История строительства днепрогэс. Подрыв плотины днепрогэс Восстановление днепрогэс после войны

И моторизованные войска с целью внезапного захвата Днепрогэса и плотины, по которой рассчитывали ворваться в город, прорвали оборону западнее Запорожья на узком участке фронта. Бывший начальник Генерального штаба Сухопутных войск Германии Ф.Гальдер так описывает события в районе Запорожья: «19 августа 1941 года. 59-й день войны. Обстановка на фронте: Группа армий “Юг”: Противник продолжает оказывать сопротивление румынским частям, наступающим на Одессу. В районе Очакова противник предпринял контратаку на участке 50-й дивизии.



В херсонском порту наблюдается большое количество судов противника. 11-я армия сегодня ночью приступила к переправе войск 11-го армейского корпуса через Буг. Авиация противника усиленно атакует наши передовые наступающие части в излучине Днепра. 9-я танковая дивизия вышла в район 1 км западнее плотины у Запорожья. 14-я танковая дивизия ворвалась на плацдарм противника у Запорожья».
По мосту через старое русло Днепра врагу удалось прорваться на Хортицу, приблизиться к Днепрогэсу и начать орудийно-минометный обстрел его защитников.

Обороняющиеся подразделения, выполняя «приказ товарища Сталина от 3 июля 1941 года» переключив генераторы ГЭС на самосожжение, отступили на Левобережье.
Бывший начальник строительства Днепростроя Ф.Г. Логинов рассказывает: “Это было 18 августа 1941 года. В тот день Днепрогэс работал с полной нагрузкой, хотя снаряды летели через плотину и машинный зал электростанции. В случае отступления наших войск решено было оборудование станции и плотину вывести из строя, не дать противнику возможности пользоваться Днепрогэсом. Тяжелая, но необходимая операция была поручена главному инженеру Днепрогэса Григорию Шацкому…».

Немцы, впоследствии также подтвердили разрушение машинного зала работниками станции. В мемуарах Шпеера, который с сентября 1930 года был руководителем военного строительства Рейха, а с февраля 1942-го – имперским министром вооружения, сообщается: «…Посетил я и взорванную русскими электростанцию в Запорожье. В ней, после того, как крупная строительная часть сумела заделать брешь в плотине, были установлены немецкие турбины. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего - простым поворотом рукоятки одним человеком!».

Но турбины не были главной целью уничтожения. Следовало взорвать саму плотину. Немецкие войска были еще на правом берегу Днепра, в районе Никополя и Кривого Рога. О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье — километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях, хотя телефонное соединение в то время на Левобережье функционировало нормально.

Изучение имеющихся документов 157-го полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, охранявшего и оборонявшего Днепрогэс до последней минуты, позволяет с точностью до часов установить время подрыва плотины: 20.00-20.30 18 августа 1941 года.
Именно в это время Днепрогэс, Днепровские плотины, железнодорожный мост через Днепр были взорваны.
Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.

В теле плотины образовалась большая брешь, пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много немецких подразделений, укрывшихся в плавнях. Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих».
Вода залила всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор «Волочаевка» был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.

В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев — сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе.

Вот как описывают это событие очевидцы:
«И вдруг дрогнула земля. Мишка посмотрел на запад и ахнул: там, где-то у Днепра беззвучно вырастал, поднимался огромный, агромаднейший чёрный гриб… Плотина! Взорвали плотину!
- Мама, открой шире рот!!
- Что?
- Открой! Шире! Рот!
И рвануло! Ох, как рвануло! Гордость наша, любовь наша, красавец наш Днепрогэс, Днiпрельстан ти наш рiдний, какой же болью в наших сердцах отозвалась твоя боль, твоя смертельная рана, что ой как не скоро зарубцуется! А сколько же ещё впереди таких ран?»

«…18-го августа….когда я добиралась до пристани, то видела, что вся Дубовая Роща и прибрежные дома были залиты днепровской водой, потому что в ночь под 17-е наши взорвали плотину (перемычку) ДнепроГЭСа, и вода хлынула сильным валом и снесла все на своем пути. А в плавнях ниже города оставалось много скота и людей. В городе стояла зловещая тишина и опустение, с часу на час ждали немцев — народ по случаю устроил грабеж мельниц и магазинов. Власть опомнилась и через пару дней в городе был восстановлен порядок» .

Марк Трояновский: «Неожиданно 17-го утром в районе Днепрогэса появились немцы. Почти все работники политуправления были брошены на помощь в части, охраняющие подступы к плотине. Разрывы мин и снарядов. У въезда на плотину установлен броневик и полковые пушки. Через плотину отправляют пополнение, причем без винтовок…
Вскоре мы были свидетелями, как это пополнение побежало обратно. Выстрелами его начали гнать в бой снова. А еще через час всем без винтовок разрешено было уйти. Такая неразбериха расслабляла и стойкие части. Мы немного поснимали все эти безобразия у плотины. Сняли вспыхнувший на том берегу громадный пожар у военного завода.
Все под обстрелом, никто точно не знает где что. Пока мы решали, куда ехать, улицы города начали подвергаться интенсивному обстрелу. Мины и артиллерия. Неприятель рядом, на том берегу. Было жутко смотреть, как метались женщины, не зная как быть. Они живут на том берегу, работая на этом. Утром, как ни в чем не бывало, пошли на работу. Все было нормально, ходили трамваи. А теперь на той стороне градом сыплются снаряды. Пылают большие жилые дома. Люди в отчаянии.
Наступила тревожная ночь с 17 на 18 августа. На том берегу пылали пожары. Политотдел готовил машины для эвакуации. Штаб переезжает ночью. Ждали ночью прихода наших . А вдруг что-нибудь будет интересное!!!
Ночь провели у машин на улице. Раздалось несколько больших взрывов. Не знали, что это. Думали разрывы тяжелых снарядов. Ночью часов в 12 узнаем жуткую новость — плотина Днепрогэса и ж.д. мост взорваны. Взорваны без особой нужды, преждевременно, когда на том берегу остались наши части. Говорят, что сейчас ищут виновников. А сделали это как будто работники НКВД, спаниковали» .

Действительно, паника имела место. Но был ли подрыв Днепрогэса самоуправным?
К сожалению, командующий Южным фронтом Тюленев И.В. об этом факте в своих воспоминаниях указал очень скупо: «Мы находились в Запорожье, когда вдруг земля качнулась под ногами - взрыв огромной силы потряс воздух. Двенадцатитонный заряд тола уничтожил Днепрогэс, гордость советского народа».
Ненамного проясняют ситуацию со взрывом Днепрогэса и открытые для исследования оперативные документы штаба Южного фронта:
Во исполнение указанного приказа командования Южного фронта 3 сентября 1941 г. части 274-й стрелковой дивизии 12-й армии с участием Запорожского народного ополчения под прикрытием форсировали Днепр и в трехдневных ожесточенных боях разгромили врага на острове Хортица. После освобождения Хортицы значительно ослаб артиллерийский обстрел заводов и города, что способствовало ускорению демонтажа и эвакуации оборудования и людей.
После уничтожения Днепровской дамбы и Днепрогэса, все руководство убежало на восток. Через неделю по приказу Москвы большинство этих горе-руководителей вернулись назад в Запорожье и еще какое-то время до прихода немцев продолжало «руководить» и заверять, что Запорожье «никогда не будет сдано врагу», что врага за Днепр не пустят. Заблаговременное уничтожение Днепрогэса они объясняли «враждебной диверсией», «вредительством».

«Серия Г
ДИРЕКТИВА № 0083/ОП
ШТАБ ЮЖНОГО ФРОНТА ПОКРОВСКОЕ.
21.8.41 г. 15 ч. 45 м.
Карта 500 000
…На запорожском направлении пр-к в составе одной тд и одной-двух мд достиг рубежа р. Днепр, ведет разведку и подготовку к форсированию р. Днепр …
Пр-к, действуя превосходящими силами, имел целью занять всю правобережную Украину, нанести отдельные поражения армиям фронта, обороняющимся западнее р. Днепр, в частности р-не Николаев. Введя в бой значительное количество танковых и мотодивизий, пр-к с ходу пытался овладеть переправами через р. Днепр р-нах Днепропетровск, Запорожья, Никополь, Херсон и одновременно овладеть Одесса…
….Упорно оборонявшиеся части Южного фронта не дали пр-ку овладеть Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Одесса, нанесли ему тяжелые потери под Николаев, Запорожье, Днепропетровск…
…Запорожская группа: состав – 274, 226, 270 сд, полк НКВД. Управление группой возлагаю на к-ра 48 ск г. м. Малиновского и его штаб, которому немедленно убыть в Запорожье и вступить в командование группой. Задача – овладеть островом Хортица и, прочно обороняясь по вост. берегу р. Днепр, удерживать своих руках Запорожье.
Командующий Южфронтом Тюленев
Член Военного совета Запорожец
Наштаюжфронта Романов»

После взрыва Днепрогэса оборона Запорожья продолжалась еще полтора месяца. В сентябре из города ежесуточно уходили на восток не менее 620 вагонов, а в отдельные дни — около 900. Только для вывоза одного завода “Запорожсталь” потребовалось 8 тыс. вагонов. Были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Кроме того, эвакуированы машиностроительный, педагогический институты и другие учебные заведения, театр им. М.К. Заньковецкой, радиоузел, кинофильмофонд, ценные экспонаты областного краеведческого музея и многое другое. Это был героический подвиг запорожских рабочих и инженерно-технических работников.

Являвшийся в то время членом Военного Совета Южного направления Н.С. Хрущев позже очень кратко «вспомнил» сражение за Запорожье: «Много станков эвакуировали мы из Запорожья, буквально под носом у противника. Мы поручили провести эту операцию Корнийцу. Он был в те дни либо членом Военного совета Южного фронта, либо, кажется, представителем правительства Украины. Корниец сыграл большую роль в эвакуации оборудования, и это оборудование сейчас же пошло на восток, что очень положительно сказалось на создании оборонной промышленности на новом месте» .
4 октября рабочие и инженерно-технические работники, участвовавшие в демонтаже заводов, оставили город. Только тогда немецкие войска вошли в Запорожье. Их встретили пожары и мины. Все что нельзя было вывезти на восток, было взорвано или подожжено.

Леонид Сосницкий утверждает, что приказ на разрушение Днепрогэса отдал командующий Юго-Западным направлением Буденный С.М. «Еще днем 18 августа в Запорожье видели Семена Буденного (все известные исторические источники об этом молчат), и вероятно, это он принял решение подрывать Днепрогэс. К тому времени гитлеровцы уже были хозяевами положения на острове Хортица, развернули артиллерию. Попали они на остров «за компанию» — абсолютно мирно, вместе с окруженными, ополченцами, эвакуировавшимся мирным населением и колхозным скотом. Никто никому, по воспоминаниям, ни в чем не препятствовал, немцы тоже вели себя «культурно». Так мост через Старый Днепр достался врагу, а через Новый Днепр (второй рукав речки, которая омывает Хортицу — возле левого берега) удалось подорвать. Делалось это так поспешно и суетливо, что войска, бросив технику и вооружения, на каких-то досках, бочках форсировали очень значительное водное препятствие. В результате некоторые ветераны и сегодня уверены, что взрыв осуществили немецкие диверсанты, переодетые в советскую форму» .
Несколько позже мост через Старый Днепр был подорван политруком Бочаровым М.З.

После войны, многие причастные к этому старались вообще представить подрыв ДнепроГЭСа как самовольную и паникерскую акцию.
Из показаний бывшего помощника начальника Политуправления Южного фронта по комсомолу Б.С. Мельникова:
«…В ночь с 17 на 18 августа обстановка на Запорожском направлении Южного фронта резко изменилась. Противник прорвал нашу оборону и город, по сути, оставался неприкрытым. Вот что сообщалось о сложившейся обстановке Политическим Управлением Южного фронта в донесении на имя начальника Главного Политического Управления РККА тов. Мехлиса: -…Утром 18 августа противник силами до пехотной дивизии с танками повел наступление на город Запорожье. Оборонявшая Запорожский плацдарм плохо вооруженная, только что введенная в бой 274 с[трелковая] д[ивизия] под натиском противника начала отход… Для восстановления порядка в дивизию Военным Советом был послан генерал-майор Харитонов (в то время он был зам[естителем] нач[альника] штаба фронта…), а политуправлением фронта — 20 политработников, которые были разбиты на две группы по десять человек. Одна группа действовала под руководством помощника начальника политуправления Южного фронта по комсомолу, батальонного комиссара тов. Мельникова, другая под руководством начальника отдела политуправления, батальонного комиссара тов. Усова. …19, 20 и 21 августа работники политуправления принимали активное участие в организации боя, снабжении дивизии боеприпасами и продовольствием, эвакуации раненых…

Перед нашей группой членом Военного Совета т. Запорожец и руководством Политуправления т. Мамоновым и Брежневым была поставлена задача: любой ценой сдержать беспорядочно отходящие части через остров Хортица, создать из них поспешную оборону по старому руслу Днепра, надежно прикрывая мост. Остановить продвижение противника и держаться до подхода подкрепления. Вторая группа должна была действовать в районе плотины Днепрогэс.
Через несколько минут мы спешились с грузовой машины на мосту, соединяющем город с островом Хортица, так как проехать машиной дальше уже было невозможно. Мост был забит людской лавиной: машинами, повозками и скотом. Потребовались нечеловеческие усилия от каждого из нас, чтоб[ы] под огнем противника сдержать бегущих в панике и повернуть их в сторону врага…

Здесь мы встретились с генерал-майором Харитоновым, который одобрил наши действия и сам лично помогал формировать боевые отряды и уточнял боевые задачи им. Противник был остановлен. На мосту было подбито три вражеских танка. Все воспрянули духом, лелея надежду, что скоро к нам подойдет подкрепление.
Но через некоторое время обстановка на острове Хортица стала просто критической и, казалось, безвыходной. Произошел потрясающий взрыв, а вскоре и другой. Взорвана была перемычка плотины и подорван мост, соединяющий остров с г. Запорожье. Мост же через старое русло остался целехонек и, по сути, стал открытым для фашистской нечисти.

…Противник прорвался на остров, занял южную его часть. Продолжая оказывать ожесточенное сопротивление во много раз превосходящим силам противника, наши силы слабели, кое-кто начал бежать к Днепру.
Достоверность критического положения, сложившегося на острове Хортица, и нашей обреченности подтверждает… телеграмма начальника политуправления Южного фронта тов. Мамонова на имя начальника Главного политуправления РККА товарища Мехлиса, датированная 20 августа 1941 г. В ней говорится: -…На левом участке армии [в] результате неоднократных атак танков и моточастей противника оставлен Запорожский плацдарм. Подполковник Петровский — начальник отдела инженерного управления штаба фронта и нач[альник] отдела Эпин (научно-испытательного института) — представитель генштаба без ведома Военного Совета фронта взорвали плотину и мост… Взрыв перемычки и моста поставил в тяжелое положение около 3000 человек, находящихся на острове Хортица…“ В этой телеграмме Вы прочтете, что виновники этого взрыва были арестованы и преданы суду военного трибунала».

Но не всю правду говорит помощник по комсомолу. Да и мог он знать эту правду?
Вот что в своих мемуарах сообщил бывший заместитель предсовнаркома СССР М.Г. Первухин: «К началу августа 1941 г. районы Днепра оказались в зоне военных действий. Встал вопрос об эвакуации жемчужины советской энергетики – Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина… Верховным главнокомандованием было дано задание советским войскам Юго-западного фронта укрепиться на рубеже реки Днепр и задержать противника. В этих целях в крайнем случае взорвать плотину Днепровской гидростанции, чтобы вражеские войска не смогли с ходу перейти на левый берег реки и занять важный промышленный центр.

Мне было поручено проследить за тем, чтобы на гидростанции все было подготовлено для взрыва, а сам взрыв сделан тогда, когда наши отступающие войска перейдут на левый берег Днепра. Вместе с работниками Наркомата электростанций и Днепрэнерго я обсудил, как лучше выполнить это важное и тяжелое, особенно для нас, энергетиков, задание. Надо было устроить такой взрыв, чтобы он помешал немецким войскам использовать плотину для переброски своих сил и техники, а с другой стороны оставить возможность после окончания войны быстрого восстановления гидростанции. Было решено заложить взрывчатку в верхнюю потерну (тоннель в теле плотины, соединяющий правый и левый берега). Место закладки взрывчатки отделить с обеих сторон мешками с песком, чтобы взрывная волна пошла в нужном направлении и разрушила только несколько пролетов сливной части плотины, а вместе с ней – и мостовой переход…

Днепрогэс имел сильную военную охрану и зенитную оборону. Накануне рокового дня, когда пришлось подорвать плотину, город Запорожье сильно бомбили немецкие самолеты, но зенитная оборона не позволила противнику прицельно бросать бомбы на электростанцию и плотину. Вечером этого же дня, после очередного воздушного налета, неожиданно начался обстрел района электростанции из минометов. Это было совсем неожиданно, так как советские войска удерживали противника еще в нескольких десятках километров западнее. Оказалось, что во время отвлекающей бомбардировки города воздушный десант противника высадился на острове Хортица, примерно в трех километрах от плотины. Очевидно, командование немецких войск хотело занять Днепрогэс неповрежденным и хотело это сделать с помощью парашютистов…
Во второй половине дня, когда почти была закончена укладка взрывчатки, прибыл представитель штаба фронта, который вручил представителям военного командования на Днепрогэсе телеграмму главнокомандующего войсками Юго-западного направления маршала С. М. Буденного, уточнявшую срок взрыва. В ней было указано, что в случае опасности занятия плотины немцами, она должна быть выведена из строя.

Смеркалось, через потерну перешли на левый берег бойцы, так как сверху по плотине проходить было уже нельзя, ибо она была под сильным артиллерийским огнем противника.
Вдруг обстрел прекратился и наступила гнетущая тишина, которая при неизвестности обстановки действовала на нервы наших людей хуже, чем обстрел…
Настал момент, когда командир воинской части, обороняющей Днепрогэс, замкнул контакты аккумуляторной батареи, глухой взрыв потряс плотину… Взрывом… было разрушено несколько пролетов сливной части плотины. При взрыве погибли не только гитлеровцы, находившиеся на плотине, но, и при быстром подъеме воды ниже электростанции, в днепровских плавнях правого берега, было затоплено немало войск и вооружения противника, готовившегося к переправе на левый берег… С болью в сердце и надеждой на скорое возвращение к берегам Днепра уходили работники электростанции глубокой ночью на Восток…

В течение дня я несколько раз по телефону проверял положение дела на Днепрогэсе. Вечером, примерно часов в пять, я позвонил секретарю обкома. Он мне сообщил, что на правом берегу у плотины появились немецкие танки и плотину взорвали… Поздно ночью я был в ЦК и доложил И. В. Сталину, что плотина Днепрогэса взорвана. Он ответил, что вовремя сделали и тем самым остановили продвижение немцев на этом участке фронта» .

Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-полковник А.В.Хрулёв позже также подтвердил, что санкцию на взрыв ДнепроГЭСа давали в Москве: «В период с 2 по 4 августа 1941 года непосредственно штабу тыла поручили доставку самолетами саперов и взрывчатки в Запорожье».

Игорь Зализяка

ДнепроГЭС всегда был своеобразным рекламным плакатом в СССР. В принципе в 30-е так оно и было - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, ударные темпы строительства. И если Волховстрой был ударным только в первые годы своей работы, то ДнепроГЭС оставался таковым и позднее.
Во время войны эти места были ареной ожесточненных боев. При отступлении советские войска взорвали кусок плотины. Немцы, обосновавшись в Запорожье, сразу принялись восстанавливать плотину, а в 1944 году попытались ее взорвать уже собственноручно. Но благодаря подвигу наших саперов основная часть плотины выстояла. Уже 3 марта 1947 ДнепроГЭС дал первый ток. А в 1969 году началась масштабная реконструкция плотины. Появился новый однокамерный шлюз взамен старого трехкамерного (сейчас он не действует), появилось новое здание машинного зала (т.н. ДнепроГЭС-2).
Под катом - фотографии сделанные немецкой аэрофотосъемкой в годы окупации Запорожья. же можно увидеть свежие фотографии, а так же почитать о круизе по Днепру (автор - riverpilgrim )


так выглядел ДнепроГЭС в 1941 году



вид на водосливную плотину ГЭС после взрыва 18 августа 1941 года (съемка с самолета 8 мая 1942 года)


вид со стороны верхнего бьефа


вид со стороны правого берега Днепра, у берега - машинный зал


апрель 1943 года - плотина восстановлена - хзорошо видны мели, образовавшиеся после спуска воды через разбитую часть плотины


машзал ГЭС


блокировочная сеть выше плотины - возможно это была защита от диверсантов и торпед. Лед такую сеть снесет моментально


в 1942 году станция вновь заработала - немцы установили свое оборудование. Это съемка или 1942, или 1943 года - станция вновь действует


сброс воды в паводок


вид с воздуха на трехкамерный шлюз


камера шлюза


вид на комплекс сооружений ГЭС с воздуха, апрель 1943 года


машинное здание, апрель 1943 года


вид на плотину с югозапада, сентябрь 1943 года


вид со стороны нижнего бьефа


водохранилище заполнено до проектной отметки, сентябрь 1943 года, вид со стороны верхнего бьефа


шлюзы и водосливная плотина, сентябрь 1943 года


вид с северо-востока, верхний бьеф, сентябрь 1943 года


вид с юга на железнодорожный мост


как я понял - вид повреждений, полученных в результате бомбардировки 29 сентября 1943 года


за день до взрыва, 14 октября 1943 года

к октябрю 1943 года немцы сдавали свои позиции на Украине. В ночь с 12 на 13 октября 1943 года Красная армия начала наступдление, а уже в ночь с 13 на 14 начался штурм города. В этой ситуации немецкое коммандование принимает решение о взрыве плотины. Задача состояла в том, что бы снести взрывом всю плотину. В ночь с 14 на 15 октября генерал Макензен отдает приказ о взрыве плотины. Но советским сапернымм группам удалось повредить часть проводки, соединявшей заряды. В результате была взорвана только часть плотины. Всего внутрь сооружений ГЭС было заложено около 300 тонн взрывчатки.




последствия подрыва плотины 15 октября 1943 года


машинное здание ГЭС и плотина по состоянию на 21 октября 1943 года


общий вид плотины с воздуха после подрыва, 6 ноября 1943 года


9 ноября 1944 года. Судя по всему это один из последних пролетов над плотинов немецкого самолета-разведчика. В 1944 году началось восстановление станции

Фотографии взяты здесь -

Хочу рассказать вам о самых масштабных стройках времен Советского Союза, которых было очень-очень много. Одним из них является детище первой пятилетки – ДнепроГЭС, один из символов отечественной энергетики.

ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция- крупная гидроэлектростанция юга Украины, пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Электростанция находится в городе Запорожье, ниже днепровских порогов, и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. ДнепроГЭС входит в состав «Укргидроэнерго».

История ДнепроГЭСа очень интересна. С проектом строительства Днепрогэса связано множество мифов и легенд. Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс. Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии». Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории. Но пришли другие времена - в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). ДнепроГЭС был одним из многих объектов плана ГОЭЛРО.

27 ноября 1926 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе и в Европе не было. В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон (англ. )» на Ниагаре, «Айль-Малинь (фр.)» на реке Сагеней и «Ла-Габель (фр.)» на реке Св. Лаврентия.

Автор проекта Днепровской гидроэлектростанции инженер И. Г. Александров предложил использовать весь перепад Днепра на порожистом участке в одном месте. В январе 1921 г. в Москве была создана проектная организация - Днепрострой, в начале состоящая из нескольких техников и инженеров во главе с И. Г. Александровым. Сотрудники этой организации изучали найденные в архивах Петрограда и Киева материалы ранее проведённых на Днепре геодезических и гидрологических изысканий, в летние месяцы они проводили работы на месте будущего строительства. По предложению А. В. Винтера дорабатывается и изменяется проект академика Александрова и проект производства работ, предложенный американской консультационной фирмой Купера. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. кВт Александр Васильевич на основании точных расчётов предлагает строить электростанцию в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с тринадцати до девяти и применив турбины по 60 тыс. кВт. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. кВт. Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советский инженер предложил сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах.

Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города. Главным инженером (а вскоре и начальником Днепростроя) был назначен Александр Винтер, его заместителями были Борис Веденеев и Павел Роттерт.

31 января 1927 года Политбюро приняло решение о начале возведения Днепростроя, в котором было подчёркнуто, что оно должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи» (Но остаётся вопрос почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени?)

Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 16000 гектаров земель, на которых расположено 56 населённых пункта (из них 14 затоплены полностью, остальные - частично). Всего снесено 4176 двора, выделено 6969 тыс. рублей для компенсаций за отчуждённое имущество.

8 марта 1927 года первые строители прибыли в Запорожье, а через неделю — 15 марта 1927 года на живописном берегу Днепра, на скале «Любовь» (сейчас там расположен машинный зал ГЭС), затрепетало красное полотнище с надписью: «Днепрострой начат!». Торжественная закладка состоялась 8 ноября того же года.

Нанимали рабочих отовсюду: отставных военных, на биржах труда, крестьян. Очень много было так называемых «сезонников» или «отходников», то есть крестьян, которые после посевной уходили из деревень на заработки и возвращались назад в августе, когда начиналась уборка урожая. Текучесть рабочих была огромной - около 300 %, то есть, как писалось в одном официальном журнале, нужно было нанимать 5 рабочих, чтобы постоянно иметь одного. Самыми востребованными были высококвалифицированные рабочие.

Для повышения квалификации рабочих на Днепрострое были созданы рабочие вечерние школы, в которых профсоюзные работники, партийные активисты обучали их рациональному и нормированному использованию рабочего времени, требовали выхода на работу строго по расписанию, бережному обращению с инструментом, «перекуры» и посторонние разговоры запрещались. Американцы поставляли инструменты с названиями ключей, отвёрток. Инженеры переводили на русский язык эксплуатационные руководства и инструкции по безопасности, в местной прессе рабочих призывали учиться, повышать свой профессиональный уровень.

Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны - огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса - ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари - как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал.

В Александровске американские консультанты жили c большим комфортом. Им предоставили несколько шестикомнатных кирпичных коттеджей, в каждом кухня, ванная, центральное отопление, горячая и холодная вода. Еду везли морем из США через Одессу. Имелись два корта с бетонным и четыре с грунтовым покрытием и место для игры в гольф.

Постепенно жилые условия улучшались и для рабочих - строились удобные жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, столовые, бани, были высажены деревья, цветы и кустарники, построен водопровод и канализация. Многие советские и иностранные гости Днепростроя восхищались бытовой обстановкой в новых посёлках на берегу Днепра. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру - первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. Когда же за ней ехали в окрестные села, Винтер отправил телеграмму правительству УССР:” Прошу запретить продажу водки во всем районе”. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

Строительство Днепрогэс:

За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили - 60 тыс.

В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа. Девять турбин были поставлены Newport News Shipbuilding and Drydock Company, США. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленин, так плотина получила своё имя: «ДнепрГЭС им. В. И. Ленина» .

Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства - 10 октября. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) В Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, ”два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах - большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!”

10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.

После окончания строительства электростанции В. А. Веснин писал в своей статье «Здание социализма» (Советское искусство, 1932):

В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты. Мы нашли наиболее выпуклое архитектурное выражение технической идеи Днепростроя, соорудив здание, красота которого заключается не в приклеенных лепках или нагромождении колонн. Мы в неизвестных до сих пор в зарубежной архитектуре масштабах применили такие строительные материалы, как стекло, марблит и другие. Это дало возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 метров, при длине в 250 метров.

В. А. Веснин

Себестоимость киловатт-час электроэнергии, вырабатываемой на Днепровской ГЭС, оказалась самой дешёвой в мире. Проектная себестоимость кВт⋅ч была установлена в 0,6 коп., а фактически в 1934 году она составляла 0,44 копейки. С 1932 по 1941 годы Днепровская ГЭС дала стране 16 млрд кВт⋅ч электроэнергии.

В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года после прорыва немецких войск в районе Запорожья, плотина ДнепроГЭСа была взорвана по указанию советского руководства, оборудование машинного зала уничтожено. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав многометровую волну. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства.

Подрыв Днепрогэса был произведён согласно распоряжению Генштаба. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. Эпов.

Число жертв, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчётов сразу не велось. В современной литературе встречаются цифры от 20 до 100 тыс. человек. Эти цифры не подкрепляются никакими документами. Есть попытка обосновать число жертв в 20-30 тысяч, вычисляя количество войск и беженцев, которые могли находиться на левом берегу Днепра до Херсона. Методика данной попытки также оспаривается.

Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства оборудование гидроэлектростанции.

Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана. При этом план полного уничтожения плотины не был реализован полностью, поскольку советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам. Приказ был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Макензеном, а непосредственная ответственность за подрыв заряда, состоявшего из 300 тонн самой различной взрывчатки, возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Г. Хейнрици. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса. Подвиг советских солдат, не допустивших подрыва, увековечен в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. При восстановлении с января по август 1944 года сапёры извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.

После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял В. А. Веснин. При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. Орлов. В этот период в архитектуру электростанции были внесены некоторые изменения, направленные на «обогащение» её архитектурного образа.

Американская компания General Electric поставила в 1946 г. новые генераторы для ДнепроГЭСа, взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. Диаметр генератора свыше 12 м.

В 1947-1973 гг. главным инженером Днепровской ГЭС был Анатолий Яковлев. После войны первый гидроагрегат был включён в электросеть в марте 1947 г., а последний - в мае 1950 г. При Яковлеве была проведена реконструкция и усовершенствование основного и вспомогательного оборудования, что позволило повысить надёжность и экономичность работы гидроэлектростанции. Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, происходящая в 1950-1960-х годах под руководством А. Ф. Яковлева, повысила квалификацию персонала, вдвое сократила эксплуатационный персонал и увеличила межремонтный период гидроагрегатов до 6-8 лет.

ДнепроГЭС входил в Единую энергетическую систему Европейской части СССР и снабжал электроэнергией Приднепровье,Донбасс и Кривой Рог.

В 2008 году начата реконструкция машинных залов станции. Харьковское предприятие ОАО «Турбоатом» произвело на ДнепроГЭС II замену 6 турбин пропеллерного типа на турбину поворотно-лопастного типа ПЛ 40-В-700 номинальной мощностью 115 МВт и диаметром рабочего колеса 7 м, вес около 500 тонн. Поворотно-лопастная турбина позволит увеличить надёжность гидротурбинной установки, объём вырабатываемой электроэнергии, и может использоваться в более широком диапазоне по напорам и нагрузкам.

На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс:

Сегодня на Украине существует такая версия событий: «18 августа 1941 года в панике отступающие из оккупированной большевиками с 1920 г. Украины сталинские войска, пытаясь остановить продвижение Вермахта на Восток, невзирая на опасность для мирного населения и возможные многотысячные жертвы - цинично взорвали плотину украинской электростанции ДнепроГЭС, под Запорожьем... В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч) человек ни в чём не повинного гражданского населения Украины. - Советские оккупационные власти в Украине не считались с жизнями людей порабощённой ими с 1920 года Украины (УНР).»

Конечно, это глупость. Но правдой является факт взрыва в этот день Днепровской плотины... Согласно приказу отступающими войсками Красной армии были выведены из строя турбины ГЭС, и взорвана плотина. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что уничтожение турбин ДнепроГЭС, разрушение машинного зала - это одно. И второе - взрыв плотины ДнепроГЭС. Первое было вполне оправдано. Было выведено из строя оборудование достаточно эффективным способом, которым, в частности, восхищался министр вооружения Германии Альберт Шпейер. Переключили режим распределения смазки при работающих на полную мощность турбинах, они раскалились и очень быстро превратились в металлолом. Немцам турбины уже было не восстановить, и они поставили свои. А что касается подрыва плотины, это была, по большому счету, большая глупость. Потому что немцы эту брешь в плотине все равно заделали. И ДнепроГЭС саму по себе эксплуатировали. А в результате взрыва плотины погибли те советские солдаты, которые в этот момент переправлялись по плотине, плюс было затоплено еще занятое в тот момент советскими войсками Запорожье, были затоплены значительные части советских войск, которые находились ниже по течению, или они были отрезаны водой и вынуждены были сдаться в плен. То есть это была бессмысленная глупость.

А плотину немцы достаточно быстро восстановили. Естественно, руками местного населения. Восстановленная плотина, 1942 год.


Надо сказать, что уходя немцы тоже пытались её взорвать. Но Красной армии в 1943 году, в результате успешной операции, удалось предотвратить такой ход событий...

После уничтожения Днепровской дамбы и Днепрогэса, все партийное руководство убежало на восток. Через неделю по приказу Москвы большинство этих горе-руководителей вернулись назад в Запорожье и еще какое-то время до прихода немцев продолжало «руководить» и заверять, что Запорожье «никогда не будет сдано врагу», что врага за Днепр не пустят. Заблаговременное уничтожение Днепрогэса они объясняли «враждебной диверсией», «вредительством»...

После взрыва Днепрогэса оборона Запорожья продолжалась еще полтора месяца. В сентябре из города ежесуточно уходили на восток не менее 620 вагонов, а в отдельные дни - около 900. Только для вывоза одного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тыс. вагонов. Были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Кроме того, эвакуированы машиностроительный, педагогический институты и другие учебные заведения, театр им. М.К. Заньковецкой, радиоузел, кинофильмофонд, ценные экспонаты областного краеведческого музея и многое другое. Это был героический подвиг запорожских рабочих и инженерно-технических работников...

4 октября рабочие и инженерно-технические работники, участвовавшие в демонтаже заводов, оставили город. Только тогда немецкие войска вошли в Запорожье. Их встретили пожары и мины. Все что нельзя было вывезти на восток, было взорвано или подожжено. Что же произошло 18 августа 1941 года на ДнепроГЭСе и кто отдал приказ на подрыв плотины? Леонид Сосницкий утверждает, что приказ на разрушение Днепрогэса отдал командующий Юго-Западным направлением Буденный С.М... После войны, многие причастные к этому старались вообще представить подрыв ДнепроГЭСа как самовольную и паникерскую акцию...

Разрушения гидростанции могли быть куда более чудовищными, если бы не героические усилия разведчиков, водолазов и других бойцов подразделений майора Бубенцова и капитана Сошинского, если бы не активные действия войск 3-го Украинского фронта. Гитлеровские захватчики разработали план полного уничтожения станции. О величине отдельных зарядов для разрушения отдельных сооружений Днепрогэса можно судить по фугасу, обнаруженному в одном из пролетов плотины. Здесь было заложено 100 полутонных бомб и 3500 кг тола. Этот заряд не взорвался только потому, что наши разведчики вовремя перерезали электропровода... 29 декабря 1943 года Советская Армия освободила от фашистских захватчиков территорию Днепрогэса. 23 февраля 1944 года принято решение Государственного Комитета Обороны о восстановлении Днепрогэса.


«...Первым делом было налажено сообщение с правым берегом через - паттерну сквозную галерею в теле плотины. Мы ходили по ней пешком и даже ездили на машинах. А для того, чтобы добраться до паттерны, нужно было пройти по висячему мостику. Работать приходилось очень много. Брались за какое-либо дело и трудились, пока не кончали его. Трудное было время, но хорошее».

Из воспоминаний секретаря парторганизации Гидроспецстроя в период восстановления, ветерана Днепростроя К. Усановой. 1978 год.

«Перед днепростроевцами стояла на первый взгляд неосуществимая задача. Трудность состояла в том, что к началу работ практика советской и мировой гидротехники совершенно не располагала опытом восстановления крупных гидротехнических сооружений. Ни наши, ни зарубежные учебники гидротехники не давали ответа на сложные вопросы о методах проектирования и приемах восстановительных работ, о технологии восстановления и т.п.. Но днепростроевцы не ждали, пока выйдут в свет новые учебники по гидротехнике... Опыт восстановления Днепрогэса будет изучаться гидротехниками и студентами. И особенно их внимание будут привлекать решения тех технических задач, которые связаны с самыми захватывающими днями на Денпрострое. Я имею в виду борьбу днепростроевцев за пропуск воды Днепра при помощи донных отверстий, пробитых нами в теле плотины, и потом закрытие их особыми щитами, а также поединок коллектива с паводком 1945 года».

Ущерб, нанесенный сооружениям Днепрогэса, был оценен в 500 миллионов рублей (не считая урона, нанесенного народному хозяйству потерей крупнейшей энергетической базы). Из 47 водосливных пролетов сохранилось только 14. Около 65 тысяч кубометров бетонной кладки плотины было полностью разрушено, и 62 тысячи кубометров кладки в большей или меньшей степени нарушено трещинами и другими деформациями. Здание машинного зала от взрыва сместилось в сторону на 30-40 сантиметров. Элементы железобетонного покрытия и заполнения стен силой взрыва были разбросаны на сотни метров вокруг. Каркас здания оказался сильно деформирован. Все турбины, генераторы, мостовые краны, трансформаторы представляли собой груды исковерканного металла.

Воды Днепра проходили через прораны, образовавшиеся после повреждений нескольких пролетов плотины и сопрягающего устоя. Вода также шла через развалины щитового отделения и машинного зала. В этих местах проходило 500-600 кубометров воды в секунду. Чтобы начать осмотр и устранение повреждений гидростанции, плотины и других сооружений узла, нужно было снизить уровень реки. Для этого было решено с помощью взрывов пробить в нижней части плотины 15 сквозных отверстий сечением по 25 квадратных метров. За минимально короткий срок - четыре месяца - к середине мая 1944 года удалось пробить девять донных отверстий. В результате уровень воды в Днепре понизился. Угроза паводка миновала. Появилась возможность развернуть по всему фронту напорных сооружений разборку бетонных завалов, демонтаж металлоконструкций и оборудования...


3 марта 1947 года первый восстановленный агрегат Днепрогэса дал электроэнергию промышленности Приднепровья...

С первых месяцев войны советское руководство во время отступления пыталось применять тактику «выжженной земли». То есть уничтожать всю инфраструктуру без всякой заботы о будущей судьбе населения, которое не могло эвакуироваться. Одним из самых жестоких проявлений этой тактики стало заминирование плотины Днепровской гидроэлектростанции в Запорожье. 18 августа 1941 около 20:00 после прорыва немецких войск она была подорвана.

Задание по подрыву было осуществлено уполномоченными Генштабом Красной Армии военными инженерами 20 тоннами взрывчатки - аммонала, в результате чего образовалась гигантская пробоина в плотине, которая уже и спровоцировала волну высотой 7-12 метров, которая практически смыла прибрежную городскую полосу, плавни о. Хортицы и благополучно дошла до соседних украинских городов - Никополя и Марганца. О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье - километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях, хотя телефонное соединение в то время на Левобережье функционировало нормально. В СССР была же распространена версия о «враждебной диверсии немецких оккупантов».

Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.

Из воспоминаний немецкого архитектора Рудольфа Волтерса, который в 1932-33 гг. принимал участие в индустриализации СССР, а спустя 10 лет вернулся в оккупированный СССР для восстановления хозяйства: "...Во время отступления русские взорвали плотину посередине на ширине 175 метров. 3000 беженцев, которые находились в это время на плотине, были унесены течением. Водяные массы толщиной 5-6 метров падают с 15-метровой высоты через пролом и понижают уровень воды так, что пристань в верхнем течении оказалась на суше, и не хватает давления для вращения турбин. Шлюзы тоже после взрыва стоят сухими, так что судоходство парализовано. Не только плотина, но и механизмы по большей части разрушены. Русские при отступлении отключили центральную смазочную систему, так что машины мгновенно перегревались и загорались. То, что после этого представляли собой машинные помещения, турбины и генераторы, было мастерской разрушительной работой. И сегодня видны потрескавшиеся железобетонные стены, оплавленные железные детали; всё приведено в негодность..."

Лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.

В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Считается, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20 тыс. красноармейцев (точных данных нет). Местные жители захоронили тела в районе железнодорожного мостика на улице Хлястиковы. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе.

Согласно боевым донесением от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему подрыв плотины ДнепроГЭСа был осуществлен начальником Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковником А. Петровским и представителем Генштаба, начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института (г. Москва) военным инженером 1-го ранга Б. Эповым. Они действовали согласно распоряжениям Генштаба Красной армии, получив разрешение в случае крайней необходимости взорвать плотину.

Определить точное число погибших практически невозможно, имеющиеся источники позволяют оценить лишь приблизительные потери воюющих сторон. Немецкое командование утверждало, что потеряло тогда 1,5 тыс. своих бойцов.

С советской стороны в зоне поражения наводнением находилась большая часть из 200 тыс. ополченцев области, стрелковая дивизия (один из ее полков оставался на о. Хортица), полк НКВД, два артиллерийских полка, а также более мелкие подразделения. Личный состав этих частей суммарно насчитывает более 20 тыс. бойцов. Кроме того, в ночь на 18 августа в широкой полосе от Никополя до Каховки и Херсона начался отход на левый берег двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса. Это еще 12 дивизий (150-170 тыс. солдат и офицеров). Кроме военных, от внезапного наводнения пострадали жители низменных улиц Запорожья, сел на обоих берегах Днепра, беженцы. Ориентировочная цифра людей в зоне поражения - 450 тыс. человек. Исходя из этих данных, численность погибших красноармейцев, ополченцев и гражданского населения с советской стороны в исторических исследованиях оценивается от 20-30 тысяч до 75-100 тысяч .

Немцы при помощи инженеров Вермахта и силами советских рабочих умудрились восстановить ДнепроГЭС, за работу платили рейхсмарками. Считается, что поздней осенью 1943 г. немцы при отступления также предприняли попытку взорвать плотину Днепрогэса. При этом план уничтожения плотины не был реализован и она не была разрушена, поскольку советским саперам удалось повредить часть проводов к детонаторам. И все же - то ли в результате советской бомбежки, то ли немцами - была разрушена гидростанция, проезжая часть плотины, аванкамерный мост и сопрягающий устой на правом берегу. Решение о восстановлении ДнепроГЭСа советское руководство приняло в 1944 г. - и восстанавливали его в основном женщины, расчистив в по-советски вручную завалы раздробленного бетона, масса которых составляла четверть миллиона тонн. Инструменты у них были были все те же традиционно советские — тачка, кирка и лопата.

Источники:
1. Хмельницкий Д.С. Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945.
2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. - Ф.228. - Оп.754. - Спр.60. - Арк.95.
3. Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941.
4. Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.200-201.
5. Руммо А.В. Скажите людям правду.
6. Социологические исследования. - Москва, 1990. - No.9. - С.128.

mob_info