Как написать достойный комментарий егэ по русскому. Клише для эссе по русскому языку для егэ. Речевые клише для вступления

В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25 ЕГЭ.

Речевые клише

1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)…

3) Данный текст посвящён теме/проблеме…

4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: …/останавливается на следующих проблемах: …

6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что…

8) Волнующую всех нас проблему … поднимает (указываем автора).

9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), - это …

10) Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).

11) Что такое … ? / В чём заключается проблема … ? / Какую роль в жизни человека играет … ? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора).

2. Для комментирования проблемы:

1) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)

2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что …

4) Размышляя над проблемой автор обращается к … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ! ) .

7) В тексте доказывается мысль о том, что …

8) Основная мысль текста заключается в том, что …

4. Для выражения собственной позиции:

1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему …

2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.

4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что …

5. Для аргументации собственной позиции

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными / нормой жизни такие явления, как … ?

3) Кто из нас не наблюдал / не сталкивался / не замечал (за собой) / не оказывался свидетелем того, как … ?

4) К сожалению, часто в наши дни / среди нас / вокруг нас … ;

- из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих великих русских и зарубежных писателей. К ней в своём произведении (указываем жанр и название) обращался (указываем имя писателя / поэта) .

2) Особенно остро эта проблема поставлена / звучит в произведении … .

3) Актуальность проблемы, затронутой автором текста, доказывает то, что и русские / зарубежные авторы в своих произведениях обращались к ней, в частности … (указываем имя автора и название произведения) ;

- из зрительского опыта:

1) Проблема часто обсуждается в Интернете / на страницах газет и журналов / в различных телепередачах. (Указать, в каком издании / телепередаче дискутировали на эту тему.)

2) Обращает на себя внимание и то, что данной проблеме посвящены многочисленные статьи в печатных СМИ и телепередачи. (Указать автора статьи и название издания / название телепередачи и её сюжет.)

Комментарий - это рассуждение с пояснениями по поводу одной из исходного текста.

Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. не влияет на комментарий.

Требования к комментарию

Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с .

1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).

2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров , важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.

3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок : экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.

При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.

Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.

С чего начать писать комментарий?

Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.

Задача ученика - оценить, проанализировать, прокомментировать содержание исходного текста. Не важно, художественный он или публицистический. Нельзя пересказывать, можно цитировать небольшие отрывки. Нужно обобщать и делать выводы.

Задайте себе несколько вопросов:

2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?

3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?

Комментарий - это ответы на данные вопросы. При написании комментария нужно следовать за мыслью автора. Лучше упоминать о событиях в хронологическом порядке, объясняя, зачем автор ввел в текст каждое из них.

Клише для написания комментария

Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с . Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.

Нам важно выделить, ЧТО , ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.

Объем комментария

В критериях оценивания сочинения ничего не сказано по поводу минимального и максимального объема комментария. Это значит, что следует исходить из здравого смысла. Учителя сходятся во мнении, что хороший комментарий должен состоять из 6-9 предложений. Не стоит писать слишком мало. Но не следует писать и слишком много - помните о временных ограничениях.

Вы можете ознакомиться с примерами, нажав на заголовок. Найти комментарий не составит труда. Комментарий - это второй абзац сочинения, идущий сразу после вступления. После него принято писать авторскую и собственную позиции.

Пишите как можно больше. Чем раньше вы начнете подготовку, тем больше шансов научиться писать комментарий на максимальный балл. Вы можете писать сочинения наполовину (заканчивая на комментарии) в целях экономии времени. Показывайте свои работы учителю или репетитору - своевременное исправление ошибок поможет избежать проблем в будущем. В качестве практики можно прописывать комментарий не для одной, а для всех проблем исходного текста.

сочинения-рассуждения.

Речевые клише

для сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение, или, по-другому, сочинение-эссе, состоит из нескольких частей:

1. Определение проблемы
Проблема может вводиться повествовательным предложением, типа «Одной из важнейших проблем в данном тексте является проблема помощи ближнему». Или вопросительным предложением, типа: «Что такое милосердие? В чём оно заключается? Всеми этими вопросами задаётся автор текста».

4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
В данном пункте следует выразить собственное мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), приведя 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

5. Заключение
В заключение подводится итог всему сказанному, делается вывод по проблеме и то, как она отражена у автора исходного текста.

См. примеры сочинений:

Речевые клише

Обоснование темы и проблемы

1. ФИО автора – несколько слов об авторе (можно взять из сноски, которая даётся после текста).
2. Вот и в указанном тексте автор обращается к этой же теме.
3. Среди ряда проблем, рассматриваемых в тексте (перечисление проблем), мне наиболее важной/актуальной кажется проблема ЧЕГО (проблема милосердия, уважения и пр.)

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

Согласие с позицией автора текста

  1. Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
  2. Я разделяю мнение автора и считаю, что... .
  3. Трудно спорить с автором о том, что... . И моя позиция состоит в... .
  4. Думаю, что следует согласиться с автором в том, что... .
  5. Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что... .
  6. Мне близка позиция автора относительно... . Я тоже считаю, что... .
  7. Нет сомнения в том, что слова автора о... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... .
  8. Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
  9. Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"...
  10. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса).
  11. Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
  12. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод).
    К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).

НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста

  1. В целом разделяя позицию автора относительно... , выскажу особое мнение о... . Я считаю, что... .
  2. Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что... . Однако на вопрос о.... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что... .
  3. Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
  4. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
  5. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
  6. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

  1. Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
  2. Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
  3. На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  4. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  5. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
  6. Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
  7. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
  8. По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
  9. Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
  10. Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
  11. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
  12. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
  13. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
  14. Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
  15. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
  16. Вызывает сомнение тезис о том, что … .
  17. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  18. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  19. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

Комментарий проблемы

Комментарий проблемы – один из самых сложных этапов работы. Под ним подразумевают «толкование» одной из проблем текста, пояснительные замечания, рассуждения по ее поводу. Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Текстуальный комментарий предполагает рассмотрение проблемы в ее многочисленных связях с другими компонентами текста (композицией, системой персонажей, образными средствами и т.д.), без отрыва от него.

Концептуальный же комментарий подразумевает вычленение проблемы и рассмотрение ее в иных, более широких контекстах: авторской биографии, запросов сегодняшнего времени, традиции, читательского восприятия.

Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов:

    На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)?

    Как аргументирует свои рассуждения (если аргументация присутствует)?

Важно помнить: текстуальный комментарий – это не пересказ. Пересказывая, мы передаем все содержание текста. В текстуальном же комментарии мы акцентируем внимание только на проблеме текста , следим за ходом мысли автора , раскрывающего проблему.

Пример текстуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский рассказывает о драматичной судьбе пожилой женщины – Катерины Ивановны – одинокой, брошенной своей выросшей дочерью. Мечтая о встрече с нею, старушка просит помощи у постороннего человека, чье сочувствие звучит неподдельно, искренне. Не случайно именно он заслуживает ее обращения «родной мой», не случайно и его признание: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Проблема одинокой старости пронизывает весь текст. Повествователь, от лица которого ведется рассказ, передает нам то ощущение тоски, которое наполняет душу человека перед смертью, душу одинокую и любящую. Это щемящее чувство усиливается пейзажными зарисовками: образ облетевшего сада, с которым связана молодость Катерины Ивановны, одинокая звезда в небе – напоминают ей о необратимости времени. Чувства повествователя, несомненно, близки автору. Они передаются и читателю…»

При использовании концептуального комментария нужно найти ответы на следующие вопросы:

    К какому типу принадлежит эта проблема (социальная, экономическая, социально-экономическая, политическая, социально-политическая, экологическая, вечная, философская, религиозно-философская, нравственная, психологическая, нравственно-психологическая и т.п.) ?

    Почему эта проблема привлекла внимание автора, как это связано с его биографией и творчеством?

    Кто, где и когда еще обращался к данной проблеме, существует ли традиция, связанная с ней в литературе, публицистике (отвечать на этот вопрос следует в общих словах)?

    Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

    Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Нова ли она для Вас?

    Как воспринимает читатель рассуждения автора по указанной проблеме (передается ли ему волнение автора, оставляет ли проблема его равнодушным)?

Пример концептуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский известен как продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Будучи мастером тонких, психологических рассказов, замечательным пейзажистом, он обращается к проблеме одиночества, старости, прощания с миром и жизнью исподволь – через ряд художественных образов.

Проблема эта не нова для русской литературы, она может быть отнесена к категории вечных философско-психологических проблем и актуальна во все времена. И сегодня она звучит еще острее, учитывая усиливающийся бег времени и отчуждение между людьми. Именно поэтому рассказ К.Г.Паустовского не может оставить равнодушным современного читателя».

Возможно совмещение текстуального и концептуального комментария.

Пример совмещенного комментария к тексту К.Г.Паустовского:

Текст К.Г.Паустовского относится к художественному стилю, а художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому проблема одиночества пожилого человека раскрывается на примере судьбы героини рассказа – Катерины Ивановны – страдающего и близкого нам человека, чьи переживания не могут не тронуть душу.

Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить ее отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась героиня. Образ пустеющего осеннего сада только усиливает переживания героев и читателя.

Разрывается незримая связь между родными людьми, самая кровная, самая крепкая. «Что происходит?» – как будто бы задается вопросом автор, и не находит ответа, предлагая сделать это читателю. Проблема вечная, имеющая долгую традицию в человеческой культуре, звучит остро именно потому, что дается не в умозрительных рассуждениях, а через конкретную жизненную ситуацию. Эта проблема очень актуальна сегодня: гонка за удовольствиями и успехом приводит к отчуждению между людьми, к одиночеству слабеющих стариков».

Шаблонизированная схема совмещенного комментария проблемы :

Вопрос о… (обозначь проблему) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора) , особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (дай объяснение) .

Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение к (сошлись на героя, ситуацию, проблему ) ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры, можно цитатные) , в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему) , NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, случаи из жизни, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы, статистические данные и т. п.).

Речевые клише, которые помогают оформить комментарий проблемы

Для оформления комментария есть специальные конструкции, речевые клише. Это «маркеры» , указывающие на то, что мы

mob_info