Когда жили греки. Понтийский грек - это кто? История понтийских греков. Культура и быт народов Греции

О приходе греков извне Греции говорит мощный догреческий субстрат в греческом языке, возможно от неиндоевропейского языка, из которого в греческий вошла как раз лексика, связанная с местными условиями Эллады и терминами высокой городской культуры, процветавшей в Греции до греков (Kretschmer 1896; 1933; 1940; Merlingen 1955).

Если учесть единство и непрерывность микенской культуры, к концу которой принадлежат таблички микенской письменности, то греческий язык и этнос в Греции можно надежно углубить по меньшей мере до ее начала, т.е. до сер. XVII в. до н.э. (по новой хронологии - до XIX в. до н.э.). Микенская культура резко отличается от предшествующей. Исследователь этого периода перемен в Греции С. Диц констатирует, что период шахтных гробниц характеризуется внезапным и радикальным изменением культуры. Это изменение произошло за сравнительно короткий интервал - в течение жизни двух-трех поколений, если не одного. Кроме того, среднеэлладскую и микенскую культуры разделяет также горизонт разрушений (отмечены в четырех местах - van Royen and Isaac 1979, 45, 57). Однако микенская культура сохраняет всё-таки сильную преемственность от культуры среднеэлладской в керамике, ремеслах, погребальном обряде и т.д. (Dickinson 1977: 53; 1989; 1999; Dietz 1991: 7).

Хиллер (Hiller 1986) считает, что греки пришли раньше, а это было дрéвнее (явно до дорийцев) нашествие каких-то северян на Грецию. Существенно, что захороненные в шахтных могилах отличаются своим физическим типом от окрестного населения - они выше и ширококостнее. 14 микенских скелетов знати в среднем на 5 см выше, чем окружающее рядовое население (Angel 1973; Dickinson 1973; 1977), а некоторые погребенные особенно выделялись ростом (Mylonas 1973: 426). Видимо, пришельцев было не очень много, и они лишь насадили в местных центрах свои династии, образовав тонкую господствующую прослойку - как норманны в восточнославянской среде. Норманны быстро ославянились, микенские пришельцы - огречились.

Антрополог Л. Ангел замечает, что аристократия в микенских могилах менее средиземноморская по расе, более «динароидно-смешанная альпийская, чем рядовое население, и с сильным северно-иранским влиянием » (Angel 1973: 389). Под «северно-иранским» он имел в виду степное население Северного Причерноморья. В курганных погребениях с охрой венгерских степей тоже встречаются исключительно высокие индивиды - до 190 см (Makkay 2000: 34).

Заметим также, что пеласги были одним из «народов моря» пеласти (описка у древних греческих авторов), пелесет египтян, или филистимляне Библии, вышедшие из Среднего Подунавья в XII веке до н.э. (Kimmig 1964; Sandars 1978; Schachermeyr 1979; 1980). Приписывать им долгое и стойкое проживание в Греции не приходится, но если их языковые следы и удастся установить, то они должны оказаться близкими фракийским.

Когда же греки пришли в Грецию?


Как установил археолог Блейген, карта до-греческих топонимов в Греции совпадает с ареалом памятников раннеэлладской культуры. Судя по ее близости культурам раннеминойской на Крите и западноанатолийской (позже такой близости не было - на Крите, например, минийской керамики нет), эта культура принадлежала населению, оставившему топонимы на -s(s)- и -nt- (-νθ-): именно они распространены широко в Эгейском мире - в Греции, на Крите и в Анатолии. Из этого Блейген заключил, что раннеэлладская (РЭ) культура и оставлена предшественниками греков в Греции.

Этот переход от ранней к среднеэлладской (СЭ) маркируется появлением минийской керамики около 1900 г. до н.э. по традиционной хронологии (по новой, 2500 г. до н.э.). Позже Джон Каски установил, что это было лишь завершением перемен, начавшихся раньше и занявших весь РЭ III (Caskey 1968; 1969; Marinatos 1968). Теперь ясно, что уже РЭ II (или культура Кораку, как ее назвал Ренфру - Renfrew 1972) означал последний период предшествующей цивилизации, завершившись около 2200 г. (по новой хронологии, около 3000 г. до н.э.). Он закончился пожарами почти во всех центрах Греции, некоторые города были покинуты и не восстановлены. В Лерне жизнь возобновилась, но на развалинах дома местного властителя был воздвигнут курган с кромлехом, остававшийся в неприкосновенности в течение последующего периода. Таким образом, какие-то племена вторглись в Пелопоннес в конце IV - начале III тыс. до н.э.

Исчезла высокая культура раннеэлладского времени (РЭ I - культура Евтресис, и РЭ II - культура Кораку). Это поселения с крепостными стенами, с могильниками вне поселения, двухэтажными общественными зданиями, печатями, изысканными формами посуды, например, асками и т.н. соусниками, напоминающими суда. Она сменилась культурой совершенно иной, более низкого уровня. Это расположенные на смежных территориях археологические культуры Тиринф и Лефканди - с легкими апсидными домами, которые раскопщики прозвали «конурами», с бофрами (обмазанными глиной хозяйственными ямами), с захоронениями внутри поселка, под стенами и полами жилищ, с подкурганными погребениями в ямах, пифосах или каменных цистах. Есть и усовершенствование: часть керамики, формы которой совершенно новые, стала производиться на круге (минийская керамика).
Из среднеэладской культуры вычленяют аналогичные степным курган, боевые топоры, булавы и выпрямители древков стрел (Северное Причерноморье).

По мнению Хейли и Блейгена, поправленному Джоном Каски, это и был приход греков (также Palmer 1955; 1961; Marinatos 1968; 1973; Schachermeyr 1939; 1968; 1984; Sakellariou 1980a; 1991; Hiller 1982; 1986), и пришли они с севера, о чем говорят курганы, выпрямители древков стрел, апсиды домов и могил, глиняные якоря, каменные боевые топоры (Hood 1973b; Howell 1973; Hiller 1982; 1986). РЭ III значительно ужалась по сравнению с РЭ II. В основном изменениями были затронуты Беотия, Аттика, Коринф, Арголида, Аркадия, Лакония и Мессения. Сакеллариу считает, что первая волна пришельцев (в конце РЭ II) была незначительной и двигалась морским путем, а вторая, в конце РЭ III, была массовой и катилась по материку.

Сириопулос (Syriopulos 1964; 1969) собрал все материалы среднеэлладской культуры, не только керамику, и Хауэлл проанализировал их. Оказалось, что аналогий много вдали, и они сосредоточены не в степях, а в двух местах - в Трое и на Среднем Дунае.
В Трое это слои со II по V. В слое I керамика несколько иная, но со второго города начинается сплошное преемственное развитие, которое продолжается до пятого города.

На Дунае это круг культур, объединенный в баденский культурный комплекс. Это культура Баден в Австрии, она же Пецель в Венгрии, культура каннелированной керамики в Моравии, родственные культуры Костолац в землях бывшей Югославии, Коцофень в Румынии (Kalicz 1962; Petre şi Govora 1970). Для этих культур характерны каннелированная керамика, сделанная с примесью дресвы и обожженная без доступа кислорода; бофры - хозяйственные ямы, обмазанные глиной. Погребения иногда кремированы, чаще скелеты лежат скорченные в ямах, каменных ящиках и в глиняных сосудах, нередко под полом и стенами жилищ. Есть и лицевые урны, чрезвычайно похожие на знаменитые троянские, обнаруженные еще Шлиманом (в Трое II и позже). Каменные боевые топоры и булавы, выпрямители древков стрел тоже в дунайских культурах встречаются. Есть также глиняные модельки повозок. Курганов нет.

Население было боевым, подвижным и многочисленным (поселения гораздо гуще, чем в предшествующих культурах этой местности). Склонность его к экспансии сказывается в продвижении культур этого типа в сторону Италии и в сторону Греции и Анатолии.

Эвжен Неуступны на баденском симпозиуме датировал баденскую культуру шестью веками - с середины IV тыс. по XХIX век до н. э., и эта датировка ныне принята всеми.

Троя I была только провинциальным городом культуры, раскинувшейся в Малой Азии и Македонии, на островах и берегах Адриатики и проливов. Центром же этого государства была не Троя, а город Полиохни на острове Лемнос. Это была чисто морская культура. По соседству в Малой Азии были другие подобные культуры, более континентальные (культура Иортан). Культуры эти существовали примерно с 3200 г. до 2750 г. до н.э.

Внезапно мирная жизнь на западе Малой Азии окончилась. И на материке и на островах. Троя I разрушена, Троя IIа и Бейджесултан сожжены. Опустошены берега, на месте 50 поселений культуры Трои I - около дюжины поселений времени Трои II. Около 2600 г. частично сожжена и островная столица - Полиохни. В спешке там построена крепостная стена. Прерваны связи с Европой, откуда в Азию поступало олово для бронзы - в Аккадской империи при Саргонидах бронза сменилась чистой медью - на время вернулся медный век, энеолит.
Вообще олово в Европе добывалось в трех местах - в Британии, на Дунае и на Днепре. Но британское стали импортировать на континент весьма поздно в бронзовом веке.

Суть событий для Меллаарта ясна: нашествие варваров с моря, с запада (Mellaart 1966). Это была баденская культура. Мы можем опознать их прямо в культуре Трои II - в ее лицевых урнах (антропоморфных сосудах с поднятыми ручками), в каменных боевых топорах, в погребениях под полом и в сосудах.

Троя II возводится как мощная крепость, но уже Троя IIa сожжена. Около 2300 г. снова полная катастрофа. Троя IIg разрушена и сожжена, и в это же время разрушены и сожжены на обширной территории западной и южной Малой Азии поселения - столица Полиохни, города Тарс, Бейджесултан, Ахлатлибел, Герей, Полатли. В долине Коньи из 100 поселений раннебронзового века только 6 заселены снова, а на юго-западе - менее 100 из 300. Зато сильно возросло число поселений на юго-востоке - в Киликии.
Троянская культура распространилась, тем не менее, далеко на восток от Трои. А от этой катастрофы до начала II тысячелетия, когда анатолийские индоевропейские языки были засвидетельствованы письменными источниками, равномасшабных катастроф уже нет. Значит, по крайней мере последняя катастрофа, ок. 2300 г., погубившая Трою IIg, произведена приходом лувийцев, - справедливо решил Меллаарт.

Напрашивается соображение, что хетты пришли раньше лувийцев, поскольку оказались глубже в Малой Азии, и что первое время они жили в ее западной части, где после них оказались лувийцы, принесенные второй волной нашествия. Ввиду однотипности событий, видимо, и первую катастрофу можно объяснить тем же вторжением индоевропейцев, только в тот раз это были другие племена - в частности, хетты, палайцы. Вторжение лувийцев оттеснило их в глубину Малой Азии.

Хеттский, лувийский и родственные им языки в чем-то близки кельто-италийской группе, в чем-то славяно-балтийской, в чем-то грекоарийской (Гиндин 1970). Находят и их сходства с тохарами.

Догреческая топонимика частично - протохеттская. Она не ограничивается Грецией и Малой Азией, а распространяется на весь Балканский полуостров и на Италию. Это показала карта, составленная в 1954 г. Ф. Шахермейром. Таким образом, карта топонимики с известными суффиксами не совпадает с раннеэлладской культурой, как это полагали Блейген и все его последователи, а совпадает с тем ареалом, куда направлялась экспансия культур баденского круга. А в этот ареал входит среднеэлладская культура.

Таким образом, эту грандиозную миграцию никак нельзя считать приходом греков, она была миграцией хеттов и других анатолийских индоевропейцев (баденской культуры) на приморский юг Восточной Европы. Но если в Малой Азии пришельцы поселились надолго, то в остальных местах они были смяты и вытеснены или ассимилированы последующими пришельцами, оставив только топонимику и кое-что еще.

Однако хетты и лувийцы пришли в Грецию совсем не в этом качестве, не в этом облике. Они пришли в Грецию с севера, не заходя в Малую Азию, еще как совершенно незадетые хаттским воздействием индоевропейцы, чьи диалекты были тогда не так уж далеки от протогреческого, также более близкого к праиндоевропейскому состоянию, чем ахейский диалект крито-микенской цивилизации. По-видимому, до выделения анатолийской группы диалекты, которые в нее вошли (хеттский, лувийский и т.д.), располагались не рядом с предками греков и армян.

Интересно, что найденное на Крите в Арменах (к западу от Кносса) в позднеминойской III скальной могиле 24 изображение божества (Hiller 1977, Taf. 22a) согласно исследованиям Калверта Уоткинса (Watkins 1999), как по имени (Рунза, Рунта или Курунта), так и по оленьим признакам в облике совпадает с кельтским Богом-Оленем Кернунносом, которого можно видеть на изображениях парижского алтаря (рогатая антропоморфная фигура с надписью «Cernunnos») и котла из Гундеструпа. Напомним также об обилии оленьих рогов в Нальчикском могильнике, выдающем его связи с баденской культурой.

Воздействие местных анатолийских, хаттских и хурритских, народов было слишком сильным. Ведь все боги хеттского пантеона носят хаттские и хурритские имена, а лексика за исключением самого основного фонда - не индоевропейская. Можно полагать, что в Греции дело обстояло схожим образом, но там местная высокая культура, воздействовавшая на пришельцев, была не хаттской и не хурритской, а той, которая и оставила этот мощный догреческий субстрат - с лабрисами, аксаминтами, плинфами и прочими благами, за которыми вклад пришельцев с Дуная нелегко разглядеть.

Таким образом, стало более ясным раннее отделение хеттско-лувийских диалектов от праиндоевропейских.
Поскольку удалось связать хеттов с баденской культурой , а баденская культура возводится по происхождению к культуре воронковидных кубков , вопрос о раннем и кардинальном отделении хеттского языка нужно связывать с вопросом о резком разделении между культурами баденского круга и противоположной частью культуры воронковидных кубков. Калиц реконструирует их постоянно враждебные отношения, постоянную отчужденность.

Заметим, что первые баденские проявления в Греции и Анатолии - это культура Тиринф и культура Трои II - V, а они появились в разное время: культура Тиринф на полтысячи лет позже, чем культура Трои II.

В работе по гидронимии (речь шла о происхождении славян) Удольф составил карту, по которой очаг происхождения индоевропейского - в Центральной Европе .

Первое появление греков в Греции, их нашествие с севера отличалось от дорийского нашествия прежде всего тем, что дорийцы поселялись среди своих единоплеменников, а первые греки встретили здесь чужую народность, с чужим языком, хотя и, возможно, не совсем непонятным. Кроме того, дорийцы расселялись в той же стране, а первые греки прибыли издалека. По этим показателям первые греки занимают среднюю позицию между дорийцами и «народами моря». Между тем, те и другие быстро перенимали местную керамику, а нередко и местные погребальные обычаи и поэтому археологически трудноуловимы. Показательно, что в греческом языке целый ряд слов, связанных с керамикой, не имеет индоевропейских корней, т.е. заимствован. Это «глина» (keramos), «горн» (keramion), виды сосудов - kantharos, aryballos, lekythos, depas, phiale (Grumach 1968 - 69).

Хаммонд (Hammond 1972; 1976) раскопал в Албании и Македонии курганы с кромлехами, каменными ящиками и другими конструкциями, синхронные с РЭ II - СЭ. Есть курганы и в Греции. Раннеэлладские могильники были бескурганными, так же как и баденские. Выходит, курган был занесен в Грецию протогреками.
Наиболее же недвусмысленным свидетельством пребывания в Греции северных пришельцев не-баденского облика являются черепки шнуровой керамики. Шнуровой орнамент был распространен в Северной и Центральной Европе на сосудах культур воронковидных кубков и шнуровой керамики, а в степях - в культурах михайловской, репинской, ямной, среднеднепровской и катакомбных.

Ни михайловская, ни усатовская культуры не могут быть источником протогреков - они древнее почти на тысячу лет. Но вот центральноевропейские культуры шнуровой керамики как раз могут приниматься в расчет с хронологической точки зрения, и может быть источником нерушайская культура и ее ответвления в Венгрии, Румынии и Югославии.

Если исходить из датировки черепка из Евтресис и из отсутствия курганов в РЭ III, то протогреки, если это они, вторглись в конце ранне-элладского III уже в страну, захваченную их протохеттскими или протолувийскими предшественниками. Тут стоит отметить, что разрушения РЭ III не идут в сравнение с размахом разрушений предшествующей катастрофы - в конце РЭ II. В конце раннеэлладского III разрушены только Евтресис и Кораку, все остальные - за 500 лет до того. Это похоже на дорийский способ инфильтрации, при котором разрушений и должно быть немного.

Население, строившее дома с апсидой и обладавшее культурой, анализированной Бестом, действительно родственно троянскому и в конечном счете восходит к баденской культуре, являясь протохеттским, а те, кто принес шнуровую керамику и боевые топоры, пришли с севера отдельно.

Итак, протогреки появились на рубежах Греции вскоре после занятия страны их предшественниками, хеттами или лувийцами, перенявшими местную цивилизацию. Новые пришельцы начали беспокоить страну со смешанным, а может быть, уже хеттоидным населением, с севера, а затем и просачиваться на эту южную территорию уже описанным манером. Этот процесс имел свои приливы и откаты, но дело закончилось через полтысячелетия полным освоением территории протогреками и разрушением остатков местного сопротивления. Вероятно, ситуация трехъязычия (догреческий, протохеттский и протогреческий) облегчила превращение языка завователей в lingua franca Греции и затем в единый греческий язык.

Откуда же пришли протогреки?

Лингвистические ориентиры исключают Центральную Европу: греки должны были соседствовать с ариями и армянами, поскольку когда-то говорили на одном праязыке.

Из предшествующего рассмотрения можно заключить, что арии обитали в понтокаспийских степях, и им принадлежали ямная, а затем катакомбные культуры и срубная с андроновской, а фригийцы - в Венгрии и Румынии, им принадлежали культуры с лицевыми урнами и инкрустированной керамикой. Фракийцы, ближе всего по языку стоявшие к грекам, были связаны с культурой многоваликовой керамики, которая сложилась на базе нерушайской культуры Молдавии и Румынии. Таким образом, нерушайская культура имеет больше всего шансов оказаться культурой протогреков. Нерушайская, или ее ближайшие ответвления в степях Сербии и Венгрии.

По-видимому, протогреки пришли в Грецию из-за Нижнего Дуная, с нерушайской или родственной ей культурой . Ок. 2500 г. до н.э. в степях обитало население катакомбной культуры, в дунайской части степей - нерушайская культура погребений с охрой, именуемая чаще всего буджакской, или в раннем варианте - днестровской, в позднем буджакской. У этой нерушайской культуры способ погребения - тот же, что у ямной (курганы с ямными могилами и скорченными костяками с охрой), но керамика иная, балканская. Был ли это результат инфильтрации настоящей ямной культуры или даже репинской культуры с востока на территорию культуры Фолтешти-Чернавода I, т.е. румынского варианта усатовской культуры, трудно сказать. Напомним, что в усатовской культуре покойники погребаются в курганах с кромлехом, а в Лерне в результате прихода нового населения, ок. 2500 г., и был воздвигнут курган с кромлехом на месте дома правителя. Вот Б. В. Горнунг (1964) и предлагал считать усатовскую культуру протогреческой. Но усатовская культура окончилась на 700 - 800 лет раньше.

Нерушайская же культура, сложившаяся на основе какой-то из культур этого региона (усатовской или культуры шнуровой керамики или культуры шаровидных амфор или всех троих вместе), испытала сильное влияние ямной культуры, то ли общеарийской, то ли, скорее, уже иранской. Последняя версия могла бы объяснить общую для иранцев и греков изоглоссу - судьбу праиндоевропейского s, его переход в h. Более поздние контакты с катакомбным населением на Нижнем Дунае, видимо, индоарийским, могли сказаться на мифологии греков и индоариев, обладающей значительной общностью.

Итак, по наиболее распространенной гипотезе общий очаг ариев и греков - это свита культур с мегалитическим наследием и с традициями чернолощеной керамики и шнуровой керамики, распространенных по берегам Черного моря. Во второй половине IV тыс. до н.э. новосвободненская, кемиобинская и репинская культуры, а также культура усатово - чернавода - фолтешти представляли диалекты грекоариев.

Затем возникшая на основе репинской культуры ямная дала начало всем ариям, из оставшейся на западе части ямной культуры образовались (через культуру Глина-Шнекенберг) армяне и фригийцы, сложившаяся там же культура многоваликовой керамики была фракийской, а вторжение буджакской (нерушайской) культуры, сложившейся на основе культуры усатово - чернавода - фолтешти, в Грецию дало начало грекам. Если так, то исходное единое состояние этих языков было раньше и где-то на территории Центральной Европы. По этой схеме фракийцы, армяне и фригийцы должны быть ближе по языку ариям, чем грекам. Именно такое соотношение языков диагностирует И. М. Дьяконов (1982).
У греков было индоевропейское название моря - ποντος, родственное славянскому понть ‘путь’. Также в греческом языке «вверх» означает движение вглубь материка, а «вниз» - движение к морю. Это явно движение по рекам, например, по Дунаю.

Одна из альтернативных гипотез предполагает очень раннее разделение. Если предположить, что уже население Новосвободной было индоариями (отсюда и обилие индоарийских компонентов), а затем эта этническая традиция была передана через новотитаровскую культуру катакомбным культурам, то синхронная с новосвободненской репинская культура уже была иранской, как и вся ямная культура. В этом случае усатовская культура была греко-фрако-фригийской, а разделение грекоариев на ветви произошло еще до прибытия в Северное Причерноморье. Этой гипотезе противоречит наличие заимствований из общеарийского словарного фонда (до его разделения) в финноугорских языках.

Продолжение следует...


Албания :
400 000 чел.
Германия :
370 000 чел.
Великобритания (Лондон):
350 000 чел.
Канада :
250 000 чел.
Аргентина :
100 000 чел.
Россия :
100 000-250 000 (600 000 чел по греческим данным).
Украина :
91 500 (250 000) чел.
ЮАР :
80 000 чел.
Бразилия :
50 000 чел.
Чили :
50 000
Бельгия :
15 742 чел.
Казахстан :
12 703 чел.
Нидерланды :
12 500 чел.
Армения :
ок. 6000 чел.
Чехия :
3500 чел.
Азербайджан :
150 чел.
Другие страны:
см. Греческая диаспора Язык Религия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Самоназвание - эллины (мн. ч. - греч. Έλληνες («э́линес»)), ед. ч. - греч. Έλλην (э́лин), женский род - Ελληνις (э́линис) (мн. число - Ελληνίδες («элини́дэс»)), названы из-за имени прародителя греков в греческой мифологии - Эллина . Изначально эллинами называлось одно из фессалийских племён. Греки называют свою страну - Эллада (Ἑλλάς («эллас»)) (при этом Элладой изначально называли одну из областей Фессалии и один из городов этой области), а свой язык эллиническим (ελληνικά («эллиника»)). В древности Έλληνες также являлось официальным названием Коринфского союза . Вместе с тем использовался этноним «панэллины».

В результате ряда преобразований древнегреческий язык в IV веке трансформировался в среднегреческий язык. В XV веке на основе среднегреческий язык распался на:

  • новогреческий язык , имеет несколько диалектов:
    • Стандартный новогреческий язык («Νεοελληνική Κοινή»)
    • Кафаревуса («καθαρεύουσα»)
    • Димотика («δημοτική γλώσσα»)
      • Северногреческие диалекты греческого языка (Эпир, Македония, Фессалия, континентальная Греция):
        • Румелийский диалект греческого языка (Румелия)
        • Македонский диалект греческого языка (Македония)
        • Фракийский диалект греческого языка (Фракия)
        • Эпирский диалект греческого языка (Эпир)
        • Фессалийский диалект греческого языка (Фессалия)
      • Пелопоннеско-ионийский диалект греческого языка (Пелопоннес и Ионические острова)
      • Критский диалект греческого языка (Крит)
      • Юго-восточный диалект греческого языка (Додеканес)
      • Староафинский диалект греческого языка (Аттика)
      • Кипрский диалект греческого языка (Кипр)
  • тавро-румейский язык (Таврида , ныне Приазовье)

На основе дорийского диалекта возникли:

  • маниотский диалект,
  • сфакиотский диалект,
  • химариотский диалект.

Письменность

Греки приняли финикийский алфавит со временем изменив его - фонетическое значение ряда букв обозначающих согласные звуки было изменено на гласные звуки. Единый греческий алфавит появился довольно поздно - долгое время существовало несколько алфавитов - Ионийский (Иония), Афинский (Аттика), Аргосский (Арголида), Коринфский. После того как македонский клан лагидов стал династией правителей Египта греческая письменность стала официальной письменностью Египта положив начало коптской письменности. Так как койне стал официальным языком христианской церкви, греческий алфавит стал официальной письменностью христианской церкви. После принятия христианства готами и славянами греческое письмо стало официальной письменностью церквей готов, болгар, сербов, русов положив начало готской письменности, кириллице и глаголице.

Календарь

Долгое время у греков не было единого календаря, было несколько схожих календарей - Афинский (Аттика), Милетский (Иония), Этолийский (Этолия), Фессалийский (Фессалия), Беотийский (Беотия), Эпидаврский (Арголида). После того как римский (юлианский) календарь стал официальным календарём христианской церкви, юлианский календарь со временем стал использоваться греками и стал для них основным, при этом было оставлено иудейское летосчисление от сотворения мира (при этом даты «сотворения мира» устанавливались по сути дела отдельными крупными общинами), а также определение даты праздника Воскресения Христова, Вознесения Господня, Дня святого духа.

Религия

Изначально греки придерживались традиционных верований . От древнегреческой религии отошли в V-IV веках до нашей эры ряд философских учений - пифагорейцы, перипатетики, платоники, стоики, эпикурейцы. В I веке нашей эры в греческие провинции Римской Империи стали проникать христиане - стали возникать христианские епископии, одна из которых - архиепископия Новой Юстинианы положила начало Кипрской православной церкви (автокефалия с 431 года), другая - архиепископия Византия - Константинопольской православной церкви (автокефалия с 381 года). В IV веке греки приняли христианство. В 1833 году была провозглашена Элладская православная церковь , 29 июня 1850 года она была признана Константинопольской Православной Церковью. 20 декабря 1965 года была провозглашена Критская православная церковь .

Имена

Адамантиос (Адамантий), Александрос (Александр), Андреос (Андрей), Антониос (Антоний), Анастасиос (Анастасий), Августинос (Августин), Андреас (Андрей), Аристидис (Аристид), Афанасиос (Афанасий), Георгиос (Георгий), Главкос (Главк), Димитриос (Димитрий), Диомидис (Диомид), Эпаминондас (Эпаминонд), Элевфериос (Элевферий), Эвстафиос (Евстафий), Эммануил (Эммануил), Зиновиос (Зиновий), Иоаннис (Иоанн), Илиас (Илия), Каролос (Карл), Кириакос (сокращённая форма - Кицос) (Кириак), Константинос (Константин), Михалис (Михаил), Николаос (Николай), Павлос (Павел), Панагиотис (Панагиот), Петрос (Петр), Сотириос (Сотирий), Спиридон (Спиридон), Стефанос (Стефан), Стилианос (Стилиан), Софоклис (Софокл), Федон (Федон), Феодорос (Феодор), Фрасивулос (Фрасивул), Фемистоклис (Фемистокл) Христос (Христос), Харилай (Харилаос), Яннис (Иван)

Символика

Исторически символами греков были римский двухглавый орёл, закрепившийся в качестве символа Константинопольской Православной Церкви, и христианский крест Святого Георгия, являющийся символом Греческой Республики, а также в прошлом являвшийся символом Свободного Государства Икария, Критского Государства, Княжества Самос, Автономной Республики Северный Эпир, Республики Понт (как проект). Символом Понтийского государства также является одноглавый орел, взор которого направлен от Трапезунда (столицы Понта) в сторону Константинополя (столицы Византии).

Этнические группы

Эллины пришли на юг Балканского полуострова около 1900 года до нашей эры с Венгерской низменности. Древнегреческая мифология впервые упоминает греков в Фессалии - где жил прародитель греков - Эллин и три его сына - Дор, Эол и Ксуф. В древности эллины делились на 4 ветви - ионийцы, эолийцы, ахейцы, дорийцы. Ионийцы сначала заняли Аттику , но позже колонизировали часть островов Эгейского Моря и часть эгейского побережья Малой Азии, а позже ионийцы стали основывать колонии в Крыму (Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Гермонасса). Со временем язык ионийцев Аттики и ионийцев малоазиатской Ионии стали различаться и разделились на два диалекта - ионийский и аттический. Аттический диалект лёг в основу «общего языка» (ἡ κοινὴ διάλεκτος) - греческого языка эпохи эллинизма распространившегося в Малой Азии , Фракии и других регионах Восточного Средиземноморья. «Общий язык» лёг в основу современного средневекового греческого языка, который, в свою очередь, лёг в основу Новогреческого языка в том числе и Кипрского диалекта и Критского диалекта, Понтийского языка, Каппадокийского языка, Тавро-румейского языка. Вместе с тем греки путём выведения клерухий стали расселяться по Средиземноморью - греки полностью колонизировали Эпир, Македонию, Фракию, Анатолию, Вифинию, Понт, Каппадакию, составляли влиятельное меньшинство в Египте , Сирии, Палестине, Бактрии. К II веку практически все греческие государства (за исключением Греко-Бактирийского Царства, разгромленного в 125 году до нашей эры тохарами) были включены в состав Римской Империи , все греки проживающие в Римской Империи стали римскими гражданами и поэтому стали называться ромеями. Вторжение турков-сельджуков в Малую Азию привело к постепенному исчезновению грекоязычного населения в Карии, Миссии, Лидии, Фригии, Вифинии, Киликии. Долгое время греко-язычное население сохранялось в Каппадокии. В 1923 году греки-каппадокийцы и греки-понтийцы были выселены в Грецию. Большая часть крымских греков в XVIII веке были выселены из Крымского ханства и переселились в Приазовье.

Эолийцы заселили Аркадию, Элиду, Этолию, Акарананию, Беотию, Фокиду, позже Эолиду. В данный момент ассимилированы.

Ахейцы заселили Ахайю. В данный момент ассимилированы.

Дорийцы долгое время продолжали жить в северной части современной Греции и около 1200 года до нашей эры переселились в центральную и южную современной Греции - дорийцы заняли Лаконику, Мессению, Пелопонес, Дориду, Коринфию, Мегариду, Крит часть островов Эгейского Моря и часть эгейского побережья Малой Азии, позже они основали ряд колоний на Апенинском полуострове (Тарент, Гидрунт), в Эпире (Амбракия). Дорийский диалект Лакононики лёг в основу современных цаконского языка и маниотского диалекта, дорийский диалект Крита лёг в основу Сфакиотского диалекта, дорийский диалект Эпира в основу Химариотского диалекта, а дорийский диалект Аппенинского полуострова в основу Итало-румейского языка. Цаконы (проживают в Кинурии) и маниоты (проживают на полуострове Мани) считают себя потомками дорийцев. Кроме того потомками дорийцев считают себя и Сфакиоты живущие в общине Сфакия. Происхождение Саракацанов (проживают в Македонии) точно не установлено, говорят они на Новогреческом языке.

Этнические группы греков древности

  • Ионийцы
    • Афиняне
    • Ионийцы
  • Эолийцы
    • Фессалийцы
    • Беотийцы
    • Аркадцы
    • Эолийцы
    • Фокейцы
    • Этолийцы
    • Акарнанцы
  • Дорийцы
    • Спартанцы
    • Критяне
    • Аргивяне
    • Дорийцы
    • Македонцы
  • Ахейцы

Современные этнические группы греков

  • Собственно Греки (Эллада , частично диаспора)
    • Анатолийские греки (Анатолия, ныне диаспора в Турции)
    • Греки-критяне (Крит)
    • Греки-киприоты (Кипр)
  • Понтийцы (Понт , позже Крым и Причерноморье)

Тюркизированные греки

Данные народы исповедуют православие, а письменностью их долгое время являлось или является греческая письменность.

  • Гагаузы--греки (спорное происхождение , изначально Македония , с XVIII века Буджак)
  • Караманлиды (тюркизированные греки Каппадокии)

Греки-мусульмане

Генетическое происхождение

Современные генетические исследования показывают, что среди греков преобладают Y-гаплогруппы E1b1b1 и (которые также распространены среди жителей Северо-Восточной Африки и Среднего Востока), причём E1b1b1 преобладает на Пелопоннесе , а J2 доминирует на острове Крит .

Y-ДНК гаплогруппы жителей Греции по данным веб-сайта «Eupedia: Your Guide to Europe in English»:

  • гаплогруппы и - 3 %

Срединные сети показали, что большинство греческих гаплотипов группируется в пять известных гаплогрупп, и что множество гаплотипов распределено среди греков и других европейских и ближневосточных популяций. В пределах изученных мест, генетический состав греков указывает значительно более низкий уровень разнородности по сравнению с другими европейскими популяциями.

Уровни гаплотипа R1a1, связанного миграциями протоиндоевропейцев , были менее 12 % (для сравнения, в Сирии - 10 %, Польше - 60 %).

Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками (низкая примесь, приписанная генетической изоляции из-за физических барьеров).

История

Греческая мифология впервые упоминает греков в Фессалии - именно Фессалия является родиной прародителей греков - Эллина. В XIII веке греки колонизовали острова Эгейского моря и Крит, несколько позже - после Троянской войны - эгейское побережье Малой Азии. Возникло множество греческих городов-государств, самими знаменитыми из которых были Афины, Спарта, Фивы, Аргос, Коринф. В VIII-VI веках греки основали колонии в Северном Причерноморье, на Апенинском и Пиренейском островах. В IV-III веках греки путём выведения клерухий заселили Эпир, Макдонию, Фракию, Вифинию, Понт, Каппадокию, Анатолию, Киренаику - возникло несколько греческих государств - Эпирское Царство, Македонское Царство, Одрисское Царство, Пергамское Царство, Понтийское Царство, позже они все были включены в состав Римской Империи, став её провинциями, а греки получили статус римских граждан и стали называться «ромеями», то есть «римляне». В IV веке большинство греков приняли христианство. После раздела Римской Империи на Западную Римскую Империю и Восточную Римскую Империю греки составили большинство населения Восточной Римской Империи, кроме диоцеза Египет в котором преобладали копты, диоцеза Восток в котором преобладали айсоры и провинции Дардания в которой преобладали албанцы.

В VII веке Восточная Римская Империя подверглась нашествию славян и арабов. Славянами были заселены Фракия и Македония, а также кратковременно Элладу, Пелопоннес и Вифинию. К XIII веку в Византию переселилось много влахов (Великая Влахия (Фессалия), Малая Влахия (Этолия и Акарнания), Верхняя Влахия (Эпир), Влахоринхия (Македония)) и албанцев (Эпир). В 1204 году Восточная Римская Империя распалась на ряд православных (Никейская Империя, Трапезундская Империя, Эпирский Деспотат) и униатских (Латинская Империя, Фессалоникийское Государство) государств. Латинская Империя и Фессалоникийское Королевство были вскоре отвоёваны православными, но их вассалы (Морейское Княжество, Афинское Герцогство) и вассал Никейской Империи - Морейский Деспотат просуществовали до середины XV века и вместе с остальными греческими государствами были разгромлены турками. После взятия Константинополя турецкий султан провозгласил себя кесарем римлян.

В конце XVIII в. среди греков началось национально-освободительное движение, способствовавшее преодолению областных различий. Незадолго до присоединения Крыма к России в 1777-1778 годах Екатерина II велела насильно переселить православное население полуострова в район современного Мариуполя.

В 1821 году герусии Пелопоннеса и Западной Греции и Арепаг Восточной Греции объявили о том что отказываются подчиняться султану. В 1822 году I Греческое Национальное Собрание провозгласило Греческую Республику и приняло конституцию согласно с которой законодательную власть должен осуществлять законодательный корпус, исполнительную - исполнительный корпус. Аналогичную политическую систему устанавливала и конституция принятая II Греческим Национальным Собранием в 1823 году. IV Греческое Национальное Собрание приняло в 1828 году Конституцию провозглашавшую законодательным органом Совет, а исполнительную власть должен был осуществлять Президент, которым был избран Иоаннис Каподистрия. IV Греческое Национальное Собрание создало ещё один орган - Сенат. Всё это время Греческая Республика являлась самопровозглашённым и непризнанным государством - её не признало ни одно государство, не признавала Греческую Республику и Константинопольская Православная Церковь. В 1832 году на конференции великих держав было принято решение об образовании Королевства Греции – греческого государства с государственным строем в виде конституционной монархии (монарх должен был носить титул «Король Греции», этот титул вручался сыну Короля Баварии – Оттону), территорию которого должны были составить Эллада, Пелопоннес и Киклады. V Греческое Национальное Собрание в августе того же года утвердило эти решения. До 1843 Оттон правил авториатарно, было ликвидировано местное самоуправление, Парламент долгое время не созывался.

После Берлинского Конгресса к Греции отошла Фессалия, после Балканских Войн - Македония и Эпир, после Первой Мировой Войны - Западная Фракия. Вместе с тем греки были изгнаны из Анатолии, Понта и Каппадокия в резултатете чего у греков одна из самых больших диаспор в мире: около 5 миллионов человек. 40 % греков диаспоры разговаривают на английском языке, 40 % на греческом, 5 % на русском. Многие греки-понтийцы бежали в СССР. В -30-е годы в СССР были открыты многочисленные греческие школы, издавались книги и газеты (например «Кокинос капнас » в Абхазии). В Краснодарском крае был создан Греческий район с райцентром в станице Крымской. В 1938 году, во время "«большого террора », в Греческом районе была «разоблачена» «Греческая контрреволюционная националистическая диверсионно-шпионская и террористическая организация». По делу этой организации были расстреляны 77 человек, Греческий район ликвидирован, а греческие школы перешли на русский язык. В -49 годах греки подвергались насильственному выселению (депортации) из Крыма, Абхазии, Аджарии, Северного Кавказа в Казахстан, Среднюю Азию и др. Согласно переписи 1989 года, в СССР проживало 356 068 греков, в том числе 91 699 в РСФСР . В конце 1980-х годы многие советские греки эмигрировали в Грецию. Ныне российские греки компактно проживают на Юге

Рестол русских царей. Лже Романовы. Премьер министр СССР Богданов Александр Васильевич 15.10.2015

Сегодняшняя карта мира - виртуальная. На ней правильно показан рельеф, очертания береговых линий. Однако, современные названия и расположение многих государств не имеет никакого отношения к исторически сложившейся реальности...

Есть интересный способ скоротать время. Своеобразная игра-путешествие, когда говорят любую страну, а следующий игрок должен на память назвать другую, с которой она граничит.

Например, я говорю Россия, вы говорите США, я говорю Канада, а вы - Дания и т.д. Таким образом, можно тренировать память и мысленно перемещаться по планете. Это очень полезно, к тому же, сегодня пришло время, очнувшись от наваждения, пристально посмотреть на расположение и названия стран. Здесь мы можем найти много странностей.

Попробуем, например, разобраться с «великой и ужасной» Грецией. Вопреки распространённому мнению, это государство появилось на карте мира вовсе не 4000 лет назад, а строго в 1830 году. В прошлом государства Греция никогда не было.

До того, как его нарисовали на карте, эта территория была частью Османской (Оттоманской-Атаманской) Империи. До этого - частью Византии (Ромеи). Ещё раньше, по официальной версии, частью Римской империи.

Если совсем глубоко копнуть, то до Рима этими землями распоряжалось Македонское царство, наследником которого является нынешняя славянская Македония. Оно и тогда было не менее славянским. Именно оттуда родом Александр Македонский. В ещё более раннее время там находились микроскопические отдельные города-государства (полисы).

Всё, дальше копать некуда. Древнее, по официальным понятиям, были только обезьяны. Факт налицо - согласно научным данным, государства под названием Греция в природе никогда не было.

Зачем же понадобилось рисовать его на карте и откуда такое название?

Бытует мнение, что название новорождённой страны появилось оттого, что места эти издревле населяли греки. И вот эти греки, якобы страстно хотели независимости. Все 4000 лет непрестанно хотели, а, получив её, сразу назвали свою страну Грецией.

Вот только неувязочка есть - сами «греки» страну свою называют Эллада, а себя Эллинами. У них, видимо, разрешения не спрашивали, когда кому-то очень понадобилось начертать на политической карте Greece.

Но учёные народ - упрямый и преданный. Оплошность загадочного «великого картографа» постарались замаскировать. Нашему вниманию они предлагают версию о неких «грайках» (на раннем варианте древнегреческого языка), мифологический прародитель которых носил имя Грайкос (греч. Γραικός). Якобы когда-то давно эти грайки здесь жили.

Однако сами же учёные из множества малых народов, населявших эти земли в прошлом, выделяют только 2 основных - ионийцы и дорийцы (очень похоже на дарийцев, из четырёх родов белой расы). Ионийцы не соблюдали генетической чистоты. Их относят к южному типу - кожа светлая, но волосы тёмные. Дорийцы же - светловолосые. Никаких грайков на горизонте нет.

Все эти потуги, так или иначе, тщетны, ибо всё равно не объясняют мнимое желание эллинов получить никогда не существовавшую независимость. Не объясняют они и того, почему вдруг всплыло название, о котором жители данной местности не вспоминали тысячи лет, если «грайки» это вообще не выдумка современных историков. Даже когда заходит речь о Греции, как об Эллинической республике (так называют сегодня Грецию в ряде стран Европы), то это не меняет дела. Эллады, как суверенной страны, тоже никогда не было.

Но вот, что было, так это широко известный по средневековым текстам греческий язык. А с ним тоже всё непросто. Между «греческим» языком средневековья, и тем, на котором говорят сегодня в Греции, целая пропасть.

Сначала, по мнению учёных, был некий древнегреческий язык с 2000 до н.э. по 5 век н.э. Этот язык вымер. Якобы, на базе него появилась масса диалектов, со временем ставших самостоятельными языками.

Тем не менее, считается, что этот мёртвый язык с 6-го века нашей эры использовался только в определённых кругах Византии, как литературный и научный. Уже тогда основную массу эллинов невозможно было заставить разговаривать на этом «греческом» языке. Этот этап, по мнению историков, продолжался до 16-го века (1000 лет), и тот «греческий» язык сегодня обозначают как «среднегреческий». За целое тысячелетие эллины так на нём и не заговорили.

Нельзя точно утверждать, каким изначально был этот среднегреческий язык. Современные исследователи изучают его особенности по более поздним копиям и переводам. Самые известные это Хроники Мала и Феофана. Оригиналов их, разумеется, нет.

После падения Византии, во время владычества Османской империи, особых изменений в языке Эллады не происходило. Однако после обретения этой территорией независимости в 1830 году, начались активные процессы навязывания местному населению особых правил в разговорной и письменной речи. Народу эллинов, который так и не стал разговаривать на среднегреческом языке, настоятельно предложили перейти на «кафаревусу».

Её искусственно создали на основе живого разговорного языка эллинов «димотики», с добавлением в него архаичных оборотов, взятых из не очень достоверных переводов и копий средневековых греческих текстов. В целом это было искусственное образование, очень похожее на украинскую мову.

Бедным эллинам настойчиво и профессионально корёжили язык ещё 150 лет. И только в 1976 году им позволили, наконец, говорить и писать, естественным образом, как они к тому времени привыкли. Сейчас эта языковая мешанина называется новогреческим языком. Сходство судеб украинской мовы и греческой кафаревусы настолько поразительно, что за этими событиями видится единый сценарий. Сценарист, разумеется, тоже один.

На первый взгляд, это полная бессмыслица. Зачем насиловать несколько миллионов человек, заставляя их говорить незнакомыми словами и оборотами?

В случае с Украиной более-менее ясно - хотят разделить единый народ с помощью языка, как носителя культуры. Но эллинов не делят, им просто подменяют язык. Налицо ещё один факт: «Великий картограф» не только создаёт страну, которой никогда не было. Не только присваивает ей название, которое сюда исторически никак не клеится, но и хочет, чтобы жители этой страны (вовсе не греки) говорили именно на греческом языке, таком же, каким написаны старые тексты.

Для тех, кто перекраивает мир, в создании государства «Греция» есть очень важный смысл. Известен сам греческий язык, который многократно упоминается в средние века в противовес латыни. Этот факт скрыть трудно. Требуется пояснение. Как это - греческий язык есть, а Греции нет? Для этого она и нужна на карте.

Есть и другие резоны. Понятно, что греческий - это некий особенный язык, ведь наука и поэзия, пользуясь им, подтверждает высокую культуру его создателей и носителей. Это не язык пастухов. С другой стороны, налицо следы развитой цивилизации в виде развалин городов по всему средиземноморью. Их надо кому-то приписать, но только не русам.

Чтобы всё это увязать, избегая правды, создали миф о Древней Греции и греках - создателях великой культуры. А чтобы мы не сомневались в такой версии прошлого, нам слепили, как экспонат, новую Грецию. Всех тычут носом: это - Греция, это остатки её великой культуры, это - греки, потомки тех великих.

Однако, буква «G» читается двояко: как «Г» и как «Ж». Некоторые исследователи считают, что слово GREECE следует читать как «ЖРЕЦЫ». Это читается, слышится и понимается вполне по-русски, и я с ними согласен. А латинскую надпись «graeca lingua» (греческий язык), следует читать как «язык жреца» или «жреческий язык». Такое прочтение устраняет все нелепости и несостыковки. Жреческий-греческий язык не следует считать языком какого-то отдельного средиземноморского народа.

Во-первых, сразу понятно, почему не желают читать правильно. Те, кто рисует виртуальные карты мира, не могут позволить, чтобы все поняли - основой той развитой культуры средиземноморья был русский язык. Жрец-то слово вполне русское.

Во-вторых, проясняется ситуация, при которой именно научные и поэтические тексты были написаны жреческим языком. Это ведь и есть сфера деятельности жрецов.

В-третьих, становится ясно, почему жреческий язык в разные времена не использовался широко на данных территориях, хотя устойчиво сохранялся (как якобы мёртвый) отдельными социальными группами. Эти слои общества могли составлять предпочтительно русы, а остальное население могло быть смешанным.

Возможен вариант, когда основу населения также составляли русы, разговорный язык был один и тот же, а вот письменный (жреческий) мог несколько отличаться, например, с целью сохранения знаний от непосвящённых. Подобным же образом, кстати, понимается и место латыни в западной культуре.

Всё сходится.

Как же теперь нам относиться к замечательной стране Греции? Думаю, с состраданием, как к человеку, насильно обряженному в костюм сосиски и поставленному у магазина зазывать покупателей...

Алексей Артемьев, Ижевск

Греки жили в Малой Азии с незапамятных времен. До завоевания полуострова османами, были здесь одним из нескольких коренных народов. Греки создали здесь города Смирна, Синоп, Самсун, Трапезунд. Последний в средние века стал важным торговым городом и столицей Трапезундской империи.

После завоевания Трапезундского государства турками, его территория вошла в состав Блистательной Порты. Греки в Османской империи составляли национальное и религиозное меньшинство. Часть понтийцев перешла и восприняла турецкий язык.

В 1878 году греков уравняли в правах с мусульманами. В начале 20 века в среде понтийских греков начали зреть сепаратистские настроения. У населения была популярна идея создания на территории Понта своего греческого государства.

С началом Первой мировой войны турецкое правительство начало рассматривать понтийских греков в качестве неблагонадежного . В 1916 году их, вместе с армянами и ассирийцами, стали выселять во внутренние регионы Османской империи. Переселение сопровождалось массовыми убийствами и грабежами. Этот процесс часто называют греческим геноцидом. Греческие повстанцы начали вооруженную борьбу за создание независимого государства.

После ухода из Понта турецких войск, власть в регионе перешла к грекам. Было сформировано правительство во главе с митрополитом Хрисанфом. После захвата области турецкими в 1918 году, начался массовый исход греков. Беженцы направлялись в Закавказье (Армению и Грузию), Грецию и Россию.

Оставшихся переселили в Грецию в 1923 году в рамках Лозаннского мирного договора, содержащего статью о греко-турецком обмене населением. Свой вынужденный отъезд понтийские греки рассматривали как национальную катастрофу. На их место заселили мусульман из балканских стран.

Язык понтийских греков

В период проживания в Османской империи понтийские греки были двуязычны. Кроме греческого они использовали и турецкий язык. Отдельные группы греческого населения перешли на турецкий еще в 15-17 веках.

Понтийский греческий значительно отличается от языка материковой Греции. Жители Афин и других городов его не понимают. Многие лингвисты считают понтийский отдельным языком. Среди понтийцев широко распространено убеждение о большой древности их языка.

Историческое название понтийского языка - ромейка. После переселения в Грецию в 1923 году, понтийцам предложили забыть свой язык и отказаться от своей идентичности. Сейчас родной язык помнят лишь представители старшего поколения, кому за 80.
Чистая ромейка частично сохраняется лишь в виллаета Оф в Турции. Это потомки греков принявших еще в 17 веке. На этом языке здесь говорят несколько тысяч человек. Понтийский диалект очень похож на язык «мариупольских греков», проживающих на Украине.

Краткая историческая справка:

Понти́йцы (понтийские греки; греч. Πόντιοι, Ποντιακός Ελληνισμός, Έλληνες του Πόντου, Ρωμαίοι; тур. Pontus Rumları ) - этническая группа греков , потомки выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии (современная Турция).

Живут (осталось очень мало) на Украине, в Грузии (подавляющее большинство уже покинуло страну), в Армении, России (в том числе на Северном Кавказе), Казахстане, Греции, Турции, Сша, на Кипре и др.

Первые намеки греческого присутствия в Черноморской области могут быть прослежены в греческой мифологии. Это - область, куда Ясон и аргонавты приплыли в поисках золотого руна. Миф был записан Аполлонием Родосским в работе «Аргонавтика». Современные историки датируют экспедицию Арго приблизительно в 1200 до н. э., основываясь на описании, данном Аполлонием.

Первой засвидетельствованной греческой колонией был Синоп, основанный на северных берегах древней Анатолии приблизительно в 800 году до н. э. Поселенцы Синопа были торговцами от Ионийского греческого города-государства Милета. После колонизации берегов Чёрного моря, известного до того времени греческому миру как Pontos Axeinos (Неприветливое Море), название было измененно на Pnotos Euxeinos (Гостеприимное Море). Вдоль всей Черноморской береговой линии на территории сегодняшних государств Турции, Болгарии, Грузии, России, Украины и Румынии число греческих колоний росло. Область Trapesus, позже названная Трапезундом, теперь Трабзоном, была упомянута Ксенофоном в его известном Анабасисе, где описывается, как он и другие 10 000 греческих наемников прибыли к берегам Понта и высадились там. Ксенофонт упоминает, что когда при виде моря они кричали "Thalassa! Thalassa! («Море! Море!»), местные жители поняли их. Целый диапазон торговли процветал среди различных греческих колоний, но также и с местными племенами, которые населяли Понт внутри страны. В скором времени Трапезунт занял ведущую роль среди других колоний, и область поблизости стала сердцем греческой культуры и цивилизации Понтийцев.

Эта область была собрана в царство в 281 до н. э. Митридатом I Понтийским, линия родословной которого восходила ко времени Ариобарзана I, правителя греческого города Киоса . Самым видным потомком Митридата I был Митридат VI Понтийский который между 90 и 65 до н. э. вел т.наз. Митридотовы войны - три горьких войны против римской республики, перед тем как в конечном счете стать побежденным. Митридат VI расширил свое царство к Вифинии, Крыму и Пропотосу перед его падением после третьей Митридатовой войны.

Однако царство всё же выжило как вассальное Риму государство, теперь называемое Боспорским царством и находящееся в Крыму до IV столетия нашей эры, когда эти территории были захвачены гуннами. Остальная часть Понта стала частью Римской империи, в то время как гористая территория (Халдия) была полностью включена в Византийскую Империю в течение VI столетия. Понт был местом рождения династии Комнинов, которая управляла империей с 1082 до 1185 - время, в которое империя возрождалась из пепла, отвоевав большую часть Анатолии у турок-сельджуков .

Численность и ареал

mob_info