Что за картина березы церковь деревушки запустенье. Березово Спасского у., что ныне Шиловского райоеа.Никольская церковь

В нескольких километрах от Берёзово, на живописнейшем месте находится старинный монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С Божией помощью нам удалось посетить это благодатное место.

История монастыря:

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1477 году.
В статье Е. Лукьянова «Оптинской святости мудрый хранитель» есть упоминание о поэтическом предании, рассказанном в беседах с духовными чадами старцем Варсонофием, которым Добры монастырь был связан с Оптиной. Когда-то в здешних лесах жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата – Добрый и Лютый. Раскаявшись в своих злодеяниях, они изменились и сделались монахами, основав монастыри, впоследствии названные их именами: Оптин, Добрый и Лютиков.
Какие же сведения имеются об истории и времени основания монастыря?
В той же статье говорится, что точной даты о времени основания монастыря нет, но тот факт, что в синодик монастыря внесены имена всех владетельных удельных Одоевских и Воротынских князей, дает основание предполагать, что монастырь возник еще в то время, когда прилегающая к нему местность составляла часть территории Одоевского удельного княжества. Предполагается, что Добрый монастырь основан первым удельным Одоевским князем Романом Семеновичем Новосильским в промежутке времени между 1385 и 1402 годом. Название «Добрый» он носит со времени его основания. Местное придание гласит, что основатель обители часто приезжал из Одоева в эти места для ловли бобров, в изобилии водившихся тогда по берегам рек Оки и Вялки. В дремучем лесу на том месте, где теперь стоит монастырь, он раскидывал шатер. Улов всегда давал богатую добычу. Приписывая этот успех помощи Божией, князь назвал это место Добрым и в ознаменование своей благодарности Богу за счастливый успех ловли, построил на сем месте монастырь с церковью. По имени этого урочища и монастырю присвоено было придаточное название «Добрый».
В книге третьей «История Русской церкви» основание Доброго близ Лихвина мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы, относится к 14-му веку.
В последующие века история монастыря неразрывно связана с историей и становлением российского государства.
Ревностно заботились о поддержании монастыря и наделили его богатыми земельными владениями потомки Одоевского князя Романа Семеновича Новосильского. Так князья Никита Романович и Данила Семенович придали ему сельцо Добринское с деревнями, починками, селищами, озерами, рыбными ловлями и бобровыми гонами, лугами и перевозами на реке Оке, около деревни Машковичи. Благодаря щедрым пожертвованиям, главным образом князей Одоевских, монастырь к началу 17 века разбогател, но его благосостоянию вскоре был нанесен сильный удар – наступили грозные годы «литовского разорения». В начале 1611 года в Лихвинский уезд нагрянули дружины Сапеги. В Добром монастыре расположился со своими воинами пан Хрослинский. По-видимому, на этот раз войско Сапеги воздержалось от опустошения края, так как пан Будзила, из дневника которого заимствованы эти сведения, нигде не упоминает о грабеже монастырских сокровищ или частного имущества.
В 1613 году опустошили Лихвинский уезд и сожгли город Лихвин черкесы. В 1615 году ворвались татарские шайки. Монастырские села и деревни подверглись новому разорению. На следующий 1616 год в Лихвинский уезд пришли войска Лисовского. Сам город, благодаря героическому подвигу Лихвинского воеводы Федора Стрешнева удалось отстоять, но уезд, а в том числе и Добрый монастырь, подверглись новому разорению. Об этом опустошении монастыря свидетельствуют грамоты царя Михаила Федоровича Романова. Во время всех разгромов архив Доброго монастыря погиб. В числе других письменных рукописей погибли и жалованные грамоты царей, предшественников Михаила Федоровича. В одной из жалованных грамот этого царя Доброму монастырю упоминается, что в 1613 году «приходили к городу Лихвину черкесы и город Лихвин сожгли, в ту пору и их монастырские грамоты, данные прежними государями, погибли».
Информация взята с сайта: http://home.tula.net/krainka_ru/
В 2006 году монастырь начали восстанавливать. Сейчас в монастыре живут двое монахов, которые и проводят восстановительные работы. К гостям относятся дружелюбно: проводили нас в келью, где есть иконостас и старые фотографии монастыря.

Березово Спасского у., что ныне Шиловского райоеа.Никольская церковь Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1917 годы (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей») Сборник справочных материалов по истории Рязанского края. Научное издание.Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Оленев Максим Борисович.Под редакцией профессора Б.В. Горбунова. Компьютерная вёрстка И.Ж. Рындин. Том 39.В 3-х книгах. Книга 3 часть 1.Рязань.Узорочье.2014. 1871 - Помещик Владимир Петрович Телепнев пожертвовал 3 полных священнических облачения стоимостью 350 рублей, подпоручик Петр Никитич Телепнев - 300 рублей на помин его матери и родственников с тем, чтобы проценты с капитала пользовался причт (1870/71, №18). 1875 - Церковному старосте Никольской церкви мировому посреднику Владимиру Телепневу преподано благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты (1874/75, №19). 1881 - Землевладелец села Березова подпоручик Владимир Телепнев 24 июля 1881 года Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени за заслуги и пожертвования по духовному ведомству (1881, №18). 1896 – В поощрение заслуг, оказанных в деле благоустроения церковно-приходской школы, преподано Архипастырское благословение диакону села Березова Сергию Синайскому (1896, №20). 1899 - Священнику села Березова, Спасского уезда, Михаилу Левицкому разрешено употребить два небольших разбитых колокола на отлитие нового большого колокола в ознаменоваше восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая ИИ (1899, №17). 1900 - Разрешено причту и церковному старосте села Березова, Спасского уезда приобрести для церкви новый колокол в 145 пудов на пожертвованные церковным старостой мещанином Иваном Диаконовым и прихожанами средства (1900, №16). 1900 - Разрешено причту и церковному старосте села Березова, Спасская уезда, окрасить внутри стены храма и исправить церковную крышу на жертвуемые средства, с добавлением к оным 80 руб. из церковных сумм (1900, №18). 1902 - Государь Император, согласно с заключением Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах Всемилостивейше соизволил 14 апреля 1902 года, ко дню св. Пасхи, пожаловать за заслуги по духовному ведомству медалью с надписью «за усердие», для ношения на груди, серебряной на Аннинской ленте, старосту церкви села Березова, Спасского уезда, мещанина Ивана Дьяконова (1902, №12). 1913 - На средства прихожан, крестьян Ивана Белова и Николая Егорова, возобновлены иконы в церковном иконостасе (1913, №15). 1913 - На средства церковного старосты (425 рублей) Ивана Степанова Дьяконова решено возобновить иконы в церковном иконостасе (1913, №15). Церковный староста (с 1851 г.) - отставной унтер-офицер Степан Васильев Анашкин (1865/66, №16). Церковный староста - подпоручик Владимир Телепнев (на место умершего отставного унтер-офицера Степана Анашкина) (1870/71, №18). Церковный староста - отставной поручик Владимир Телепнев (1873/74, №19). Церковный староста - отставной поручик Владимир Телепнев (1876/77, №21). Церковный староста - поручик, почетный мировой судья Владимир Телепнев (1883, №15). Церковный староста - дворянин Константин Голиков (1888, №14). Церковный староста - мещанин Иван Диаконов (1889, №13). Церковный староста - спасский мещанин Иван Степанов Дьяконов (1893, №2).

«Над луговою полосою, бегущею вдоль Берёзы, возвышается гора с высокими рощами, с белой церковью... Береза втекает в Межу, приток Двины. Верстах в пяти от нее начинается бассейн Волги, верстах в двадцати - источник Днепра... Отсюда, из деревни Белашово - самого высокого пункта, видны Татево и с. Егорье - родина епископа Николая », - пишет русский ученый, педагог С. А. Рачинский. Этих двух людей роднила любовь к этому живописному, исконно русскому краю. Знаменитая первая сельская школа С.А. Рачинского в его родовом имении в Татеве, находилась всего в нескольких километрах от села Егорье на реке Березе, где родился святитель Николай, где прошло его детство. Сюда в Березу, он приезжал на каникулы из семинарии и академии. Здесь начинался его путь от простого мальчика из российской глубинки до будущего равноапостольного святителя, просветителя Японии, к чьему русскому имени навечно будет прибавлено название чужой страны.

Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, сказал: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную ». С собой иеромонах Николай взял Смоленскую икону Божией Матери, которую благоговейно хранил всю свою жизнь.

Велика и искренна была любовь святителя к России. «Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества » – писал он. Японские христиане позже вспоминали о нём, что «он был большой патриот и горячо любил свою Русь ». «Любовь к Отечеству есть святое чувство » - учил сам святитель Николай.

Никогда не забывал святитель и милой ему Смоленщины. Даже через многие годы, вспоминая родные края, святитель всегда называл Бельский уезд «нашим уездом »...

Особенно глубока была его привязанность к родному селу: «Праздник в моем родном селе Березе. Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело », - писал он в своих дневниках.

Там, в далекой Японии, не забывал высокопреосвященный Николай ни своих родственников, ни подрастающего поколения своих односельчан. Когда он узнал, что при участии Рачинского в Бельском уезде открывается сельская школа, он пожертвовал на ее постройку всю свою первую годовую пенсию и предназначил пенсию за следующий, 1900-й год.

Но особенно близкой и дорогой Береза стала для миссионера в последние годы его жизни. «Сделал заказы стихарей, книг для семинарии и для церковной школы в Березе », – записывает 70-летний старец Николай в августе 1909 года.

Вся жизнь и все силы святителя были отданы проповеди Евангелия, сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца. «Радостно принес он в жертву Христову и свою молодость, и все свои дарования, все силы и самую жизнь свою ». Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в этой стране такой известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где Русская православная миссия: довольно было сказать одно слово «Николай». И православный храм назывался «Николай», и место миссии тоже «Николай», даже само Православие называлось именем «Николай». Имя Святителя знала и почитала вся Япония. Нерукотворным памятником святителю Николаю в далекой чужой стране стала сама Японская Православная Церковь.

А что же осталось на его Родине? В его родном селе?

Русская деревня Береза, что осталось от тебя сегодня? Несколько домов, да поросшие травой могильные плиты... Храм, в котором был крещен святитель, после революции был закрыт, а в послевоенное время разобран на кирпичи. И сегодня на вершине холма Береза стоит только памятная табличка, что когда-то здесь возвышался Храм, куда маленький Ваня Касаткин так любил ходить с мамой, старшей сестренкой Оленькой и младшим братом. В храме служил его отец...

Рядом с храмом в церковной ограде находилось небольшое сельское кладбище. Оно сохранилось и до наших дней. До сих пор на нем видны плиты и изваяния. Здесь похоронены знаменитые земляки святителя Николая. Где-то здесь лежат и его родители...

Во время Великой Отечественной войны в этих местах проходила длительная и ожесточенная битва, названная потом Ржевской. Поэтому, за редким исключением, постройки начала века не сохранились. Район практически обезлюдел...

От Березы осталось только огромное, заросшее травой поле, на котором стоит большой памятный камень и крест. Предположительно, на этом месте находился дом святителя Николая. Впервые большой 5-ти метровый памятный крест был установлен в 1998 году в день рождения святителя.

Тогда же приезжал представитель посольства Японии, принимавший так же участие и в установке памятного камня и таблички, выполненной на двух языках. Но прошло несколько лет, и из-за влажного климата крест сгнил и упал. С тех пор его приходилось менять уже несколько раз.

Настоятель храма святого равноапостольного Николая Японского в поселке Мирный, Артемий Рублёв с волонтёрами и подвижниками скашивают траву, поднимают плиты на погосте, постепенно врастающие в землю. В прошлом году отец Артемий и его юные помощники раскопали часть фундамента разрушенного храма. Раскопали и напольную плитку Храма.

Установили новый крест на месте рождения святого равноапостольного Николая Японского. Ранее крест стоял деревянный. Обновленный крест железный и, с Божией помощью, простоит до устройства мемориального комплекса в честь нашего великого земляка..

Мечтает отец Артемий, что однажды придет возрождение - найдутся благотворители для постройки музея об истории края и великом его сыне, Иване Касаткине, а одна из улиц поселка Мирный станет носить имя Николая Японского. Верит отец Артемий, что все задуманное обязательно воплотится. И вера эта помогает ему не останавливаться в своем благом деле и не опускать рук.

Отрадней нет картины, чем храм среди берёз… В одном из залов Ельнинского историко-краеведческого музея 23 октября состоялось открытие выставки картин масляной живописи Заслуженного художника России Владимира Лавренова. Организаторами выставки стали уже хорошо известные ельнинцам скульптор Константин Куликов и его жена, преподаватель Смоленского института искусств Наталья Куликова. Следует отметить, что эти творческие люди уже не в первый раз проводят в Ельне мероприятия, открывающие перед истинными ценителями удивительный мир искусства смоленских художников.

Как отметил Константин Фёдорович, Владимир Лавренов – один из самых плодотворных художников Смоленщины, который после каждой поездки куда бы то ни было, в деревню, заграницу, всегда привозит свои новые работы, спеша запечатлеть в них своё отношение к увиденной природе.

Владимир Лавренов – наш земляк, уроженец с. Пречистое, Духовщинского района. Большую роль в его судьбе сыграл ленинградский художник Андрей Сашин – ученик знаменитого Павла Филонова, который и привил ему уважительное отношение к художественному ремеслу. После окончания художественно-графического факультета Смоленского пединститута Владимир Александрович некоторое время жил и работал в Молдавии, где увлёкся гелиогравюрой, занимался мозаикой, росписью, граффито. После возвращения на Смоленщину в 1980-м г., значительная часть творчества художника посвящена акварельным пейзажам, которые вводят нас в мир гармонии цвета и образов. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в музеях гг. Комсомольска-на-Амуре, Душанбе, Кишинёва, Павлодара, Рославля (Смоленская обл.), Гагарина (Смоленская область), находятся в частных коллекциях в России, США, Австралии, Англии, Мексике, Канаде, Франции, Израиле, Венгрии, Польше, Китае, Германии.

Пожалуй, общее мнение всех присутствующих отразил в своей речи Владимир Выговский, выразивший благодарность художнику за его поистине народное творчество, такое близкое сердцу каждого, напоминающее о милом доме. А ведь, действительно, глядя на осенний, зимний, весенний деревенский пейзаж, так и хотелось воскликнуть: «Вот моя деревня!», а приглянувшуюся картину назвать: «У порога дома моего». В следующем году художник планирует показать ельнинцам свою графику и акварель, чтобы люди смогли ближе познакомиться с разными сторонами его творчества. Книгу своих стихов «Грех одиночества» таких же светлых и близких сердцу каждого человека, презентовала зрителям супруга художника Нина Лавренова. Хочется отметить, что писать стихи Нина Васильевна начала в 58 лет. В них она стремиться выразить свои чувства о детстве, юности, воспоминания о первой любви, о маме. Надеемся, что выставочные экспозиции работ смоленских художников, в том числе и уже полюбившегося нам Владимира Лавренова, станут традиционными для нас, и мы продолжим знакомство жителей Ельнинского района с их творческим наследием. #выставки



БЕРЕЗА В ЖИВОПИСИ (Часть 1 - Береза - белая подруга)

Воплощая подброшенную мне еще по весне идею моей лирушной единомышленницей Валентиной Шутковой, которая также помогала мне собирать картины, и идя навстречу Троице, одним из символов которой является это дерево, я решил открыть еще одну "темку" в "Тематических галереях" живописи своего дневника - собрать картины, на которых изображена береза. Если вы помните, то я поклонник жанровой, портретной и сюжетной живописи, поэтому огромаднейшее количество пейзажей с березами я сразу "отодвигаю" в сторону. С одной стороны, куда же без березовых рощ Левитана, Шишкина, Куинджи и т.д.? Но, с другой стороны, в пейзажах очень просто закопаться и заблудиться. Поэтому, что выбрал - то и выбрал. А о Троице обмолвился, поскольку, действительно, по русской традиции на Троицу и храмы, и дома украшаются берёзовыми (а на юге - кленовыми) ветвями. В народе Троица почитается за большой праздник, по народным традициям проводятся ритуалы, связанные с культом растительности.
Поэтому сегодняшний мой рассказ о березе.

Береза

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.

А.Прокофьев

Борис Кустодиев В берёзовой роще.

Борис Кустодиев Купание 1921 г.

Борис Кустодиев Хоровод. Новгород. 1912 г. Русский музей

Иван Шишкин Около дачи (На даче). 1894 г. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Иван Шишкин Прогулка в лесу. 1869 г.

Иван Шишкин Берёзовая роща. 1889-90-е гг.

Березы

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Русь моя, люблю твои березы:
С ранних лет я с ними жил и рос!
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

Ефим Волков Старые березы. 1880-е г.

Игорь Грабарь Под березами (Неоконченный портрет детей Мещериных).1904 г.

Середина августа

Середина августа...
Дождь навис стеной...
Не грусти, пожалуйста,
Поделись со мной...

Приклонилась милая,
Не поднять ветвей...
Или отнял силы ей
Ливень-водолей?
Или опечалена,
Что поблёк наряд,
Не встречая чаянный
Восхищённый взгляд?

Не грусти, берёзонька,
Не грусти, сестра!
За дождями-грозами... -
Осени пора.
Золотое платьице
Будет у тебя...
«Русская красавица!» -
Скажут все, любя.
Подними головушку,
Не клони ветвей...
Проглянуло солнышко!
Грусть свою развей!

Федот Сычков Берёзы. 1938 г.

Михаил Врубель Портрет Н. Забелы-Врубель. 1904 г.

Береза

Укрываясь редкой листвой
И в озёра кидая блёстки,
Обнимает месяц рукой
Стан упругий белой берёзки.

И, его смутившись слегка,
Его губ и глаз бледно-синих,
Нежно спрятала до утра
В ветвях месяц от звёзд ревнивых…

А когда белёсый рассвет
Разбросал росу по тропинкам,
То из глаз голубых, как снег,
Потекли берёзьи слезинки…

Месяц еле шептал в тиши
И ласкал, уходя в дорогу.
Лишь сказал ей:- Милая жди
И смахни с своих глаз тревогу-

Вновь осталась: она и печаль,
По ушедшему Другу - слёзы!
И смотрели до боли вдаль
Голубые глаза берёзы…

Аркадий Рылов В лесу. 1905 г. Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Николай Богданов-Бельский На работу.

Николай Богданов-Бельский Мечтание среди берез. 1930 г.

Николай Богданов-Бельский Виртуоз. 1891 г. Национальный музей искусств, Тбилиси

Николай Богданов-Бельский Возле костра.

Береза

Без березы не мыслю России -
Так светла по - славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы - вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ночах.

Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.

Николай Богданов-Бельский За чтением письма. 1892 г. Сумский художественный музей

Николай Богданов-Бельский Крестьянка у ручья. 1912 г.

Николай Богданов-Бельский Первый урок.

Береза

Белая береза, милая сестра
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза - птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,
Ты в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза - русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

А. Горский Без вести пропавший 1946 г.

Алексей Белых У заветной березы. Май 1945 года.

Береза

Может, есть деревья покрасивей.
Но она по-русски мне мила.
Сколько было всякого в России,
А береза все-таки бела.

Лошадь в нее брызгала грязищей,
Ветер на нее пылищу нес,
Обтирал лаптишки старый нищий
О тугие корни у берез.

А она - дождями обмывалась,
Сбрасывала с тела мутный след,
А она все белой оставалась,
Молодая - в тысячу-то лет.

Как ее ломали, мяли, гнули,
Разносили на домашний быт...
Чистою всегда была. Чистюлей
Не была и не хотела быть.

Из нее ль не делали рабыню,
Не секли в крутые времена?..
Черные-то меточки поныне
На себе хранит еще она.

Не ахти с какой судьбой счастливой, -
В пламени горевшая дотла,
Может, и похожая на иву,
Никогда плакучей не была.

Как в солдат, в нее стреляли тоже,
Рвал ее осколками снаряд...
Если говорят: мороз по коже! -
Это про березу говорят.

Хоть зимою всякие деревья
Вроде бы похожи на нее, -
У меня к ней главное доверье
За натуру чистую ее.

Константин Васильев Жница.

Константин Васильев Гуси-лебеди.

Константин Васильев Весна.

Константин Васильев Сестра Людмила.


Оригинал записи и комментарии на

mob_info