Данного исследования обусловлена. Фразы и шаблоны для исследовательской работы. Общий EMV данной стратегии бурения

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями, происходящими в

нефтегазовой отрасли относительно оценки влияния неопределенностей на выбор

стратегии разработки месторождения, а именно на последовательность бурения

добывающих скважин. В современных нефтегазовых компаниях все большое внимание

уделяется оценке экономических рисков, связанных с геологическими,

макроэкономическими и политическими неопределенностями. В соответствии с этим при

составлении стратегии разработки месторождения все больший приоритет отдается динамическим стратегиям бурения скважин, которые учитывают данные неопределенности и связанные с ними риски.

Таким образом, на сегодняшний день актуальной является проблема поиска оптимальной стратегии бурения, которая принимает во внимание основные неопределенности/риски и ограничивающие условия проекта разработки, такие как время пребывания в проекте, время бурения скважин, время принятия ключевых решений.

Основной целью разработки месторождения является максимизация прибыли компании оператора, разрабатывающего месторождение.

Экономика проекта для компании оператора состоит из капитальных затрат на создание инфраструктуры месторождения и поверхностного обустройства, и денежного потока каждой скважины, который включает в себя:

капитальные затраты на бурение скважины;

операционные затраты на каждую добытую скважиной тонну нефти;

доля нефти, которая по контракту полагается компании оператору проекта;



выручка от продажи добытой скважиной нефти.

Актуальность проблемы исследования вызвана необходимостью поиска баланса, в условиях неопределенности, между основными экономическими параметрами проекта:

капитальными затратами и количеству накопленной дисконтированной нефти за прогнозный период разработки месторождения, который обеспечит максимальное значение индекса ЧДД – чистого дисконтированного дохода (далее по тексту – NPV) проекта разработки.

Однако стоит заметить, что в условиях геологических неопределенностей, продуктивности планируемых скважин, задается в диапазоне неопределенности, следовательно, существует неопределенности их денежного потока. Для того чтобы учесть неопределенность, в качестве альтернативы индексу NPV проекта используется индекс EMV – expected monetary value – ожидаемая денежная стоимость проекта.

В рамках данной работы предлагается рассмотреть ряд факторов, оказывающих влияние на поиск оптимальной, динамической последовательности бурения, которая обеспечит максимальный EMV проекта разработки.

Таковыми факторами являются:

1) геологические неопределённости;

2) гибкость системы поверхностного обустройства месторождения;

3) синергия между очередностью бурения скважин относительно стоимости бурения;

4) ограничивающие условия проекта.

Целью настоящего исследования является разработка подхода, к поиску оптимальной последовательность бурения планируемых скважин с учетом вышеперечисленных факторов на примере месторождения Саркала.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает стратегия разработки месторождения.

Предметом исследования является оптимизация стратегии бурения в условиях неопределенности и внешних ограничивающих условий проекта разработки месторождения.

Задачами данного исследования являются:

1. Разработка методологии выделения основных факторов: геологических неопределенностей, внешних ограничений и т.д., влияющих на извлекаемые запасы месторождения и на экономику проекта разработки.

2. Поиск подхода к оптимизации стратегии бурения с учетом каждого из влияющих факторов по отдельности.

3. Анализ и обобщение полученной информации с целью разработки подхода к оптимизации последовательности бурения с учетом влияния нескольких факторов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе исследование направлено на рассмотрение комплексного влияние нескольких факторов, которые имеют разную природу, на процесс выбора оптимальной стратегии бурения скважин.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что предлагаемый подход, может быть использован при разработке месторождения в условиях неопределенности и внешних ограничений проекта.

Помимо этого, предложенная методология создает базу для своего дальнейшего развития и расширения – создания оптимизатора, который может учитывать все возможные действия на месторождении и их временную привязку, помимо бурения добывающих скважин:

–  –  –

6 Расчет ожидаемой денежной стоимости скважин В данной главе экономика скважин рассчитывается в предположении гибкой системы обустройства месторождения.

В зависимости от реализации основной неопределенности – уровня ВНК, профиля добычи скважин будет разные, следовательно, будет изменяться денежный поток каждой скважины: выручка и операционные затраты. Данные параметры зависят от дебита каждой скважины, поэтому они зависимы от уровня ВНК.

Экономика каждой скважины и проекта в целом зависит не только от геологической неопределенности, но также и от очередности бурения скважин. Согласно экономической модели цена на бурение скважины может изменяться в зависимости от того какой по счету она будет пробурена – синергия расходов. Также стоит отметить, что с каждой пробуренной скважиной цена поверхностного обустройства увеличивается не на постоянную величину. Из Ошибка! Источник ссылки не найден. мы можем видеть, что наибольшие затраты на поверхностное обустройство приходятся при решении о бурении четвертой скважины.

Еще одним важным фактором, влияющим на чистый дисконтированный доход скважины, является уменьшение покупательной способности заработанных денег, в результате дисконтирования. Соответственно прибыль скважины будет также зависеть от времени ввода скважины в эксплуатацию с момента начала разработки месторождения.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что прибыль – NPV каждой скважины зависит от трех факторов (в предположении гибкой системы разработки):

геологическая неопределенность месторождения, в нашем случае ВНК;

очередность ее бурения;

время ввода скважины в эксплуатацию с момента начала проекта.

Если предположить, что между бурением скважин не будет происходить временных потерь, то остается 2 фактора – ВНК и очередность бурения. Следовательно, необходимо выполнить оценку зависимости NPV каждой из планируемых скважин от реализации геологической неопределенности – уровня ВНК и очередности бурения скважины.

6.1 Получение зависимости NPV – ВНК Первым шагом на данном этапе является расчёт базовых профилей добычи скважин в зависимости реализации уровня ВНК. Расчет профилей добычи был выполнен для крайних значений неопределенности уровня ВНК= –3574 – нижней границы установленной нефтеносности и ВНК= –3760 – точки максимального заполнения ловушки, Рисунки 17 – 20. На Рисунок 5, Рисунок 6 показано сравнение профилей добычи для разных реализаций геологии, на примере скважин S-2, S-7.

Рисунок 1. Базовые профиля скважин, для реализации ВНК=-3574 Рисунок 2.

Накопленная добыча скважин, реализация ВНК=-3574 Рисунок 3. Базовые профиля скважин, для реализации ВНК=-3760 Рисунок 4. Накопленная добыча скважин, реализация ВНК=-3760 Рисунок 5. Базовые профиля и накопленная добыча, скважина S-2 Рисунок 6. Базовые профиля и накопленная добыча, скважина S-7 Дальнейшим шагом был проведен расчет текущего и накопленного NPV каждой скважины в зависимости ее очередности бурения с использованием профилей добычи для двух граничных значений неопределенности ВНК, Рисунок 8, Рисунок 8.

Рисунок 7.Накопленный NPV, для двух граничных реализаций ВНК, скважина S-2, очередность – 1 Рисунок 8.

Накопленный NPV, для двух граничных реализаций ВНК, скважина S-7, очередность - 1 В предположении линейной зависимости между профилями добычи от уровня ВНК для каждой скважины в зависимости и ее очередности может быть построена линейная функция, вида kx+b аппроксимирующая поведение NPV в зависимости от реализации ВНК, NPV=F(ВНК).

Данная процедура показана на примере двух скважин S-2, S-7. Для скважины S-2 получение линейных зависимостей для разной очередности отражено в Таблица 1, Рисунок 9, Рисунок 10. Для скважины S-2 получение линейных зависимостей для разной очередности показано в Таблица 2, Рисунок 11, Рисунок 12.

Процесс построения зависимостей NPV–ВНК обобщен в Приложении 1.

Таблица 1. NPV скважины S-2 в зависимости от уровня ВНК и порядка бурения.

–  –  –

Рисунок 11.Аппроксимирующая зависимость NPV - ВНК, скважина S-7, порядок бурения – 1ая Рисунок 12.Аппроксимирующая зависимость NPV - ВНК, скважина S-7, порядок бурения 1-6

6.2 Расчет EMV скважин В связи с тем, что ВНК не имеет фиксированного уровня на данный момент, и находится в диапазоне неопределенности, то вместо NPV необходимо использовать индекс EMV – expected monetary value – понятие «ожидаемая денежная стоимость» = (1)

–  –  –

В случае снятие неопределенности до определенного уровня – бурения скважины, которая имеет вероятность попасть в ЧНЗ, ВНЗ или ЧВЗ, EMV скважины может быть посчитан по той же, формуле:

–  –  –

Если неопределенность снята полностью, то из данной зависимости легко можно получить NPV скважины подстановкой уровня ВНК в формулу.

В общем виде EMV скважины можно представить как

–  –  –

Сравнивая Рисунок 13 и Рисунок 14 видно, что для скважины S-2 линейная зависимость не является достоверной аппроксимацией поведения ЧДД – ВНК. В таком случае искалась квадратичная аппроксимация поведения ЧДД – ВНК, Рисунок 15.

NPV, миллионы долларов

–  –  –

Рисунок 13. Проверка достоверности линейной аппроксимации поведения накопленного NPV в зависимости от уровня ВНК, скважина S-2 NPV, миллионы долларов

–  –  –

Рисунок 14. Проверка достоверности линейной апроксимации поведения накопленного NPV в зависимости от уровня ВНК, скважина S-7 В случае если точки не имели линейного тренда, то добавлялось еще 3 точки – 2 промежуточные реализации геологии и искалась квадратичная функция в качестве аппроксимирующей: f(x)=kx2+px+q.

NPV, миллионы долларов

–  –  –

В качестве базовой стратегии разработки было принято решение рассмотреть стратегию бурения по «жадному алгоритму» – greedy algorithm . Стратегия жадного алгоритма заключается в принятии локально оптимальных решений на каждом шаге, в предположении, что в итоге это приведет к оптимальному результату.

В рамках данной задачи, стратегия жадного алгоритма будет заключаться в максимизации EMV на каждом шаге выбора скважины. Чтобы сделать это нам необходимо для каждой очередности сравнить EMV каждой скважины между собой и выбрать максимально значение.

–  –  –

Рисунок 16. Поведение накопленного NPV скважины в зависимости от уровня ВНК, для очередности – 1.

2. Рассчитывается EMV для каждой скважины по формуле (4), Таблица 4.

–  –  –

4. Выбираем скважину с максимальным значением EMV, именно эта скважина должна быть пробурена первой.

Такой подход удобно осуществить, анализируя построенную таблицу. Выбирая на каждом шаге максимальное значение столбца не принимая во внимание строки уже пробуренных на предыдущих шагах скважин, Рисунок 17.

Рисунок 17. Поиск базовой стратегии бурения скважин – максимизации EMV на каждом шаге.

Полученная базовая стратегия согласно жадному алгоритму представлена на Рисунок 18.

Рисунок 18. Базовая последовательность бурения (жадный алгоритм).

–  –  –

Рисунок 19.Зависимость NPV – ВНК для базовой стратегии бурения скважин, S-2-S-5-S-3-S-7-S6-S8.

Анализируя таблицу глубин входа и выхода скважин из продуктивного интервала, можно заметить, что скважина S–7 принесет нам первую информацию – снизит неопределенность уровня ВНК и в зависимости от исхода ее бурения может быть принято решение бурить ли скважину S–6. В случае если скважина S–7 подсечет ВНК, то бурение S–6 будет неоправданным, так как из Таблица 5 видно, что рентабельный уровень ВНК для скважины S–6 начинается с глубины –3654 метров и решение о бурение будет оправдано с точки зрения EMV, если скважина S–7 окажется в ЧНЗ.

Рисунок 20. Положение планируемых скважин, глубины входа/выхода в/из интервала Jeribe – U.Dhiban.

–  –  –

Подобные выводы можно будет сделать после бурения скважины S–6, если скважина подсечет ВНК – ВНЗ или окажется в ЧВЗ, то можно сразу прекращать бурения, так как EMV скважины S–8 будет отрицательным. В случае же попадания скважины S–6 в ЧНЗ решение о бурении скважины S–8 будет оправданным.

В итоге базовую стратегию разработки можно представить в виде дерева, ветвящееся после бурения скважин S–7, S–6 в зависимости от реализации геологии, Рисунок 21.

–  –  –

Видно, что пробуренная скважина S – 7 в случае попадания в ЧВЗ или ВНЗ даст нам сигнал прекращения бурения, так как при таком исходе скважины S – 6, S – 8 бурить нерентабельно. Исход попадания скважины в ЧНЗ и продолжения бурения – скважиной Sимеет свою вероятность, соответственно после выполнения данного исхода все дальнейшие реализации геологии будут ограничены, тем самым моделируется снижение неопределенности по ВНК после бурения скважины S–7.

Пробуренная скважина S – 6 в случае попадания в ЧВЗ или ВНЗ даст нам сигнал прекращения бурения, так как при таком исходе скважины S – 8 бурить нерентабельно.

Исход попадания скважины в ЧНЗ и продолжения бурения – скважиной S – 8 имеет свою вероятность, соответственно после выполнения данного исхода все дальнейшие реализации геологии будут ограничены, тем самым моделируется снижение неопределенности по ВНК после бурения скважины S–6.

В итоге мы получаем 3 терминальных узла которые не имеют дочерних элементов:

прекращения бурения после пробуренной S-7;

прекращения бурения после пробуренной S-6;

окончание полной стратегии бурения – после S-8.

Для того чтобы посчитать ожидаемый NPV данной стратегии бурения необходимо посчитать ожидаемый NPV для каждого терминального узла а затем сложить полученные ожидаемые NPV, взвешенные по вероятностям исходов – оказаться в этом терминальном узле.

В терминальном узле ожидаемый NPV рассчитывается только для тех реализаций геологии, которые к нему приводят, :

–  –  –

Общий EMV данной стратегии бурения:

0,21 (73713830) + 0,79 (0,73 285583645 + 0,27 134984164) = млн $ Данная стратегия бурения максимизирует EMV на каждом шаге – в первую очередь бурятся скважины дающие максимальный EMV. Однако такой подход не всегда дает оптимальный конечный результат.

Во–первых, он не учитывает ценовую синергию, явление описанное в главе Экономическая модель.

Во–вторых, он не берет во внимание стоимость информации, которую мы можем получить от скважин, имеющих геологический риск и с помощью данной информации – вовремя прекратить бурение, тем самым не потерять деньги на бурении следующих скважин и поверхностном обустройстве для них.

В третьих данная стратегия была рассчитана в предположении гибкости системы поверхностного обустройства.

Анализ оптимальной стратегии бурения с учетом вышеприведенных факторов рассматривается в следующих главах.

8 Оптимизация последовательности бурения Для поиска оптимальной стратегии бурения относительно базовой, необходимо предложить другие возможные варианты очередности скважин – другие последовательности и сравнить EMV других стратегий с EMV базовой стратегии (208.8 млн. долларов). Если EMV другого варианта больше, то стратегия является наиболее оптимальной для данного месторождения, данных мест для бурения и данной экономической ситуации.

Большее значение EMV может быть получено за счет выбора экономически оптимальной стратегии разработки с учетом изменения цены на бурения в зависимости от очередности и цены на поверхностное обустройство.

Также более выгодная стратегия бурения может за счет получения информации на более раннем этапе, в случае если информация, полученная с помощью данной скважины, будет полезной при принятии решения таким образом, что EMV данной стратегии окажется больше EMV базовой стратегии. В данном случае разность является индекс ценности информации – VOI .

Алгоритм поиска оптимальной стратегии бурения будет состоять из следующих этапов:

1. поиск оптимальной стратегии бурения исходя из экономической модели без учета стоимости информации;

2. оптимизация получившейся стратегии с учетом стоимости информации – индекса VOI, которую могут дать скважины в результате снятия неопределенности.

8.1 Оптимизация с учетом гибкой модели поверхностного обустройства Для осуществления этапа 1 необходим анализ все возможных вариантов размещений скважин. Количество возможных размещений скважин равно 6!=720. Данную задачу можно разрешить методом динамического программирования – полного перебора

– «brute force». Однако, стоит заметить, что в данной таблице элементы матрицы рассчитаны для изначальной неопределенности ВНК и не учитывают ее снижение после бурения скважин 7,6,8. Поэтому был предложен следующий способ анализа. Определить первые две скважины, которые будут оптимальны в любом случае, а затем проанализировать перестановки оставшихся 4-х. Такой подход сокращает количество вариантов с 720 до 28 и возможно рассмотреть все эти варианты с учетом того, что скважины, имеющие геологический риск снизят неопределенность ВНК.

Предлагается рассмотреть стратегии вида S-2 – S* – далее жадная стратегия (максимизация EMV на каждом последующем шаге), где S* – любая из скважин, кроме S-5, так как данная стратегия является базовой. Сравнив EMV данных стратегий мы определим оптимальную S* – скважину которую необходимо бурить второй.

Таких стратегий получается 4:

–  –  –

В случае если данные стратегии не дадут превосходства над базовой стратегией, то последовательность S2 S5 может считаться оптимальной. Выбор отправной точки в

– качестве скважины S–2 обусловлен тем, что в случае переноса изменения ее очереди с первой на вторую или следующие мы видим максимальные потери по экономике (–26) млн. долларов.

S2 – S3 – S5 – S7 – S6 – S8, EMV=213140259, Рисунок 23, Рисунок 24.

–  –  –

Рисунок 31. Оптимизированная базовая стратегия бурения с учетом ценовой синергии.

Из Рисунок 31 видно, что шаг получения информации о неопределенности ВНК остался прежним, поэтому оптимизация произошла, за счет ценовой синергии. Однако и данная последовательность, может быть оптимизирована, если учесть стоимость информации, которая может быть получена от изменения очередности скважин S-7, S-6, S-8.

Скважина S-5 не является подверженной геологическому риску – попасть в ВНЗ, оказаться экономически нерентабельной. Поэтому последовательность S-2–S-3–S5 можно считать оптимальной. Исходя из этого встает вопрос о выборе порядка скважин S-7, S-6, S8, после последовательности S–2-S–3-S–5.

Перестановка 3 скважин дает 3!=6 стратегий, которые необходимо рассмотреть, одна из которых уже была рассмотрена.

–  –  –

Оптимальная стратегия будет определяться как стратегия дающая максимальное значение индекса VOI – разности между оптимизированной с учетом стоимости информации и стратегии S-2–S-3–S-5–S-7–S-6–S-8, которая является оптимальной с точки зрения ценовой синергии.

В случае если во при всех рассмотренных стратегияхVOI0, то стратегия S2 – S3 – S5 – S7 – S6 – S8– оптимальная.

Чтобы найти оптимальный порядок бурения скважин были рассмотрены 5 стратегий и сравнены со стратегий S-2–S-3–S-5–S-7–S-6–S-8.

–  –  –

Из таблицы, видно, что положительный VOI дают две стратегии из которых оптимальной стратегией является S2 – S3 – S5 – S6 – S7 – S8, имеющая максимальный VOI = 1,5 млн. долларов.

S2 – S3 – S5 – S6 – S7 – S8, EMV=214691412, VOI=1551153, Рисунок 32. Оптимизированная с учетом стоимостм информации, VOI=1,5 млн.долларов.

Таблица 11.Определение рентабельного ВНК.

–  –  –

S2 – S3 – S5 – S6 – S7 – S8, EMV которой оценивается в 214691412 $, что на 5.9 млн. долларов больше EMV базовой стратегии разработки. Данный алгоритм бурения был достигнут за счет оптимизации с учетом ценности информации скважины S-6 и синергии очередности бурения и цены бурения скважин S2,S3, S5.

8.2 Оптимизация с учетом временного ограничения Предложенная в качестве оптимальной, в предыдущей главе, последовательность бурения будет являться оптимальной в том случае, если поверхностное обустройство имеет гибкую систему достройки. С решением о бурении новой скважины мы принимаем решение о выделении денег на поверхностное обустройство и достраиваем его.

Стоит заметить, что такой подход не всегда возможен и зачастую решение о поверхностном обустройстве должно быть принято к определенному сроку. Изначально на месторождении Саркала планировалось принять решение о финальном обустройстве к концу второго года начала разработки.

Поэтому в данной главе будет смоделирован случай оптимизации стратегии бурения с внешним временным ограничением о принятии решения о поверхностном обустройстве.

Из Таблица 12 видно, что за 2 года максимальное количество скважин, которое можно пробурить – 2. В самом начала проекта выделяются деньги на поверхностное обустройство для 2 скважин, затем после бурения 2 скважин – по истечению 2 лет, принимается решения о разовой достройке поверхностного обустройства.

Таблица 12. Время бурения скважин

–  –  –

Если рассмотреть стратегии разработки, предлагаемые для гибкой системы обустройства, то в ситуации, когда решение будет принято после 2 лет начала разработки:

–  –  –

Так как во всех 3х стратегиях за 2 года, до принятия решения мы не получим никакой информации, то обустройство будет построено для 4 планируемых скважин. Как мы видим в данной ситуации бурение скважины S-6 и получение информации – неоправданно, так как решение об обустройстве уже принятно и информация, которую принесет скважина S-6 не покроет потерь дохода от переноса бурения более продуктивной скважины S-7.

Из всех скважин S-6, S-7, S-8 могут снять неопределенность по уровню ВНК и изменить решение о поверхностном обустройстве. Так как у нас имеется два года, то скважину, способную снять неопределенность необходимо пробурить 2ой, так как не имеет смысла откладывать/переносить бурение скважины S-2.

Предлагается рассмотреть 3 динамические стратегии разработки, где на втором шаге бурится скважина, которая принесет информацию, а поверхностное обустройство и количество следующих скважин зависит от исхода ее бурения, Приложения 2, 3, 4.

Результаты приведены в Таблица 13.

= – (5) Таблица 13. Стоимость достройки поверхностного обустройства от количества планируемых скважин спустя 2 года после начала разработки

8.3 Итоги оптимизации Предложена базовая последовательность бурения скважин на месторождении Саркала по жадному алгоритму, максимизирующий EMV проекта на каждом шаге принятия решения о бурении следующей скважины. EMV данной стратегии составил 208,77 млн $.

Данный алгоритм был оптимизирован с учетом синергии затрат на бурение. EMV после оптимизации оценивается в 213,14 млн. $, ожидаемая выгода 4,37 млн.$. В свою очередь данная стратегия была оптимизирована с учетом стоимости информации, расчета индекса VOI стратегий. По рекомендуемой стратегии EMV=214.69 млн.$, индекс VOI=1.55 млн.$. В итоге по сравнению с базовой стратегией бурения выгода составляет 5.92 млн.$ – увеличение EMV на 2.8 %.

С введением временного ограничение на принятие решения о поверхностном обустройстве, в качестве базовой стратегии была предложена стратегия, оптимальная стратегия так как показала наибольший EMV из рассмотренных 185,36 млн.$. Далее данная стратегия была оптимизирована с учетом стоимости информации, VOI составил

10.74. Было показано, что в условии временного ограничения при получение информации в первые 2 года, экономическая выгода составит – 6%.

Заключение В результате проведенного исследования по поиску подхода к выбору оптимальной последовательности бурения добывающих скважин

–  –  –

Разработанная методология выделения основных факторов влияющих на EMV проекта разработки месторождения была апробирована на месторождении Саркала. Для месторождения Саркала основными факторами являются: геологическая неопределённость – уровень ВНК и синергия расходов бурения скважин и очередности бурения.

Предложенный подход по поиску оптимальной стратегии с учетом каждого из влияющих факторов, был применен к оптимизации бурения на месторождении. Задача оптимизации стратегии с учетом синергии расходов бурения скважин и очередности была решена применением метода динамического программирования – полного перебора возможных вариантов бурения. Изменение базовой стратегии бурения, согласно найденной оптимальной последовательности прогнозирует увеличение EMV проекта на 4,37 млн. долларов.

В случае геологической неопределенности – уровень ВНК – была проведена оптимизация бурения с учетом стоимости информации, которую могут принести скважины в случае исходов бурения: ЧНЗ, ЧВЗ, ВНЗ. Данная информация является ключевой при решении о бурении следующих скважин или его остановки, или изменении порядка бурения с целью увеличения EMV проекта. Оптимизация согласно данному подходу составила 1,55 млн. долларов. В совокупности оптимизация базовой стратегии бурения с учетом 2 основных параметров, составила – 5,92 млн. долларов.

Также был проанализирован фактор временного принятия решения о количестве выделяемых средств на поверхностное обустройство месторождения. В данном случае, основным инструментом по оптимизации стратегии стал подход, учитывающий ценность информации, которую могут обеспечить пробуренные скважины. Данный подход показывал высокую эффективность в условиях внешнего ограничения – раннее принятие решения о поверхностном обустройстве и прогнозирует увеличение EMV проекта разработки на 10,74 млн. долларов, что составляет 6 % от базового EMV проекта.

«Информация и данные» - Технология работы 1.Запустите СУБД. 2.Создайте новую базу данных. Access базы данных. Представление записей в виде строки или карточки. 3. Информационные системы. Откроется диалоговое окно Таблица 1. 6 Добавьте новое поле. Сортировка и поиск записей. Объекты базы данных. Системы управления базами данных.

«Развитие познавательного интереса» - Гин А.А. приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Развитие познавательного интереса учащихся к географии через использование современных педагогических технологий. Обратная связь. Знание географии – не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни.

«Национальные интересы России» - Внешнеполитические интересы России. Основные внешнеполитические интересы России. Теоретические и методологические аспекты. Основные правовые источники определения национальных интересов России. Генезис понятия «национальный интерес». Жизненно важные интересы общества. Жизненно важные интересы личности.

«База данных» - Дополнительная информация (ЕГЭ и др.). Вид главного меню. Интерфейс БД. Функции усовершенствованной БД. Основные группы статистических данных, используемых в расчетах. Экономические данные. Используемые данные в БД. Данные образовательной статистики. Основное отличие новой БД от старой. Демографические данные.

«Практические работы по базам данных» - Построение структур таблиц. Конструктор запросов. Построение схемы данных. Практическая работа №3 Создание связей между таблицами. Построить и выполнить запрос с сортировкой данных по определенному полю. Поурочное планирование. Указать признаки сортировки. Запрос-выборка. Открыть закладку «запросы»; выполнить команду Создать, выбрать «Конструктор».

«Базы данных 9 класс» - Теоретический зачет. Какого типа могут быть поля в БД? В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? СУБД ACCESS Знакомство. 2 этап Создание форм. Что называется БД? ОТЧЕТ -организованное представление данных из таблицы или запроса. Постановка задачи и анализ.

Шаблоны фраз и формулировок для курсовых и дипломных работы (ВКР, проектов и т.п. исследовательских и учебных работ).

Фразы и шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ
В начале сообщается тема работы и обоснование её выбора.
Предлагаемая Вашему вниманию дипломная / курсовая работа посвящена …
Думали ли Вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на то, что … / задумался над этим вопросом, когда …
Стремление понять … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Мне всегда было интересно, почему …
Тема нашей работы: «…». Выбор данной темы обусловлен тем, что...
Данный вопрос связан с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Исследуемый вопрос (тема работы) оказал непосредственное влияние на мою жизнедеятельность (отразился на жизни моих родных и друзей), в связи с чем...
  • Актуальность
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время …
(тема)… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Сегодня мы всё чаще слышим и употребляем слово …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является особенно актуальной, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий и споров в сообществе учёных-юристов/экономистов/историков.. и т.д. в зависимости от научной сферы.
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности т.к. …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На данный момент существует два противоположных взгляда на данный вопрос …
  • Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако, мы решили рассмотреть анализируемую проблему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Существующие теоретические разработки и практические изыскания поверхностно исследуют вопрос..., в связи с чем, возникла необходимость более тщательной разработки данной темы в рамках этой дипломной работы (курсовой работы).
Представленные на сегодняшний день научные разработки в сфере... весьма подробно отражают ключевые аспекты....(тема), однако объективные реалии нынешнего дня требуют изучения данного вопроса в контексте актуальных тенденций... (сфера исследования).
  • Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Цель данной дипломной работы — разработать... / определить... / рассчитать...
Цель данной курсовой работы — исследовать.... /сформулировать...
Основная цель данного исследования — ответить на вопрос … / доказать, что …
  • Задачи
Для реализации сформулированной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
К задачам работы относятся:

Примеры задач:
1. Привести обзор литературы по теме..
2. Сформулировать понятие …
3. Рассмотреть / представить классификацию видов... (предмета исследования)
4. Найти примеры … в … / собрать материал … / исследовать состав … / измерить уровень …
4. Провести опрос / наблюдение / эксперимент /
5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты исследования
6. Сделать выводы о …
7. Сформулировать предложения по совершенствованию...

ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)

Основные термины и понятия, история вопроса:

Ключевые понятия для нашего исследования - это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Клюев С.С. понимает под термином …
Петров В.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Вначале обратимся к истории вопроса …
Общепризнанным считается …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте …
Из книги … мы узнали, что …
Согласно позиции Усова И.Н., высказанной в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Вместе с тем,..
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом важно отметить, что …

Вторая глава - описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником приведенных примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 представлены …
На рисунке 3 вы можете видеть …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:...
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме …
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю
В ходе выполнения работы я узнал/ научился/ выяснил... / открыл для себя …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт … Уверен, что полученные мной знания позволят мне... избежать ошибок / помогут правильно …/ добиться...
Исследование в корне изменило мое представление о... / мнение … / понимание...
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей у меня вызвало … (проблемы исследования).

Сборник и фраз и шаблонных выражений для написания исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных работ.


4 сентября 2015, 0:12

Исследование гражданско-политических установок студентов – довольно новая тема для беларуского академического контекста. Актуальность данного исследования обусловлена недостатком информации о роли университета в выборе модели политической активности и его влиянии на гражданско-политические установки студентов в Беларуси. Необходимо сразу оговориться, что доступ к объекту изучения – студентам беларуских высших учебных заведений – затруднен в силу закрытости и самоцензурирования всей сферы высшего образования.

Данное исследование было проведено на примере беларуских студентов, обучающихся вне пределов страны, в Европейском гуманитарном университете (ЕГУ). В свою очередь, проведение аналогичного исследования в отношении студентов, обучающихся непосредственно в Беларуси, представляется крайне интересной, хотя и труднодоступной перспективой для дальнейших исследований. Не менее интересным было бы и сравнение полученных в ЕГУ показателей не только со студенческими, но и общими гражданско-политическими установками в беларуском обществе.

Выбор ЕГУ в качестве поля исследования помимо доступности для автора, был также обоснован многочисленными острыми дискуссиями в течение последних лет о роли и значении данного учебного заведения для Беларуси. Вместе с тем, исследований о качестве гражданского образования в нем еще не проводилось. Не претендуя на полноту и всеохватность работы, она, тем не менее, представляет итоги проведенного эмпирического исследования.

Политическая активность и университет

Основываясь на теоретических подходах таких исследователей как Алмонд (Almond), Пауэлл (Powell), Далтон (Dalton), Стром (Strom), Луманн (Luckmann), Милбрат (Milbrath) и др., гражданско-политические установки в работе анализировались в контексте политической культуры, политической активности и процесса политической социализации.

Согласно вышеупомянутым авторам, политическая культура включает в себя политические ориентации, установки и ценности граждан по отношению к политической системе, которые, в свою очередь, усваиваются в процессе политической социализации. Политическая социализация на практическом уровне становится возможной благодаря агентам данного процесса, таким как: семья, учебные заведения, группы интересов, политические партии, социальное окружение и т.п. В зависимости от определённого типа политической культуры происходит построение соответствующей модели политической активности. Здесь же следует указать, что политическая активность позволяет эмпирически изучить гражданско-политические установки, поскольку является их проявлением.

Анализ политической активности проводился с акцентом на таком агенте политической социализации, как университет с сопутствующим ему социальным окружением. В теории предполагается, что в рамках высших учебных заведений молодые люди в процессе вторичной социализации и предлагаемой программы гражданского образования приобретают более глубокие знания о том, как функционирует политическая система и политические институты. В целом, как отмечали Вольфингер (Wolfinger), Розенстоун (Rosenstone), Най (Nie), Хьюман (Human) и другие американские исследователи, обучение может и должно оказывать влияние на гражданско-политические установки, политическое поведение, интерес к политическим событиям. Процессы первичной социализации и усвоения базовых гражданских и политических установок через таких агентов как семья, школа также безусловно важны, однако являются отдельным объектом исследований. В качестве исходной установки в работе предполагается, что в университет студенты приходят хотя бы с минимальным набором представлений о гражданском и политическом поведении, полученных, как правило, в беларуских семьях, школе и других общественных институтах.

ЕГУ как агент политической социализации

ЕГУ позиционируется в качестве единственного беларуского университета, миссия которого заключается не только в предоставлении академических знаний, увеличении роли и эффективности высшего образования, но также основывается на принятии ценностей Великой Хартии Университетов, принципах демократического самоуправления, что должно способствовать увеличению участия студентов в общественной, научной деятельности, а также созданию таких установок как: уважение и компетентность, инициативность, чувство долга и ответственность .

Согласно уставным документам ЕГУ, Университет заявляет в качестве цели укрепления открытого, демократического и основанного на знаниях общества, а также продвижение демократических ценностей . В рамках университета студенты обладают рядом формальных прав участия в академическом самоуправлении, а также организовывают и реализовывают студенческое самоуправление . Можно предположить, что все это, в свою очередь, должно влиять на выбор студентами определённой модели политической активности.

Объект, гипотезы и методология исследования

Объектом исследования стали установки и деятельность студентов ЕГУ, которые могут быть отнесены к сфере политической и гражданской активности в период с 2012 по 2015 гг. Единицами наблюдения являлись гражданские/политические установки и активности студентов университета первого – третьего курсов бакалаврских программ очной формы обучения. Как правило, студенты являются совершеннолетними, что с юридической точки зрения означает дееспособность личности, которая может принимать участие и проявлять активность в политических и гражданских процессах.

Соответственно, информацию о политической и гражданской активности студентов ЕГУ могут дать сами студенты, поэтому основным методом сбора информации стал анкетный опрос .

В рамках исследования было сформулировано две гипотезы, которые позволили бы проанализировать роль университета в выборе модели политической активности и влиянии на гражданско-политические установки.

Гипотеза №1 : Университет, посредством образовательного процесса, влияет на гражданско-политические установки и политическую активность студентов, что выражается в изменении практик их политического участия внутри и за пределами университета, степени интереса к текущим социально-политическим процессам в Беларуси и в мире, степени вовлеченности в гражданско-политические инициативы и/или объединения.

Гипотеза № 2 : Уровень активности студентов в жизни университета может соответствовать уровню активности студентов в гражданско-политической сфере.

Основными индикаторами определения студенческой активности стали:

  • участие в активностях организуемые студентами;
  • участие в публичных активностях и работе органов управления, самоуправления ЕГУ.

Кроме того, оценивались два уровня студенческой активности: (1) участие в студенческой жизни университета вне учебного процесса и (2) степень такого участия.

В свою очередь, индикаторами политической активности являлись:

  • участие в политических мероприятиях (конвенциональное/не конвенциональное участие);
  • интерес к социально-политическим процессам;
  • участие в гражданско-политических инициативах/объединениях.

По итогам исследования, все респонденты были разделены на три группы по степени участия в жизни университета:

1. Активная группа и, соответственно, высокий уровень активности;

2. Традиционная группа – средний уровень активности;

3. Пассивная группа – низкий уровень активности.

При этом, активная группа студентов обладала высшей степенью активности в публичных активностях, работе органов управления и самоуправления, а также в публичных и студенческих мероприятиях. Группа традиционной модели участия в жизни университета обладала средней (эпизодической) активностью. Группа пассивного участия демонстрировала минимальную степень активности по сравнению с двумя другими группами.

После проведенного анализа, процентное соотношение студентов от общего количества опрошенных, которое можно отнести к каждой из групп, составило: для активной – 15% ; традиционной – 51% ;пассивной – 34% .

Насколько совпадают уровни студенческой и политической активностей?

Предположение о том, что уровень студенческой активности будет соответствовать уровню гражданско-политической в ходе работы частично подтвердилось. Исходя из целей данной статьи здесь подробно не расписываются ответы в отношении уровня студенческой активности. Однако общими показателямидля определения уровня студенческой активности выступало участие в студенческих инициативах, частота принятия участия в публичных активностях и работе органов управления/самоуправления ЕГУ, а также частота принятия участия в проектах не предусмотренных программой курсов.

В свою очередь рассмотрим показатели гражданско-политической активности более подробно.

Первый показатель – уровень участия в политических мероприятиях , разделяемых на конвенциональную (выборы) и неконвенциональную (включая митинги, шествия, флешмобы и пр.) формы фактически соответствовал базовым характеристикам трёх групп.

Активная группа в наибольшей степени (50%) принимала участие в политических мероприятиях. Более частым видом политического участия здесь было неконвенциональное: митинги/шествия – 39% и флешмобы – 29%. В свою очередь, конвенциональное участие было менее частым: местные выборы – 21%, президентские – 7% и парламентские – 4%.

Для традиционной группы характерен уровень участия в политических мероприятиях ниже среднего. Только 33% студентов в ней отметили, что принимали участие в подобных мероприятиях. Неконвенциональное политическое участие называлось в данной группе наиболее часто: митинги/шествия – 39% и флешмобы – 29%. Показатели конвенциональной формы участия составили: местные выборы – 21%, президентские выборы – 7% и парламентские выборы – 4%.

В свою очередь, для студентов третьей –пассивной группы – показатель участия в политических мероприятиях составил 26%, что всего на 7% меньше аналогичного в группе традиционного участия. Т.е. пассивная группа не продемонстрировала такого низкого участия, как предполагалось.

Таким образом, в отношении распределения в выборочной совокупности: 34% студентов принимали участие в политических мероприятиях , включая митинги/шествия – 20%, местные выборы – 15%, политические/гражданские флешмобы– 14%, президентские выборы – 12%, парламентские выборы – 6%.

Диаграмма №1. «В каких политических / гражданских мероприятиях Вы участвовали? »

Другим показателем для анализа политической и гражданской активности было участие в гражданских инициативах и/или общественных объединениях . Относительно общего количества респондентов только 7,7% студентов принимали участие в подобных инициативах . Студенты отмечали, что принимали участие в: Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, организациях «Европейская Беларусь» и «Наш дом», Белорусском хельсинкском комитете (БХК), курсах «МоваНанова». А также указывали такие виды активностей как: участие в местном самоуправлении, волонтерство в проектах различных организаций в Беларуси и Литве.

Отвечая на вопрос об участии в гражданских инициативах, несмотря на небольшую общую долю данной активности, студенты активной модели участия продемонстрировали самые высокие результаты – 29%. При этом, 14% отметили, что их участие в общественных/гражданских инициативах началось во время обучения в ЕГУ, меньше (7%) указали, что их активность началась до поступления. Подобное распределение дает основания утверждать, что, как минимум, во временном отношении, начало участия в общественных объединениях и гражданских инициативах среди студентов активной группы началось во время обучения в ЕГУ. Это может объясняться как социальным возрастом, так и ростом интереса к подобному роду участия в процессе обучения.

В рамках традиционной группы участия только 6% студентов сказали, что участвовали в общественных объединениях и гражданских инициативах. Пассивная группа не принимали такого участия вообще.

Относительно следующего индикатора – интереса к социально-политическим процессам в мире и в Беларуси, а также общей заинтересованности в политической тематике ,общее количество положительно ответивших было высоко и составило 74% (см. табл. №1). При этом, для всех групп показатели являются достаточно высокими (выше 65%), с небольшим преимуществом среди активной группы студентов.

Таблица №1. «Интересуетесь ли вы информацией о социально-политических событиях в Беларуси и/или в мире? »

Результаты

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Таким образом, предположение о том, что степень студенческой и политической активности будут совпадать частично подтвердилось, поскольку группа студентов активной модели участия продемонстрировала свое соответствие базовым характеристикам, активно участвовала как в общеуниверситетской жизни, так и гражданских инициативах. Вместе с тем, группа традиционного и пассивного участия также соответствовали своим базовым характеристикам в отношении участия в политических мероприятиях и гражданских/общественных инициативах. Однако в отношении проявления интереса с политической сфере, они продемонстрировали достаточно высокий и фактически совпадающий в процентном соотношении с активной группой показатели. Исходя из этого, можно утверждать, что хотя участие в непосредственном политическом действии (выборах, массовых акциях, общественных организациях и гражданских инициативах) для студентов ЕГУ является не самым высоким (за исключением актива). Однако на уровне интереса к социально-политической сферы, показатели высоки.

Как университет влияет на гражданско-политические установки и ориентации?

Как отмечалось ранее, еще одна задача исследования состояла в определении роли университета в формировании гражданских/политических установок и политической активности студентов. Согласно мнению студентов о том, какой агент политической социализации оказал влияние на их политическую и гражданскую активность, университет занимает третье место, после СМИ и семьи . Очень интересными при этом представляются крайне низкие показатели у школы – всего 6%. По сути, ее «обошли» все другие агенты, включая церковь.

Таблица №2. «Что оказывает большее влияние на Вашу гражданскую/политическую активность?»

1. Семья

3.Университет

4. Церковь

5. Друзья

6. СМИ

7. Другое

Вместе с тем, следует отметить, что при ответе на прямой вопрос о том, оказал ли ЕГУ влияние на их гражданские и политические установки, мнения студентов разделилась ровно напополам (50% на 50%) . В свою очередь, отвечая на вопрос о том, что в Университете оказало наибольшее влияние на их гражданско-политические установки , указывались: общеуниверситетские курсы, преподаватели и их профессиональная деятельность, а также курсы предусмотренные учебной программой, на которой обучаются студенты.

Таблица №3. «Что в ЕГУ оказало большее влияние на Ваши гражданские/политические установки?»

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

1.Общеуниверситетские курсы

2.Курсы в рамках программы

3.Участие в активностях, организуемых студентами университета

4.Участие в публичной жизни университета и работе органов управления (например, Сенате)

5.Преподаватели и их профессиональная деятельность

6.Представители администрации университета и их профессиональная деятельность

7.Ничего из причисленного не оказало влияния

Относительно гражданской позиции, 38% студентов ЕГУ оценили себя как человека с активной гражданской и политической позицией . В свою очередь 52% таковыми себя не считают и 10% студентов затруднились ответить на данный вопрос (см. Диаграмму №2).

Диаграмма №2. «Можете ли Вы назвать себя человеком с активной гражданской и политической позицией? »


Подводя итог, следует отметить, что, согласно проведенному исследованию, университет не является главным и единственным агентом политической социализации студентов. Однако согласно полученным данным, влияние университета (в данном случае ЕГУ) на политические установки и активность имеет место, поскольку более половины студентов отмечали такое влияние при ответе на прямой вопрос. Эти же данные косвенно подтверждаются и ответами на вопрос о наиболее значимых агентах социализации, где университет был назван третьим по значимости.

Вместе с тем, исходя из полученных данных ЕГУ оказывает скорее среднюю степень влияния на когнитивную составляющую политической активности, поскольку подобное влияние не превышает пятидесяти процентов. Однако данный показатель нужно оценивать в контексте как самого университета, так и общих установок относительно агентов, влияющих на формирование гражданско-политических установок среди беларуских студентов и беларуского общества, в целом. Их сравнение (особенно с другими университетами, а также неформальными образовательными проектами), дало бы возможность более полного ответа на вопрос, благодаря чему формируются гражданско-политические установки молодежи, как именно влияют на них образовательные институции и в какой степени полезен для этого Европейский гуманитарный университет.

________________________

Статья подготовлена на основании исследования, проведенного в рамках бакалаврской работы на департаменте социально-политических наук ЕГУ под руководством Т.Чулицкой (PhD).

Устав общественного учреждения «Европейский гуманитарный университет», 2014. С. 3. Сентябрь 2014 [просмотрено 16 февраля 2015]. Доступ через Интернет: http://www.ehu.lt/files/Ru_EHU%20Statutes_Final%202014%2009%2023%20v1.pdf

Там же и «Стратегический план ЕГУ 2012 – 2019 гг.» . Декабрь 2011 [просмотрено 7 декабря 2015]. Доступ через Интернет.

В частности, в ЕГУ действует Студенческое представительство (СП), зарегистрированное в статусе отдельного юридического лица, а его представители входят в состав Сената Университета. Оценка качества подобного участия в рамках работы не проводилась.

Анкетный опрос был индивидуальным (по составу аудитории), раздаточным (по способу распространения), письменным (по форме заполнения), очным (по способу взаимодействия исследователя и респондента) и разовым (по количеству проведения опроса).Генеральная совокупность составила 340 студентов. Объём выборки – 182 респондента. Выборка являлась случайной, поскольку генеральная совокупность не превышала 800 респондентов. В качестве метода отбора респондентов использовался метод кластерного отбора. Каждый кластер содержал примерно одинаковое количество респондентов. В свою очередь кластеры делились в зависимости от: программы обучения . В опросе принимали участие только студенты бакалаврских программ, поскольку обучение данных студентов происходит на очной основе, что делает их более доступными для опроса; формы обучения . Студенты дневной формы обучения имеют больше возможностей в принятии участия в жизни университета, что в свою очередь является важным для исследования; курса обучения . Учитывая сроки проведения исследования были опрошены студенты с 1 по 3 курсов. Это обусловлено недоступностью группы студентов 4 курса для опроса, поскольку в период проведения исследования данные студенты проходили учебную практику за пределами университета.

Для определения данных показателей задавались следующие вопросы: 1). «В каких студенческих активностях, организуемых студентами, Вы принимали участие?» .В рамках данного вопроса студентом предлагался список студенческих активностей с 2012 по 2015 года. В случае если данный список был неполным, предлагалось свободное поле, в котором можно было указать активности вне списка. 2). «Как часто Вы принимаете участие в публичных активностях и работе органов управления, самоуправления ЕГУ?» .Данный вопрос выглядел в виде таблицы с указанием активностей и частоту данных активностей. Также студенты могли дополнить список, в случае, если он представлялся неполным. 3). «Как часто Вы принимаете участие в следующих проектах, которые непосредственно не предусмотрены программой ваших курсов?» .По форме данный вопрос был организован как и предыдущий.

Необходимо отметить, что на момент проведения предыдущих президентских выборов в 2010 г. количество студентов, которые могли голосовать (достигли 18 лет) было небольшим (около 6%).

Для определения данного показателя задавался вопрос: «В каких общественных объединениях/гражданских инициативах Вы принимали участие?».

mob_info