Класс насекомые. Образ жизни паукообразных Какой образ жизни ведут насекомые

Насекомые - самый крупный класс животных. Он включает более 1 млн видов. Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных.

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются пара сложных глаз, пара усиков, на груди - три пары ног, и у большинства одна или две пары крыльев, на боках брюшка - дыхальца.

Насекомые различаются по форме отделов тела, величине глаз, длине и форме усиков и другим признакам. Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги. Одни из насекомых имеют пластинчатые усики (многие жуки), другие - нитевидные (кузнечики), третьи - перистые или булавовидные (бабочки) и др. Ротовые органы могут быть грызущими, как у майских жуков, колюще-сосущими, как у комаров, сосущими, как у бабочек, и др. Задние ноги у кузнечиков прыгательные, у жуков-плавунцов плавательные; передние ноги у медведки копа-тельные. Все эти и другие особенности строения развились у насекомых в связи с приспособлением к тем или иным условиям жизни.

Особенности внутреннего строения насекомых

связаны в основном с дыхательной, выделительной и нервной системами. Органы дыхания насекомых - трахеи - отличаются большой разветвленностью. У мелких насекомых газообмен происходит путем диффузии. Крупные насекомые вентилируют трахеи (при расслаблении стенок брюшка воздух засасывается в трахеи, а при сокращении - выходит во внешнюю среду). Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки, свободные концы которых замкнуты. Поступающие в них продукты выделения стекают в задний отдел кишки. У насекомых имеются жировые клетки с запасом питательных веществ и воды. В них же откладываются некоторые ненужные для организма вещества.

Отличия нервной системы насекомых связаны с укрупнением надглоточного нервного узла (его нередко называют головным мозгом), уменьшением количества и укрупнением узлов брюшной нервной цепочки. Более сложное строение нервной системы проявляется в сложности поведения насекомых. Пчела, например, отыскав цветущие нектароносные растения, по возвращении в улей ползает на сотах, "танцует", описывая определенные фигуры, по которым другие пчелы устанавливают направление к месту медосбора. Муравьи на ночь закрывают входы в муравейник, выносят на поверхность влажные хвоинки, а после просушки перетаскивают их в глубь муравейника.

Типы развития насекомых.

Насекомые - раздельнополые животные. У одних насекомых (саранча, клопы) из отложенных самками оплодотворенных яиц развиваются личинки, внешне похожие на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми. У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки-капустницы, например, червеобразные и питаются н.е нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Через несколько линек гусеницы превращаются в куколок, которые не питаются и не передвигаются, но под их хитиновым покровом происходят сложные изменения. Через некоторое время покров тела куколки лопается и из него выходит взрослое насекомое.

Развитие, которое происходит в три фазы, а личинки насекомых при этом похожи на взрослых особей, называют неполным превращением. Развитие насекомых, которое протекает в четыре фазы (включая фазу куколки), а личинки при этом не похожи на взрослых особей, называют полным превращением.

Развитие с превращением дает возможность насекомым сохраниться при неблагоприятных условиях жизни (низкая температура, отсутствие пищи) на той или иной менее уязвимой стадии развития. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки не конкурируют со взрослыми особями: обычно они используют другую пищу и развиваются в иных местообитаниях.

Статьи и публикации:

Химические свойства моносахаридов
Химические свойства моносахаридов, как и других бифункциональных соединений, могут быть разделены на три группы: это свойства спиртов, карбонильных соединений, и специфические реакции, обязанные взаимному влиянию и взаимному участию спирт...

Ферменты
Возможность проведения различных манипуляций с ДНК in vitro всецело зависит от наличия очищенных ферментов, которые специфическим образом разрезают, модифицируют и соединяют молекулы. В настоящее время отсутствуют чисто химические методы, ...

Рибонуклеиновая кислота (РНК)
До начала 90-х годов прошлого века химики сумели расщепить нуклеин Мишера на белковую и нуклеиново-кислотную часть. В 1891 г. профессор Берлинского университета немецкий биохимик Альбрехт Коссел выделил из нуклеина первые азотистые основа...

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни.
  • Познакомить с представителями этого класса.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие .

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного,слухового и тактильного восприятия.
  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

  • Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Словарь: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин, насекомые вредители, одомашненные насекомые.

Оборудование: Презентация (см. приложение)

Ход урока

1. Организационный момент . Подготовка рабочего места.

2. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленноповторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше).

Животные - беспозвоночные – черви – кольчатые черви – дождевой червь.

Прочитайте, что у вас получилось.

К какому классу животных относится дождевой червь?

Кто из животных ещё относится к этому классу?

4 . Сообщение темы и начало показа презентации. Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом насекомых. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

(Слайд 1) Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

План урока: (Вывешивается на доске)

  1. Внешнее строение насекомых.
  2. Среда обитания насекомых.
  3. Способ передвижения насекомых.
  4. Способ питания насекомых.
  5. Значение насекомых в природе и жизни человека.

5. Новый материал: (Слайд 2) Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

6. Словарная работа. – Почему мы их так называем? (Слайд 3)

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе с него насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса - насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке.

(Слайд 4) Рассмотрим подробнее строение тела насекомых. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение – состоят из многих одинаковых ячеек), на втором – усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, .пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.

(Слайд 5) Глаза насекомых состоят из отдельных ячеек – фасеток. Их может быть более 28 тысяч. Фасетки часто называют простыми глазками. Предметы насекомые видят состоящими как бы из отдельных мелких кусочков. (Человек может видеть 20 сменяющихся картинок в секунду. Если картинки меняются быстрее, то картинки видятся в движении. Медоносные пчёлы видят 300 картинок в секунду.)

(Слайд 6) Кроме этого они удивляют большим разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров.

Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела насекомого (для детей с более ограниченными возможностями можно дать более крупное изображение насекомого с заданием указать, на какие основные части разделено тело насекомого).

8. Физкультминутка.

Новый материал (продолжение).

У человека среди насекомых есть враги и друзья. (Слайд 7) . Некоторые шестиногие перешли к питанию культурными растениями – например, клоп – черепашка, свекловичный долгоносик, озимая совка, яблоневый цветоед, многие виды тлей. Жуки – короеды питаются корой растений, личинки жуков – усачей опасные вредители леса. Есть муравьи, которые пасут тлей. Они щикотят их своими усиками, стимулируя этим выработку у тлей сладкого «молока», которое муравьи употребляют в пищу. А вот божья коровка приносит большую пользу хозяйству, уничтожая этих самых тлей и других вредителей растений.

(Слайд 9) Приносят пользу пчёлы, муравьи, тутовый шелкопряд и др. насекомые.

Для здоровья человека опасны кровососы – комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят опаснейшие болезни – чуму, малярию, энцефалит. Бытовым бедствием являются тараканы. Платяная моль и кожееды повреждают одежду.

В лесном хозяйстве ощутимый ущерб наносят жуки – короеды, усачи и златки, непарный и сибирский шелкопряды.

(Слайд 10) Есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела, которая собирает нектар с цветков и, превращающая его в мёд, а заодно опыляющая культурные растения. Это и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. За сотни лет выведены различные, не встречающиеся в природе породы этих насекомых.

9. Первичное закрепление пройденного материала.

10. Проверка знаний (в виде викторины «Проверь себя».

  1. Почему их называют насекомыми? (покрытые насечками)
  2. Каких насекомых вы знаете?
  3. На какие части разделено тело насекомых?
  4. Чем питаются насекомые?
  5. Каких одомашненных насекомых вы запомнили?

11. Вывод: Кто относится к насекомым?

Выставление оценок.

12.Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

13. Домашнее задание.

Паукообразные-класс членистоногих из подтипа хелицеровых. Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́,тарантулы.

Паукообразные распространены повсеместно.
Представители этого класса - одни из древнейших наземных животных, известные с силурийского периода.
Ныне некоторые отряды распространены исключительно в тропических и субтропических поясах, таковы жгутоногие. Скорпионы же и бихорхи обитают также в умеренном поясе, пауки, сенокосцы и клещи в значительном количестве встречаются и в полярных странах.

Паукообразные почти исключительно хищники, только некоторые клещи и пауки-скакуны питаются растительными веществами. Все пауки - хищники. Они питаются главным образом насекомыми и другими мелкими членистоногими. Пойманную добычу паук хватает ногощупальцами, прокусывает крючковидными челюстями, впрыскивает в ранку яд и пищеварительный сок. Примерно через час паук высасывает при помощи сосательного желудка все содержимое добычи, от которой остается только хитиновая оболочка. Такое пищеварение называется внекишечным.

Насекомые-класс или надкласс беспозвоночных животных.Относятся к типу неполноусых.Насекомые имеются почти во всех средах обитания.Насекомые обитают в подавляющем большинстве известных наземных биотопов, заняв такие негостеприимные экосистемы, как вершины гор, глубокие пещеры а также зарождающиеся экосистемы недавно образовавшихся островов вулканического происхождения. Известны и морские насекомые, относящиеся к особому семейству водомерок из отряда полужесткокрылых (кроме них, в прибрежных солёных водах изредка поселяются другие, типично пресноводные клопы).Насекомые обычно невелики по размерам, многие из них всю жизнь могут проводить на небольших участках почвы, в маленьких водоемах, на отдельных частях растений: в плодах, внутри ветвей, на листьях и т. д. Насекомые довольствуются небольшим количеством пищи. Так, содержимое одной горошины обеспечивает полное развитие личинки жука гороховой зерновки; соков, поступающих в тонкую корневую мочку виноградной лозы, достаточно для питания нескольких особей тли-филлоксеры; развитие личинки яблонного цветоеда завершается при питании пестиком и тычинками всего лишь одного бутона яблони.

Вместе с тем быстрая смена поколений и высокая плодовитость часто приводят к резкому возрастанию чис­ленности особей некоторых видов, к массовому размножению их, и тогда ущерб, приносимый культурным растениям, лесам или домашним животным, становится весьма ощутимым.

Насекомые, как и другие беспозвоночные животные (пауки, раки, черви, моллюски и др.), не имеют внутреннего скелета. Опорой для мышц, приводящих тело в движение, служат уплотненные, а иногда и очень жесткие участки кожи, охватывающие тело сверху и снизу в виде полуколец; чередование их с узкими и мягкими кожными поверхностями создает сегментацию тела, разделение его на членики. Кожа насекомых и прочна и эластична: она надежно, как панцирь, защищает внутренние органы тела и вместе с тем позволяет животному быть гибким и подвижным.

Часть пауков, например тарантулы (Lycosa), обычные у нас в степной полосе, подстерегают добычу в отвесной норке, которую роют в почве и выстилают паутиной; попавших в норку насекомых высасывают, а остатки выбрасывают наружу. У некоторых пауков норка или гнездо продолжается в трубчатую паутинную галерею.

Многие пауки устраивают на земле или среди растительности плоский ловчий полог, у края которого расположено отверстие, ведущее в гнездо. Такие тенета характерны и для домового паука Tegenaria domestica. Многие лесные виды укрепляют рыхлые горизонтальные пологи на многочисленных нитях. К наиболее сложным относятся различные варианты колесовидной сети, в частности крестовиков. Иногда такая сеть оттягивается центральной нитью и имеет вид широкой воронки. У паука Hyptiotes сеть представлена сектором из 4 лучей и поперечных липких нитей; от места соединения лучей отходит нить, на которой сидит паук, подобрав нить петлей и натягивая сеть. При попадании добычи паук повторно отпускает и натягивает петлю, благодаря чему добыча прилипает к смежным нитям; затем паук бежит к ней, оплетает паутиной и высасывает.

Взрослые самцы обычно ловчих сетей не строят, но пользуются паутиной для наполнения спермой копулятивных органов педипальп. Капля спермы выпускается на специально сотканную сеточку, откуда вбирается копулятивными органами. При спаривании проявляются весьма сложные инстинкты. В ряде случаев самки агрессивны по отношению к самцам, которые после спаривания спасаются бегством, так как могут быть съедены самкой. Самцы некоторых пауков, например видов Pisaura, отвлекают внимание самки при спаривании, принося ей оплетенное паутиной насекомое. Пока самка его высасывает самец наполняет ее семеприемники спермой, вводя копулятивные органы поочередно в правое и левое отверстия эпигины. У пауков обычно выражен половой диморфизм, иногда очень резкий.

Насекомые легко приспосабливаются к внешним условиям, поэтому стали одними из самых процветающих животных на планете. Они относятся к членистоногим, которые составляют более 80 процентов всех живых существ, известных науке. Среди их родственников – пауки и скорпионы, губоногие и двупарноногие, а также ракообразные, в том числе крабы и омары.

Насекомые – поразительные животные. Представьте, что вы способны поднять вес в 50 раз больше собственного – для взрослого мужчины это все равно что взвалить на себя грузовик. Муравьи проделывают это всякий раз, когда тащат крошки, песчинки и мелкие камешки к себе в колонию. Длина большинства блох всего несколько миллиметров, но они могут подпрыгивать на высоту до 18 сантиметров – для обычного человека это равнозначно преодолению трех футбольных полей!

Эволюция насекомых

Судя по ископаемым остаткам, первые насекомые появились на Земле около 440 миллионов лет назад во время силурийского периода. Их предками были другие примитивные беспозвоночные, в том числе морские членистоногие – трилобиты, которые относились к преобладающим морским видам в кембрийском периоде (примерно от 542 до 488 миллионов лет назад).

Первые настоящие насекомые произошли от сухопутных потомков трилобитов – похожих на двупарноногих существ, не имевших крыльев. Крылатые виды появились в девонском периоде, примерно 70 миллионов лет спустя. Крылья у них были расположены под прямым углом к телу и обеспечивали подъемную силу, колеблясь вверх-вниз. Этих древних крылатых насекомых называют палеоптерами, или древнекрылыми, и считают предками современных поденок и стрекоз.

Способность летать давала этим древним насекомым серьезное преимущество перед другими животными, и они стремительно эволюционировали. Пик их процветания пришелся на каменноугольный период (от 359 до 251 миллиона лет назад), во время которого они выросли в огромных грозных хищников. К концу пермского периода (от 299 до 251 миллиона лет назад) появилось большинство современных групп насекомых, которые начали распространяться и заняли почти все ареалы на Земле.

Анатомия насекомых

Общее строение тела у всех насекомых одинаково. Все виды имеют три пары ног и три основных части тела: голову, грудь и брюшко. На голове расположены придатки под названием усики, с помощью которых животное ориентируется в пространстве, ротовые органы и простые или фасеточные глаза. Грудь представляет собой средний участок тела насекомого и состоит из трех секций – метамеров. К каждому метамеру причленена пара ног, которых всего шесть.

На груди и брюшке находятся небольшие отверстия, называемые дыхальцами. Дыхальца связаны с дыхательной системой и снабжают ее кислородом. Тело насекомого защищено твердым внешним покровом, который называется наружным скелетом и состоит из хитина – того же вещества, из которого состоят наши ногти и волосы. Наружный скелет выполняет такие же функции, что и внутренний у позвоночных: поддерживает мышцы и защищает внутренние органы. Кроме того, он может защитить от хищников.

У большинства насекомых есть одна или две пары крыльев. Даже у тех, кто с виду их лишен, они сохранились в рудиментарной форме на груди. Крылья дают насекомым значительное преимущество перед другими животными. Они позволяют ускользать от наземных хищников и улетать прочь, когда популяция увеличивается и становится слишком тесно. Кроме того, благодаря крыльям насекомые смогли распространиться и заселить самые негостеприимные места на Земле.

mob_info