9 мая дети герои. Маленькие герои большой войны. Медаль «За взятие Берлина»

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили гол

ДЕТИ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 И ИХ ПОДВИГИ

 23:09 08 мая 2017

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.


"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Вконтакте

Накануне праздника Дня Победы 9 мая у всех на устах . Но редко кто вспоминает вклад подростков в великую победу. Между тем ребята, которые не вызывали подозрений у гитлеровцев, активно помогали советским партизанам и диверсантам. Дети Великой Отечественной войны занимают почетное место среди героев-фронтовиков.

Дети мира – дети войны

Школьники, только вчера сдавшие экзамены, записались в партизаны или ушли на фронт, приписав в личных документах два года. Видя ужасы войны и пример старших товарищей, совсем еще юные ребята также хотели служить Родине. Только в белорусских лесах воевали около 75 тысяч детей мира, которые в одночасье стали детьми войны.

Не счесть, сколько было "сынов полка", поскольку командиры скрывали нахождение в своих рядах детей. Их всячески берегли как символ будущего, но зачастую дети наравне со взрослыми участвовали в военных операциях. Узнаем, как дети-герои ВОВ ковали общую победу.

Марат Казей

Полноправный разведчик штаба партизанской бригады №200 имени Рокоссовского родился в 1929 году в Белоруссии. В 30-е годы большевики арестовали его отца по обвинению в "троцкизме". В 1941 году мать Марата расстреляли уже немцы за помощь партизанам. Озлобленный мальчик убежал в лес.

В годы войны он прослыл отчаянным разведчиком. Марат активно участвовал в рейдах, подрывал вражескую технику, эшелоны. В 1943 году его наградили медалью «За отвагу » за прорыв вражеского кольца. Год спустя в ходе разведки он вместе с командиром попал в засаду. Пока оставались патроны, 14-летний паренек отстреливался. Когда опустел магазин, он подорвал себя и окруживших его немцев гранатой. В 1965 году Марат Казей получил звание героя СССР.

Владимир Тарновский


15-летний герой Великой Отечественной войны попал в Красную армию в 1943 году. За годы войны он лишился матери, отчима и младшего брата. Ему хотелось отомстить, и должность посыльного его явно не привлекала. Вскоре ему доверили место в разведроте. Медаль «За отвагу » он получил за захват "языка".

Ранее Владимир вывел заблудившиеся в тылу "студебеккеры" прямо на передовую, чем завоевал уважение старших товарищей. Вместе с ними уроженец Славянска добрался до Берлина, где мелком оставил памятную надпись на Рейхстаге. Он прожил долгую жизнь и умер в 2013 году.

Леонид Голиков


Дети-герои ВОВ часто проявляли смекалку, живой ум и находчивость, помогая старшим братьям, но чтобы поймать вражеского генерала с важными документами – такого не было. По крайней мере, пока в Москве не узнали о Лёне Голикове.

В годы войны 16-летний разведчик-партизан устраивал диверсии на железной дороге, рушил мосты, поджигал вражескую технику и склады. Но был в биографии героя удивительный случай, когда от него с портфелем в руках убегал наутек немецкий генерал.

Дело было на проселочной дороге. Леня сидел в засаде, поджидая врага. Тут появился генеральский «мерседес». Ребенок-герой подорвал машину гранатой. Из нее выскочил офицер, бросившись в сторону леса с портфелем в руках. Леня за ним. Настигнув генерала, он убил его и забрал документы. Пакет спецрейсом отправили в Генштаб в Москву. Герой Советского Союза Леня Голиков погиб зимой 1943 года, участвуя в наступлении Красной армии.

Аркадий Каманин


Среди "сынов полка", как правило, были дети, лишившиеся крова и родителей. Но биография Аркадия Каманина стоит особняком. Сын боевого летчика-героя СССР Николая Каманина отправился на фронт вслед за отцом. В 1943 году 14-летний Каманин-младший стал механиком одного из авиакорпусов Калининского фронта. Вскоре ему доверили летать на «летунке» наряду со взрослыми.

Самый молодой летчик Великой Отечественной войны в один из боевых вылетов заметил подбитый Ил-2 на нейтральной полосе. Аркадий эвакуировал пилота с пакетом документов, за что получил Орден Красной Звезды. В 1945 году он уже вовсю летал за линию фронта, прокладывая маршруты. В его активе медали за взятие Вены, Будапешта, Германии. Скончался ребенок-герой ВОВ год спустя от менингита.

Зина Портнова


Член легендарной ячейки «Юные мстители » Зина Портнова сражалась с врагом в белорусских лесах, приехав перед войной навестить бабушку. Сама Зина была родом из Ленинграда. В 16 лет она вступила в состав «Юных мстителей », проводя смелые диверсии и агитацию среди населения.

В 1943 году она получила задание выяснить причины провальной деятельности «мстителей » и выйти на связь с подпольем в тылу врага. Но немцы арестовали Зину. На допросе она молчала, а когда сил не осталось вовсе, разведчица выхватила у немецкого офицера пистолет и застрелила его, а также двух охранников. Но ей не удалось спастись.

Пытали ее особенно изощренно, пытаясь узнать имена подпольщиков. Однажды она даже бросилась под колеса грузовика, чтобы быстрее умереть. Но палачи схватили ее и принялись пытать еще жестче. Девушку расстреляли в 1944 году в деревне Горяны Витебской области Белоруссии. Звезду Героя СССР Зина Портнова получила в 1958 году.


Дети войны 1941-1945 годов не по своей воле взяли в руки оружие и бросили учебу. Их вынудила война, голод, разруха. Не будем забывать их огромный вклад в победу над гитлеровцами. Это общая победа. Ее ковали все - от детей и тружеников тыла до солдат передовой.

Досуг для детей 5-9 лет: «Маленькие герои – большой войны».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Досуг познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с судьбами и подвигами детей, детство которых выпало на годы войны.

Назначение работы: Досуг предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма и активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству
2. Знакомить детей с подвигами юных защитников
3. Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны
4. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве и храбрости юных героев.
Предварительная работа прочитать художественную литературу:
- Михаил Михайлович Зощенко – Храбрые дети
-Михаил Михайлович Зощенко – Леночка
- Юрий Михайлович Корольков – Леня Голиков
- Вячеслав Николаевич Морозов – Марат Казей
- Григорий Осипович Набатов – Зина Портнова
- Григорий Осипович Набатов – Юные мстители

Ход беседы

Вступительная часть в стихах

Трагедия людей.

Война – трагедия людей.
И траур миллион семей.
И боль потерь, и дикий страх.
И кровь и слезы на руках.

Солдатский подвиг – смертельный бой.
Когда стекала, кровь рекой.
Но из последних своих сил,
Солдаты защищали тыл.

На фронте было тяжело
Они терпели врагу назло.
И зимний холод, и летний зной –
Объединенные бедой.

А враг жестокий, словно зверь
Вел счет бессмысленных потерь.
Но героизм страны великой

Такой большой и многоликой.

Не знал границ, не знал преград
Стоял до последнего русский солдат!
Так победила мы врага
И подвиг этот на века!

Ведущая: 9 мая наша страна будет праздновать день победы. В этом году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. История нашей страны помнит, и чтит подвиг защитников Отечества. 74 года тому назад на нашу страну напал враг - злой и жестокий. Он решил захватить наши земли и убить всех жителей, не жалели фашисты не стариков не детей. После нападения на нашу Родину немецких солдат под предводительством Адольфа Гитлера все граждане нашей страны от мало до велика, встали на ее защиту.
Народная пословица гласит:

Храбрость - сестра победы.
Подвиг делает тот, кто вперед идет.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Война наложила свой отпечаток на историю всей страны. Узнав, что началась война, многие дети пионеры мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность - освоить работу взрослых для обеспечения армии едой и необходимой техникой.
Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза.
Сегодня я хочу рассказать Вам о судьбе и подвигах этих юных героев.

Леня Голиков. (1926 – 1943)

Леня родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего.
Окончил 7 классов. Когда началась война мальчику было 15 лет. Леня ушел в партизанский отряд, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Он участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 склада и 10 автомашин с боеприпасами. Леня сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, он гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик Леня Голиков доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За доблесть и отвагу юный Леня награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Представлен к званию Героя Советского Союза, но получить награду Леня так, и не успел.
24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Звание Героя Леня Голиков получил посмертно.

Марат Казей (1929-1944)

Марат родился в белорусской деревне Станькова в крестьянской семье. В годы войны немецкие войска оккупировали родную деревню мальчика. Мать Марата во время войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске.
Двенадцатилетний Марат стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Кроме разведок, он участвовал в рейдах и диверсиях.
Возвращаясь из разведки, Марат и командир разведки штаба бригады Ларин рано утром приехали в деревню, где надо было встретиться со связным. Лошадей привязали за сараем у крестьянина. Не прошло и получаса, как раздались выстрелы. Деревню окружила цепь немцев. Ларина убили сразу. Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Он был тяжело ранен. Происходило это на глазах практически у всей деревни. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял одну из висевших на поясе гранат и бросил во врагов. Немцы почти не стреляли, хотели взять его живым. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с врагами.
За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый мальчик, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». После войны за героизм в схватках с нацистскими захватчиками Марату Казею присвоили звание героя Советского Союза посмертно.

Зина Портнова (1926 – 1944)

Зина родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье рабочего. Окончила 7 классов. На время летних каникул в июне 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, Витебской области в Белоруссию к своей бабушке. После вторжения гитлеровцев на территорию нашей Родины Зина Портнова оказалась на оккупированной территории.
В 1942 году Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители».
Девочка участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (в Белоруссии), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее. Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Зине Портновой посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Валя Котик (1930-1944)

Валя родился на Украине в селе Хмелевка, в семье служащего. К началу войны он только перешёл в шестой класс. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года - в партизанском отряде. Мальчик был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад.
29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Мальчика схватили и оставили под охраной. Валя удалось освободиться и вырваться, он сорвал с пояса конвоира гранату и бросил ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте офицера и солдата, а грохот от снаряда предупредил партизан об опасности. Сам мальчик был ранен. Благодаря действиям Вали, партизаны успели дать отпор врагу.
В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. После войны самому младшему защитнику Родины Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Саша Чекалин (1925 - 1941)

Саша родился в селе Песковатское Тульской области. В 1941 году окончил 8 класс. Саша был сыном охотника. Мальчик с малых лет научился метко стрелять. С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд. Когда территория Тульской области была частично оккупирована немецкими войсками, стал разведчиком в партизанском отряде. Саша передавал в штаб информацию о местах нахождения и численности немецких частей, их вооружении и маршрутах.
На равных с опытными партизанами 15 летний мальчик участвовал в засадах, минировал дороги, подрывал вражескую связь и пускал под откос немецкие поезда.
В начале ноября 1941 года Саша вернулся в родное село, но был захвачен фашистами, по доносу предателя. Мальчика подвергли пыткам, но юный герой не выдал, ни одного имени, ни одного сведения. Фашисты устроили показательную казнь, чтоб устрашить других жителей села.
6 ноября 1941 года Саша Чекалин был повешен на городской площади.
Перед смертью он успел крикнуть: «Не взять им Москвы! Не победить нас».
4 февраля 1942 года Александру Чекалину было посмертно присвоено звания Героя Советского Союза.


Ведущий: Храбрость, мужество и героизм наших людей в годы войны помогли изгнать врага с родной земли и освободить мир от фашизма.

Стихотворение: Вечная память детям героем войны.

Дворецкая Татьяна Николаевна
Детство оборвано
Словно листок.
В большом жестоком мире
Ребенок одинок.

Враги, разруха, голод
И взрывы в тишине.
Все взрослые мужчины
На фронте – на войне.

Разрушен дом любимый
И школы тоже нет
На детские их плечи
Свалилось столько бед.

Но дети решительно
Брались за дело.
И храбрость, и ненависть
В жилах кипела.

Они помогали
Солдатам в бою.
Дети – герои
Стояли в строю.

Враги не щадили.
Их пытали и били.
Но дети войны
Свою землю любили.

Святую победу
Они приближали.
Но смертью героев
Мальчишки, те пали.

И вечная память
Детям войны.
Их подвиг бессмертный
Мы помнить должны!

Закончить нашу встречу разрешите словами народной пословицы:
Герой умирает - о себе память оставляет.
Вечная память защитникам Родины. Объявляется минута молчания.

Анастасия Чурсина

В наши дни необходимо создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к старшим и, конечно, ветеранам, участникам Великой Отечественной Войны , укрепление связи поколений.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему я предлагаю наглядное пособие, а именно стен газету , а так же беседа о "детях войны ". как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.

Я хочу дать информацию (знание) детям о празднике «День Победы» , о том, как защищали свою страну русские люди, и совсем еще ребята, дети , в годы Великой Отечественной войны , как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Обогащение словарного запаса, предлагаю почитать стихи : на тему «День Победы»

Пусть будет мир.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда

День Победы

Майский праздник -

День Победы -

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Т. Белозеров)

Что за праздник?

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

(Н. Иванова)

Май встречает радостно

Наша вся страна.

По дорогам Родины

Вновь идет весна.

Здравствуй, здравствуй,

Теплый, ясный,

День Победы,

День прекрасный.

Спасибо, наша Родина любимая,

За все твои заботы и дела,

За солнце ясное, за небо синее,

За все, что детям ты дала!

самое главное воспитывать уважение и любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны , заботиться о них, ведь их осталось очень мало.

Публикации по теме:

Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для старшего дошкольного возраста Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для детей старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно.

Цель игры: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о городах-героях ВОВ. Задачи игры: Обучающие: Познакомить детей с памятниками,.

Конспект занятия «В единстве - сила. Партизанское движение и герои-дети в период Великой Отечественной войны» В единстве –сила Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников в современных условиях ДОУ. Программное содержание: -познакомить.

Презентация «Неизвестные герои Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой. День Победы - самый важный из всех праздников. Это праздник наших дедов и прадедов,.

План на неделю «Герои великой войны» Дата Временные отрезки Циклограмма Совместная деятельность педагога и ребенка Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде Тема.

Проект «Дети - герои Великой Отечественной войны» Проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью.

Проект «Дети - герои войны» МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце» Автор-составитель: воспитатель I квалификационной категории Чжан Ольга Владимировна.

Викторина, приуроченная к Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, творческие задания на 9 мая в детском саду. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего дошкольного возраста на или в преддверии праздника.

Сценарий викторины на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашем детском саду! Сегодня мы проводим викторину, посвященную Дню Великой Победы, который каждый год 9 Мая отмечает вся наша страна и множество людей во всем мире. В нашей викторине принимают участие три команды: две команды из подготовительных групп нашего сада и команда первоклассников. Итак, мы начинаем…

Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю.Б. Левитаном, с объявлением о начале войны.

В е д у щ и й:

– Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 70 лет назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора
Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война.
Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

Ведущий объясняет, что такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Демонстрируется крупное изображение современного ордена. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

– А теперь мы проведем жеребьевку команд, определим, под каким номером наши команды будут выступать.

Дети тянут сложенные листочки с номерами. Викторина начинается.

Разминка на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– Первый конкурс называется «Разминка». Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

Разминка

Первый вопрос

– Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)

Второй вопрос

– Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).)

– Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

– Как называется наша страна в настоящее время? (Россия, Российская Федерация.)

Третий вопрос

– В войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия), военные различных специальностей (летчики, моряки, танкисты, снайперы). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы, где воевали:

      • военный флот? (На море, на воде.)
      • авиация? (В небе, в воздухе.)
      • пехота? (На суше, на земле.)

Четвертый вопрос

– За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

– Назовите города-герои, которые вы знаете. (Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой), Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)

– Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года)? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург.)

Пятый вопрос

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

– Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить.)

Информационный блок на 9 мая

В е д у щ и й:

– На этом наша разминка закончилась. Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы упомянули о том, что у них есть боевые награды. Сейчас я расскажу вам о самых главных наградах Великой Отечественной войны. Наградами называют ордена и медали. Как мы можем, увидев их, узнать, где орден, а где медаль? Дело в том, что медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды). Как же выглядят и как называются главные награды Великой Отечественной?

Ведущий рассказывает об орденах и медалях, показывает крупные фотографии с их изображением.

Орден «Победа».

Это орден времен Великой Отечественной войны, которым награждались высшие военачальники, внесшие существенный вклад в победу. Представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из очень дорогого металла – платины и украшенную 150 бриллиантами. Лучи звезды изготовлены из рубинов. В центре звезды расположен медальон, на котором на голубом фоне изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина. В верхней части расположена надпись «СССР», в нижней – «Победа».

Медаль «За взятие Берлина».

Учреждена в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Ею награждали непосредственных участников героического штурма и взятия вражеской столицы, а также организаторов и руководителей боевых операций при взятии этого города. Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек. Орденом Отечественной войны награждали рядовых и командиров, проявивших в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащих, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

Орден Славы.

Орден Славы получали солдаты и сержанты. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя. Он имел три степени. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и около 2600 – I степени. Даже эти сведения говорят нам, как много подвигов было совершено.

Музыкальный конкурс на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– А сейчас следующий конкурс – музыкальный. Каждая команда услышит по 2 отрывка из военных песен. Нужно назвать песню.

Музыкальный конкурс

Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Священная война», «День Победы», «Песня защитников Москвы», «Мы за ценой не постоим», «На безымянной высоте», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Загадки на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – конкурс загадок.

Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны).

Поэтический конкурс на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – поэтический. От каждой команды участвует один человек – он прочитает стихотворение на военную тему.

Дети выходят и читают стихи о войне.

Эстафеты на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– Продолжает наш праздник «Военная эстафета».

Эстафета «Ловкие саперы»

Инвентарь: по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками, вторая пустая корзина находится за последним участником команды.

Задание: по цепочке передать «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую, затем обратно.

«Переправа»

Инвентарь: по 2 небольших обруча и по 1 стойке на каждую команду. Стойка определяет место разворота.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Первый участник встает двумя ногами в один обруч, второй держит в руках. По команде «Начали!» он бросает второй обруч перед собой, перепрыгивает в него, берет освободившийся обруч, бросает его перед собой, перепрыгивает и т.д.

Задание: добраться таким образом до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде. Затем в игру вступает второй член команды и т.д.

«Раненые бойцы»

Инвентарь: ленточки в количестве, в два раза меньшем, чем членов всех команд вместе, по одной ложке и по одному небольшому мячу на команду.

Перед началом игры все участники попарно связываются ленточками за руки выше локтя. Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч.

Задание: добежать до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде, не уронив мячик. Затем в игру вступает вторая пара и т.д.

Конструирование на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– В нашем следующем задании вы будете конструировать военную технику.

Военный конструктор

Каждая команда получает лист размером А2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы. Количество деталей во всех схемах одинаково. Выбраны следующие объекты: танк, корабль, самолет. Задание: выложить на схеме цветное изображение.

Творческое задание на 9 мая в детском саду

В е д у щ и й:

– А теперь самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. Можно посоветоваться перед ответом.
Творческое задание «Что нужно делать, чтобы войны больше не было?»

Дети по очереди отвечают.

В е д у щ и й:

– На этом наша викторина заканчивается. Благодарю всех за участие.

Члены жюри подводят итоги викторины и поздравляют всех с праздником.

Мероприятие к 9 мая в детском саду провела педагог-психолог Центра развития ребенка № 856 Клешнина Светлана Александровна.

Материал предоставлен журналом №5 за 2010 год.

mob_info