Куда вознесся Христос, и как Его искать. Слово на Вознесение Господне. Вознесение господне Почему вознесся христос

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 1-12.

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян. 1, 1– 12)

Дорогие братья и сестры, мы снова прочитали самое начало книги Деяний святых апостолов. Сегодня мы читали с 1-го по 12-й стих 1-й главы, а на праздник Святой Пасхи читали стихи 1–8. Мы читаем этот отрывок сегодня потому, что наступил большой праздник: на 40-й день после Пасхи празднуется Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. С этим прекрасным светлым праздником, дорогие братья и сестры, всех вас и поздравляю!

Как вы понимаете, сегодняшний отрывок читается именно потому, что в нем повествуется о событии Вознесения. Первые восемь стихов мы с вами уже обсуждали, в них как раз описывается то, что происходило в период от воскресения до вознесения Христа. Надо сказать, что вообще Евангелия немного говорят нам о том, что происходило с Иисусом и Его учениками после Его воскресения. Евангелие от Матфея говорит об этом совсем мало, от Марка – тоже немного, от Луки – побольше и от Иоанна – еще побольше. Но подробного описания нет, в Евангелиях даже не говорится, сколько именно времени Иисус пребывал с учениками до Своего вознесения. Скажем, в Евангелиях от Марка и от Луки Вознесение описывается, но не сказано, через какой срок после Воскресения это произошло. Период в сорок дней указан как раз в книге Деяний, в 3-м стихе 1-й главы: которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Сорок дней Иисус был с учениками, при том что Он уже был Иисусом Воскресшим, Господом, воскресшим в новом теле. Как мы говорим, воскресение предполагает, что человек не возвращается в старое физическое тело, а обретает новое духовное и потом в этом духовном теле наследует Царство Божие, потому что, как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, «плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Не может физическое тело войти в обители Небесного Царства Божия (не в смысле физического неба, а именно духовного). Поэтому и наше воскресение, как и Воскресение Христово, будет в новом духовном теле.

Пребывая с учениками в этом состоянии, Господь их учит не отлучаться от Иерусалима, то есть это уже посыл к празднику Троицы, Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов. Иисус называет здесь это крещением Духом Святым, Который сойдет и укрепит, напомнит все, что говорил Иисус. Об этом Он и говорит в своей прощальной беседе. Надо сказать, что Иоанново крещение кто-то из апостолов принял, но в Евангелиях мы не видим, чтобы они принимали крещение во имя Иисуса Христа. Поэтому они крещены Духом Святым через схождение огненных языков, событие, вспоминаемое нами в праздник Пятидесятницы. В любом случае, это Один и Тот же Дух: Тот, Который человеку дается во время Таинства крещения во имя Христово, и Тот, Который в случае с апостолами сошел особым образом.

Дальше звучит вопрос от учеников: «Когда Ты восстановишь Царство Израиля?». То есть они еще не понимают, что крещение Духом Святым будет обновлением их внутреннего существа и неким внутренним стимулом, толчком, чтобы идти на проповедь и распространять Царство Божие, которое есть внутри человека. До того, как быть крещенными Духом Святым, апостолы все еще воспринимают Царство Божие как некую внешнюю реалию: как некое торжество Израиля, как государство. Но здесь Иисус еще не объясняет, что они неправильно мыслят, Он просто говорит: «Не вам дано знать времена и сроки, которые Отец определит. Главное, ждите Духа; Дух сойдет на вас – и вы будете свидетелями Мне в Иерусалиме, Самарии и даже до края земли ». Книга Деяний как раз и описывает, как это все происходило; и мы с вами уже достаточно далеко продвинулись по ней.

С 9-го стиха начинается та часть отрывка, которая не читалась на праздник Святой Пасхи. Собственно, эти стихи являются достоянием именно сегодняшнего апостольского чтения. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Облако – общебиблейский символ присутствия Божия. Христос, находясь после воскресения в новом духовном теле, поднимается с земли и там в присутствии Божьем скрывается в облаке, оставляя Своих учеников. Ученики, конечно, с печалью смотрят на то, как Господь отходит от них.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Здесь дается некое обетование того, как будет выглядеть Второе Пришествие Христово. Все христианское богословие учит о том, что если Первое Пришествие Христово было в смиренном виде человеческого ребенка (Христос родился так же, как мы, к тому же в не очень комфортных условиях, прожил эту жизнь, претерпел все ее невзгоды и в конце концов мучения, смерть, погребение), то Второе Его пришествие обычно называется Славным и Страшным. Господь придет в Своей славе, как и вознесся во славе; в тропаре этого праздника поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш». Христиане ждут этого момента, мы помним это даже из наших комментариев к книге Апокалипсис, из того, что писал в своих посланиях апостол Павел. Этот час не является нежелательным для христианина, наоборот, христиане стремятся к нему, ведь тогда наступит исполнение Царства Божия – полная реализация замысла Божия о мире. Мир ветхий разрушится и будет «новое небо и новая земля», какие видел Иоанн Богослов. Правда, об этом написано во второй части книги Апокалипсис, а мы с вами успели прочитать только половину, но тот, кто читал книгу полностью, конечно, помнит эти слова. Так что для христиан это событие радостное.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Сегодня, 5 июня 2008 года мы празднуем большое событие – Вознесение Господа Иисуса на небо, которое подробно описано в первой главе книги Деяния Апостолов, находящейся в Новом Завете. В этой статье я хочу дать ответ на несколько вопросов, которые предполагаю, задавать каждому человеку, когда слышит об этом празднике и который желает найти ответ из Священного Писания.

Когда вознесся Господь Иисус на небо?

Книга Деяния Апостолов начинается с этого события и сообщает нам о времени, когда это происходило. Евангелист Лука пишет:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. (Деяния Апостолов 1:1-3)

Вознесение Иисуса Христа на небо произошло через сорок дней, после Его распятия. Поэтому и мы, все христиане, от Пасхи до Вознесения приветствуемся «Христос Воскрес!», а с сегодняшнего дня мы будем приветствовать друг друга: «Христос вознесся!». Через десять дней мы будем праздновать Троицу, или Сошествие Духа Святого на землю.

Как произошло вознесение Иисуса Христа на небо?

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деяния Апостолов 1:4-11)

Кто был свидетелем вознесения Иисуса Христа на небо?

Чтобы поверили в любое событие, должны быть свидетели, видевшие его. Тем более, если происходит что-то сверхъестественное, каким было вознесение Иисуса Христа на небо. Слово Божье называет по именам свидетелей этого события и говорит:

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деяния Апостолов 1:12-14)

Почему Иисусу Христос вознесся на небо?

Отрывок из книги Деяния Апостолов не говорит нам об этом, но Иисус Христос когда еще был на земле сказал о Своем уходе к Отцу и почему Он это делает. Когда Он готовил учеников к Своему приближающемуся распятию, Господь Иисус сказал:

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Евангелие от Иоанна 14:1-3)

Другая причина, о которой сказал Иисус Христос – это та, что Он уходит к Отцу, чтобы послать Святого Духа ученикам, и сказал так:

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. (Евангелие от Иоанна 16:7)

Дух Святой назван Господом Иисусом Утешителем, потому что это должно было быть, и это длявсех имеющих Его большое утешение во всех обстоятельствах жизни.

Какая мне польза от вознесения Иисуса Христа?

Как и сказал Иисус Христос, Он пошел приготовить место не небесах. Хочешь ли ты быть там, чтобы провести вечность с Иисусом Христом в Божьем раю? Знаешь ли ты как попасть в Божье Царство?

Когда Иисус Христос говорил ученикам о Своем уходе к Отцу, Апостол Фома сказал:

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Евангелие от Иоанна 14:5-6)

Прими Господа Иисуса в свое сердце, чтобы иметь Его наследство.

Перевод: Моисей Наталья

Что такое Вознесение? Чем так важен этот праздник и о чем мы не должны забывать в этот день?
На эти и многие другие вопросы в своем видеоблоге ответил настоятель строящегося храма св. блгв. князя Александра Невского и член Попечительского совета журнала "Фома" протоиерей Игорь Фомин к празднику Вознесения в 2012 году.


Праздник Вознесения совершился на сороковой день после Пасхи, и, когда уже земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа закончилась, Он явился своим апостолам. Сорок дней, как говорит Священное Писание в Книге Деяний, Он с ними пребывал, наставлял. Здесь им открылись те истины, о которых Он уже им, правда, говорил во время своей земной жизни, но они увидели все теперь немножко в другом свете, и эти сорок дней, проведя с апостолами, он их привел на Елеонскую гору, и многие, конечно, усомнились. Как пишет Священное Писание от Матфея, кто-то ушел, но многие остались. И Господь, поднимая свои руки, возносится на небо. То есть скрывается от их взора. Казалось бы, такая красивая история, прямо, хочется сказать, полусказочная, наверно, но на самом деле она имеет очень большое для нас значение – для христиан, для людей, которые верят в будущую жизнь, верят во Христа, исповедуя Его своим Спасителем, и внимательно читают Священное Писание.

В первую очередь надо сказать о небе. Дело в том, что небо в Священном Писании разделяется на три составляющих: первое - небо как атмосферное явление, где у нас атмосфера - то, что окружает земной шар; небо - как космос, где мы видим все звезды, светила и тому подобное; и небо - как жилище Бога или вместилище всего невидимого мира. Это небо, оно, в общем-то, среди нас – оно полностью нас окружает. И для нас Вознесение Господне в теле – очень важно. Здесь мы говорим уже о третьем небе, третьей составляющей, третьем определении неба – неба как вместилище Бога, всех умерших, всех невидимых ангелов. То есть, оказывается, и мы с Вами когда-то воскреснем в новых телесах. Какие это новые телеса? Именно те телеса, как и Господа нашего Иисуса Христа, когда он вознесся на небо. Он прожил здесь, на Земле, свою жизнь в теле, точное такое же тело, как и наше – подвержено всяким атмосферным осадкам, явлениям, температурным перепадам и каким-то желаниям. Мы знаем, что Господь и алкал, и страдал, и тому подобное. И на кресте претерпевал муки именно не образно, не видимо, как еретики некоторые говорят, а как человек. В общем-то, это было ужасно, когда в тебя вбивают гвозди, это было ужасно, когда тебя протыкают копьем. И вот именно с этим телом, радующимся, Господь возносится на небо, становится невидимым. Для нас это образ того, что и мы тоже, преодолевая новые естества, преодолевая вот эту жизнь, будем жить в том же теле, какое оно есть и сейчас, но обновленные, в новых телесах воскреснем.

Праздник Вознесения лишний раз нам должен показать, что все, что здесь происходит на Земле, имеет очень серьезный отпечаток в будущем, будет иметь очень серьезный отпечаток в будущем. Это, как мы уже сказали, и даже то, что мы с телом воскреснем. Причем христианство – это, наверно, единственная религия, которая говорит, что тело тоже будет участвовать в прославлении Господа, будет точно также участвовать и в раю, но и, не приведи Господь, если кто-либо попадет из нас в место мучений, в места адские.

Так что праздник Вознесения – это как бы логическое завершение всего того, о чем говорил Спаситель своим ученикам, ну, и, естественно, нам с Вами.

Праздник Вознесения – вот еще о чем мы забыли сказать – перед тем как Господь вознесся на небо в телесном виде, он дал обетования своим ученикам, что если Вы увидите Вознесение мое, то пошлю Духа своего Святого, который будет пребывать здесь среди учеников и апостолов. И так оно свершилось, и свершится на Пятидесятницу, когда Дух Святой сходит на апостолов. Они получают новые дары, говорят на разных языках, начинают творить чудеса и именно присутствие в Церкви Духа святого оно и наполняет Церковь, оно и оживотворяет Церковь, оно и дарует Церкви возможность развиваться и быть тем радостным организмом, который приходит ко Господу и приводит людей ко Господу.

Пасха – она заканчивается прямо перед Вознесением. В четверг у нас Вознесение, всегда в четверг Вознесение, в этом году 24 числа. Накануне, 23, праздник Отдания праздника Пасхи. Служится пасхальным чином литургия и песнопения пасхальные поются последний раз в этом году. Теперь мы уже услышим их только в следующем году. И вот приветствие «Христос Воскресе!» тоже последний раз говорится. Хотя в традиции Серафимо-Дивеевского монастыря говорить круглый год. Но автоматически на праздник Вознесения тоже хочется сказать Христос Воскресе. И я помню, как в семинарии, мы говорили «Христос вознесся!» и отвечали «Воистину вознесся!».

Если обратиться с таким пасхальным приветствием, конечно, это будет ошибка, но она не смертельная, она не каноническая, она не догматическая, и если твое сердце горит любовью и радостью, всегда можно поприветствовать. Тем более даже в воскресный день, потому что каждое воскресенье круглый год – это малая Пасха.

Сердечно поздравляю всех наших читателей и зрителей замечательного сайта журнала «Фома». И хотел бы пожелать, чтобы праздник Вознесения он был, как и для апостолов, так и для нас, мы должны с Вами увидеть это Вознесение Господа и распясться вместе со Христом, свои грехи распять со страстьми и похотьми, и тогда Вознесение Господне дарует нам Духа святого, чтобы и он наполнял наши сердца и жизнь.

Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение это имеет к нам?

Где сейчас Иисус?

То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят.

Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко ) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1).

Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры , встречаются в Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2 :7–11).

Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3 :16).

Самый первый новозаветный автор, апостол Павел, не пишет прямо о Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира Божьего. Например, в самом раннем своем послании Павел говорит, что фессалоникийцы ожидают с Небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых, Иисуса… (1 Фес 1 :10; ср. 4 :16).

И в евангельской традиции (у евангелистов Марка, Матфея и Луки) мы встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа (Мф 16 :27; 24 :30; 26 :64; Мк 8 :38; 13 :26; Лк 21 :27; 22 :69). Но предполагать возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел.

Итак, можно с уверенностью сказать, что Новый Завет утверждает, что Воскресший пребывает теперь с Отцом Небесным, в мире ином, или, если пользоваться языком древних метафор, Сын ныне пребывает на Небесах.

Куда переместился Воскресший?

Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть какому-то физическому перемещению на Небо.

Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа. Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его эквивалент (Рим 10 :6–8; Еф 4 :7–11), в других специальные термины пропущены (Евр 4 :14; 6 :19–20; 1 Пет 3 :22).

Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » (греч. poreuomai), «уход» (греч. hypago), или «возвышение» (греч. hypsoo).

Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки

Апостол Лука. Миниатюра из «Остромирова Евангелия»

Только Евангелист Лука не избегает использовать прямые образы полета, восхождения. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.

Вот эти тексты:

…И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24 :49–52).

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении (Деян 1:4–14).

Эти тексты внимательно исследованы библеистами, и на сегодняшний день консенсус в общем достигнут по следующим пунктам:

1. Несмотря на кажущееся различие, эти два рассказа сообщают об одном и том же событии, просто перед нами более короткая и более длинная версии. В обоих отрывках упоминаются одиннадцать апостолов, проповедь всему миру, необходимость оставаться в Иерусалиме до схождения Святого Духа, роль апостолов как свидетелей Вознесения и факт возвращения одиннадцати в Иерусалим. То есть схема рассказов одна и та же.

2. Несомненно, что, когда Лука составлял свой рассказ о Вознесении Христа, он использовал иудейские и греко-римские образы, описывающие восхождение на небеса древних героев.

Вот, например, что мы читаем у Тита Ливия в тексте, написанном незадолго до Рождества Христова : «По свер­ше­нии бес­смерт­ных этих трудов, когда Ромул, созвав сход­ку на поле у Козье­го болота, про­из­во­дил смотр вой­ску, вне­зап­но с гро­мом и гро­хотом под­ня­лась буря, кото­рая оку­та­ла царя густым обла­ком, скрыв его от глаз сход­ки, и с той поры не было Рому­ла на зем­ле. Когда же непро­гляд­ная мгла вновь сме­ни­лась мир­ным сия­ни­ем дня и общий ужас нако­нец улег­ся, все рим­ляне увиде­ли цар­ское крес­ло пустым; хотя они и пове­ри­ли отцам, бли­жай­шим оче­вид­цам, что царь был уне­сен вих­рем, все же, буд­то пора­жен­ные стра­хом сирот­ства, хра­ни­ли скорб­ное мол­ча­ние. Потом спер­ва немно­гие, а за ними все разом воз­гла­ша­ют хва­лу Рому­лу, богу, богом рож­ден­но­му, царю и отцу горо­да Рима, молят его о мире, о том, чтобы, бла­гой и мило­сти­вый, все­гда хра­нил он свое потом­ст­во» (История Рима. 1.16).

Много параллелей с рассказом Луки мы находим в иудейских историях того времени о вознесении Еноха, Илии, Ездры, Варуха и Моисея. Там есть весь тот набор, что и у Луки: гора, облако, поклонение присутствующих и проч. Было обращено внимание, что в рассказе Луки о Вознесении Иисуса есть много терминов, использующихся в 4 Цар 2 :9–13, в описании взятия на небо Илии (в варианте Септуагинты — перевода ветхозаветных книг на древнегреческий, выполненного в Александрии в III-I веках до Р. Х.).

Тем не менее, несмотря на использование Лукой языка и образов, известных античному читателю по другим памятникам, учеными не обнаружено прямых заимствований из этих источников. Лука не пересказывает чужие повествования, просто заменив действующих лиц на Иисуса и апостолов, а говорит о некой совершенно оригинальной истории.

3. Почему Лука дает две версии времени Вознесения: в день Воскресения и через сорок дней?

Как это ни удивительно, но Лука, судя по всему, склонен говорить о Вознесении как о событии, следующем непосредственно и сразу за Воскресением.

Например, согласно свидетельству евангелиста Марка, на суде Христос говорит: …И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк 14 :62). Лука имеет перед собой Евангелие от Марка, но дает нам другую версию: отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22 :69). Весь текст и особенно слово «отныне» показывает, что восседание Иисуса на Небесах должно последовать сразу с Его Смертью, а не через сорок дней.

Или другой пример: в беседе с путниками по дороге в Эммаус Спаситель говорит: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк 24 :26). Здесь между Страданием, Воскресением и Прославлением=Вознесением нет никакого зазора, они следуют непосредственно друг за другом.

В Деяниях читаем: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею… (2 :32–33). И здесь Воскресение и Вознесение мыслятся как неразделенные по времени события.

У Луки можно найти много других моментов, в которых не предполагается какого-то продолжительного периода пребывания Воскресшего с учениками, а говорится о Вознесении, непосредственно следующем за Воскресением (см.: Деян 3 :15–16; 4 :10; 5 :30–32; 10 :40–43; 13 :31–37).

Та история, которую Лука описывает в Евангелии, где Христос возносится в самый день Своего Воскресения, на самом деле очень характерна для Луки; она отражает его понимание, которое становится очевидным при сопоставлении с другими цитатами этого автора.

Но тогда возникает вопрос: о чем же тогда говорит история из книги Деяний? История, породившая праздник Вознесения, празднующийся на сороковой день после Пасхи?..

4. Итак, если для Евангелиста Луки Вознесение тесно связано с Воскресением, почему Лука рассказывает о сорокадневном периоде явлений Иисуса?

Начнем с того, что первохристианская традиция никогда не говорила, что Иисус вознесся сразу после Воскресения. Это произошло через какое-то время , то есть период пребывания с учениками, несомненно, был. Как мы увидели выше, для Луки Вознесение тесно связано с Воскресением Иисуса и Лука обычно надолго эти два события не разделяет.

Тогда почему Лука рисует нам такой длительный, сорокадневный период явлений Воскресшего?

Во-первых, он конкретно и внятно (как до него не делалось) утверждает некий период пребывания с учениками воскресшего Иисуса.

Во-вторых, ему важна эта мысль в перспективе дальнейшего повествования книги Деяний, которую она и открывает. В каком-то смысле Лука делает ее ключом ко всей книге Деяний и к истории жизни ранней Церкви.

Благодаря такому длительному времени пребывания с учениками Лука может показать, что Церковь является преемницей Предания, которое ей открыл Воскресший: в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян 1 :3).

Возможно, число сорок было использовано Лукой как антитеза сорокадневному периоду искушения Иисуса в пустыне. Там Иисус провел сорок дней в подготовке к Своему служению, здесь — Он это же время готовит Апостолов к их служению.

Более выраженный акцент на пребывании Иисуса с учениками и на Вознесении в Деяниях позволяет Луке сделать более плавный и органичный переход к темам, которые для Деяний будут главными: христологии, пневматологии, сотериологии, эсхатологии и миссиологии.

Христология (учение Церкви о Христе): торжественный уход Иисуса на Небеса подчеркивает Его Воцарение там. Именно потому, что Иисус царствует на Небесах, Его исповедают как Господа и Христа (Деян 2 :33).

Пневматология (учение Церкви о Святом Духе): Святой Дух придет только после ухода Иисуса, и тут подчеркивание ухода, Вознесения, служит удачным прологом к Пятидесятнице — приходу Святого Духа.

Сотериология (учение Церкви о спасении): торжественное Вознесение служит Луке удачной возможностью сделать акцент на одной из его любимых тем: Иисус входит в Небесную славу через Страдания и дарует с Небесного Престола прощение и Святого Духа всем кающимся и верующим в Него.

Эсхатология (учение Церкви о конце времен): о Вознесении Ангелы говорят: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо . Таким образом, Вознесение закладывает фундамент для веры в возвращение Иисуса.

Миссиология (учение Церкви о проповеди Благой Вести): в день Вознесения апостолы получают заповедь проповедовать Распятого, Который теперь вознесен и пребывает в Славе Божией. Ученики сорок дней общались с Воскресшим Учителем, так что теперь они наставлены в том, что и как проповедовать миру. Осталось чуть-чуть подождать Духа Святого, который их укрепит и окончательно просветит.

Таким образом, мы видим, что длительное пребывание Иисуса с учениками, а потом Его торжественное восхождение на Небеса является для Луки важным богословским прологом к дивной истории жизни и роста христианской Церкви.

Точно ли сорок дней?

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелиария. Византия. XI в.

Что можно сказать конкретно о сорока днях пребывания Иисуса с учениками? Лука упоминает о сорока днях лишь однажды, в других местах он либо упоминает неопределенный срок пребывания Иисуса, либо говорит о многих днях (Деян 13 :31). Известна любовь евангелиста Луки к числам (он больше, чем кто бы то ни было другой из авторов Нового Завета приводит цифры), причем он любит символические числа. Возможно, что и для указания на время пребывания Иисуса с учениками Лука мог взять сорок как символическое число: в Библии оно означало время испытания или Божьего посещения.

Может быть, Лука отталкивался от праздника еврейской Пятидесятницы (на иврите — Шавуот, день обретения Торы, празднуется на 50-й день после еврейской Пасхи. — Прим. ред. ), дня, в который произошло очень важное для повествования Луки событие — схождение Духа Святого. В этом случае, Луке нужно было бы подобрать день, близкий к Пятидесятнице, но предшествующий ей. Символическое число сорок было удачным решением этого вопроса.

Может быть, как уже указывалось выше, Лука хочет этим сорокадневным периодом сделать параллель к рассказу о сорокадневном посте Иисуса . Там Христос подготавливается Сам к служению, здесь в течение этого же периода подготавливает к апостольству Своих учеников.

Интересно, что Древняя Церковь не праздновала Вознесение на сороковой день после Пасхи, то есть не обратила внимания на конкретный срок, указанный Лукой. До конца IV века Вознесение праздновалось вместе с Пятидесятницей. Около 383 года римская паломница Эгерия, побывавшая в Иерусалиме, сообщает о праздновании Вознесения так: в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — «в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо» , и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний, повествующих о Вознесении Господнем.

Но уже с начала V века этот праздник отделяется от Пятидесятницы и приурочивается к сороковому дню, как он совершается и поныне. Здесь, несомненно, нужно сказать, что свидетельство евангелиста Луки о сорока днях, отделяющих Воскресение от Вознесения, оказалось определяющим для даты нового праздника.

Богословие Вознесения

Начиная от первых веков, апостолы и святые отцы размышляли о том, чем явилось Вознесение для Христа и для нас, людей.

Для Иисуса Христа оно явилось последней точкой восхождения к Богу Отцу и высшей степенью прославления.

Своим Вознесением Господь Иисус Христос не только вошел в самое небо, чтобы предстать… за нас пред лице Божие (Евр 9 :24), но и прошел небеса (Евр 4 :14), восшел превыше всех небес (Еф 4 :10) и воссел одесную Бога (Мк 16 :19; ср. Деян 7 :55).

При этом нужно помнить, что Христос взошел в Небесную Славу в человеческом теле. В том, Которое Страдало и Воскресло. Таким образом, человеческое тело, рожденное от Девы, приняло участие в Пренебесной Жизни, и в нем Господь Иисус Христос воссел одесную Бога Отца. С момента Вознесения человеческая природа во Христе получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Как замечает блаж. Феодорит Кирский, «ныне, в день Вознесения, всё и вся наполнилось радости… Ныне диавол оплакивает свое поражение, взирая на наше тело, восходящее на небо… Ныне диавол сетует, говоря: что делать мне, несчастному? Все, кого я, как быстрокрылый сокол, захватил, отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог».

Вознесение и пребывание одесную Бога Отца — это продолжение того Спасения, которое Христос дарует верующим в Него: «восседание Спасителя одесную Бога Отца означает Его продолжение спасения мира путем Его заступничества, посредничества перед Богом Отцом за человеческий род» (преподобный Иустин Попович). Автор послания к Евреям говорит: Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр 9 :24). Зачем предстать? Чтобы ходатайствовать за нас пред Богом. «То, что Спаситель носит тело, — говорит блаженный Феофилакт, — и не сбросил его с Себя — сие самое и есть заступничество и ходатайство пред Отцем. Ибо, взирая на тело, Отец вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело, и приклоняется к состраданию и милости».

Емко значение Вознесения Господня передано в кондаке праздника , сочиненном преподобным Романом Сладкопевцем:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз семь с вами и никтоже на Вы».

Русский перевод: «Исполнив домостроительство спасения нашего за нас и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе, Христе, Боже наш, никаким образом (от нас) не отлучаяся, но пребывая неизменным, и вопия к любящим Тебя: Я с вами, и никто на вас».

Выше уже указывалось, что важнейшее значение Вознесения Христова — в вознесении в Тайну Пресвятой Троицы человеческого тела и через это всецелое прославление тела и приобщение его к божественной жизни. Это является и основной темой кондака. Но кроме этого в кондаке есть и другая тема: присутствие Христа с верующими. Вот это-то со-присутствие Христа с нами есть другое важное следствие Вознесения. Через Вознесение, воцарившись над миром, Христос избавился от свойственной любому человеку пространственной ограниченности. У современных западных богословов можно встретить выражение «Космический Христос», или «Всекосмический Христос». Это все о том же — о преодолении через Вознесение всякой ограниченности и локальности. Христос — Нисшедший с Небес, через Вознесение есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф 4 :10).

Апостол Павел много размышлял об этой теме космической полноты царствования прославившегося Христа:

Бог Отец, воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1 :20–23). Можно на эту темы привести и другие цитаты, впрочем, достаточно.

Отметим еще одну важную тему: благодаря Вознесению, к нам сходит Святой Дух . Иисус говорит апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16 :7). В другом месте Евангелист поясняет: Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7 :39). Во время пребывания Христа на земле Он был руководителем и наставником группы учеников. Тогда учеников было мало — горстка в Израиле. Но наступает время, когда проповедь должна распространиться до краев земли и тут нужен Другой Утешитель (Ин 14 :16), который наполнит силой и дарует ведение Истины миллионам и миллиардам людей.

Резюме

Итак, в нашем небольшом очерке мы рассмотрели разные аспекты, связанные с событием Вознесения Иисуса Христа. Подведем итоги и вспомним, о чем мы говорили.

После Воскресения Иисус Христос какое-то время пребывает с учениками в нашем мире. Продолжительность этого времени никто из авторов Нового Завета, кроме апостола Луки , не фиксирует.

Потом явления Воскресшего прекращаются, что позволяет говорить об уходе Христа от учеников. Куда? На Небеса, к Богу.

Евангелист Лука объясняет тайну пребывания Воскресшего с учениками и одновременно подчеркивает величие события ухода на Небеса: он говорит, что Христос пребывает с Апостолами символическое число времени — сорок дней.

То, что произошло с Воскресшим Иисусом после периода Его явлений, новозаветные авторы объясняют библейскими образными выражениями. Ключевым здесь становится ветхозаветный текст Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109 :1).

Новозаветные авторы избегают натурализма в описании ухода Иисуса на Небеса. (Нужно помнить, что небо — это тоже условное указание на место пребывания Господа. Во времена Христа никто не считал, что Бог находится на небе, которое над нашей головой. Библейские «небеса» (др.-евр. шамаим) были символическим местом пребывания Бога. Поэтому, когда Христос заповедует молиться «Отче наш, сущий на небесах…», Он подразумевает скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к нашему космосу.

Евангелист Лука не смущается открыто и прямолинейно писать об уходе Христа к Богу Отцу как о полете, перемещении в пространстве. Возможно, он это делает, имея в виду многочисленные тексты (греко-римские и иудейские), сообщавшие о подобных историях. Может быть, Лука хотел показать читателям, что Иисус прославлен, подобно другим великим древним героям, может быть, просто пользуется традиционными выражениями и образами, понятными читателям его времени и культуры.

Мы не знаем насколько рассказ евангелиста Луки соответствует исторической действительности. Осторожность в описании этого события у других новозаветных авторов наводит на мысль, что событие Вознесения было сокровенным, а не публичным. Но происходило ли все именно так, как описывает Лука, или нет, не столь важно. Важно, что Лука, подарив нам великолепный и выразительный рассказ о Вознесении, заключил туда бездну богословских смыслов, открывать которые и черпать духовные сокровища предстоит еще многим поколениям христиан.

Сначала в Евангелии крупной кистью, а потом, в книге Деяний, мелкой кистью Лука рисует икону ухода Иисуса из нашего мира на Небеса. Здесь и ангелы — свидетели события (их двое, потому что по иудейским представлениям только свидетельство двоих имеет значение); здесь облако (символ шехины — Славы Божией); радость учеников, потому что их Учитель теперь — прославленный Богом Царь Небесный.

Вознесение Христа, по мысли следующих поколений христиан, — это уникальное событие: прославление человеческого тела, которое имел Воскресший Иисус Христос, предпосылка для дарования верующим Духа Святого и, благодаря небесному воцарению, распространение власти Христа над всей Вселенной.

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его
из вида их. И когда они смотрели на небо, во время
восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой
одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и
смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на
небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо» (Деян.1,9-11).

Здесь, кажется, сказано все предельно ясно, и этот текст, и объяснение его, производимое в течение двух тысяч лет Церковью, можно сказать, всеми заучено: Христос вознесся на небо к Богу Отцу и воссел одесную Его. Небом именуется все, что выше нашей головы, и паче всего – духовный, невидимый нами мир. Но как это ни объясняй, остается непонятным, считай, всё. Существование и суть Отца, так же, как и Сына, мы берем на веру, не имея возможности познавать чрез опытное исследование. На веру берем и то, что Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святый остаются непостижимыми для всей твари вечно. В таком случае как понять смысл Вознесения, обещанного неоднократно Христом Спасителем:

«Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» (Ин.7,33).

Также и Марии Магдалине сразу по воскресении Своем сказал:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20,17).

Подобное этому Он сказал Иудеям на суде первосвященника, искавшего вину Ему:

«Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лук.22,69).

Однако, как соотносить с указанными данными вездесущие Божие и слова Спасителя: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин.12,45)? И потом Он говорил ап. Филиппу:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14,9-11).

В таком случае нужно и это принимать на веру, но не в силу знания. Есть догмат о нераздельности лиц Святой Троицы, в подтверждение которого следуют эти слова Спасителя. Бог Сын (Бог Слово) всегда пребывал и пребывает в Отце, но это относится к Божественному естеству в Господе Иисусе Христе, а не к Сыну Человеческому, как называл Себя Спаситель, разумея в Себе естество человеческое. Поэтому приходится признать, что до Воскресения из мертвых в полном составе Своей богочеловеческой сущности Сын Божий с воспринятым человеческим естеством как бы не пребывал «полноправно» в Святой Троице. По Воскресении же Своем Он как победитель над силами зла обретает полное обожение Своего человеческого естества, и потому предстает Богу Отцу в Святой Троице как полностью совершенный Бог Слово со Своим прославленным телом.

Но Господь Иисус Христос уже сразу по воскресении из мертвых восходит к Отцу, и Вознесение Его в сороковой день после сего является как бы окончанием этого, но не суть восшествием именно в этот момент к Отцу. Поэтому акт Вознесения Христа надо признать как явление Царя в Свое Царство во все миры и на все ступени небесного Ангельского мира, т. е. во весь тварный мир уже не только как Творца, но и как Вседержителя. Поэтому Спаситель говорит после Своего Воскресения ученикам:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18).

И еще до крестного подвига и воскресения Спаситель уже говорил:

«Все предано Мне Отцом Моим» (Мф.11,27). «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин.3,35).

Поэтому оставалось Богу Слову исполнить волю Отца, произвести победу над сатанинским царством, освободив падшего человека из его плена крестным подвигом, и после сего принять власть над Царством Божиим. И данное положение нам приходится брать на веру, потому что знать суть сего умом мы не можем. Нам кажется, что и без всех указанных явлений Бог Творец обладал неограниченной властью над сотворенным Им миром. Но приведенные выше слова Спасителя говорят о получении Им полной власти именно после воплощения и воскресения. По-видимому, для этого требовалась победа над царством зла, которое вышло из подчинения Творцу чрез революцию сатаны. И эта победа произведена. Оставалось принять эту власть, явившись во все сотворенные миры в акте Вознесения. Поэтому можно считать, что Христос вознесся не к Богу Отцу, а чтоб воссесть на Престол власти одесную Отца уже с прославленным естеством человеческим, с каким Он победил царство зла. Таким образом, в течение менее чем сорока лет естество человеческое из проклятого за грех отступления от Бога превознесено во Христе на Престол Славы. Воцарение же над всеми мирами, из которых третья часть стала вражеской чрез противление Творцу, было необходимым для окончательного низвержения дьявола и суда над ним. И Бог избирает для воплощения и этой победы не естество высших Ангелов, уже низвергших сатану, но для посрамления прегордого революционера, превозносящегося своим совершенством, избирает самое низшее и уже испорченное им существо – человека. Изначальное избрание человека в победители видится в попущении Божием сатане искусить Адама и Еву до их размножения, по какой причине последовавшие их поколения были духовно изуродованными. И это-то естество духовного урода Творец избирает орудием посрамления восставших, некогда совершеннейших тварей, для суда над ними.

Кто-то может сказать, что Судьей опять же является Бог Иисус Христос Сын Божий, а причем тут испорченное естество человеческое, хотя и освященное в акте восприятия Богом Словом? Поэтому-то и говорит Спаситель Апостолам о суде над миром:

«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, - в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19,28).

И ап. Павел говорит, явно зная слова Спасителя:

«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор.6,2.3).

Но до суда еще далеко, а пока Господь наш вознесся на небо, чтоб взять законную власть над миром, еще продолжающим войну с царством зла. Потому Он вступает во власть над мирами не только как Царь и Судья, но как главный Военачальник для продолжения борьбы Человека с дьяволом. Это хорошо обрисовано кратко в 109 псалме Давида и более подробно в Апокалипсисе.

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих… Господь одесную Тебе. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Пс.109,1-2.5-6).

Эти слова можно назвать «малым Апокалипсисом», в котором упомянуто и о воплощении и крестной победе на Сионе, и далее следует путь борьбы и содействие Отца одесную Господа. Наконец показан и конец борьбы – Армагеддон, наполнивший трупами землю и суд над народами. В словах «сокрушит голову в земле обширной», разумеется окончательная победа над змием – сатаной. Для этой-то борьбы вознесся Христос на небо с целью управления всеми святыми силами. По слову ап. Иоанна Богослова для этой-то борьбы с силами зла и было воплощение Сына Божия:

«Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Иоан.3,8).

Сокрушительную победу над сатаной и его царством Господь наш Иисус Христос произвел крестным Своим подвигом, воскресением и восшествием превыше всех небес. Но суд над силами тьмы оставлен Богом до конца мира по смотрению Его. Война между Царством Божиим и царством сатаны не окончена, но приняла как бы позиционный характер, переключившись на последнюю ступень – на Землю. Для продолжения борьбы с силами зла Господь основал Церковь, послав в помощь и руководство ей Духа Святаго от Бога Отца по Своем вознесении. Дьявол сразу же обрушивается борьбой против нее, производя гонения на нее со стороны распявших его Иудеев и языческого мира, изначально подвластного ему. Триста лет Церковь была преследуема ими. В то же время сатана стал измышлять всяческую ложь, и внедрять в Церковь в виде созданных им ересей. Против всего этого противостояла Церковь. Ап. Павел говорит об этой борьбе с темными силами:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6,12-13).

Известно, что основной целью существования человека, для которого он призван при его сотворении, является вечное совершенствование в уподоблении Богу. Второй же стороной смысла существования явилась борьба, привнесенная сатаной в мир как необходимость с момента его восстания до победы святых сил над его царством, и до явления «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр.3,13). Основанная Христом Церковь вступила сразу на путь совершенствования во всех добродетелях, но сатана навязал сразу же ей борьбу, внедряя всякую ложь и отрывая ею многих членов. Считай, весь земной путь Церкви состоит в борьбе. Эта борьба принимает ожесточенный характер к концу времен, переходя в последние дни в страшное сражение, о котором Господь предупреждает нас словами, сказанными Апостолам на горе Елеонской (Мф.24) и особо, чрез Откровение ап. Иоанна.

Откровение ап. Иоанна Богослова, поименованное им «Откровением Иисуса Христа», можно сказать, посвящено страшной борьбе в конце истории человечества. Здесь образно показано, что святыми силами в этой борьбе управляет Господь Иисус Христос под образом Всадника, «сидящего на коне белом». Темными же силами руководит «большой красный дракон», «называемый дьяволом и сатаной» посредством своих избранников властителей, именуемых «зверями» и «женой, сидящей на звере багряном». Образы легко понятны, но по причине нашей нерадивости еще полностью миру не объяснены. Этому посвящена моя работа «Начало и конец», ее третья часть. Здесь же затронем только те места Апокалипсиса, где указывается борьба с дьяволом под руководством Самого Господа Иисуса Христа, именуемого «Агнцем». Эти места и будут приводиться.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить» (Отк.6,1-2).

Снята первая из семи печатей, хранящих тайны страшных событий последнего времени человечества, помещенных в таинственных пророческих образах. В этой первой печати сокрыта тайна всех развивающихся событий и смысл попущения их. Конь здесь, и последующие выходы других коней, символизируют своей окраской суть сокрытых под этим образом сил или явлений соответственно их сущности: святой или черной. Первая печать открывает святую – «белую» силу со святой направленностью пути под видом белого коня. Всадник ее, руководящий ей, явно является Сам Христос. В конце книги Он более открыто выделен под тем же образом «сидящего на белом коне». Он имеет лук – слово Божие, разящее в сердце и искореняющее зло. Здесь сразу же отмечена цель Его явления и действий: «чтобы победить», и т. к. Он «победоносный», должен получить «венец». Первая печать открывает начало истории последующих дней, и уже ясно каких – борьбы до конца. В конце всей этой истории мы вновь видим этого Всадника на белом коне:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19,11.13).

Далее образно обрисовывается конец последней битвы, на который приглашаются, как на пир, все птицы, чтоб пожрали трупы воинов злых сил и коней их. Руководители же их: зверь и лжепророк, схвачены и брошены в огненное озеро. Из этих данных пророчеств ясно, что вся история человечества с момента Вознесения Господня является борьбой с дьяволом и его царством. Последние же времена суть окончательная битва. Далее же следует пришествие Христово. Каким оно будет, мы можем судить только по скупым данным о нем в Евангелии. В Деяниях Апостольских, как видим, сказано:

«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11).

Но тут показан какой-то миг, без указания предшествующей и последующей картины. Сам же Спаситель этот момент показывает Ученикам в более подробной форме, обрисовав вначале ужасы последних дней:

«И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24,29-30).

Итак, Апостолы увидели Вознесение Христово. Последующие поколения видели борьбу с дьяволом, возглавляемую невидимо Самим Христом, и последним людям придется увидеть Его второе пришествие с предшествующими ужасами бытия. Нас же Господь призывает бодрствовать.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


mob_info