Грибы. Ткани грибов и их функции У растений и грибов выделительная система

Продолжение. См. № 11/2004

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

Тема «Организм как единое целое» . Текст параграфа (с. 52) начинается следующим предложением: «Многоклеточный организм представляет собой совокупность самых различных органов, деятельность которых взаимосвязана». Прочитав это предложение вслух, прошу учащихся прокомментировать его: пояснить смысл слов «совокупность», «взаимосвязана», выразить ту же мысль другими словами. Далее учащиеся читают последний абзац текста на с. 52, сравнивают его с первым, обобщают информацию, и каждый самостоятельно записывает главную мысль урока теми словами, которые ему более понятны.

Обращаясь к рисункам и тексту учебника, подтверждаем эту мысль конкретными примерами. Далее учащиеся по аналогии приводят свои собственные примеры, опираясь на повседневные наблюдения и свой жизненный опыт.

    Если на уроке предстоит работа со сложным текстом, требующим глубокого понимания, например «Строение нервной системы позвоночных», «Половое размножение растений», «Рост и развитие животных», в качестве опережающего домашнего задания можно предложить учащимся подчеркнуть незнакомые или непонятные слова, а изучение нового материала в классе начать с фронтальной работы по разъяснению выделенных слов.

    Помогают пониманию текста вопросы учителя, требующие разъяснения смысла прочитанного: Что это значит? Как вы это понимаете? Что имел в виду автор? Можно ли это сказать другими словами?.

Внимание к деталям

    Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.

На с. 24 (тема «Митоз») смысл глагола «удваиваются» в двух соседних предложениях различен. В первом случае речь идет об увеличении количества органоидов, а в предложении о хромосомах понятие «удвоение» не связано с увеличением числа хромосом, оно означает лишь, что каждая хромосома становится двойной.

На с. 64 в абзаце о строении пищеварительной системы позвоночных есть одна «ловушка» для невнимательного читателя. При поверхностном чтении может сложиться представление, что печень и поджелудочная железа – это ферменты. Предлагаю учащимся изменить текст (заменить слово или поменять предложения местами) так, чтобы смысл его стал однозначным.

На с. 110 есть предложение, из которого можно сделать вывод, что медузы и кораллы – обитатели наших прудов. Прошу учащихся сделать это предложение более точным, не допускающим такого толкования.

Прежде, чем выполнять задание по рисунку на с. 126, придется уточнить вопрос (речь, вероятно, идет о способах бесполого размножения).

    Наверное, в школьном учебнике для шестиклассников нельзя написать понятно все обо всем, поэтому вполне закономерны некоторые недоговоренности, умолчания. Но как они будят мысль и любознательность учеников!

Тема «Выделение» . На с. 81 имеется следующая фраза (изумительная по количеству недоговоренностей!): «А минеральные соли, некоторые органические вещества выводятся через кожу, кишечник и специальные приспособления. Некоторые животные имеют особые клетки, в которых накапливаются продукты обмена. Это почки накопления».

Эти три предложения рождают у учащихся поток вопросов: «Какие органические вещества выводятся? А через кожу и кишечник выводятся одинаковые вещества или разные? А выводятся ли органические вещества через кожу у человека? Какие специальные приспособления есть у животных? Как они называются? У каких животных есть такие приспособления? Какие животные имеют особые клетки? Как выглядят эти клетки? Где они находятся? Какие вещества в них накапливаются и в каком виде: в жидком или в твердом? Почему их назвали почками, если это клетки? Как выглядят почки накопления? В какой части тела они расположены? Как решается проблема защиты организма от отравления продуктами обмена, которые в них накапливаются? Какова продолжительность жизни животных, имеющих «почки накопления»?»

Возможно, самым любознательным ученикам захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.

Тема «Половое размножение растений» . На с. 134 читаем абзац о размножении спирогиры, рассматриваем рисунок. У ребят вновь возникают вопросы, на которые нет ответа в учебнике: «Откуда берется слизь? Погибает ли спирогира после размножения? Любые ли клетки спирогиры могут сливаться?»

Природную любознательность шестиклассников можно удовлетворить, предложив им выполнить творческое задание по дополнительной литературе: взять интервью у парочки спирогир, в котором они раскроют все свои сокровенные тайны.

Что впереди? Предвосхищение на основе суждений

До чтения текста предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем учащиеся обращаются к учебнику и проверяют правильность выполнения задания. Для этого им придется прочитать текст, обращая внимание на мельчайшие детали, и проанализировать свои ошибки. Последующий коллективный анализ утверждений, исправление, уточнение и дополнение некоторых из них будут способствовать осмыслению учебного материала.

Для подобной работы можно использовать материал учебника под рубрикой «Какие утверждения верны?», а можно самим составлять предложения, включая в них часто встречающиеся ошибки и неточности, чтобы обратить на них внимание учащихся и избежать их появления в дальнейшем.

Вот примеры таких утверждений по теме «Дыхание».

1. Дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой.
2. Кислород в процессе дыхания поглощают только животные.
3. В результате дыхания выделяется энергия.
4. В результате дыхания выделяется углекислый газ.
5. Поглощать кислород всей поверхностью тела могут только одноклеточные организмы.
6. Трахеи – это тонкие трубочки в организмах некоторых животных.
7. Жабры всегда находятся под жаберными крышками.
8. Человек может дышать кожей.
9. Газообмен в стебле происходит через устьица.
10. На 1 мм 2 листа клена располагается до 550 устьиц.

Возвращение назад

Этот прием предполагает обращение к ранее изученному материалу с целью его уточнения, дополнения, установления связей с новым материалом и в значительной мере способствует формированию глубоких и систематических знаний.

Изучая тему «Дыхание», можно вернуться к описанию митохондрий (с. 18) и уточнить одно из предложений текста (заменить слово «расщепления» на «окисления»). А можно вернуться к тексту на с. 5 и уточнить, что энергия при дыхании высвобождается в процессе окисления питательных веществ.

Изучая тему «Выделение», можно предложить учащимся обратиться к характеристике выделительной системы на с. 47 и найти там информацию, которой нет на с. 80–83 учебника (о выделительных органах рака).

При изучении темы «Размножение» в конце учебного года текст на с. 6 поможет восстановить в памяти определение этого понятия.

При изучении полового размножения животных возвращение к тексту на с. 47 позволит уточнить, что яичники и семенники – это половые железы.

Учимся думать

Текст может быть не только источником информации, но и «катализатором» мыслительной активности учащихся. Глубокое понимание текста невозможно без анализа, выделения главного, сопоставления, систематизации, обобщения.

Выделение опорных (ключевых) слов

Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.

Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Некоторые ученики начинают сразу анализировать и обобщать информацию, иногда предлагая слова и словосочетания, которых непосредственно в тексте нет.

Основные понятия каждой темы выделены в учебнике жирным шрифтом, поэтому нам придется искать ключевые слова в небольших фрагментах текста. Например, при изучении химического состава клетки хорошо выделяются ключевые слова, характеризующие биологическую роль каждого вещества. Можно рекомендовать выделение ключевых слов при изучении тканей, функций скелета, приспособлений к движению в различных средах и т.п.

Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).

Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.

Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.

Поиск в тексте необходимой информации

    Самое простое – ответы на вопросы по тексту. Формирование этого умения обычно происходит в процессе упражнений при изучении нового материала.

Найдите в тексте ответ на вопрос: «...?»
Какое слово этого ответа является главным (ключевым)?
Ответы на какие вопросы содержатся в данном абзаце?
По ключевому слову сформулируйте вопрос и найдите в тексте ответ на него.
Как автор учебника отвечает на вопрос: «…»?
А как бы вы ответили на этот вопрос?
Какие вопросы к тексту задаст внимательный читатель? А думающий?

    Шестиклассники, работая с текстом, иногда бывают чересчур многословны. Некоторые задания для самостоятельной работы способствуют развитию умения выделять главное, находить краткие и точные формулировки. Приведем примеры таких заданий.

Задания для самостоятельной работы по теме «Выделение»

Изучите текст учебника на с. 80–82. Найдите или сформулируйте самостоятельно точные ответы на вопросы.

Используя приведенные ниже подсказки. Ответы запишите в тетрадь.

1. Что такое выделение? Какие вещества при этом удаляются?
Это................. из организма........... (воды, ........., ................., .................).

2. У каких животных имеется сократительная вакуоль? Каково ее значение?
У......................... сократительная вакуоль удаляет.........................

3. Как называются органы выделения у червей?
У червей................... (выделительные канальцы).

4. У каких животных выделительная система имеет вид трубочек?
У....................... – выделительные трубочки.

5. Какие органы образуют выделительную систему позвоночных животных?
У позвоночных выделительную систему образуют........., ..............

6. Какие органы могут удалять воду и углекислый газ?
Вода и CO 2 удаляются через..................

7. Есть ли выделительная система у растений и грибов?
У растений и грибов выделительная система......................

8. Где скапливаются ненужные вещества у растений и грибов?
Ненужные вещества у растений и грибов скапливаются в..................

9. Что такое листопад? Каково его значение?
Листопад – это..................... Вместе с листьями из растения удаляются

Задания для самостоятельной работы по теме «Рост и развитие растений»

Найдите в учебнике на с. 140–143 необходимые сведения и заполните пропуски.

Инд. разв....?...

Ответьте на вопрос: «Какой биологический процесс лежит в основе индивидуального развития любого организма?»

Задания для самостоятельной работы по теме «Бесполое размножение»

Внимательно прочитайте текст учебника на с. 122–124, рассмотрите рисунки, заполните в тетради таблицу 1.

    Сопоставьте записи в таблице с текстом учебника, найдите различия.

Таблица 1. Разновидности бесполого размножения

Разновидность

Примеры организмов

Расщепление....... на....... части

*
*
*

Образование........ из участка тела.......

*Дрожжи
*

Спорообразование

Образуется спора – .............
с............ оболочками (защита)

*Грибы
*Водоросли
*
*

Фрагментация

Распад тела на................ .

*Плоские черви
*Иглокожие
*Водоросль

Размножение вегетативными
органами или их частями

*Растения

Структурирование текста. Составление плана и опорных схем

План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала.

    При изучении корня учащимся предлагается прочитать текст учебника на с. 38 и составить план характеристики корня. После самостоятельной работы (лучше на черновиках) план обсуждается. Так как в учебнике материал о функциях корня разделен на два фрагмента, учащиеся могут предложить два варианта плана (в первом функции корня будут в начале, во втором – в конце). Далее можно обсудить, какой из этих вариантов более логичен. Продолжая работу с планом, можно предложить учащимся к каждому пункту подобрать ключевые слова для последующей записи в тетради.

    После знакомства с корнем составляется общий план изучения органа растения (определение – строение – функции – видоизменения). Далее, при изучении других органов растения, мы будем анализировать содержание учебника в соответствии с этим планом, выясняя, какой информации в тексте недостает и где ее можно найти (этот прием стимулирует внимание к рисункам как источнику информации).

Основой для составления плана могут быть и рисунки (например, план изучения темы «Движение» можно составить, опираясь только на рисунки учебника).

Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов.

    При изучении питания растений совместно в ходе фронтальной работы по новому материалу составляется схема 1.

    При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст на с. 76 и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема 2.

Так как некоторые схемы основаны на выделении составных частей, а в других представлены разновидности, целесообразно предложить учащимся озвучить схемы, используя выражения:

Состоит из.............
..... бывают....................
Среди... различают: ...
..... содержится...........

Продолжение следует

Грибы — это царство эукариотических организмов (насчитывающее более 120 тыс. видов), представители которого характеризуются сочетанием признаков как растений, так и животных.

❖ Признаки грибов, сходные с признаками растений:
■ наличие клеточных стенок и центральных вакуолей в клетках;
■ неподвижность (прикрепленный образ жизни);
■ неограниченный верхушечный рост;
■ поглощение пищи путем всасывания (адсорбции);
■ размножение спорами;
■ способность к синтезу витаминов.

❖ Признаки грибов, сходные с признаками животных:
■ гетеротрофный тип питания;
■ наличие хитина в клеточных стенках;
■ отсутствие хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;
■ накопление углевода гликогена как запасного вещества;
■ образование и выделение мочевины как продукта метаболизма.

Распространение грибов: грибы обитают в сырых затененных местах или на открытых пространствах в богатой органическими веществами влажной почве, в опавших листьях, гниющих пнях, на растениях и растительных остатках, на продуктах питания, в организмах животных и человека.

Строение грибов

Вегетативное тело у большинства видов грибов - грибница , или мицелий , образованный гифами .

Гифы — тонкие (толщиной 2-30 мкм) ветвящиеся нити, образующие вегетативное тело гриба. Обладают верхушечным ростом. Имеют разное строение у низших и высших грибов (см. ниже).

Различают субстратный и воздушный мицелий .

Субстратный мицелий служит для фиксации к субстрату и всасывания воды и минеральных веществ.

Воздушный мицелий (у некоторых грибов) поднимается над субстратом и содержит спорангии.

У шляпочных грибов мицелий расположен в почве, а на поверхности находится плодовое тело .

Плодовое тело — это видимая, поднимающаяся над субстратом часть гриба, представляющая собой множество плотно переплетенных гифов, являющаяся вместилищем спороносных органов гриба и служащая для защиты спор и их распространения.

Видоизменения мицелия (наблюдаются у многих грибов): ризоиды, гаустории, столоны, ризомицелий и др.

Ризоиды — нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления мицелия к субстрату и поглощения из него воды и минеральных веществ.

Столоны служат для распространения гриба по субстрату.

Ризомицелий — это зачатки мицелия в виде тонких безъядерных нитей.

Клеточная стенка грибов содержит в основном полисахариды (связанные с белками и липидами), хитин, пигменты. В цитоплазме находятся одно или несколько ядер и клеточные органеллы.

Плектенхима — ложная ткань у многих шляпочных грибов, мицелий которых образован плотным переплетением многоклеточных гиф.

Низшие грибы — грибы, гифы которых не имеют перегородок и представляют гигантскую ветвящуюся многоядерную клетку (пример: мукор). Длительность жизни мицелия низших грибов -несколько дней.

Высшие грибы — грибы, гифы которых разделены на отдельные отсеки поперечными перегородками (септами). В центрах перегородок имеются поры, через которые перемещается цитоплазма. Имеют многоклеточный мицелий (примеры: пеницилл, шляпочные грибы). Длина клеток мицелия высших грибов может достигать нескольких метров. Длительность жизни мицелия высших грибов — несколько лет.

Размножение грибов

❖ Способы размножения грибов: бесполое и половое.

♦ Формы бесполого размножения грибов:
■ вегетативное размножение (частями мицелия);
■ почкование (пример: дрожжи);
■ спорообразование (посредством образования эндогенных (в спорангиях) или экзогенных (на конидиеносцах) спор.

Спорангий — орган бесполого размножения, в котором образуются эндогенные споры.

Конидиеносцы — специальные выросты мицелия, на которых образуются экзогенные , т.е. имеющие наружное происхождение, споры (конидии); пример: пеницилл.

❖ Половое размножение у грибов разнообразно:

■ у большинства видов — путем слияния женских и мужских половых гамет, в результате чего образуется зигота;

■ у некоторых видов высших и низших грибов — слиянием содержимого половых структур — гаметангиев, не дифференцированных на гаметы;

■ у многих высших грибов — слиянием содержимого двух вегетативных клеток мицелия, которое происходит путем образования между ними анастомозов (выростов).

Питание грибов

Тип питания грибов — гетеротрофный.

Отдельные группы грибов

Плесневые грибы - микроскопические грибы, образующие на поверхности органических субстратов характерные пушистые или паутинистые налеты (плесень) серого, зеленого, черного или сизого цвета. Поселяются в верхних слоях почвы, на увлажненных продуктах, плодах, овощах, бумаге, коже, текстиле, навозе и т.д. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы; некоторые вызывают болезни растений. Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько дней. Питание сапротрофное. Размножение бесполое, спорами. У низших плесневых грибов (мукор и др.) споры образуются эндогенно в спорангиях; у высших плесневых грибов (пеницилл, аспергилл и др.) — споры (конидии) образуются экзогенно на конидиеносцах.

Головневые грибы поражают злаки, образуя на их колосьях большое количество черных спор.

Мучнисто-росяные грибы поражают рожь, пшеницу, крыжовник, люпин, образуя беловатый мучнистый налет.

Трутовые грибы (рис. 6.13) поселяются на деревьях. Из спор трутовиков, попадающих в раны в коре деревьев, формируется грибница, которая разрушает древесину. Продолжительность жизни субстратного мицелия - много лет.

Дрожжи — сборная группа грибов, не имеющих типичного мицелия и существующих в виде отдельных почкующихся или делящихся клеток овальной или округлой формы и их колоний (рис. 6.11). Встречаются на поверхности растений, в нектаре цветков, на плодах и ягодах, в почве. Имеют окислительный или бродильный тип обмена веществ. Питание сапротрофное. Размножаются почкованием. У некоторых дрожжей имеет место половой процесс в виде копуляции. При размножении дочерние клетки не отделяются от материнской. Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько дней. Дрожжи используются в хозяйственной деятельности человека (в хлебопечении, виноделии, пивоварении). Некоторые дрожжи патогенны (пример: кандилозы).

Шляпочные грибы (рис. 6.12) обитают на богатой органическими веществами почве или на гниющей древесине (пример: опята). Субстратный мицелий шляпочного гриба образует грибницу , а воздушный формирует плодовое тело , являющееся органом спороношения и состоящее из шляпки и ножки . Верхний слой шляпки покрыт кожицей и окрашен, на нижней стороне шляпки находятся пластинки (примеры: сыроежки, грузди) или трубочки (примеры: белые грибы, маслята). Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько лет.

Питание большинства шляпочных грибов — сапротрофное. Некоторые виды являются симбионтами: их грибница вступает в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (примеры: подберезовик, подосиновик, белый гриб). Для симбионтов необходимы определенные условия жизни: конкретные растительные сообщества, достаточное количество влаги и оптимальная температура.

Размножение шляпочных грибов — бесполое (осуществляется участками мицелия и спорами, образующимися в спорангиях эндогенно) и половое: в архегониях и антеридиях образуются гаметы, оплодотворение происходит с участием воды.

Съедобные шляпочные грибы (белый гриб, подберезовик, сыроежка, лисичка и др.) употребляются в пищу.

Условно-съедобные грибы можно употреблять в пишу после длительной термической обработки (сморчки, строчки).

Ядовитые грибы в процессе метаболизма накапливают ядовитые вещества; в пишу не употребляются (мухомор, бледная поганка, ложная лисичка и др.),

Один из отличительных признаков ядовитых грибов — наличие на ножке пленчатого кольца (за исключением ложных опят).

Микориза — это симбиоз мицелия грибов и корней высших растений. При этом мицелий (грибница) оплетает мелкие корни растения и проникает внутрь их, выполняя функцию корневых волосков. Гриб получает от растения органические вещества, а растение от гриба — воду и минеральные соли.

Значение грибов

❖ Положительное значение:
■ грибы участвуют в круговороте веществ и почвообразовании;
■ минерализуют органические остатки;
■ служат пищей для некоторых животных и человека;
■ используются в фармацевтической промышленности (пени-цилл), хлебопечении, виноделии, пивоварении (дрожжи).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

У растений и грибов нет специальной выделительной системы. Многие ненужные для них вещества откладываются в клетках многоклеточных вместилищах и сохраняются на протяжении всей их жизни. От многих вредных веществ растения освобождаются во время листопада. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы. Осень издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе. Поэты сравнивают ее со старостью, грустят об ее приближении. Для натуралиста осень - интереснейшее время в году, пора интенсивных исследований и наблюдений, когда ярче всего выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. В это время многое удается подметить в природе, объяснить многое непонятное. Многие проявления весенней природы без соответствующих осенних наблюдений будут казаться нам загадочными. Весна и осень неразрывно связаны между собою - это отдельные стадии единого жизненного цикла природы наших умеренных широт.

4 слайд

Описание слайда:

2. Что содержится в опавших листьях. Анализы опавших листьев показали, что в них содержится, кроме известного процента золы, значительное количество углеводов - органических веществ, содержащих углерод и выработанных лиcтом в результате поглощения им углекислоты из воздуха. Замечательно при этом, что опавшие листья значительно богаче углеводами, чем молодые. Таким образом, растение, ежегодно сбрасывая листву, лишается известного количества питательных веществ, которые не успевают полностью перейти в стебель. Однако подобная расточительность не приносит растению особого вреда. Углеводы - это вещества, которые в любом количестве могут быть получены растением из воздуха. Азот растение усваивает только из почвы в виде растворенных солей. И азота нередко растению не хватает. Поэтому оказывается, что азотистые вещества перед листопадом в значительных количествах передвигаются в ствол, где и перезимовывают или потребляются растением в течение зимы; вместе с азотистыми веществами из листьев выводятся и другие ценные для растения минеральные соли; тем не менее установлено, что значительная часть их все же остается в опадающих листьях. В листьях накапливаются ненужные и даже вредные вещества. Они удаляются из растений в процессе сбрасывания листьев. Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва в лесу ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств. Мы знаем, например, что почва широколиственного леса не промерзает зимой в силу значительного содержания гумуса и это дает возможность весенним растениям развиваться под снегом. Один гектар дубового леса получает более 5000 кг отпада (сухой вес листьев, хвороста и пр.), что дает примерно 520 кг золы.

5 слайд

Описание слайда:

Листопад – это естественное отделение листьев от стебля. В листьях накапливаются ненужные и даже вредные вещества. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев.

6 слайд

Описание слайда:

Они очень широко распространены среди растений, формы их очень разнообразны, а физиологически между ними различают два главных типа: в одних (каковы вышеописанные) выделение воды есть простой акт фильтрации ее из проводящих тканей в силу переполнения их; в других случаях в акте выделения активно участвуют живые клетки гидатоды; если их убить (местным отравлением сулемою), то растение лишается способности к выделению. Продукт выделения на самом деле не есть чистая вода, но обыкновенно содержание в нем твердых веществ очень ничтожно, 0,004-0,05%. В некоторых случаях, однако, с водою выделяются довольно значительные количества углекислой извести ("известковые железки"); по испарении воды последняя образует на листе чешуйки или корочки. Так бывает у многих камнеломковых (Saxifragaceae) и у некоторых папоротников (виды Polypodium, Nephrolepis). Выделение воды в виде капель наблюдается и у низших растений - у грибов (Merolius lacrymans, Mucor, Pilobolus и др.).

7 слайд

Описание слайда:

Процессы, которые сопровождают листопад: В листьях разрушается хлорофилл. Лист меняет цвет. Лист накапливает ненужные вещества. Лист становится бурым. Лист отрывается. Лист падает.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Гидатоды Настоящий дождь можно наблюдать и ранним утром в поле, когда на многих растениях можно видеть капли воды по краям листа или на пластинке. Часто эти капли увеличиваются в объеме и падают на землю, после чего на том же месте выступает новая капля и т. д. Стало быть, это не роса, а растение выделяет избыток воды, накопившийся в нем в течение ночи. Искусственно такое выделение воды можно вызвать во всякое время, если сильно ослабить испарение, поместив растение в замкнутый и насыщенный водяными парами приемник. Вода выделяется при посредстве особых приспособлений или органов растения, называемых эмиссариями (Молль) или гидатодами (Габерландт). Это - потовые железы растения. На приложенном рис. изображена такая гидатода в разрезе.

10 слайд

Описание слайда:

Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды. Обычно они располагаются на верхушке и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.

11 слайд

Описание слайда:

Процессы выделения веществ выполняют разнообразные функции. Например, от повреждений и микроорганизмов клетки защищают клеточные стенки, которые образуются из выделяемых полисахаридов и других веществ, слизистые полисахаридные чехлы на поверхности корневых волосков, восковые выделения на поверхности листьев, летучие фитонциды. Выделение нектаров способствует опылению растений насекомыми и ловле добычи насекомоядными растениями. Выделение веществ может быть пассивным и активным. Пассивное выделение по градиенту концентрации называется экскрецией, активное выведение веществ с затратой энергии – секрецией.

12 слайд

Описание слайда:

У растений различают три типа секреции. 1. Мерокриновая может быть двух разновидностей: а. Эккриновая (мономолекулярная) через мембраны, которая осуществляется переносчиками или ионными насосами, б. Гранулокриновая – выделение веществ в везикулах (мембранных пузырьках, секрет которых освобождается наружу при взаимодействии везикул с плазмалеммой или переходит в вакуоль. Везикулы образуются в аппарате Гольджи. 4. Апокриновая – когда вместе с секретом выделяется часть цитоплазмы, например, вместе с отрывом головок у солевых волосков галофитов. 5. Голокриновая – когда вся клетка превращается в секрет, например, секреция слизи клетками корневого чехлика.

13 слайд

Описание слайда:

Процесс секреции у растений осуществляется специализированными клетками и тканями. К наружным секреторным структурам относятся железистые волоски (трихомы), железки, нектарники, осмофоры (железки, расположенные в цветках и вырабатывающие эфирные масла, от которых зависит аромат цветков) и гидатоды. Примером внутренних секреторных структур могут быть идиобласты – одиночные клетки, служащие для отложения каких-либо веществ. Кроме того, к секреции способна каждая растительная клетка, формирующая свою клеточную стенку.

14 слайд

Описание слайда:

Железистые волоски: 1, 2, 3 - листового черешка пеларгонии (Pelargonlum zonale); 4, 5 - листовой пластинки черной смородины (Ribes nigrum); 1 и 2 - секрет (эфирное масло), вырабатываемый верхней клеткой волоска, приподнял кутикулу; 3 - эфирное масло выступило после разрыва кутикулы наружу;4 и 5 - волоски, секрет которых был удален спиртом.

15 слайд

Описание слайда:

Секреторными называются ткани, выделяющие некие вещества. Они весьма разнообразны. Железистые волоски служат для выведения ненужных веществ из организма растения, иногда для защиты (вспомните, например, крапиву). Рис. 5. Нектарники служат для выделений сахаристой жидкости. Нектар служит средством привлечения опылителей. Также секреторной тканью выделяются эфирные масла (ими пахнут многие цветы и пряные растения) и млечный сок.

16 слайд

Описание слайда:

Нектарники – это особые железки, расположенные в цветке, которые выделяют нектар – сахаристую жидкость. Нектар состоит из глюкозы, фруктозы, сахарозы, а также витаминов, белков, аминокислот и других органических и неорганических веществ в зависимости от вида растения; он является основным компонентом меда и пищей многих видов насекомых, некоторых видов птиц и животных, а также участвует в репродуктивных процессах самого цветка. Нектарники могут располагаться в разных частях цветка – на лепестках, тычинках, у основания завязи, на цветоложе, цветочной трубке или (реже) на чашелистиках. Цветки, выделяющие большое количество нектара, который используют пчелы для производства меда, считаются медоносными растениями.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Фитонциды были открыты Б. П. Токиным ещё в 1928-1929 годах, когда он обнаружил, что раненные растения выделяют летучие вещества, убивающие микроорганизмы на расстоянии. Фитонциды – один из факторов естественного иммунитета растений, как высших, так и низших. Они обладают бактерицидными, фунгицидными и протистоцидными свойствами. Фитонциды могут также стимулировать жизнедеятельность тех или иных микроорганизмов, являющихся антагонистами патогенных для данного вида высших растений форм, что может играть роль иммунитета. Фитонциды – один из факторов жизни биоценозов, обуславливающих антагонизм в мире микроорганизмов, стимуляцию и угнетение размножения, роста и других проявлений жизни у высших растений. Фитонциды – один из многих факторов, влияющий на состав микрофлоры воздуха в условиях разных растительных ассоциаций, регулирующих состав животных организмов в биогеоценозах. Они токсичны для некоторых насекомых, клещей, травоядных и других животных; при определённых условиях они, вероятно, могут оказаться мутагенными факторами.

20 слайд

Описание слайда:

Фитонциды продуцируются неповреждёнными и механически раненными тканями, а также возникают в ответ на инфицирование. Выделение фитонцидов различными органами одного и того же растения неодинаково. Близкородственные виды растений, различные сорта одного и того же вида обладают разными фитонцидными свойствами. В зависимость от времени года и периода развития растение также обладает разными фитонцидными свойствами. Механизм действия летучих фитонцидов заключается в том, что они вызывают разнообразные изменения микробной клетки: подавляют дыхание, растворяют и разрушают поверхностные слои и составные части протоплазмы (ферменты и др.). Очень важно, что микробы при длительном контакте с летучими выделениями растений не вырабатывают к ним устойчивости.

21 слайд

Описание слайда:

У растений различается период максимального выделения летучих веществ. У кипариса и лавра он наблюдается в фазу цветения, у сосны крымской и кедра – в фазе прекращения роста вегетативных органов, у сосны пицундской, алеппской и итальянской, можжевельника казацкого – в фазу активного роста. По максимальной величине выделения веществ в атмосферу растения распределяются следующим образом: сосна пицундская – 13,1 мг %/ч, можжевельник – 1,5, кедр – 1,2, сосна крымская – 0,9, алеппская – 0,8, итальянская – 0,5 и лавр – 0,2 мг%/ч. Выделяемые вещества представлены в основном терпеновыми соединениями.

22 слайд

Описание слайда:

Фитонциды полностью подавили рост колоний золотистого стафилококка и кишечной палочки у растений: ломоносы китайской, тангутской, прямой, виргинской, фиолетовый, маньчжурской, Жакмана, рябинника рябинолистного, черёмухи поздней, аронии сливолистной, винограда амурского, лиственницы Сукачева, пихты сибирской, спиреи Вангутта, тополя краснонервного, ореха грецкого, ели колючей голубой, ореха маньчжурского, карии белой и др. Процент снижения количества колоний воздушной микрофлоры у листьев черёмухи обыкновенной, тополей чёрного и китайского, каштана конского 18,3-32,7%; менее активны листья берёзы бородавчатой, клёна ясенелистного, робинии джеакации, бирючины обыкновенной, вишни войлочной (5,4-12,9%). В природных условиях опыт ставили в полиэтиленовых камерах, используя Escherichia coli, Proteus vulgaris, Bacillus subtilis. Фитонцидная активность учитывалась по степени задерживания роста культур на чашках с питательным агаром

23 слайд

Описание слайда:

Спектр действия многих водных и прибрежных растений на биологические объекты очень велик. Например, летучие выделения манника большого, манника трёхцветкового губительны более чем для 60-70 видов беспозвоночных и позвоночных животных. Очень опасны для многих организмов летучие фитонциды цикуты. Простейшие, низшие кишечнополостные, черви, например планарии, быстро погибают, распадаются на отдельные мелкие фрагменты с последующим зернистым распадом их тела, или их структуры фиксируются, или происходят исчезновение многих структур. Изучение фитонцидности ряда комнатно-оранжерейных растений показало, что сильными фитонцидными свойствами обладают алоэ древовидный, аспарагус Шпренгера, хлорофитум хохлатый, сансевьера большая, гавортия полосатая, аспарагус перистый, драцена Варнека, драцена Сандери. Во время цветения все исследовные растения показали большую фитонцидную активность по сравнению с другими фазами.

24 слайд

Описание слайда:

В Санкт-Петербургском ботаническом институте им. Комарова РАН установлено, что использование фитонцидных растений в закрытых помещениях приводит к снижению общего числа микробных клеток в воздухе в 250 раз по сравнению с помещением аналогичного назначения без растений (контроль). Размещение в стандартном помещении 5-10 растений одного или нескольких видов приводит к положительному психоэмоциональному состоянию пациентов, а для фиторекреации оздоровительного направления рекомендуется установить 120-150 растений в помещении размером 100-130 м3.

25 слайд

Описание слайда:

ЧЕСНОК Еще египетские фараоны приказывали своим рабам есть чеснок, чтобы те сохраняли больше сил при изнурительной работе. Воины Древней Греции и Рима потребляли с пищей много чеснока, полагая, что он придает храбрость и отвагу. Китайская медицина считала чеснок ценным лечебным средством при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, при эпидемиях чумы и холеры. . При простудах, гриппе, ангинах хорошо помогают ингаляции паров чеснока. Можно также растертую кашицу из луковиц завернуть в небольшие кусочки марли и вкладывать на 10-15 минут в ноздри утром и вечером.

26 слайд

Описание слайда:

Л У К Репчатый лук издавна используется человеком как пищевое и лекарственное растение. Не всем известно, что в России насчитывается более 100 видов дикого лука, по вкусу и питательным свойствам не уступающих репчатому луку. Некоторые дикорастущие виды лука стали редкими и даже включены в Красную книгу. Но есть среди них и такие, запасы которых огромны и могут явиться подспорьем к нашему столу. К ним следует отнести лук победный, или черемшу. Сочные стебли черемши, появляющиеся уже в конце апреля, содержат витамина С в 10-15 раз больше, чем плоды лимона. Богаты они и фитонцидами, эфирными маслами, органическими кислотами.

27 слайд

Описание слайда:

ХРЕН столовый Листья и корни богаты витамином С и горчичным эфирным маслом, придающим хрену острый вкус. Корни хрена выделяют фитонциды. Корни трут на терке и используют как острую приправу. В народной медицине хрен - противоцинготное и противопростудное средство. Кашицу из корней используют для растираний при радикулите, водный настой - для полоскания горла при ангине.

28 слайд

Несмотря на то, что грибы по своему происхождению непосредственно примыкают к простейшим существам и стоят на более низкой ступени развития по сравнению с животными и растительными организмами, все же в пределах вида эволюция проявилась в достаточно широкой мере. Жизнь низшего организма ограничена во времени и несложна по своим функциям. Она поддерживается благодаря способности вида быстро и неограниченно размножаться, сохраняя количественное превосходство. Это довольно примитивный способ самозащиты, не требующий какого-то самосовершенствования. По мере усложнения организма, естественно, что индивидуальная жизнь приобретает все большую ценность. Такой курс эволюции и привел грибы к их теперешнему состоянию. У стоящих на нижней ступени развития одна клетка выполняет все функции, напрягая все усилия на размножение. Но постепенно начинается деление на вегетативные части (грибница) и на органы размножения. Затем происходит деление вегетативных органов. В дальнейшем идет развитие различных стадий грибницы, предназначенных для определенных целей (покоящиеся стадии) и усложнение плодовых тел в целях лучшего их предохранения как органов размножения от вредных воздействий внешней среды. Все это, наконец, в конечном итоге приводит к образованию грибных тканей, физиологически приспособленных к определенным функциям и потому отличающихся рядом признаков. Происхождение грибных тканей может быть двояким: первый случай, нормальный, присущий всем грибным организмам, - это развитие из гифы. Гифы, переплетаясь, образуют пучки, которые дают развитие шнуровой ткани. Второй способ - это образование клубочков. В каком-нибудь месте на своем протяжении гифа дает большее или меньшее количество боковых ветвей, которые сплетаются в клубок (как, например, при образовании склероция). При срастании гиф или при образовании клубочков получается более-менее плотная ткань. Такая ткань у грибов по характеру выполнения функций делится на несколько типов. Покровная, или защитная, ткань Она служит для защиты всех остальных тканей от внешних воздействий и является одной из наиболее резко выраженных у грибов. Состоит из ярко-окрашенных, плотно переплетенных гиф. Покровная ткань хорошо развита на верхней поверхности шляпочных грибов, таких как, например, сыроежек или мухомора, она выглядит пленкой, легко отделяющейся от шляпки, наподобие эпидермы листа растений. Оболочка ризоморф или склероциев, состоящая из одного или нескольких слоев омертвелых клеток, тоже характерный пример покровной ткани. Очень часто покровные части представляются весьма плотными с одеревеневшими клетками с утолщенной оболочкой, как то можно увидеть у некоторых трутовиков. Поверхность покровной ткани может быть гладкой и голой, покрытой различными образованиями. У трюфелей, например, наблюдаются бугорки или бородавки, у рыжиков - студенистый налет, у чешуйчатки - сети чешуек, у ряда видов - сплетение волосков, образующих сплошной войлочный покров. Органы питания Грибы «принимают пищу» исключительно в форме раствора, проникающего в грибную клетку через оболочку. Питательный раствор поглощается всей поверхностью грибницы, находящейся с ним в соприкосновении. Нередко случается так, что грибница распределяется как внутри субстрата, так и на его поверхности (воздушная грибница). Функция питания выпадает на долю той части грибницы, которая находится внутри субстрата, в непосредственном контакте с питательными соками. Однако никакого ущемления «прав» воздушной грибницы в данном случае не происходит, и она исправно получает свой «паек», а при прикрытии ее субстратом также станет хорошо усваивать растворы, как и погруженные с самого начала части. Когда мы говорим о всасывающей ткани, имеются в виду только деятельные части вегетативных органов, то есть нормальная грибница. Что же касается покоящихся стадий, то у них всасывающая способность не проявляется и при пробуждении в жизнь дальнейшее развитие протекает за счет накопленных у них питательных веществ в форме белков и особенно жиров. Проводящая ткань Как правило, специальной проводящей ткани у грибов не существует, и питательные соки у большинства видов распределяются всасыванием или через соединительные отверстия смежных клеток по всем вегетативным и репродуктивным тканям. Проводящая способность грибных гиф очень велика, и соки циркулируют в них без задержки. Например, у белого гриба, у подосиновика питательные вещества переносятся внутриклеточной жидкостью при температуре 20°С за 1 час на 10-12 см. Такая скорость зависит от повышенного испарения и очень скоро надает при повышении влажности воздуха, при котором испарение снижается. Иногда у некоторых видов можно выявить более сложное и целесообразное устройство, состоящее из сплетения гиф и предназначенное для возможно быстрого и обильного переноса, главным образом, воды. Такая специальная организация проводящей ткани, напоминающая собой систему сосудистых пучков у высших растений, присуща, например, домовому грибу, который вызывает разрушение древесины в постройках не только нижних этажей, где количество влаги вполне обеспечено, но также в верхних этажах. Гриб использует все закоулки данного здания благодаря разветвленной сети шнуроподобных гиф. Гифы способны проводить воду в избытке на какое угодно расстояние и поднимаются в постройках из подвалов до крыш, даже по косякам дверей и окон, отчасти по стенам, всюду пронося с собой воду. Запасные ткани Эти ткани играют существенную роль у грибов. Они обеспечивают их беспрепятственное дальнейшее развитие при прекращении питания извне. Здесь необходимо отметить, что речь идет не столько о специальных тканях, сколько о частях организма, в которых сосредотачиваются запасные материалы для своевременного использования. Основными запасными элементами грибов являются жировые вещества в виде масел и углеводов, заменяющих собой крахмал (широко распространенный у растений). Кроме того, используется и гликоген, который характерен как запасное вещество в животных организмах. Грибы, как и животные, вполне могут его синтезировать. Во всех органах грибов, мобилизованных исполнять обязанности запасных тканей, можно находить тот или иной из названных элементов, либо все вместе. Классическим примером запасной ткани могут служить споры, если трактовать этот термин в данном случае в широком значении этого слова. Споры физиологически заменяют семена высших растений и подобно им должны быть снабжены запасными веществами. Разложение этих веществ на питательные продукты обеспечивает начальный период роста гифы, происходящей из споры. Если рассмотреть спору под микроскопом, то всегда можно обнаружить в ней некоторое количество масла в виде преломляющих свет шаровидных капель. Не менее типичными запасными элементами являются покоящиеся стадии грибницы-склероции. Запасную ткань в них представляет сердцевина, а клетки оболочки составляют покровную защитную ткань. К запасной ткани можно также отнести сумки у сумчатых грибов. При образовании в них спор, они оказываются заполненными гликогеном. Гликоген используется созревающими спорами и после их готовности исчезает из сумок, будучи полностью употребленным. Механическая ткань Под этим названием подразумевается та часть или части организма, которые придают ему необходимую прочность и фиксируют его форму. У высших растений механическая ткань складывается из клеток с утолщенными стенками, так называемых склеренхимных клеток. Эти клетки располагаются не как попало, а по определенной закономерности в целях достижения наибольшего результата при наименьшей затрате материала. Склеренхимноподобные клетки с утолщенной оболочкой можно встретить в шнурах домового гриба. Наибольшего развития механическая ткань достигает в плодовых телах высших грибов. Причем у одних видов склеренхимное строение ножки приводит к одеревенению ткани, как, например, у гриба подаксиса пестичного, распространенного в сухих степях. В других случаях не всегда можно наблюдать утолщение клеточных стенок в ножке. Необходимое сопротивление излому достигается за счет волокнистого строения параллельно расположенных гиф, естественно более устойчивых в горизонтальном, чем в продольном направлении, в котором они легко расщепляются. Само собой разумеется, что сопротивление будет находиться в зависимости от диаметра ножки, и мы видим, что при подобном строении ножки бывают очень толстыми, как, например, у подосиновика или у белого гриба. Это вызывает необходимость расточительного пользования органическим веществом. Однако нередко встречается более экономичный и целесообразный тип построения ножки - в виде полой трубочки. Принцип здесь тот же, что и применяемый в механике при постройке мостов или других сооружений из полых металлических частей. В этом случае затраты органического вещества малы, а между тем сопротивление излому довольно велико в силу определенной эластичности, что не требует чрезмерного утолщения клеточных стенок. Наличие пустой полости в ножке характерно для многих шляпочных грибов. Оригинальное приспособление механической ткани бывает у видов, основное распространение спор которых ориентировано на насекомых. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы облегчить насекомым доступ к спороносному слою плодового тела, издающего во время созревания трупных запах, что, как известно, является приманкой для некоторых видов насекомых. Плодовое тело представляется в виде яйца, находящегося на поверхности почвы или в ее верхних слоях. Ко времени созревания верхняя часть оболочки лопается и из нее сравнительно быстро выступает удлиненная ножка в 10-25 см длиной, на вершине которой располагается спороносная ткань. На удлинение ножки требуется около 36 часов, после чего начинается постепенное ослизнение шляпки и происходит разложение плодового тела. В этом процессе главную роль играет не столько рост гиф, сколько их необыкновенная растяжимость. Выделительная, или выводная, ткань Она довольно широко распространена у грибов. Гифы многих видов выделяют на своей поверхности смолистые вещества, кристаллы щавелевокислой извести. Плотный сплошной налет извести наблюдается на протяжении гиф грибницы шампиньона. Выделение извести зависит от индивидуальных особенностей, а также от условий питания, но, как правило, оно имеет место преимущественно в молодом возрасте, что объясняется более деятельным обменом веществ. Грибы имеют фактически настоящие выводные, или выделительные, ткани, которые в достаточной степени разделены. Прежде всего, следует остановиться на млечных сосудах, присущих, например рыжику. Рассматривая внимательно плодовое тело рыжика, нетрудно заметить, что ткани ножки и шляпки не однородны, а довольно резко отличаются. Основная масса состоит из тонких цилиндрических гиф, образующих у периферии сплошной слой. В середине шляпки и ножки в эту основную ткань вклиниваются скопления клеток с утолщенными стенками. На разрезе они образуют овальные или округлые островки в виде розетки, в центре которой располагается тонкая гифа, заполненная водянистым содержимым. В нитчатой ткани, на границе с утолщенными клетками, и находятся млечные сосуды. У них более значительные размеры, они имеют растяжимые стенки, часто сплетающиеся в букву Н. Сосуды пронизывают все плодовое тело. Содержимое млечного сока составляет сложный химический комплекс из красящих веществ (пигментов), из смол и жиров. Встречаются также белки, гликоген. Окраска сока бывает различной - красная, молочно-белая, зеленая, иногда изменяющаяся в присутствии воздуха от окисления. Ассимиляционная ткань У грибов она отсутствует, так как, не обладая хлорофиллом, они не в состоянии ассимилировать углекислоту из воздуха. Поскольку у грибов не имеется ни устьиц, ни воздушных камер, столь характерных для высших растений, то не приходится говорить и о наличии каких-либо специальных дыхательных грибных тканей. Но, тем не менее, даже в самых плотных тканях, какими являются склероции и ризоморфы, всегда имеются промежутки, через которые внутренние ткани входят в непосредственное соприкосновение с окружающим воздухом, проникающим свободно между сплетениями гиф. Процесс дыхания, то есть поглощения кислорода и выделения углекислоты, производится всей поверхностью живой гифы. Как можно видеть из вышеприведенного изложения, функции грибных тканей не так резко разграничены, как-то имеет место у высших растений, у которых такое деление пошло дальше. Часто одни и те же гифы исполняют несколько функций, что обусловливает большую гибкость грибов в приспособлении к условиям окружающей среды.

Разведение грибов на дачном участке, в квартире, в гараже.

Функции выделения из организма продуктов обмена веществ выполняют несколько систем органов, которые объединяют в единую функциональную выделительную систему. В нее входят:

-пищеварительная система - участвует в выделении непереваренных остатков пищи, продуктов метаболизма, некоторых лекарств, желчных пигментов, тяжелых металлов;

-дыхательная система - участвует в выделении углекислого газа, паров воды;

-кожа - через сальные и потовые железы выводятся вода, углекислый газ, продукты азотистого обмена (мочевина);

-мочевыделительная система - через нее удаляется до 75% выводимых из организма жидких продуктов обмена веществ.

В состав мочевыделительной системы входят: парные бобовидные почки , мочеточники , мочевой пузырь , мочеиспускательный канал .

Основной структурной единицей почки является нефрон (рис. 1), функцией которого является образование мочи.

Образование мочи

В процессе образования мочи выделяют две фазы: фильтрационную и реабсорбционную .

Первая фаза - фильтрационная - это образование первичной мочи в клубочках нефрона . Из почечных капилляров в полость капсулы профильтровывается из крови вода и растворенные в ней вещества. В первичной моче содержатся все компоненты плазмы крови, кроме высокомолекулярных белков, которые не могут профильтровываться через стенки капсулы и капилляров. Первичная моча также содержит аминокислоты, глюкозу, витамины и соли, продукты обмена - мочевину, мочевую кислоту. За сутки у человека образуется 150-180 л первичной мочи.

Рис. 1. Строение органов и структурных элементов выделительной системы. А - левая почка в разрезе; Б - нефрон; В - клубочек: 1 - корковое вещество; 2 - мозговое вещество; 3 - почечные пирамиды; 4 - основание пирамиды; 5 - почечные сосочки; 6 - извитые почечные канальцы; 7 - петля Генле; 8 - клубочек; 9 - почечное тельце; 10 - капсула клубочка (Боумана)

Во второй фазе - реабсорбции , которая происходит в канальцах нефрона , осуществляется обратное всасывание из первичной мочи в кровь нужных для организма веществ: аминокислот, глюкозы, витаминов. В канальцах всасывается 99% воды, содержащейся в первичной моче. В связи с этим во вторичной моче резко повышается концентрация сульфатов, фосфатов, мочевины, мочевой кислоты и других веществ, которые не всасываются в кровь, - происходит концентрирование мочи. В конечном счете в течение суток из 150-180 л первичной мочи образуется около 2 л вторичной мочи.

В канальцах нефрона наблюдается также выделение (секреция) веществ в мочу. В основном это вещества, которые не могут пройти из кровеносных капилляров в капсулу клубочков, например многие лекарственные препараты.

mob_info