Что такое Истина? Эзотерический и практический взгляд. Эзотерический подход к понимания Истины

8. Что есть истина

Красота и ценность истины . В солнечных лучах сознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. Неувядаемая красота, гармония и благородство Парфенона - древнегреческого храма богини мудрости Афины Паллады - символизируют могущество мудрости и непобедимость истины. В мифологическом образе истина - прекрасная, гордая и благородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями - вечным символом мира.

Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.

Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл.

«Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого высокого мнения мы ни были бы о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».

Когда, например, Ф.М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность может служить нравственному возвышению человечества.

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина - это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Истина, говорил Г. Гегель, есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь. Отношение человека к истине выражает в какой-то мере его суть. Так, по словам А.И. Герцена, уважение к истине - начало мудрости.

Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для подвижников науки, искусства искание истины всегда составляло и составляет смысл всей жизни. Память о них хранят благодарные потомки. История помнит искателей истины, рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся травле, обвинявшихся в шарлатанстве, умиравших нищими. Такова судьба многих новаторов, пионеров науки. У входа в храм науки, как и у входа в ад, должна быть надпись: «Страх не должен подавать совета!»

Истина - величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народа составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

Истина, ошибка, заблуждение и ложь . Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Мы говорим, например, об истинном друге и понимаем под этим человека, поведение которого соответствует дружбе. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа - вплоть до теории как целостной системы. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то следах, несущих информацию. А будущее - может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли сказать о самом замысле, что он истин? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное общественно-полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в терминах целесообразности (обеспеченной нравственной оправданностью) и реализуемости.

Содержится ли объективная истина или ложь в таком утверждении, как «удовольствие является добром», в том же самом смысле, как в суждении «снег является белым»? Чтобы ответить на этот вопрос, потребовалось бы весьма долгое философское обсуждение. Одно можно сказать: в последнем суждении речь идет о факте, а в первом - о нравственных ценностях, где многое носит относительный характер.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и «не создается нами»; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания - негладкий путь. По словам Д.И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего - пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно - они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.

Бытует мнение, будто заблуждения - досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.

Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении просто невозможно.

Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор, пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Сказанное верно в основном по отношению к естественно-научному познанию. Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета - прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и т. п., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой недемократических и тем более деспотических режимов более всего склонна к искажению истины, к заблуждениям, ошибкам и сознательному обману. На этом основании она не раз подвергалась далеко не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки. Особенно подвержена «ошибкам» история в руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу интересов власть имущих. Хотя каждый «летописец» несет моральную ответственность перед обществом за достоверность фактов, однако хорошо известно, что ни в одной области знания нет такой их фальсификации, как в области общественной. Д.И. Писарев писал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь; в угоду своим интересам, страстям, порокам, тайным замыслам они жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т. д. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо тщательный подход, их критический анализ. При изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся к рассматриваемому вопросу всю их совокупность. Иначе неизбежно возникает подозрение, и вполне законное, в том, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится «субъективная стряпня» для оправдания, быть может, «грязного дела». Анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества.

Подлинный человек науки должен иметь смелость высказать истину и спорные положения, если он не сомневается в их достоверности. Время реабилитирует перед судом научной мысли любое учение, если оно истинно.

Итак, с нравственной точки зрения заблуждение - это добросовестная неправда, а обман - недобросовестная неправда, хотя можно привести немало примеров тому, когда «ложь во спасение» выступает как нечто нравственно оправданное: разведчик вынужден логикой своего дела жить в атмосфере всевозможных легенд; врач с утешительной целью вынужден, исходя из благородных побуждений, нередко скрывать опасное положение больного; правительство во время войны вынуждено прибегать к допущению различного рода вымышленной информации с целью удержания морального состояния народа и войск в духе бодрости и уверенности и т. п.

Относительность и историчность истины. Истина как процесс . Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных знаний, да и житейский опыт - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.

Истина исторична. И в этом смысле она - «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Перед умственным взором ученого всегда предстает незаконченная картина: одно хорошо известно и стало уже банальным, другое еще не совсем понятно, третье сомнительно, четвертое недостаточно обосновано, пятое противоречит новым фактам, а шестое вообще проблематично. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Каждая эпоха питается иллюзией, что наконец-то в результате мучительных усилий предшествующих поколений и современников достигнута обетованная земля настоящей истины, мысль поднялась на вершину, откуда как бы и некуда идти дальше. Но проходит время, и оказывается, что это была вовсе не вершина, а всего лишь маленькая кочка, которая зачастую просто затаптывается или в лучшем случае используется как опора для дальнейшего подъема, которому нет конца… Гора познания не имеет вершины. Истины, познанные наукой на том или ином историческом этапе, не могут считаться окончательными. Они по необходимости являются относительными, т. е. истинами, которые нуждаются в дальнейшем развитии, углублении, уточнении.

Каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Отметается наукой лишь претензия, будто она являлась исчерпывающей. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна).

Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед - это открытие и новой тайны, и новых горизонтов незнания; это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение - всего лишь гипотеза; получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.

Абсолютная истина и абсолютное в истине . Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, чтo имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня Россия - не монархия. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Если суд признает человека виновным в совершении преступления, то в приговоре не остается ничего, что могло бы противоречить достоверной истине этого эмпирического факта. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных выражений, как, например, сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов; и т. п. Они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении - в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т. п. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Например, каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественниц, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности и еще раз относительности нашего знания.

Конкретность истины и догматизм . Конкретность истины - один из основных принципов диалектического подхода к познанию - предполагает точный учет всех условий (в социальном познании - конкретно-исторических условий), в которых находится объект познания. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. Верное отражение одного из моментов реальности может стать своей противоположностью - заблуждением, если не учитывать определенных условий, места, времени и роли отражаемого в составе целого. Например, отдельный орган невозможно осмыслить вне целого организма, человека - вне общества (притом исторически конкретного общества и в контексте особых, индивидуальных обстоятельств его жизни). Суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Это положение утратит истинность, если изменить давление.

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными особенностями, имеет свой уникальный «контекст жизни». В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Истинны ли, к примеру, принципы классической механики? Да, истинны применительно к макротелам и сравнительно небольшим скоростям движения. За этими пределами они перестают быть истинными.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом. Особую важность конкретно-исторический подход приобретает при анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику в различных странах.

О критериях истинности знания . Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок?

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой, и заблуждения. Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины, который он полагал в ясности и очевидности знания, во многом содействовал отчетливости мышления. Однако этот критерий не гарантирует надежности.

Такое понимание критерия истинности полно глубокомыслия. Оно опирается на веру в силу логики нашего мышления, достоверность восприятия им реальности. На этом во многом построен наш опыт. Это сильная позиция в борьбе против всякого рода блужданий разума в потемках вымышленного. Очевидность ощущаемого и мыслимого играет не последнюю роль в установлении истины, но не может, однако, служить единственным ее критерием.

Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Вроде бы, что может быть более ясным и очевидным, чем неподвижность Земли. И тысячелетиями человечество нисколько не сомневалось в этой «непреложной истине». Ясность и очевидность - субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное».

Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.

Так, У. Джемс описал, как в результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он знает «тайну Вселенной». Когда действие газа прекращалось, он, помня, что «знает» эту тайну, не мог сказать, в чем именно она заключается. И вот наконец ему удалось зафиксировать на бумаге эту важную информацию до прекращения действия газа. Очнувшись от дурмана, он с удивлением прочел: «Повсюду пахнет нефтью».

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Из истории науки мы знаем, что первооткрыватели, отстаивая истину, как правило, оказывались в одиночестве. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, так как остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца. Смешно было бы ставить на голосование в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того или иного утверждения.

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т. е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. «Истиной прагматизм признает то, - и это единственный его критерий истины - что лучше всего „работает“ на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие…».

Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой», математической «грациозностью». Этпэстетические «критерии» - феномены, конечно, - вещь приятная и, быть может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности. Но эти феномены малонадежны. А вот Э. Мах и Р. Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно, а В. Оствальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: «Не расторгай энергию».

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т. е. результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей чувственной «наготе» - как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. «Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом… тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь». Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Последним же основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания.

Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось истиной, и практика подтверждала это. С точки зрения, например, античной практики (и даже вплоть до конца XIX в.) атом действительно был неделим, так же как в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми - таков уровень современной практики. Практика - «хитрая особа»: она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика первобытного человека, добывавшего огонь трением, другое - средневековых алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото. Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной разрешающей способности, расчеты на ЭВМ - это тоже практика. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Данное положение становится закономерностью не только в области естественно-научного познания, но также и социального, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей все большая доля принадлежит субъективному, человеческому фактору. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики все более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерностей. Из книги Библия Раджниша. Том 3. Книга 1 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть Итак, Ты один, Господи, есть то, что Ты есть, и Ты один есть Тот, Кто Ты есть. Потому что то, что в целом представляет собой одно, в частях своих - другое, и в чем есть нечто изменчивое, не вполне есть то, что оно есть.И

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Субъективность есть истина Кьеркегор оперирует с двумя понятиями истины. Понятие «объективной истины» предполагает, что суждения истинны, если они соответствуют фактическому состоянию дел. Это понятие лежит в основе так называемой корреспондирующей теории истины:

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

2. Истина веры и научная истина Не существует противоречия между верой в ее истинной природе и разумом в его истинной природе. А это значит, что не существует сущностного противоречия между верой и познавательной функцией разума. Познание во всех его формах всегда

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

3. Истина веры и историческая истина Характер исторической истины сильно отличается от характера естественно-научной истины. История сообщает об уникальных событиях, а не о повторяющихся процессах, которые можно подвергать постоянной проверке. Исторические события не

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

1. Истина как одна истина и как много истин. - То, что экзистенция различает истины, - истину, которую я знаю как убедительную, истину, к которой я причастен (идея), истину которая я сам есмь, - позволяет ей самой стать действительной. Только убедительная, в силу рациональности

Из книги Философия здоровья [Сборник статей] автора Медицина Коллектив авторов --

«Что есть истина?» Этот вопрос задал римский прокуратор Понтий Пилат, демонстрируя знание философии и скептическую усталость. Ответ Христа «Я есмь истина» символизировал победу религии над философией. Поражение философии предопределено пониманием истины Пилатом и

Из книги Ибн-Рушд (Аверроэс) автора Сагадеев Артур Владимирович

Есть или не есть? Размышления о генной инженерии Наталья Аднорал, кандидат медицинских наук О генной инженерии говорят сегодня все. Одни связывают с ней надежду на избавление человечества от страданий. Другие считают реальной опасностью, ведущей мир к нравственной и

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

3. Философ и общество: истина и «истина» Ибн-Рушд, как об этом только что говорилось, предостерегал философов от посвящения в свои сокровенные мысли теологов. И это понятно: поскольку в действительности богословы еще располагали реальной силой, они могли принести

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком? Философия в своем прорыве к истине (безотносительно к тому, как ее понимать: как подчиненную бытию или тождественную бытию) всегда прорывается через множество препятствий, которые возводит

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

РАЗДЕЛ 3. ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? 16) «Я МЫСЛЮ – ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ» (ДЕКАРТ) Одно из самых известных в философии изречений принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту, который, как и многие другие философы, пытался «докопаться до истины», понять, в чем же смысл человеческого

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Что есть истина? (Христос и Пилат. Картина Н. Н. Ге)Дух и/или МатерияБорец за идею и/или ЭпикуреецНищий телом и/или Нищий духомСтрадание и/или Наслаждение* *

Из книги автора

5. «Что есть истина» Истина, по гречески – «алете?йа» – одно из важнейших понятий философии на протяжении всего ее существования. Что же это такое – истина? Конечно же, однозначного, исчерпывающего и окончательного ответа на этот вопрос до сих пор не существует, и вряд ли

«В чём же истина человека?»

В 30-е гг. де Сент-Экзюпери со своим механиком Прево попадают в две серьёзные авиакатастрофы. Первый раз это происходит в самом конце 1935 года в Ливийской пустыне, когда их «Симун» среди непроглядной ночи на скорости двести километров в час врезается в склон песчаного плоскогорья. К счастью, по касательной… На четвёртый день их, бредущих по пустыне и умирающих от жажды, спасли бедуины.

Второй раз, в 1938 году, их самолёт терпит аварию в Гватемале, пилот и механик в тяжёлом состоянии попадают в больницу. Здесь у де Сент-Экзюпери появляется возможность собрать свои отдельные заметки в одну книгу. Так была написана уже не раз нами цитированная «Планета людей», впервые опубликованная в 1939 году в США под названием «Ветер, песок и звёзды». писатель экзюпери летчик истинность

В отличие от предыдущих книг де Сент-Экзюпери, в ней нет сюжета, перед нами - размышление автора о жизни и предназначении человека.

Ответ на вопрос о смысле человеческого существования автор предлагает искать в своём сердце: переполняющее чувство полноты жизни будет надёжным индикатором. Философы-экзистенциалисты называли это состояние «прорывом в экзистенцию», Фромм - «бытиём» (противоположным «обладанию»).

Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями и есть у нас общая цель… - А иначе в наш век - век комфорта - почему нам так отрадно делиться в пустыне последним глотком воды? Не малость ли это перед пророчествами социологов? А нам, кому выпало счастье выручать товарищей в песках Сахары, всякая другая радость кажется просто жалкой.

Говоря о товариществе и побывав на войне, де Сент-Экзюпери не может обойти вниманием тему фронтового братства. Но ведь напротив - тоже люди, у них тоже боевое товарищество, они тоже сражаются за свои идеалы… На фронте под Мадридом де Сент-Экзюпери становится свидетелем такого диалога через линию окопов. «Амиго! - кричит солдат-республиканец, - за какие идеалы ты воюешь?» - «За Испанию! - отвечают с той стороны, - а ты?» - «За хлеб для моих братьев!» - после чего враги желают друг другу спокойной ночи.

В «Планете людей» он пишет:

Так чему же тогда удивляться. Кто в Барселоне, в подвале анархистов, встретясь с этой готовностью пожертвовать собой, выручить товарища, с этой суровой справедливостью, ощутил однажды, как в нём пробуждается некто совсем новый, незнакомый, для того отныне существует лишь одна истина - истина анархистов. А кому довелось однажды стоять на часах в испанском монастыре, охраняя перепуганных коленопреклонённых монахинь, тот умрёт за Церковь.

Сент-Экзюпери приходит к выводу, что война - это лишь суррогат истинного существования. Не умея по-другому преодолеть серую обыденность, люди на войне обретают подобие полнокровной жизни.

Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей; ради того, чтобы вкусить хлеба среди товарищей, мы и приемлем войну. Но чтобы обрести это тепло, чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, совсем незачем воевать. Мы обмануты. Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения.

Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.

Последняя фраза показывает, что идея о «команде одного корабля» не распространяется на убеждённых сторонников идеологий, подобных нацизму, - ненавидящих всех, кто от них отличается. Позже эта мысль будет развита в «Письме заложнику» с ключевой фразой: «Уважение к человеку!.. Вот он, пробный камень!»

Итак, людям нужна объединяющая всех цель, считает автор «Планеты людей».

Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдём бок о бок, соединенные узами братства, - но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех?

В неоконченной «Цитадели» де Сент-Экзюпери ту же мысль вкладывает в уста мифического правителя царства:

Заставь их строить башню, и они почувствуют себя братьями. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно Совершенно другой, в определённом смысле противоположный де Сент-Экзюпери автор - Александр Лазаревич в 2004 году выступил с идеей объединить человечество вокруг общего проекта подготовки экспедиции на Марс. Реализация этого проекта поможет людям почувствовать себя связанными общей целью и причастными к чему-то эпохальному. Созданные в ходе реализации проекта медицинские и технические решения также найдут применение и на Земле - аналогично тому, как это было с технологиями, разработанными в ходе выполнения программы «Аполлон». И, наконец, работа на космос избавит инженеров от необходимости работать на войну. Подробнее - см. на сайте А. Лазаревича: http://www.webcenter.ru/~lazarevicha/letters/Mars.htm

Следует только добавить, что принятие и осуществление такой цели человечеством требует серьёзных социальных изменений..

Истинное существование человека… Но что такое истина? Она не доказывается сложной цепью умозаключений, утверждает автор «Планеты людей», истина - это то, что делает мир понятнее.

Истина - это язык, помогающий постичь всеобщее. Ньютон вовсе не «открыл» закон, долго остававшийся тайной, - так только ребусы решают, а то, что совершил Ньютон, было творчеством. Он создал язык, который говорит нам и о падении яблока на лужайку, и о восходе солнца. Истина - не то, что доказуемо, истина - это простота.

Истина конкретна:

Что же мы знаем? Только то, что в каких-то неведомых условиях пробуждаются все силы души? В чем же истина человека?

Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды, значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека (выделено мой. - А.К. ).

А здравый смысл? Его дело - объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.

Чтобы объединить разные истины, нужно подняться над плоскостью, в которой они все образуют мозаичную картину, и замкнуть их «ключом свода». Вспомним, как мастерски де Сент-Экзюпери объединял общим сводом политических спорщиков. Его друзьями были и консерватор Жан Мермоз Видя деградацию французской авиации в ходе «Великой депрессии» и травлю технического директора «Аэропостали», Мермоз присоединился к организации правого толка «Круа ле Фе» («Боевые кресты»). , и левый радикал (но при этом антисталинист) Леон Верт.

Это понятие - ключ свода, преобразующий дробность в целостность, - часто встречается в духовном завещании де Сент-Экзюпери. Стихотворение Ольги Ерёминой «Росток» (входящее в цикл «Врата Цитадели» См. http://zhurnal.lib.ru/e/eremina_o/vrata.shtml) завершается такими строками:

Этой ночью магнолии-звёзды огромны,

Словно чудный подарок - возьми и сорви.

Ты протянешь ко мне разноликую дробность -

Я верну тебе целостность нашей любви.

Преобразование дробности в целостность под общим сводом храма - это, конечно, не благое пожелание в стиле «ребята, давайте жить дружно!» и не механическое смешение. Главный герой «Цитадели» говорит:

Примирить - значит удовольствоваться теплой бурдой, где ледяной оранжад смешался с кипящим кофе. Я хочу сберечь особый аромат каждого. Ибо желания каждого достойны, истины истинны. Я должен создать такую картину мира, где каждому отыщется место. Ибо общая мера истины и для кузнеца, и для плотника - корабль.

В 1955 году вышла книга Эриха Фромма «Здоровое общество», в которой он научно ставит вопрос о болезни современной цивилизации - и, как следствие, о «патологии нормальности», - намечая пути радикального оздоровления общества. На последних страницах «Планеты людей» де Сент-Экзюпери говорит о том же языком художественных образов. В вагоне с польскими рабочими, высланными из Франции, он увидел спящего малыша, кое-как примостившегося между забывшимися тяжёлым сном родителями.

Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят её и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречён.

Это наглядная иллюстрация книги Фромма о патологии «нормы» современного мира.

Не сострадание меня мучит. Не в том дело, чтобы проливать слезы над вечно незаживающей язвой. Те, кто ею поражён, её не чувствуют. Язва поразила не отдельного человека, она разъедает человечество (выделено мной. - А.К. ). И не верю я в жалость. Меня мучит забота садовника. Меня мучит не вид нищеты, - в конце концов люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем… Того, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека.

Самая сложная, но самая необходимая задача - пройдя, как по лезвию бритвы, между многочисленными ловушками, создать в обществе каналы для проникновения Духа в «глину».

Прислушайтесь к высказываниям об Истине тех людей, что прикоснулись к ней.

Некоторые умылись в Её живой воде и прозрели, некоторые искупались - и заново родились, некоторые утонули - и стали едины с Ней.

Не входят в Истину иначе как через Любовь.

Августин Блаженный

Бесконечная любовь – единственная истина, все остальное – иллюзия.

Дэвид Айк

Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна.

Абу-ль-Фарадж

Всё, что мы слышим - мнение, а не факт. Всё, что мы видим - видимость, а не истина.

Марк Аврелий

Приличнее не говорить ничего лживого, нежели говорить все, что истинно.

Джозеф Аддисон

Прекрасно только то, что истинно, но не все, что истинно - прекрасно.

Филлис Андрие

«Истина» – море, «закон» – судно. Без судна на чем переплывешь море?

Абдаллах Ансари

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека. Маркс К.

Истина человека - это то, что делает его человеком. Сент-Экзюпери А.

К числу непреложных истин относится та, согласно которой человек, сколь бы высоко он ни поднимался по лестнице Жизни, всегда видит со своего места того, кто ближе к вершине, чем он. И сколь бы низко ни опускался человек и ни отступал, он никогда не встанет на последнюю ступень, ниже которой не стоял бы никто. Рейхани А.

Постигший истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и думает о том, кем он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения и отвергнет оцепенение вечности. Хун Цзычен

«Я есмь путь, истина и жизнь»16. Что это значит? Это значит, что истина не носит интеллектуального и исключительно познавательного характера, что ее нужно понимать целостно, она экзистенциальна. Это значит также, что истина не дается человеку в готовом виде, как вещная, предметная реальность, что она приобретается путем и жизнью. Истина предполагает движение, устремленность в бесконечность. Истину нельзя понять догматически, катехизически. Истина динамична, а не статична.

Познание просветления венчает духовное развитие на Земле и указывает путь человеку, который ведет к освобождению от страданий, к осознанию себя частью вселенского разума и любви, к дальнейшему духовному совершенствованию.

Будда считал, что обсуждение метафизических вопросов приводит к образованию пристрастных мнений, которые напоминают описание слона слепыми, сделанное на основании ощупывания различных частей его тела. Он призывал оторваться от теоретических умствований и немедленно извлечь отравленную стрелу, вонзившуюся в бок. То есть, перейти к практике, а не разглядывать стрелу и пытаться узнать, из чего она, кто сделал ее и кто пустил.

Своих учеников Будда учил не мудрствовать над такими бесполезными вопросами, как «есть ли жизнь после жизни», «как устроен мир» и прочими. А посвятить себя познанию четырех истин:

1. Жизнь полна страданий.

2. Страдания имеют причину.

3. Страдания можно прекратить.

4. Путь, ведущий к освобождению.

Подходя к концу своей жизни, я осознаю всем своим существом, что я жил и живу совершенно не в том мире. Что есть другой мир, для которого я и предназначен. Тот мир настоящий, а этот какой-то временный. Как будто я вышел из поезда не на той станции, на которую мне кто-то дал билет, а я почему-то ошибся. Туда куда я должен был попасть, там всё настоящее, а здесь всё временно, всё пролетело как сон. Почему я ошибся и кто в этом виноват? Можно ли исправить свою ошибку и получить билет на свою станцию? Тогда я и стал задумываться о смысле жизни. Я понял, что не может быть так, что в бесконечности всего существует только человек и его разум, как вершина всего разумного. А если это так, то можем ли мы думать, что не может быть более величественного разума, чем человеческий, и что этот разум может творить всё то, что разуму человека не только для творения, но даже недоступно и для понимания? И этот разум может быть за пределами бесконечной вселенной нашей.

БИОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880/5 января 1881 года (по новому стилю) — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии.

ИСТИНА

«Я есмь путь и истина и жизнь»
(Ин. 14, 6)

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, б). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» (Ин. 17, 17) (111, 165).

Истина есть слово Божие — Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром (109, 223-224).

Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами (108, 230).

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он — Дух, от Отца исходящий. Он — Дух Святой Божий. Он — Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну.

Истина, или истинная система

Послание к людям, моим ближним

Загадки природы
Примите ценное разрешение.
Все, что при этом безвозвратно теряют боги,
С лихвой воздастся вам,
И все, что при этом теряют законы, -
Это ярмо позора, с вас решением снятое, -
С пользой обретают
Нравы, от ига жрецов и царей освобожденные.

Предисловие

После такого вступления, как это Послание к моим ближним, возвещаемая мною разгадка должна быть истинной, и я осмеливаюсь утверждать, что такова она и есть на самом деле.

На первый взгляд в этом можно усомниться, но я рассчитываю на второй и даже на третий взгляд, ибо как ни проста разгадка, но она столь нова, что требует повторного рассмотрения; она нуждается лишь в серьезном рассмотрении и разумном обсуждении.

«Истина человека»

Эссе (может и нет)

“В чём же истина человека?
Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды. значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта мера вещей, эта форма деятельности, а никакая-либо иная, дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которое он в себе и не подозревал, значит именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека”
(Антуан Де Сент Экзюпери “Планета людей”)

Много лет назад, а точнее в 1980-ом году, в городе Благовещенске-на-Амуре, в букинистическом магазине мне случайно попался на глаза сборник произведений французского писателя Антуана Экзюпери. До этого я уже читал его «Маленького принца», эту мудрую сказку для детей и взрослых, и остался покорённым простотой изложения мыслей и непередаваемой легкостью его пера. Но после как-то не встречал его книг.

А в том небольшом сборнике оказалось почти всё, что он успел создать, сотворить за свою такую короткую, но такую ёмкую и содержательную жизнь. Говорят, что можно прожить сто лет, в которых не наберётся и года жизни, а можно прожить год, который вместит и сто лет. Последнее - о нем.

В небольших по объёму произведениях бесценными для меня стали его рассказы о людях, рассуждения о человечестве, о добре и зле, о вере, любви и морали, о достоинстве и об элементарной порядочности и, самое главное, - о человеческих отношениях. Может- быть потому и легла эта книга мне бальзамом на сердце, что там, в его коротких произведениях очень просто и ясно были выражены и мои, уже не раз подтверждённые жизнью, мысли и убеждения.

Эта книга, в сказочно иллюстрированной твёрдой цветной обложке в виде раскрытого крыла падающей птицы на фоне синего неба с тех пор стала моим своеобразным жизненным талисманом. Много раз, через годы, я вновь и вновь возвращался к ней, возвращался к Экзюпери, погружаясь в его светлый мир поиска истины, поиска предназначения человека на этой планете. И эти погружения всякий раз подпитывали мои духовные силы.

Позже, получая большой практический жизненный опыт во время работы на заводе, в геологоразведочной экспедиции, в образовании, изучая труды великих философов, слушая лекции известных ученых в Ленинградском и Московском университетах, совершая большое количество путешествий в горах, я всё чаще и чаще находил подтверждения тем простым истинам, к которым этот писатель в своих произведениях приблизился вплотную и которые помогали и помогают мне жить… .

Совсем недавно я вновь вернулся к моему любимому сборнику. И, как чудо, как откровение, этот человек открылся мне еще с одной, может быть, главной своей стороны. Это – сострадание! Сострадание, красной нитью и незатухающей болью пронизывающее все его отступления. Сострадание ко всем людям на земле. И боль за судьбы человечества.

Он был летчиком в пору прокладки первых воздушных почтовых трасс над Южной Америкой и Африкой. Он много раз погибал, но вопреки всякой логике, выживал и вновь поднимался в небо. Он видел нашу планету мирную и видел её израненную, когда фашизм пытался поработить человечество. Борьбе с этой чумой 20-го века он, как военный летчик, отдал все свои силы и …жизнь. Он не вернулся тогда, в сорок третьем, из разведывательного полета над Средиземным морем, как завещание, оставив человечеству свое такое краткое и такое ёмкое “ Письмо к заложнику”.

А теперь пусть говорит Антуан и, может быть, в наше непростое время он поможет кому-то из людей понять самих себя, правильно расставить жизненные ценности, выбрать свой путь…

“…К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат другу другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас, везде и всюду, стремятся к одному и тому же.
Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый её удар унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый её .удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми…
А мы хотим бежать с каторги…”.

“…Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких испытаний, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба-плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдёшь приют в его тени…”.

“…Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить…”

“...Да, конечно, человек полон противоречий. Иному дается верный кусок хлеба, чтобы ничто не мешало ему творить, а он погружается в сон; завоеватель, одержав победу, становится малодушен, щедрого богатство обращает в скрягу. Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем, какого человека они вырастят? Кого породит их торжество? Мы ведь не скот, который надо откармливать. И когда появляется один бедняк Паскаль, это несравнимо важнее, чем рождение десятка благополучных ничтожеств.
Мы не умеем предвидеть главное. Кого из нас не обжигала жарче всего неожиданная радость среди несчастий? Её не забыть, о ней тоскуешь так, что готов пожалеть и о несчастьях, если с ними пришла та жаркая нечаянная радость. Всем нам случалось, встретив товарищей, с упоением вспоминать о самых тяжких испытаниях, которые мы прожили вместе.
Что же мы знаем? Только то, что в каких-то неведомых условиях пробуждаются все силы души...”

“…Чтобы понять человека, его нужды и стремления, постичь саму его сущность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевидные истины. Да вы правы. Вы всегда правы. Логически можно доказать все, что угодно. Прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества вздумает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым – и сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнём жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники.
Чтобы понять, в чем же сущность человека, надо хоть на миг забыть о разногласиях, ведь всякая теория и всякая вера устанавливают целый Коран незыблемых истин, а они порождают фанатизм. Можно делить людей на правых и левых, на горбатых и не горбатых, на фашистов и демократов – и любое такое деление не опровергнешь. Но истина, как вы знаете, это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос. Истина – это язык, помогающий постичь всеобщее. Ньютон вовсе не “открыл” закон, долго остававшийся тайной,--так только ребусы решают, а то, что совершил Ньютон, было творчеством. Он создал язык, который говорит нам и о падении яблока на лужайку, и о восходе солнца. Истина-не то, что доказуемо, истина--это простота”...

“…Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы-команда одного корабля…
Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдём бок о бок, скреплённые узами братства, --но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех? Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам всеобщего. Им служит и физик, выводящий божественные уравнения, в которых разом определена сущность атома и звёздной туманности. Им служит и простой пастух. Стоит тому, кто скромно стережет под звездным небом десяток овец, осмыслить свой труд-и вот он уже не просто слуга. Он часовой. А каждый часовой в ответе за судьбы империи.Вы думаете, пастух не стремится осмыслить себя и свое место в жизни?..”.

“…Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти”…

“…Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы всё спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю.
Тогда они сами построят корабль”…

(Антуан Экзюпери, “Планета людей”).

Рецензии

мне достался в наследство другой сборник Экзюпери 1964 года выпуска, лишь с рисунками автора к "Маленькому принцу". Хотела написать эссе, да времени не хватает. В моем сборнике кроме рассказов, опубликована переписка с матерью. Она одна воспитывала детей и жила полностью ради детей. В первых письмах Экзюпери постоянно просит денег у матери. Позже посылает деньги матери с огромной благодарность. Так много между ними нежности, тепла, огромная любовь. В этом и есть смысл всего творчества писателя. Но как обычно он влюбился не в ту женщину, с которой в итоге практически не жил вместе. Будет у вас время, почитайте. Ваш отзыв замечательный, краткий и вдохновляющий.
С уважением, Ольга

Обычная человеческая жизнь – бесконечное множество нерешенных задач на коротком отрезке времени. Вечные вопросы человеческого бытия, бесконечного смысла всех происходящих событий, порядка вещей и многочисленных жизненных проявлений. Созданная реальность, какая она на самом деле? Та, что осознается разумом или скрытая от нашего воображения? Понятие времени и пространства. Бесконечный поток мыслей, формы и . Что это все такое? Огромные человеческие усилия для поиска своего места и смысла жизни, и кто на самом деле указывает наш путь. Где начало, от которого мы все оказались странниками в бесконечности окружающего пространства?

Истина и , здоровье и болезни, горе и радости. Что все это такое и как в итоге избавиться от страданий? Мы постараемся найти ответы на большинство жизненных вопросов. И для начала попробуем понять формулировку истины.

Люди чаще не хотят видеть реальность или так сказать истину , потому что не очень понимают о значении этого слова. Оно для них размытая, недосягаемая, ненужная вещь, ведь есть более важные вещи, - принято говорить чаще всего. Зачем вообще нужно приближаться к истине и что это такое? для начала можно найти достаточно простой ответ. Истина это абсолютно ровное зеркало для отображения человека и самого жизненного пути. Многие люди, которые не смирились с состоянием раба в мире созданной иллюзии, находятся в постоянном поиске так называемой . Того зеркала, которое укажет кто они на самом деле. Если человек видит себя кто он на самом деле, то начинает избавляться от фальшивых собственных действий, лести окружающих, ложного признания, ненужных знакомых, глупой работы и прочего иллюзорного мира.

Кому выгодна создаваемая окружающая иллюзия? Кто руководит процессом дегенерации для превращения человека в нечто неосознанное, не принадлежащее самому себе существо? Для начала ответим только на первый вопрос. Иллюзия необходима для того что бы отобрать у человека время, данное ему для формирования своей личности. Увести от реальности, дать ложные представления и цели. Это как сделать аборт. Потом недоразвитые мы и заинтересованных в нашей энергии структур. Которые, имея более совершенные жизненные знания, используют нас в своих интересах, как батарейку для своих часов. И чем дешевле человек, тем лучше для его покупателя. К сожалению, большая часть мира изначально построена по системе господства одних над другими. Наша конечная цель - это свобода. Пусть она не буде на все сто процентов, но кто один раз вырвался из кабалы иллюзорной реальности, тот ни за что не пожелает вернуться назад. Это как увидеть море, большая лужа возле дома уже будет казаться местом для развития лягушек. Но, пока мы не видели морской волны, то так и сидим, хлопая ладонями по грязному водоему, в надежде сделать его хотя бы озером.

В нормальном осознанном мире люди постоянно вынуждены заниматься собственным развитием, для остановки процесса саморазрушения или разрушения извне. , саморазвивающиеся люди уже не мешают окружающим, понимая цену самого просветления. Они стараются помочь другим, желающим приблизиться к своему настоящему, и тем самым сами начинают видеть свою истину. То есть принцип познание себя в окружающей действительности. Они смотрят на свои кривые ноги и уже не отрицают этого, а раз проблема осознана то не сложно сделать и второй шаг – начать выравнивать. Пусть видимость сначала не полностью, ведь на каждом отрезке жизни разный размер зеркала. По закону природы, в мире не бывает пустоты, если не берешь хорошего, то обязан взять плохое. Поэтому если не занимаешься своим развитием, то начинаешь деградировать и мешать другим. Приходится мешать «спокойно идущему к познанию». Само понятие развития - это не чтение умных книг с заучиванием формул, - это создание настоящего себя в своем настоящем, тем, кто мы есть на самом деле.

mob_info