Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть? Царствие божие и царствие небесное согласно библии Что такое царствие небесное

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Когда приидет царствие Божие? - Вопрос, разумеется, сделан не от искренности сердца, не с благою целью; он сделан легкомысленно, из любопытства узнать, какой последует ответ. Коварные и злобные фарисеи надеялись, что Господь доставит им повод к удобному обвинению Господа. Составив себе понятие о Мессии, как о великолепном царе и громком завоевателе, видя Мессию в образе убогого странника, не имеющего где главу подклонить, фарисеи предложили вопрос, прикрывая им насмешку, и выразили в нем свое плотское мудрование, чуждое и враждебное разуму Божию.

Господь дал ответ, который приличествует всем без исключения плотским людям, привязанным к миру, проводящим греховную жизнь среди непрерывных житейских забот и вещественного наслаждения. Богочеловек отвечал фарисеям: Не приидет Царствие Божие с соблюдением , то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, ниже рекут: се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть . Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исаак Сирин

Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением , разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь. Да и как нам домогаться высоких Божиих дарований, когда Павел хвалится скорбями и высоким Божиим даром почитает общение в страданиях Христовых.

Слово 55.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-25 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос? Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26, 4) , но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18, 36) . Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10, 8) . Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям. «Сказал также ученикам: придут дни» и прочее. То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16, 1) . «И скажут вам, - говорит, - вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь». Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т. е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом » (μετὰ παρατηρήσεως), т. е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту(ср. стих 20, πότε – «когда »).

«И не скажут…» Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям…

«Внутрь вас есть» , т. е. между вами, в вашем кругу оно уже есть (ἐντὸς ὑμῶν ἐστιν), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф.12:28) . Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших» . Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут ; греч. басилейа ) в библейских книгах имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю". Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш : да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди) . У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.

Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри» нас есть. Можно ли так интерпретировать слова Христа? «Внутрь и внутри» – это одно и то же или нет?

Другие переводы говорят, что Царство Божье «среди нас есть». Это мы видим в переводе, сделанным, например, Русским Библейским Обществом. «Среди нас есть» — этот перевод более точнее передает смысл греческого текста.

Обратив внимание на контекст, мы видим, что данный перевод не противоречит общему контексту. В 17 главе Евангелия от Луки во 22 и 23 текстах говорится следующее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете увидеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь…» . Обратите внимание на повторение фразы: «Вот здесь, или вот там…». Эти слова используются для обозначения Царствия Божьего. Ведь до этого уже использовалась фраза «Вот здесь и вот там… » в Лк. 17 главе 21 стихе. Эти слова сначала он использует для описания Царства Божьего, но в следующем предложении Лука использует эти же слова для описания того, что не увидят Сына Человеческого. Какой можно сделать вывод?

Царствие Божье – это то место, где находится Царь царей и Господь господствующих. Царствие Божье – это то место, где находится Сын Человеческий. Лука говорит Царствие Божье среди вас, хотя вы видите и не замечаете. Это происходит потому, что Я, как царь, как Владыка нахожусь среди вас – здесь. Физически вы Меня не увидите, но Он оставил нам обетование: «Се я с вами во все дни до скончания века». Царствие Божье таким образом представляет собою группу людей, Царем, Владыкой которой является Сын Человеческий – Господь Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея 21:41-46 текстах говорится следующее: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».

Обратите внимание на следующие слова: «Царствие Божье отнимется от вас…». У вас – это у кого? По контексту мы видим, что фарисеи и первосвященники поняли, что Он о них говорит. То есть мы видим, что Царствие Божье будет отнято у вождей и будет передано другому народу. Здесь Царствие Божье представлено как общество людей. Эти люди живут на земле. И они призваны приносить добрые плоды. То есть жить в соответствии с волей Царя, который правит этим царством. Из истории мы видим, что именно так и произошло. Управление было отнято от первосвященников и отдано другим.

Таким образом, народ Божий, представляющий Бога на земле представляет собой группу людей, повинующихся гласу Царя. Это те, которые живут по законам Царствия, по законам Божьим. Люди этого Царства учат других законам Божьим.

Итак, что же такое Царствие Божье, по мнению Иисуса Христа? Царствие Божье – это сообщество, народ Божий, живущий на земле, соблюдая Его заповеди и проповедуя это Царствие другим людям. Не только в узком кругу людей, а на всей территории, по всему миру.

Размер горчичного зерна - полтора миллиметра. Иногда бывает оно чуть больше или чуть меньше. Но по сравнению с другими зернами оно очень маленькое.

Господь берет и сеет зерно в сердца людей. В этой притче человек представляет собой Господа и Царя всего.

Вот отрывок из произведения Льва Толстого «Липунюшка»:

«Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?». Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..». А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?». А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке…».

Откуда появился мальчик в этой истории? Он вывелся. Таким образом только в сказках могут появляться дети.

А Царство Бога на земле не могло зародиться само собою. Царство Божье не получилось случайно, потому что Господь является родоначальником этого царства, строителем. Он взял инициативу в свои руки. Несмотря на то, что мы в лице прародителей ушли от Него, согрешили против Него, Он не оставил нас на погибель. Он пришел и начал Свою проповедь следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье!» Он взял и насадил это семя. Он пришел и совершил великий труд, великий труд спасения. Здесь на земле, ради всех нас. Здесь и начинается Царствие – Царствие Божье. Труд – это Божье действие.

Что Еще сказано о горчичном зерне? Человек взял его и посеял на поле своем. Так это звучит у Матфея. У Луки сказано, что «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк.13:19).

Горчичное семя - не дикое растение. Семя высажено на участке, который постоянно обрабатывается, за ним постоянно ухаживают. Этот участок Богу принадлежит. Не важно, что действия происходят в Божьем саду или на Божьем поле. Здесь Он может ухаживать за посеянным семечком и смотреть, чтобы оно хорошо росло.

Второй момент - зерно высажено в особую почву. Приготовленную. Можно вспомнить притчу о сеятеле. Он идет и бросает семя. Но семена падают на разную почву. Одно падает при дороге, другое на каменистые места, иное в тернии. И только четвертая часть семян попадает на добрую почву.

Здесь представлена картина приготовленной земли. На этой земле уже работали. Мало того, на этой земле и дальше продолжают работать, когда семя растет и находится в процессе роста. Бог не только стал родоначальником и создателем. Он не только работал над тем, чтобы семя появилось на земле и проросло. Он поместил его в Своем саду. Он поместил его в особом месте, где семя сможет полноценно вырасти. Это Он делает для того, чтобы продолжать за ним ухаживать и проявлять за ним заботу.

«Хотя оно меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф.13:22, РБО). Действительно ли горчичное зернышко самое маленькое? Знаете ли вы какие-нибудь другие семена, которые, возможно меньше этого семени?

Это может быть маковое зернышко, либо кипарисовое. Горчичное семя – это самое маленькое семя, которое высаживают палестинские земледельцы.

В иудейской литературе, Талмуде горчичное семя часто обозначает что-либо маленькое.

Семя растет. У Матфея сказано: «Становится деревом». У Марка: «Пускает большие ветви». У Луки: «Стало большим деревом». В плодородной почве Иордана черная горчица становится в высоту от 1 м 80 см до 4 м 50 см. До таких размеров она вырастает за один сезон. Если сравнивать скорость роста с ячменем или пшеницей, то горчичное зерно растет значительно быстрее. Таким образом, Христос показывает не только идею роста семени, но и идею скорости, с которой это семя растет.

В Мф. 13:32 сказано: «прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Что означает эта фраза?

В Палестине щеглы и коноплянки очень часто сидят на ветвях, наслаждаются покоем на горчичном дереве и едят его плоды. Эта картина обычная и понятная для той местности.

Что это может значить в духовном контексте, в духовном понимании этой детали? Где в Библии мы можем увидеть подобные образы? Когда на дереве гнездятся и питаются птицы и что это означает?

В Иез. 31:1-6 сказано: «В одиннадцатом году, в третьем [месяце], в первый день месяца, было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. От того высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы».

Под одним деревом многочисленные народы жить не могут. Вторая фраза в этих стихах объясняет первую. Вот эти птицы, которые гнездятся в ветвях – это различные многочисленные народы. И тоже самое было сказано в отношении Иудеев.

В Иез. 17:23-24 говорится: «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю».

И именно это место, в соответствии с общебиблейским контекстом значения птиц в ветвях дерева, в Иудаизме понималось, что языческие народы придут под сень Израиля и обретут благословения в служении Господу. Присоединятся к Царствию Божьему.

Таким образом, в этой притчи мы находим, что Иисус Христос добавляет еще один важный момент. А именно: В Царствие Божье войдут представители многих разных многочисленных народов.

Итак, давайте повторим. Каким образом начинается царствие Божье? Оно начинается с Божьего действия. Господь берет и высаживает семя. Он совершает спасительное действие и создает это царствие.

Высаживает где? На поле своем или в саду своем. Он помещает его на защищенное приготовленное место, где будет дальше продолжать о нем заботиться. Дальше мы узнаем, что Господь желает нам показать необыкновенный рост от маленького семени до большого ветвистого дерева. Потом Христос желает нам показать и быстроту роста этого горчичного семени. Это говорит, что Царствие Божье в контексте проповеди евангелия будет очень и очень быстро распространяться. Он также хочет показать, что в это Царствие войдут многие разные народы.

Эта притча является по своей природе пророчеством. Исполнилось ли это пророчество? Многие идеологи, философы, многие религиозные и политические вожди считали, что именно учение каждого из них разрастется, распространится и станет больше других. Но только Иисус Христос смог сделать это.

Кого на земле больше всего сегодня в религиозном мире? Христиан. Это факт. Царство выросло из небольшого маленького семени и стало больше всех других. Это пророчество стало исполняться еще в дни апостолов. В Деян. 1:8 сказано о направлениях, в которых разрасталось это царство Божие: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Начинается откуда? Из Иерусалима. Иисус говорил, что спасение «от Иудеев». Дальше распространяется где? По всей Иудее. А потом? Распространяется по Самарии и даже до края земли.

Здесь записана программа, по которой распространяется весть евангелия. Весть о Царстве Божьем.

В Деян. 6:7 говорится следующее: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» . Со слов учеников мы видим, что слово Божье росло и очень сильно умножалось и распространялось. «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян.12:24). В Деян. 13 Дух Святой посылает на миссионерское путешествие по Европейской территории.

В Деян. 19: 18-20 говорится: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» .

Эта притча исполнилась в человеческой истории. Царствие Божье, которое провозгласил Иисус Христос с небольшого количества, быстро распространилось на обширные территории, и продолжает свой рост и свое распространение и сегодня.

Что способствует этому росту? Что нужно, чтобы Царствие Божье росло, без остановок, распространялось и превратилось в большое и огромное дерево?

Нужна работа. Христос взял и посадил семя в саду Своем, на поле Своем. Усилия нужны и действия нужны. Нужен нелегкий труд.

В Мк. 6:30-31 описывается усердие учеников: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».

Настолько усердным и интенсивным был их труд, что им даже есть, было некогда. Они трудились день и ночь не покладая рук. Чтобы Царство Небесное росло и распространялось, необходимо усердно трудиться.

Трудимся ли мы лично для роста Горчичного зерна? На какие жертвы мы готовы пойти, чтобы пророчество Иисуса Христа продолжало исполняться? Каково горчичное дерево в нашем саду?

Давайте подобно Христу, подобно апостолам сделаем со своей стороны все, чтобы радость познания Божьей любви обрели еще многие.

Евгений Бабаков

Иллюстрация

Комментарии (5):

  • Эдуард

    Царствие Божие внутрь вас есть — к этому нечего прибавить, внутрь,не среди вас,не между вас,всё остальное словоблудие о лукавого и ума убогого и ленивого.Ищи внутри себя.Точнее и сказать не возможно.Остановись на мгновение,замри снаружи и обрати взор внутрь себя и увидишь,как умишко суетливый идейки и вопросики беспокойные задаёт,замри,не отвечай и увидишь царствие божие внутри!


  • Юрий Тимошенко

    Царство Бога – иными словами есть Царство Истины. Царство Божье внутри вас – зерно Истины, посеянное Иисусом в сердца внимающих Его Слову. Это зерно, даже будучи малым, как горчичное семя, способно принести богатые плоды и совершить много полезного для человека и его окружающих. «17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).


  • Людмила

    Да конечно.но всё-таки Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.хотя 10 заповедей говорили тоже что и Иисус. Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми. Может поэтому и распространен был грех? Хотя и сейчас его не меньше стало а может даже больше. И всё-таки Иисус показал другой характер бога. Можно сказать другого бога.за что и был распят. что и тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь. Открыл законы бытия. не делящий на овец и козлов.придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам. Чем открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса. Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь.. А вот это и было покрыто от человечества. Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?


  • По делу

    Царство Божие там где Бог управляет.Чего Бог достигает своим управлением?Максимальной общественно полезности.Посему и в ком больше царства Бога больше и общественно полезности.Как достигается общественно полезность?Не просто послушанием Богу(это полумера), а пониманием в чём общественно полезность Его воли и как это касается вас.Общественно полезность не может быть ни фанатична ни допускающая ценность догм.


  • Максим Балаклицкий

    Людмила, спасибо за комментарий. Давайте рассмотрим Ваши основные аргументы.

    Для начала мне непонятно, почему Вы, призывая

    даваите следовать за Иисусом а не за церквями.

    Пишете слово «бог» с маленькой буквы. Если Бога нет (а такое написание в русскоязычной среде практикуют атеисты), то какой смысл в нашей беседе? Если же Вы доверяете Библии, то она говорит о Боге как о личности, и заглавная буква здесь будет полностью кстати.

    Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.

    Если это даже и так (хотя лично я в этом сомневаюсь), то как это объяснить? Богов два? Или Бог один и тот же, а Иисус показал другие Его стороны и черты характера? Если другие, зачем?

    Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми.

    Так уж и все? Это ж смотря чьи интересы исполнение той или иной заповеди защищает. Например, заповедь против изнасилований (Втор.22:23-29) защищает интересы потенциальной жертвы нападения или совращения. Для насильника и развратника это неудобоносимые ограничения. Но я подозреваю, что Вы бы хотели жить в обществе, где потенциальные насильники несут эти неудобоносимые заповеди, не смея напасть на Вас. И так во всех случаях: Закон Божий ограничивает эгоизм сильных, защищая права слабых. Пока мы себя считаем сильными, Закон кажется помехой. Как только наши интересы оказываются под угрозой, мы начинаем быть убежденными сторонниками строжайшего соблюдения правил, которые наши интересы защищают. Это работает как с людьми, так и с Богом. Его интересы также постоянно нарушаются людьми.

    Какие заповеди отменил Иисус? Своей смертью Он упразднил иерусалимский Храм, чтобы открыть нам Храм Небесный (Евр.8-9). Даже ритуальные, церемониальные заповеди сегодня нам нужно изучать, чтобы понимать, что сегодня для нашего спасения делает Иисус как наш Первосвященик Небесного Храма. А остальные заповеди Закона Моисеева - моральные, социальные, политические, гигиенические, экологические и пр. - и подавно важны и актуальны, потому что ограничивают человеческий эгоизм, самодурство и глупость.

    тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь.

    Всё наоборот: иудаизм является национальной религией, а христианство - всемирной и самой распространенной и быстрорастущей.

    Открыл законы бытия.

    А разве библейская книга Бытие эти законы не раскрывает? А книга Исход, Левит, Числа, Второзаконие? А остальные книги Библии?

    не делящий на овец и козлов.

    А разве Бог еврейского Писания людей дискриминировал?

    Исаия 2
    1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
    2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
    3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
    4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    Ис.56:6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
    7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
    8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.

    А что говорит Иисус об овцах и козлах?

    Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
    46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

    Кого Иисус называл Сыном Человеческим? Себя. Именно Он обещает нам поделить людей на овец и козлов и дать этим двум группам совершенно противоположную судьбу.

    придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам.

    Где, когда, кому и на каком языке это сказал Иисус? К слушающим Его евреям, дело было в Галилее, говорил Он на Своем родном арамейском языке. Язычников среди Его последователей никогда не было. Все неевреи узнавали о Нем от других евреев и были подготовлены к слушанию Его учения либо посещением синагоги (Капернаумский сотник), либо общением с евреями (сирофиникиянка).

    Ис.65:2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, —
    3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
    4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
    5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
    6 Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их
    7 беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

    К кому, когда и на каком языке обращался с этими словами израильский Бог? Его пророк здесь говорит на иврите к иерусалимлянам, предвещая вавилонский плен и разрушение Храма.

    Чтобы услышать библейского Бога, надо войти в общение с Его народом. По-другому никак. А вести одинаковые.

    открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса.

    Это цитата из слов не Иисуса, а еврейского пророка Иеремии:

    Иер.33:3 воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

    Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь..

    А разве Моисей и пророки мало говорят о вере? Разве в их книгах мало примеров ответов на молитвы, исцелений и т.д.? Открываем Новый завет:

    Евр.11:32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
    33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
    34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
    35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
    36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
    37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
    38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

    Вера находится в сердце еврейской Библии - это утверждает новозаветный автор.

    Теперь о прыгающей в море горе?. Вы много гор переместили? А знаете тех, кто переместил? Правильно, таковых перемещений никогда не было. Читайте весь отрывок:

    От Матфея 21
    21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
    22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
    23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

    Иисус говорит ученикам об этой - храмовой горе Сион. Проповедь апостолов после смерти и воскресения Иисуса должна была «потопить» Храм - подорвать его богословское значение для иудео-христиан, подготовить их к окончательному разрушению Храма римлянами в 70 году н.э. Только эту гору ученики Иисуса и «сдвинули с места». И никаких других.

    А вот это и было покрыто от человечества.

    Если и было сокрыто, то только для нежелающих вникать в Библию. В 9 главе пророка Даниила четко сказано, что после вавилонского плена Храм будет восстановлен, затем придет Мессия, и земной Храм будет разрушен вскоре после жертвенной смерти Мессии. Разрушен теперь уже навсегда.

    Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?

    Что конкретно Вы имеете в виду? А как узнать об Иисусе и Его учении, если не от какой-нибудь церкви? Нет, ну еще путь есть - пойти в синагогу и изучать то Писание, которое Сам Иисус советовал исследовать - Моисея и пророков, говоря, что они пишут о Нем:

    Иоан.5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

    Но и в церкви, и в синагоге надо будет еще постараться, чтобы отличить то, что реально говорил и делал Иисус от человеческих мнений о Нем.

    Как это Иисус не открывал церкви? А кто?

    Мф.16:17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
    18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

    А (иудейские и христианские) «фарисеи» и «саддукеи», как я уже сказал, выполняют незаменимую функцию: копируют, сохраняют, распространяют, соблюдают, изучают и преподают Слово Божье. Преподают не идеально. Но никакой замены этим людям и их работе не существует.


"Да приидет Царствие Твое!”

Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью "Евангелия Царствия” (Мат. 4:23).

Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, - нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или - общество, построенное на евангельских принципах; или - всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (От. 20:4)?

Само наименование “Царствие " предполагает довольно большую и сложную общественную структуру - государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию - это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.

Но в таком случает, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, - которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?

От греха и непослушания Богу, - учит Священное Писание, от сознательного противления Ему.

Именно в даре свободы, которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли - это, как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или - для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

В принципе Бог мог бы “запрограммировать” нас, чтобы мы делали только “добро,” чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы только предначертанные для нас действия, например, - ели, спали, размножались... Но в таком случае мы не были бы свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой, живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал наш физический мир.

Господу по Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными “механизмами,” а свободными “детьми," которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он, живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!

Но, как мы знаем, произошла трагедия: “научившись добывать огонь, дикарь сжег лес!” - К счастью, не весь и не навсегда!

Здесь не будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества, описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех - это как биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.

Трагедия человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.

Милостью Божией ни наша земля, ни ад - это темное царство зла, которое создали себе демоны, - не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные “острова," "карантинные изоляторы,” или темные пятна - на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в ангельском мире, царят жизнь, мир и гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за бесконечную благость.

Лишь в нашем обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди обманывают и обижают друг друга, “человек человеку стал волком.” По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит наш мир и сделает его кромешным адом.

Но это не случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут “спасены,” т.е. воссоединятся с остальным Царством Божиим. То будет радость, которую нельзя описать.

"И увидел я новое небо и новую землю, - пишет апостол Иоанн в книге Откровения, - ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Храма же я не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его... И город [Новый Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец [Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов... И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” (из книги От. 21-22 главы).

Природа того мира настолько отлична от нашего физического мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.

Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно - наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии - чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.

Значение покаяния

Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. "Мир весь во зле лежит” (1 Ин. 5:19). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправия слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей - было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей: просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.

"Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, - как бы так говорит Иисус Христос. - Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное."

"Покайтесь" - вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово “покайтесь” недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике “покайтесь” - “метанои тэ” значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей.

Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов - не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

Процесс внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с которым он обращается ко Христу. Только такие люди, которые есть ныне в наличности, не пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную переоценку своих мыслей, желаний, стремлений и начать новую жизнь - словом: полностью проникнуться духом учения Христова и стараться подражать Ему.

Но и одного искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия” (Ин. 3:1-3). Это рождение к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода Крещения.

Значение Благодати

Благодать Божия - это первичный источник всех духовных сил и способностей. Она - как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.

Отпав от Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли. Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с ним - утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу уподобляется воскресению из мертвых: "Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и, услышав, оживут,” - говорил Спаситель (Ин. 5:25).

Проникая в сердце грешника, благодать Божия первым делом обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души. Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце грешника и говорит ему: “Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению.” Пробудится ли он и воспользуется этим внушением - благо ему; не воспользуется - будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.

Общая черта покаянных чувств под действием благодати Божией есть недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем, чем обладает, хотя бы он был очень богат.

Слова "Если кто не родиться от воды и Духа...” (Иоан. 3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию и делает нас храмом Духа Святого.

Благодать помогает человеку видеть убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании человека общение с Богом становится его главным богатством.

Отличительной чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие - это то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все духовное. "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся,” - говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина - его мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность потерять общение с Богом. "Духа не угашать” (1 Фес. 5:19), "в усердии не ослабевайте, духом пламенейте,” - предупреждает апостол Павел (Рим. 12:11).

Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому, ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.

Процесс духовного обновления происходит глубоко в человеке, потому и сказано, что "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие - внутри вас" (Лк. 17:20-21). К закреплению внутри себя этого Царства должны быть направлены все наши усилия: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, - говорит Спаситель, - и остальное все приложится вам” (Мт. 6:33). Он не говорит: “Ищите только Царства Божия и правды,” а "ищите прежде всего ," т.е. заботы о Царстве Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.

Враг нашего спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая нам всякие “срочные” и “важные” дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: "Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники” (Мт. 6:31-32). Только люди с непробужденным нравственным чувством удовлетворяются материальными благами. Для сынов Царства Божия внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне его.

Кого привлекает Царство?

Как уже было сказано, в данных условиях Царство Божие осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в людях. Царство Божие особенно близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.

Проникнется ли жаждой духовного обновления тот или другой человек - Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или другой народ - и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и физическими удовольствиями - тому Царство Божие странное и ненужное учение.

Царству Божию не суждено восторжествовать в этом мире. Оно - "тесные врата, и узкий путь,” которые не многие находят. Оно не завершенное, а лишь строящееся "здание.” Но при всем этом оно вполне реальное явление, осуществляющееся в мире со дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется, привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества, всех национальностей и всех уровней развития. Оно - организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой благодатной силой. Царство Божие - это новая, праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.

Полное и всем очевидное торжество Царства Божия осуществится лишь после Второго пришествия Христова, когда общество праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.

Тем не менее благотворные результаты или “плоды” этого Царства заметны в истории человечества после Рождества Христова - в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании суеверий, в большем уважении к личности, в облагораживании всех отраслей искусства - в литературе, живописи, архитектуре, музыке...

Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.

Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!

Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев, отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры. Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его .

Да приидет к нам Царствие Твое, Господи!

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 20 - 25.

20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,

24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

(Лк. 17, 20–25)

Слова сегодняшнего евангельского чтения повествуют о знамениях и условиях наступления Царствия Божия.

По пути в Иерусалим, когда Господь проходил между Самарией и Галилеей, фарисеи приступили к нему с вопросом о времени прихода Царствия Божия. На этот вопрос Господь сказал следующее: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там (Лк. 17, 20–21).

Другими словами, Господь обозначил духовный характер Царства Божия, для которого не назначено определенного места в мире, так как оно не материально: сущность Царствия Божия во внутреннем обновлении и освящении людей. Фарисеи понимали под Царством Божиим земное царство Мессии, пришествие Которого они ожидали вместе с освобождением от ига ненавистных римлян. Господь внушает им, что это царство не внешнее, земное, а духовное, внутреннее, и что оно уже наступило.

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) , – говорит Господь, таким образом поясняя, что Царствие это не от мира сего. Оно не приходит так приметно, как возникают царства этого мира. Про царства мира говорят, что в такой-то стране правит такой-то царь, а в такой-то – другой, но про Царство Божие этого сказать нельзя, так как оно не ограничивается пределами каких-либо стран, но действует прежде всего в душах людей, преобразуя не внешнее положение, а их сердца и жизнь.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «”Внутри вас” понимается двояко: во-первых, Царство Божие уже пришло - оно среди вас, среди народа Иудейского, хотя вы и не замечаете его, по своей духовной слепоте; во-вторых, Царствие Божие невидимо для внешних очей, ибо оно водворяется в душе человека».

Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите (Лк. 17, 22), – обращается Господь к ученикам. Желание это будет вызвано, вероятно, скорбями последних времен. Потому и захотят они, по крайней мере, увидеть один из дней времени Христа, чтобы отдохнуть от скорбей, но этого дня не увидят, так как время Его Второго пришествия еще только впереди.

Блаженный Феофилакт отмечает: «Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но, если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники».

Говоря о наступлении этого Царства, Господь поясняет, что второе Его пришествие будет настолько славным и блистательным, что не́ для чего будет узнавать об этом от других. Пришествие это не ограничится каким-нибудь местом, а, как молния не скрывается, но является с одного края земли до другого, так светло́ и явно оно будет. По вавилонско-иудейскому представлению небесный свод упирался своими двумя концами в землю, а потому молнию, о которой говорит Христос, должно быть видно с одного края неба до другого.

Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17, 25). Так Господь заранее предупреждает учеников о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли. Этими словами Христос приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению. Ведь, если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить, что воцарение Бога происходит в душе человека. Если люди любят Бога и ближних, то куда бы они ни переселялись, в какой бы стране ни жили, везде они будут исполнителями Его воли и причастниками единого Царства Божия. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

mob_info