[Русский]  [English]

М. Ф. Маркиева. 2009

Бато ДугаржаповЖивопись Бато Дугаржапова дарит ощущение света и радости. Активная живописная среда, формирующая образность его работ, вобрала в себя всё многоцветье палитры – яркость и звучность чистых тонов и гармоничное разнообразие тончайших цветовых оттенков. Незамутнённость цвета, ясность мысли, живость и виртуозное владение кистью, лиризм делают работы Б. Дугаржапова не только красивыми, но порой сообщают им некоторую изысканность.

Б. Дугаржапов окончил Институт им. В. И. Сурикова (Монументальная мастерская проф. Е. Н. Максимова) и, как художник-монументалист, работает по росписи храмов, принимал участие в росписи центрального купола Храма Христа Спасителя в Москве. Однако, в перерывах от основной работы, он всецело отдается живописи. Для него это радость свободного творчества, необходимый контакт с живой природой, освежение глаза и обогащение чувств.

Поездки по стране и за рубеж, ежегодное посещение Крыма дают обильный материал, воспроизвёденный в многочисленных этюдах с натуры и в работах, подсказанных памятью. Б. Дугаржапов считает работу с натуры очень важной для художника. Можно сочинить картину, но нельзя сочинить этюд. Здесь проявляется всё мастерство живописца, его умение остановить мгновение, передать неуловимое, непередаваемое – свет, воздух, движение, жизнь, - во всех бесконечных вариациях, что предоставляет природа. Благодаря лёгкости, спонтанности  в его этюдах сохраняется непосредственность и свежесть первого видения мотива, его красочность.

Бато Дугаржапов

Для Б. Дугаржапова характерна свободная манера письма, некоторая импрессионистичность. При всей зрительной конкретности изображаемого, пейзажи лишены тяжёлой материальности, жёсткой линейной перспективы, - это скорее поэтические новеллы, где документальная фиксация мотива отступает на второй план перед таинством и красотой живописи. Свет и цвет выступают главной движущей силой композиции, световоздушная среда определяет и колористические особенности – мягкость, теплоту тона и сложнейшие цветовые модуляции, редко встречающиеся тени легки и прозрачны. Живопись пронизана светом не только в пейзажах южного берега Крыма, где обилие солнечного света так естественно и всепроникающе, где море, поглощая солнечные лучи, отражает их своим сомнительным блеском и многочисленными бликами на гребнях волн, а скалы, окутанные теплым воздухом, смягчают свою суровость, и все живое ликует, но и в других работах, где может быть меньше солнца, но не меньше света, как главного определющего сущность эмоционального содержания. Характерны в этом отношении замечательные пейзажи : «Старая Чита», «Зимний вечер» и многие другие.

Ряд крупномасштабных произведений Б. Дугаржапова: «Ива», «Облака», «Рассвет», «Радуга» - это глубоко поэтические композиции, где автор ставит и решает вопросы пластической организации пространства.

Здесь он достигает наибольшей степени обобщения, здесь тончайшие световые нюансировки и гармония общей тональности. Свет пронизывает эти холсты и создает настроение. Интересна композиция «Ива». Кто не знает этого прекрасного дерева, застывшего в какой-то меланхолической задумчивости у реки или пруда и смиренно склоняющего над водой свои длинные тонкие ветви. Они опускаются до самой воды, словно ниспадает некий волшебный занавес, сквозь который проникает свет и, отражаясь в каждом листке, наполняет его жизнью и цветом. У Б. Дугаржапова мы не видим ивы как таковой и ветви скорее угадываются в общем цветовом потоке, но ощущаем это ниспадение занавеса, близость воды и рябь на ее поверхности, гармонию взаимного проникновения и отражения, гармонию цельности образа. Работа построена на мягком контрасте светлых тёплых золотистых тонов и холодных голубовато-сиреневых, она очень красива, в ней вся поэтичность прообраза, усиленная отсутствием отвлекающих деталей.
Бато Дугаржапов

Цикл работ с интригующим названием «Календарь Малевича» представляет собой двенадцать холстов, согласно числу месяцев в году, где каждый холст задуман автором как цветовая характеристика определенного отрезка времени – месяца. Апелляция к Малевичу, на мой взгляд, в данном случае, несколько парадоксальна, так как с Малевичем может ассоциироваться только формат холста – квадрат. Но, если знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича означал и знаменовал собой, по мнению его автора, конец живописи, то двенадцать квадратов Б. Дугаржапова концептуально прямо противоположны ему, они утверждают живопись. Каждый холст имеет свою живописную фактуру и цвет, часто сложно составленный, но, как всегда у Б. Дугаржапова, ясный и чистый. Здесь представлена почти вся палитра художника, но чёрного цвета нет.

Б. Дугаржапов – художник светлого мировосприятия, внимательный наблюдатель природы, со своей системой видения и ценностных ориентаций, умеющего передать быстро текущие, ускользающие мгновения жизни, что в совокупности создаёт полнокровный портрет живой природы.  

Мария Фёдоровна Маркиева.