи кроме специального состава можно клеить горячей ложкой или клеем ПВА. Берется свечка и вырезанный мотив. Чайная ложка нагревается на плите и аккуратно круговыми движениями впаивается декор.

При нанесении краски можно пользоваться плоской кистью. Ее обмакивают в воду, стряхивают, а потом уже опускают в краску. Так краска ложится ровнее, нет «полосатости». Лак же лучше наносить «пушистой» кисточкой, можно самой обыкновенной, из детского набора. Ее обмакивают в лак (лака побольше) и разгоняют его по поверхности изделия в разные стороны, тогда лак хорошо покрывает и поверхность без рисунка, и с рисунком, следов от кисти не остается. Кисть тоже можно намочить, а можно и не мочить, в зависимости от густоты лака.

Чтобы хорошо нанести краску на стеклянную поверхность, нужно красить тонкими слоями краски несколько раз. Можно использовать кусочек губки — посудной или косметической, зажатый прищепкой, и промакивать поверхность. Чем мелкопористей губка, тем лучше. Можно (если поверхность ровная) прокатать краску валиком. И обязательно предварительно обезжирить поверхность средством для мытья посуды с горячей водой или спиртом.

Для того чтобы создать цветной фон сначала делают белый фон, затем приклеивают салфетку, потом как бы промакивают губкой с цветной краской. Сначала поплотнее, а потом все легче и легче, в конце почти не весомо, чтобы не осталось пузырьков от краски. Можно совсем слегка заходить на границы рисунка для большей естественности.

Если краска густая, то ее можно развести водой, но добавляют буквально по капелькам и тщательно размешивают.

Чтобы сделать на декупаж золотое напыление, нужно купить лак для стекла и в него насыпать золотой или серебряной пыли для дизайна ногтей, самой мелкой. Этим лаком покрыть изделие.

Можно также налить в ненужную посуду немного лака, потом насыпать туда золотой пудры, тщательно перемешать и покрывать кистью.

Чтобы кайму на изделии сделать ровной, нужно приклеить малярный скотч, а вдоль него нанести резиновый клей. Потом удаляют скотч, красят (можно даже залезать на клей кисточкой), а потом аккуратно скатывают пальцами клей. Он к поверхности не липнет, а образует толстую пленку. Все манипуляции надо делать после высыхания краски. Предварительно надо проверить клей где-нибудь на задней стороне — не вступит ли он в реакцию с покрытием дерева. Такое редко, но бывает.

Чтобы контурная линия была аккуратной, не получалось жирных точек в начале линии, надо подставить кусочек бумажки к началу, где должна начинаться линия, первая капля падает на нее, а потом уже идет ровная линия.

Припорох . Это техника перевода картинок с одного места на место нужное. Рисуется на бумаге картинка и толстой иглой прокалывается по контуру и по контуру всех фрагментов, находящихся внутри крыльев. Лист с нарисованным и проколотым эскизом кладется на нужную поверхность. Затем ведется кисточка с краской (можно использовать тени для век) по дырочкам. Можно использовать уголь или мягкий карандаш. Получается готовый оттиск. Можно раскрашивать.

Как старить бумагу (салфетки). Можно вымачивать ее в чае и отваре луковой шелухи. Можно бумагу помять и затонировать чем угодно, например акварелью, краска в жатые морщины зальется больше. Если декупаж делается на дереве, то его можно покрыть водорастворимой морилкой, тогда и салфетка «состарится» при наклеивании.

mob_info